Литературный журнал
www.YoungCreat.ru

№ 1 (6) Январь 2004

Наша почта

Наша сегодняшняя почта очень необычна. Это переписка молодого человека, приговоренного к смертной казни, и человека зрелых лет, который тоже перенес в своей жизни немало напастей, но сумел их преодолеть, обретя духовную поддержку в Православии.

ПИСЬМО ПЕРВОЕ

Здравствуйте, дорогой брат во Христе! Получил Вашу бандероль с газетами. Большое спасибо. Вы меня простите, но я не знаю Вашего имени. На бандероли была только фамилия и инициалы. Вот и приходится обращаться без имени.
С Рождеством Вас Христовым! Приятно, что у нашего Господа есть такие люди, как Вы. Напишу Вам немного о себе. Судимость у меня первая. Судя по всему, и последняя. Сижу в камерной системе с 1993 года. Был приговорен к смерт ной казни. В ожидании приговора в камере смертников просидел четыре года. В основном, все переломы жизни моей происходили в этой камере. На основе различных тягот и лишений, все это время шла перековка души. Что там только не происходило: и голод, и холод, и душевные страдания. Порой мучили воспоминания.
«Зачем, зачем я туда пошел? Не хотел же!..» Но на преступление меня толкала какая-то невидимая сила. Хотя преступление было неумышленное. Ведь шел-то я тогда на обычную пьянку... Что-то мне говорило: не ходи. Я и не хотел идти, но все равно почему-то шел, - но почему?..
Сидя в камере, порой слышал, как из других камер выводили таких же, как я, смертников на расстрел. Неприятное ощущение. Когда смертник кричит: «Прощевайте, братва!», - с ног до головы прошибает дрожью, даже руки потряхивает. Сразу начинаешь думать, куда его сейчас поведут, что с ним будут делать. Как его расстреляют, какая пронзит боль. Прорабатываешь каждый его шаг. А потом? Кто следующий? Когда очередь дойдет до меня...
Камера смертников это очень серьезное испытание. Там слезы текут рекой, некоторые не выдерживают и сходят с ума. Но их так же расстреливают, несмотря ни на что.
В такой вот камере происходило мое духовное возрастание. В ней было прочитано много полезных книг: история, классика, религиозная литература. Там же я и крестился. Жаль только, что здоровье подорвал очень сильно. Одни кости остались. А восстанавливать нечем. Когда мне смертную казнь заменили на пожизненное заключение, думал, здесь хоть здоровье подправлю. Но такой нормы, которую дают здесь, я ни разу не встречал В обед, если первое вылить во второе, будет чуть больше половины чашки Работы в лагере никакой нету, отоварка в ларьке тоже запрещена и посылки пока тоже запретили. Порой становится так трудно. Думаешь - все, больше не выдержу. Но проходит время, и ты уже можешь улыбаться.
Сейчас у меня в камере четверо. Все верующие. То есть, между нами - мир и взаимопонимание. У каждого свое молитвенное правило. Кто-то любит долго молиться. Кто-то - покороче. Каждый по своим силам.
Перед приемом пищи встаем на молитву три раза в день все вместе. А так в основном, целый день читаем. С литературой, конечно, очень тяжело. Вы не могли бы послать мне книгу Феофана Затворника «Начертания христианского вероучения»
Сколько я ни встречался с этим великим старцем, всегда поражался его простотой, глубиной и величием мысли. Он пишет так, как будто заглянул в мое сердце. Мне кажется, что по его книгам можно изучать психологию человека. Чтобы нести Слово Божье в тюрьме, надо быть хорошо подкованным в психологии. Я никогда не сталкивался с православной психологией. Вы случайно не сталкивались с книгами, ей посвященными? Напишите, что это за книги? И вообще, напишите о себе. Мне бы очень хотелось поддерживать переписку, без писем здесь очень тоскливо. Сокамерники хоть и верующие, но они только начинают делать первые шаги в вере. Хотел попросить у вас продуктов питания. Да пока нет возможности их переслать. Разрешены мне только две свиданки в год по четыре часа. Там можно и передачу передать. Но это слишком долгий и дорогой процесс.
Да хранит Вас Господь!

Раб Божий Юрий

ОТВЕТ ПЕРВЫЙ

Здравствуйте, дорогой брат во Христе Юрий!
Относительно Вашего вопроса и интереса к психологии. Существуют две психологии, и они мало совместимы между собой. Они отражают две возможные основные мировоззренческие установки человека: атеистическую и теистическую. При атеистической установке человек о Вечности, о жизни после смерти не задумывается, и на его практической деятельности эти вопросы никак не сказываются. В этом случае человек ставит перед собой только материальные цели и задачи. Добывание денег, карьера, слава. Такая установка рождает и соответствующий тип психологии. Характерный ее признак: человек воспринимает другого человека не как саму цель, а как средство для достижения цели, использует другого.
Такого рода психология отработала целый ряд приемов воздействия с целью заставить человека если не принести пользу, то, по крайней мере, не причинить вреда. Есть такой автор Дж. Карнеги, у него имеется несколько работ по психологии такого рода.
Второй тип психологии, свойственный истинному христианину, исходит из мировоззренческой установки на собирание благ не земных и нетленных, благ Царствия Небесного, что заповедано нам Господом Иисусом Христом. Средством достижения Царствия Небесного является любовь человека к Богу и любовь человека к человеку. Отличительный признак такой психологии: человек человеку - сама цель, а не средство к достижению цели. Верующий христианин всегда прозревает в любом человеческом образе, каким бы грязным и греховным он по внешности ни казался, ослепительный Первообраз Божества и уже в силу этого не может относиться к человеку плохо.
Естественно, второй тип психологии намного сложнее психологии первого типа. Судите сами, нужно ли Вам изучать психологию атеистического типа. Промышлением Господа Вы уже пришли к вере, да и всей обстановкой Вашей теперешней жизни Вы максимально изолированы от соблазнов стяжания...
Несколько слов о себе. Мне 50 лет, женат, имею взрослого сына. Закончил Ленинградский политехнический институт. Работаю директором маленькой фирмы, которая занимается производством изделий широкого общего назначения.
С любовью о Господе.

Ваш Алексей Листвин

ПИСЬМО ВТОРОЕ

Получил Ваше письмо книгу, журналы. От всей души рад и очень Вам благодарен.
Мне понравилось, как Вы писали о психологии - просто, ясно, понятно. Нам нужна психология, которая основана на любви к ближнему. Чтобы достигнуть такой любви, нужно постоянно заниматься внутренним деланием, возрастать духовно. Для этого необходимы пост и молитва. Я читаю молитвы по шесть раз в день: утром, вечером, перед вкушением пищи и на сон грядущий, уже лежа после отбоя. Плюс благодарения после каждого приема пищи. А также перед каждым делом. А вот чтобы молитва была постоянная, сердечная, как пишет Феофан Затворник, этого я добиться никак не могу. Ум постоянно уклоняется то влево, то вправо. Молитва получается только устная, но не сердечная. Мысли атакуют постоянно различные мечтания, заботы. Или вот еще один казус. Как избавить-ся от мыслей о хлебе насущном, которые начинают посещать уже через час после обеда. С этими мыслями просыпаешься и ложишься спать. Самое лучшее занятие - чтение Священного Писания. Библия у нас есть, одна на четверых, больше не положено. А вот с другими книгами сложности Потому что у нас есть на все ограничения. Много книг в камере держать нельзя. Лишнюю литературу нужно сдавать на хранение как личные вещи. И еще небольшая просьба. У меня пониженное давление с детства, а пища у нас некалорийная, и витаминов нет. Не могли бы вы мне послать чаю мелколистового?
Алексей Гариевич, дорогой брат, позвольте Вас спросить, а как Вы относитесь к сновидениям? Мне известно, что православная церковь запрещает верить в сны. Но святые отцы делят их на несколько категории. В частности, святитель Игнатий Кавказский говорит: «В сны о смерти верить можно, потому что они напоминают о последнем дне и заставляют человека задуматься над своей жизнью». Но почему в остальные сны верить нельзя? О снах говорит Библия: «Что Господь сотворит, то Он возвестил царю.» Значит, сны от Бога, и это наше будущее. Может быть, я бы не заострял внимание на снах, если бы не одно обстоятельство.
Однажды, будучи еще на воле, я увидел во сне лицо в черном головном уборе. Оно было бледное и имело пронзительный взгляд. Это лицо мне вещало смерть. Когда я проснулся, я был весь мокрый от пота, и у меня тряслись руки.
Прошло после этого два года. Стою я в зале суда, и судья читает: «Приговорить к смертной казни!» Когда он на меня посмотрел, я увидел именно то лицо, которое видел во сне.
И это не единичный случай. Вот что произошло с моим сокамерником. Мы с ним сидели в камере смертников. Однажды он просыпается и говорит: ««Видел сон, что я повесился.» Прошло некоторое время, его помиловали, заменив смертную казнь на пожизненное лишение свободы. Когда я тоже оказался в лагере, то узнал, что он повесился через три дня после прибытия туда.
Что же такое сон? Пророчество о нашем будущем, или дьявольское наваждение?
На пути к вере я тоже видел сны, и в течение короткого времени они исполнялись.
Что меня поражало, они исполнялись с такой точностью, что лучше и не придумаешь. Но это еще не все. При легкой дремоте я стал видеть видения, совершенно открытые, как я их вижу, так они и исполняются. Вижу их самопроизвольно, без всякого старания. Даже наоборот, когда хочу что-то увидеть, не вижу. А вижу тогда, когда не ожидаю. Некоторые сюжеты вижу за несколько лет, некоторые исполняются через несколько дней. Происходит это со мной лет восемь, и с каждым годом все чаще и ярче. Видения меня ни к чему не склоняют и ничего не внушают. Дело в том, что вижу я не что-то сверхъестественное, а простую нашу обыденную жизнь. В одном видении я что-то приобретаю, в другом - что-то теряю. Мне хочется услышать Ваше мнение по этому поводу.
По Библии у меня тоже очень много вопросов неразрешенных. Потому как Библия, в особенности Ветхий Завет, весь состоит из символов, которые истолкованы Святыми Отцами. Вот, например, что такое Божий Ковчег Завета, что он символизирует?
Пишите мне, буду рад с вами общаться!

Ваш брат во Христе Юрий

ОТВЕТ ВТОРОЙ

Вы задаете вопрос о моем отношении к снам и сновидениям. Как учит нас христианская антропология, человек в полноте своей трихотомии (тело, душа, дух) является существом, носящим Образ Божий.
Достоевский писал: «...человек есть Тайна, и если будешь изучать эту Тайну всю жизнь, - не говори, что напрасно потратил время.» И это в полной мере относится к той, достаточно обширной, области человеческой жизни, которая отводится под сон. Ведь никто еще точно не определил и до конца не изучил этот феномен. Говорят о заторможенности рефлексов, о необходимости отдыха для всего организма и, прежде всего, для мозга. Но ведь известны случаи, когда люди не спали годами без ущерба для своей жизни. Это говорит о том, что сон не является такой жизненной необходимостью, как воздух, вода, еда.
Так что же такое сон? На мой взгляд, это маленькая разновидность той большой тайны, которой является человек. Ну, а коли так, то и на область сна распространяется та борьба, которую ведет диавол против Бога за человеческую душу. Именно поэтому Православная Церковь призывает к сугубой трезвости при оценке и трактовке снов: от Бога ли они, или от его супротивника. Именно поэтому в молитве перед сном мы просим: «Мирен сон и безмятежен даруй ми. Ангела Твоего хранителя пошли, покрывающего и сохраняющего мя от всякого зла...»
Поэтому, думается, к трактовке сна нужно подходить совершенно спокойно: ну был такой сон, и что из этого следует? Да ничего не следует. Был такой сон, и все тут.
По поводу трактовки книг Ветхого Завета. Не думаю, что любой стих Библии обладает каким-то сокровенным духовным смыслом, который нуждается в выявлении. Многие разделы Ветхого Завета посвящены- истории еврейского народа, этим и интересны, как исторические документы.
Можно спорить, насколько достоверны сведения, приводимые Библией, но, сколько я знаю, последующие данные науки всегда подтверждали строгую правдивость авторов книг Ветхого Завета.
Эта же добросовестность автора (Моисея) вытекает из его скрупулезности из подробнейшего перечисления деталей, которые Иегова велел евреям реализовать при изготовлении скинии. Естественно, что Господь диктовал конструкцию скинии в рамках тех представлений и возможностей, какие были у евреев на то время. Иначе бы они его просто не поняли.
Вопрос о степени правдивости библейских сведений, конечно, самый серьезный, поскольку многие описываемые события носят характер чуда. И здесь главное свидетельство правдивости, на мой взгляд, - та нелицемерная дотошность, с какой авторы Ветхого Завета повествуют о темных и греховных деяниях своих царей и пророков. То есть, у них, этих авторов, нет желания приукрасить действительность, изменить правде во имя какой-либо конъюнктуры. А значит, они не изменяют правде и тогда, когда описывают чудесные события. Другая логика тут невозможна.

Ваш брат во Христе Алексей Листвин

ПИСЬМО ТРЕТЬЕ

Письмо Ваше получил, за что очень благодарен. Из Вашего письма понял, что большинство сотворенного в мире покрыто тайной. Сны мои -тоже тайна. Я стал в них верить, потому что не было другого выхода. Они появились на первом году после моего осуждения. Я сидел в одиночке, меня ждал смертный приговор, я потерял все, что у меня было, стал никому не нужен, жизнь потеряла смысл. Я был на волосок от самоубийства.
И тут мне стали снится короткие сны, которые сбывались в точности через 2-3 дня.
Я стал задумываться, что за бред вижу. И понял, что мне являются главные фрагменты моей будущей жизни.
Когда я выходил из одного сна, мне кто-то несколько раз повторил: «Четыре года в камере смертников». Конечно, я это не воспринял всерьез, хотя сон был очень яркий. Я просто подумал, что не бывает в России таких длительных сроков ожидания смертного приговора. Но ведь я же просидел именно четыре года в этой камере! И помимо снов тюремных, исполняемых в короткие сроки, я видел и другие сны. В них был и день освобождения, и вольная жизнь, и даже день смерти в глубокой старости. Но сколько я ни думал о смертной казни, мне она ни разу не приснилась. Мои сны дали мне надежду, я понял, что в конце концов все будет благополучно. Если есть будущее, значит, кто-то его создал. Значит, есть Создатель.
Из моих снов мне известно, что когда-то я освобожусь, и этого достаточно. И это, опять же, не главная часть моей жизни. Главное же - это Спасение. Воссоединиться с Господом нашим Иисусом Христом...
Конечно, жить верой - это своего рода дар. Но иметь углубленные знания - это, по-моему, еще лучше и для проповеди, и для углубления веры. Кстати, не знаете ли Вы значение и происхождения слов - Бог, вера, любовь, покаяние, любодеяние?..
Недавно я вступил в разговор с одним человеком, который считает себя Христом.
И хочет создать свое религиозное направление. Мне не известно, какую цель он преследует, или он просто не вполне здоровый. Но он попросил, - расскажи мне значение этих слов. «В кого ты веришь, ты и сам не знаешь.» Я понимаю, что с подобными нет смысла спорить и вступать в какие-либо переговоры. Мне просто хочется знать для себя, на будущее.
Хотя кажется порою, что будущее весьма проблематично. Десять лет камерной системы дали о себе знать. У меня обнаружили туберкулез, перевели в отдельную камеру, назначили лечение, дают очень сильные антибиотики. Курс лечения - один год. А мое питание ничем не отличается от общего. Высыхаю на глазах, эта болезнь на пару с лечением меня просто съедает. Порой такая слабость, - не вставал бы весь день. Но больной ты или нет, а режим для всех один.
Спасибо еще раз Вам за книгу. Нам бандероли не разрешены. Нам разрешены только письма без ограничения. В том числе и заказные, которые пропускают до 500 г, и книги в них посылать разрешается. Вы, пожалуйста, пошлите мне книгу по истории России отдельным конвертом и, если возможно, положите общую тетрадь в клеточку и ручку с двумя стержнями. Интересно, как Ваша семья относится к нашей с Вами переписке?
Спаси Вас Господь за все Ваши дела благие!

Ваш брат во Христе Юрий

ОТВЕТ ТРЕТИЙ

Есть глубокий смысл, что единственная заповедь, данная Господом прародителям в Раю, сводилась к запрещению вкушения с Древа Познания. С нарушения этой заповеди, собственно, и началась человеческая история. Казалось бы, чем вызван такой запрет? Чем в опасную сторону могло отличаться это Древо от других?.. Ответ, по-видимому, коренится в том, в каком состоянии находились прародители
В Раю, и что в это состояние привносило нарушение Божьей воли. Что касается состояния, то оно понятно и может быть охарактеризовано словом «блаженство». При этом ничему конкретному Адам и Ева обучены не были. Возможно ли испытывать состояние блаженства ипри этом очень мало или практически ничего не знать?.. Думаю, любой человек ответит на этот вопрос утвердительно, припомнив моменты радости в своей жизни.
Относительно значения некоторых слов. Бог - господин, богатый милостями.
Вера - мировоззрение, основанное на внутреннем человеческом знании о существовании вне его Личности Всемогущей и Всеблагой.
Любовь - межличностные отношения, основанные на жертве. Уровень любви оценивается уровнем жертвенности. Отсюда евангельское: «Нет выше любви, чем если кто душу положит за други своя.»
Покаяние - процесс, связанный с кардинальной переоценкой жизненных ценностей (например, переход от безверия к вере). Любодеяние - деяние, связанное с любовью.
Что касается книг по истории. Правильно понять и объективно представить историю России могут только те историки, которые были истинно, сущностно православными людьми. А под эту категорию не подпадают, как мне думается, все историки девятнадцатого века: С.М.Соловьев, В.О.-.Ключевский, Платонов и т.д.
О историках советского периода и говорить не приходится. Будучи атеистами, они просто оклеветали историю России.
Поэтому я вам советую читать тех историков, которые были истинно-православными: Н.Тальберг, А. Нечволодов, К. Зайцев, И.Снычев.
Эти люди любили Россию и, следовательно, могли писать о ней правдиво.
Пушкин как-то воскликнул: «...нет достоверности в поношениях, и нет истины там, где нет любви.» Эти слова звучат почти по-евангельски... Моя семья относится к нашей с Вами переписке с полным пониманием, учитывая, что и мать, и жена, и сын - православно ориентированные люди.

Ваш брат во Христе Алексей Листвин

ПИСЬМО ЧЕТВЕРТОЕ

Получил Ваше письмо с книгой. Конечно, очень был тронут.
Расскажу о себе. Родственники у меня есть. Живы и здоровы мать с отцом. Два года назад мать развелась с отцом из-за его постоянных пьянок. С отцом у меня нет никаких общений. Первые пять лет моего заключения мать мне не писала вообще. Я ведь был самостоятельным семейным человеком до судимости, и все контакты с матерью шли через мою супругу. Жена сообщала матери все, что со мной происходит. После же суда и приговора жена перестала поддерживать со мной отношения и через год подала на развод. Через пять лет я написал матери письмо, и у нас завязалась переписка. Она стала мне немного помогать на свою скудную пенсию. Потому что в тюрьме без поддержки очень тяжко, в особенности на нашем режиме. Жила она с отцом в деревне, имела свое небольшое хозяйство. Но когда мать развелась и уехала, все закончилось, - и помощь, и вообще переписка. А недавно мать написала мне, что вышла замуж за хорошего человека и не знает, как сказать ему про меня. Всю жизнь я у нее был примерным мальчиком, а тут на тебе - попал в тюрьму, да еще на такой срок. Конечно, я никого не осуждаю и ни на кого не держу зла, - сам виноват и сам несу наказание. Я просто теряюсь в догадках, как объяснить, что без помощи мне просто не выжить. За три месяца у нас ушло в мир иной семнадцать человек. Вот такие дела.
Письмо матери я, конечно, написал, но у нее опять началось непонятное затишье. Месяц назад уже должен был получить ответ, а его до сих пор нету.
Время от времени мне пишет также теща. Когда мы жили в одной квартире пять лет, она работала директором швейно-вязального предприятия. Благодаря ей, мы жили безо всяких забот. Она нас просто осыпала подарками. Мне даже стыдно признаться: свою дочь мы с супругой практически не одевали, - ее одевала теща.
И сейчас моя дочь живет с тещей. Работу свою, такую прибыльную, теща потеряла в 2000 году, - стала кому-то неуместна. Пришли здоровые парни и под угрозой попросили освободить место. Что ей оставалось делать, если перед ними даже ее «крыша» отступила. Около года теща сидела дома, потом устроилась в больницу завхозом. Но вынужденный уход с ее предприятия, на котором она проработала 30 лет, так ее надломил, что она в больнице больше лечится, чем работает. Одна операция проходит, наступает следующая. Все деньги улетают на медикаменты. Хорошо, что ей помогают ее дочери, сама бы она не смогла все оплатить. Мне она пишет раз в три месяца, посылает конверты, фотографии моей дочери. Слава Богу, дочь растет в хороших руках. О моей супруге теща ничего не пишет. Теща живет в трудных условиях, но и про меня порой не забывает. В этом году прислала посылочку на 10 кг. Хоть немного, но все-таки поддержка.
Есть у меня еще братья и сестры, - три брата и две сестры. Один брат повесился в 93-м году. С остальными переписки у меня нету. Я писал, но мне не отвечают. У каждого своя семья, свои заботы. Понятия о религии в нашей семье никогда не было. Вот и результат, семья разрознена, и общения никакого нет...
Из тех историков, которых Вы перечислили, я никого не читал, кроме Тальберга «Краткий курс по истории Е.Смирнова». Книга очень хорошая, и писатель просто великолепный, но так все сжато, что запомнить эту историю очень сложно. Чувствуется, духовный опыт у вас не малый. Какое у вас образование? И откуда такие глубокие духовные познания?
У меня к Вам просьба. Вы случайно не выписываете журнал «Наука и религия»?
Если да, то не могли бы вы присылать мне уже прочитанные номера? У меня очень слабая образованность, а времени для образования предостаточно, да вот пищи никакой нету. Те книги, что дают нам из библиотеки, вы бы, наверное, и в руки никогда не взяли. Газет нам не дают никаких.
Хочу поделиться радостью. Некоторое время я сидел один, но сейчас нас опять четверо. И самое главное, - перевели в камеру брата Андрея, которого раньше я не знал. Сколько в нем веры, сколько духовного горения! При разговоре на религиозную тему у него даже глаза светятся. Ни споров, ни разногласий, воистину между нами Господь.
Теперь я понимаю Вас, какой Вы обладаете радостью, имея верующую семью.
Ждем Ваших книг. Они нас укрепляют, ободряют, дают темы для
общения и выкладывают твердую опору под ногами.
Храни Вас Господь!

Раб Божий Юрий

ОТВЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ

По Вашим вопросам.
Я закончил Ленинградский Политехнический институт по специальности «двигатели внутреннего сгорания». Работал в НИИ. Кандидат технических наук. Сейчас директор небольшого «ООО», производящего продукцию для строительных машин.
Когда в свои сроки Господь обрушил на меня отрезвляющий и вразумляющий гнев,, и под его ударами начала полностью разрушаться привычная жизнь, основанная на атеистических представлениях, я задумался, - что же происходит. Лег на диван и, может быть, года два читал и думал. И для меня явно открылось, что своей жизнью, жизнью «порядочного человека», я постоянно оскорблял некую Высшую Силу, - ту силу, которая определяет порядок и строй жизни любого человека и меня, в частности. То есть, для меня открылось Бытие Божие именно как Творца и Промыслителя, и Подателя всяческих благ. Это то, что называется покаянием, моментом истины. Естественно, что атеизму пришел конец.
Следующий шаг - от Бытия Божьего ко второй ипостаси Троицы -Иисусу Христу - мне дался не сразу. Я много читал русских авторов - Гоголя, Пушкина, Достоевского, К. Леонтьева, М. Данилевского, православную религиозную литературу.
Кроме того приход ко Христу сопряжен с неким личным мистическим опытом, который описать невозможно, но который присутствует в жизни каждого сознательного христианина. Забыл упомянуть главное: больше всего я читал Новый Завет, особенно Четвероевангелия. Далее возникло понимание того, что необходимо воцерковляться. Понимание того, что «кому Церковь не мать, тому Бог - не отец».
Из Священного Писания мы знаем, что к концу истории основная масса поместных церквей предаст Бога. Истинная же Церковь, Церковь верных, которую апокалипсис называет «Женой, облаченной в солнце», будет гонима, станет численно мала и «сокроется в пустыню». Для меня стало ясно, что Московская Патриархия, возникшая на основании известной декларации митрополита Сергия Страгородского, не является церковью. Я стал прихожанином прихода, являющегося ответвлением РПЦЗ...
Светских газет Вам не дают никаких - это к лучшему. Зачем Вам дополнительно насыщать организм духовной грязью, если главная задача христианина - очиститься от этой грязи?..
Храни вас Господь! С уважением,

А. Листвин

ПИСЬМО ПЯТОЕ

Получил Ваше письмо и спешу с ответом.
Откровенно говоря, я сожалею о своем преступлении, но ни грамма о том, что оказался в этих условиях. У каждого свой путь к Богу, и мне нужен был именно такой. Я был очень упрямый, и мне был необходим сложный жизненный перелом.
Слава нашему Создателю, ибо даже зло он обращает во благо!
Но что значит путь воцерковления? Нас, например, вообще не посещает никакая церковь кроме различных сект. Мы не исповедуемся и не причащаемся. Даже окреститься некоторые не могут.
Так как же мне вступить на путь воцерковления, есть ли у меня такая возможность, и что необходимо для этого делать?
По сути, все православные авторы говорят об одном и том же. Серафим Саровский высказал это кратко. Цель жизни в стяжании Духа Святого! Кратко говорил и Господь: «Прежде всего ищите Царства Небесного, остальное все приложится Вам».
Вроде бы, все ясно и понятно, но дел нету, с чего нужно начинать, как достигнуть этого обожения?..
До обеда я читаю Библию и книги духовного содержания. После обеда нам включают радио, и я стараюсь читать что-нибудь попроще.
Небольшой вопрос к Вам. Вы занимаете интересную должность. Это говорит о том, что Вы постоянно в работе. А как у вас происходит духовная жизнь? Не переходят ли молитвы в автоматизм? Не запущенна ли немного внутренняя духовная жизнь? Так ли это, или у вас какая-то своя методика?
Я молюсь за Вас. Спасибо за все!

Ваш брат во Христе Юрий

ОТВЕТ ПЯТЫЙ

Для всякого человека, который стал задумываться об основных вопросах жизни и смерти, факт Бытия Божьего становится достаточно быстро очевидным. Даже с научной точки зрения ясно, что все мироздание в своей умопомрачительной сложности не могло появиться случайно, само по себе. А значит, оно было создано, и значит, был Создатель. То есть, Творец. Сложнее бывает понять, что этот Создатель - еще и Промыслитель. То есть, Сверхличность, взаимодействующая с тобой как с личностью; прекрасно знающая, что именно тебе надо, и работающая (взаимодействующая) с тобой по строго индивидуальной программе. Сложность понимания Бога как Промыслителя связана с тем, что Он нас врачует от всего, что Ему в нас не нравится, а это и греховная скверна, и направление наших жизненных устремлений; врачует, как правило, скорбями. Атеистически же настроенный человек привык считать скорби злом и всячески от них уклоняться.
Но в единого Бога Творца и Промыслителя веруют и мусульмане, и иудаисты. Нас же, православных, отличает от них вера в божественность уникальной личности Христа.
Когда же мы говорим о том, что наука исчерпывающе узнала и объяснила нечто, мы всегда имеем дело с набором природных свойств, заложенных в природу Создателем. Дальнейшее осмысление этих природных свойств упирается в Тайну, которая научными средствами уже не постигается. Отсюда непосредственно следует очень важный для осмысления Бытия Божьего и истинности второй ипостаси Троицы вывод: наличие Тайны не противоречит реальности события или явления. И наоборот: таинственность явления может свидетельствовать о его реальности. Еще можно сказать так: все реальное - таинственно, а там, где нет тайны, нет и реальности бытия.
В Евангелиях мы почти непрерывно соприкасаемся с Чудом. То есть, с Тайной.
То есть, с реальностью и истиной.

С любовью во Христе Алексей

ПИСЬМО ШЕСТОЕ

Разве может зародиться жизнь сама собой? Привыкли говорить, что зародилось все из хаоса. Но хаос порождает только хаос и ничего более. Так что версия миросозидания очевидна. Должна быть вера, и вера должна быть простой, детской.
«Блажен тот, кто не видел, но уверовал.» О себе могу сказать, что я пришел к осознанию Божьего Промысла через свои сны, - просто, но в то же время сверхъестественным путем. Когда я в своих снах видел будущее, и впоследствии эти сюжеты в точности исполнялись наяву, я бывал в шоке. Только Бог может знать заранее, буду я завтра делать какое-либо дело или нет. Бог - наш Промыслитель и ведет нас к очищению и совершенству путем великих страданий. А мы возмущаемся Божьей «несправедливостью», поскольку своевольны, и не хотим свою волю соединить с волей Божьей. Удерживают нас от согласия с Богом наши страсти, наша греховная сущность. Одно я усвоил твердо: нужно просить не избавления от трудностей, ибо они на благо идут, а просить силы, чтобы выстоять, перенести эти трудности, не упасть на половине пути. Когда с вопросом веры решено, все чувства постепенно сосредотачиваются на внутреннем делании. Главное, чего хочется достигнуть, - стяжания внутренней тишины. Если мысли постоянно заняты работой, как их можно сосредоточить в сердце? Как можно работу совместить с внутренней благоговейной тишиной? Я уже в течение десяти лет пытаюсь навести в себе внутренний порядок, но попытки мои тщетны. Единственное, чего я достиг, - редкого и кратковременного ощущения присутствия Благодати. Тогда действительно наступает духовная тишина, полное согласие, тихая радость, как бы внутреннее освобождение.
Всего Вам наилучшего!

Ваш брат во Христе Юрий

ОТВЕТ ШЕСТОЙ

Тема занятости, нехватки времени - это вопрос, как ни странно, религиозный, тесно связанный с феноменом ума, умности. С бытовой точки зрения умны те, кто имеют некие дарования и реализуют их для достижения неких материальных целей.
Святые же Отцы понимают под феноменом умности нечто совсем иное. Так Исаак Сирин говорил, что умом является способность всегда, везде и во всем видеть (праВильно понимать, различать) Божью волю. Условием же постижения Бога и Его воли является сердечная чистота. Сердечная же чистота достигается путем аскетического христианского делания То есть, умность человека определяется глубиной его веры и, как следствие этой веры, морально-нравственным совершенством. Таким образом по святоотеческому представлению, безрелигиозныи человек не может быть умным. Нехватка времени, которой страдает подавляющая часть человечества, есть следствие безверия. Следствие того, что человек ставит перед собой лживые, религиозно неоправданные цели. Если же цели человека религиозно обусловлены и продуманы на предмет соответствия их Божьей воле, тогда Божье благоволение будет сопутствовать и помогать. Все будет делаться легко, как бы играючи, и объем работы будет сделан огромный.
С уважением и любовью о Господе

Алексей Листвин