Литературный журнал
www.YoungCreat.ru

№ 6 (11) Ноябрь 2004

ДЕНЬ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Вот уже девять лет по инициативе Санкт-Петербургского отделения Международной Лиги защиты культуры в школах Петербурга проводятся Дни Культуры. Главной особенностью этих праздников является то, что они выполняют не развлекательную, а просветительную функцию, помогая выявить истинное значение культуры.
Каждый год День Культуры проходит под своим девизом и посвящается определенному аспекту воспитательного процесса.
В 2004 году День Культуры прошел под девизом: «Совершенство -цель земных путей», исходя из того, что самосовершенствование личности, т.е. осознанная и целенаправленная работа человека по улучшению своих качеств и формированию культурности - является лучшим средством психопрофилактики и способствует оздоровлению общества.
В этом году в различных мероприятиях, приуроченных ко Дню Культуры и ориентированных на развитие темы самосовершенствования, приняли участие более 200 школ города из 17 районов Санкт-Петербурга.
По результатам проведенного Оргкомитетом совместно с Комитетом по образованию городского конкурса сочинений было отмечено дипломами, памятными значками и ценными подарками более 250 школьников.
«Стать лучше и совершеннее - что это значит?», « Для чего живет человек?» - на такие темы необходимо было ответить участникам конкурса. Несколько лучших работ мы сегодня публикуем.

Гапоненко Екатерина (5 класс, гимназия № 92)
Преподаватель: Зенич Н. Ю.

«ДЛЯ ЧЕГО ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК?»

Когда я узнала тему сочинения, она показалась мне интересной, но очень сложной. Я даже немного испугалась - смогу ли написать. Но потом вспомнила, что мы с мамой много говорили о разных интересных вещах тихими летними вечерами, глядя на звездное небо. Почему-то всегда в такие минуты рождается множество интересных мыслей, а еще больше вопросов. И мама с папой не всегда могут на них ответить. (Может, я смогу, когда вырасту?) О некоторых же наших размышлениях я попробую рассказать.
Наверное, с тех пор, как человек начал осознавать себя (homo sapiens), появился вопрос: «Для чего я живу?». Так устроено наше сознание: мы пытаемся понять свою особенность, свою человеческую ценность. Ведь зачем-то люди появились в этом мире?
С одной стороны, все кажется простым. Каждый конкретный человек живет ради какой-то своей цели, иногда - маленькой, иногда - большой. Вспомните рассказ А. Платонова «Разноцветная бабочка»: Анисья жила только тем, что ждала своего сына. Мне кажется, что люди живут ради будущего. Они живут, чтобы построить семью, вырастить детей, дать им образование, чтобы смогли жить лучше и интереснее, чем их родители. Именно в этом люди видят смысл своей повседневной жизни. А еще, я думаю, многие люди живут ради служения обществу: согласно своей профессии военные живут, чтобы защищать свою страну от врагов, врачи -чтобы лечить людей, чтобы те могли жить дольше и счастливее, великие ученые живут ради своих открытий, которые принесут пользу всему человечеству. С другой стороны, человек приходит в этот мир, чтобы быть счастливым. Человек живет и для любви, и во имя любви! Именно во имя этого прекрасного чувства совершаются подвиги, создаются великие произведения искусства, рождаются дети... По большому счету, без любви жизнь была бы бессмысленной или какой-то «бездушно-механической» как общество роботов. Любовь движет жизнь вперед. И эта мысль не поддается сомнению. Другое дело, что каждый по-разному видит свое счастье...
Однако человек так быстро «проходит» по Земле, что многие и не успевают понять, зачем они в этом мире были. Они так заняты своими повседневными заботами, что проходит жизнь и наступает время осмыслить - зачем все это? И очень редко человек бывает доволен своей прожитой жизнью. Только в драматические моменты человеческой истории (например, во время войны) наиболее ярко выступает значимость человеческой жизни, когда всем понятно, что этот человек не зря отдал свою жизнь - ради жизни других людей, ради идеи, ради мира. А в простой, обыденной жизни, прожитой без потрясений и подвигов, все выглядит по-другому. Мне бабушка говорила, что старые люди в конце жизни часто задумываются об этом, вспоминая свою прожитую жизнь. Им вдруг кажется, что все не так получилось, как могло бы быть, сделай они в жизни иной, верный шаг. Но ничего изменить уже нельзя: жизнь человеку дается только один раз...
Так неужели человек приходит в этот мир, чтобы вырастить детей и уйти, освободить место для новых поколений? И так из века в век? И опять встает тот же вопрос - для чего? Познать и передать знания следующим поколениям? Получается, что человек выделен особо природой, чтобы обеспечить движение жизни вперед, к разуму... Человек наделен сознанием, он высшее звено эволюции природы и способен «знать цель». Но знает ли? Иногда, мучаясь и не зная ответа, он ищет его в Боге, но находит не всегда.
Но цель быть должна. Разум человека так устроен, что он по-другому не может воспринимать жизнь. Многие поговорки мира гласят: если мужчина (человек) построил дом, родил ребенка, посадил дерево, значит, он состоялся, то есть не зря прожил жизнь. Он создал мир вокруг себя или свой мини-мир. Это значит, что человек - творец, человек - созидатель своей жизни и, может быть, в этом суть ответа?..
Человек - устроитель и организатор жизни вообще. Человечество живет, чтобы освоить нашу планету, раз мы на ней появились, а затем сохранить ее, сохранить все живое, что на ней есть. Значит, человек живет ради самой жизни, чтобы жизнь и разум не угасли во Вселенной никогда.
А может быть, человек призван привести эволюцию к новому виду жизни, более совершенному? Очень интересно, правда? Хотя это пока из области догадок и фантастических гипотез.
И все-таки, я думаю, главная задача человека - творить жизнь во Вселенной! Жить и выжить. Но для чего? Зачем? Для кого?! Понять до конца это невозможно. Поэтому и ответить на главный вопрос темы не просто. Хотя бы потому, что я еще очень мало знаю. Нужно много учиться и думать. Вопрос этот философский и бесконечный. И каждый раз человечество на новом этапе своего развития будет пытаться ответить на него снова и снова. Одно мне ясно уже сейчас: надо быть человеком. Быть может, тогда и вопрос задавать не придется?..

Никитин Николай (5 класс, школа № 598)
Преподаватель: Супрун Л.Т.

«ДЛЯ ЧЕГО ЖИВЁТ ЧЕЛОВЕК?»

В этом докладе изложена одна из точек зрения на проблему цели жизни человека. Также в нём затронута тема судьбы человечества. Я не претендую на то, что эта теория верна. Эта лишь одно из множества существующих предположений по данному вопросу.

* * *

Вроде бы никто не спорит, что человек - царь мира. Но если взглянуть на эту проблему с другой точки зрения, то станет ясно, что человек появился на свет случайно, из-за стечения обстоятельств. Ведь на заре веков далёкие предки человека могли и не выжить, погибнуть, как динозавры. И сейчас человечество может погубить любой катаклизм (ледниковый период, глобальное потепление и др.). Следовательно, человек лишь блоха на лице планеты, её болезнь.
Возможно, природа и не собиралась создавать людей. Человек сам поселился в этом мире, и он не имеет никаких прав на проживание здесь, а это значит, что природа попытается его «выселить» (а она и делает это сегодня - те же наводнения, землетрясения, болезни и др.). А мы в свою очередь будем сопротивляться (рубить деревья, освобождая место для новых городов, сливать отходы в моря). Но от такой борьбы никакой пользы не будет. Скорее всего, победит человек. Но если он победит, то погибнет. Мы не можем жить без природы, а природа спокойно может обойтись без нас (что она и делала на протяжении миллионов лет). Но предугадать будущее невозможно. Быть может, человек проиграет (или выиграет, а потом погибнет) в битве с природой и исчезнет из мира. Но возможно, человечество и выживет, недаром же многие пророки утверждают, что в самых страшных катаклизмах кто-то спасется. Правда, некоторые утверждают, что спасутся только благочестивые, и это лично у меня вызывает определённые сомнения. Возможно, цель жизни человека -победить и погибнуть, возможно - проиграть. Никому не дано знать. Может такая же случайность, которая создала человека, его погубит.
Но есть и третий исход - человек научится жить в мире с природой, понимать её. Тогда человек поймёт причины всех бедствий, и во всём мире настанет гармония человека и природы, экологическая обстановка в мире улучшится, редкие виды животных перестанут быть редкими, люди обретут душевное равновесие и свободу. Наверняка это и есть главная цель жизни человека.
Некоторые люди думают, что цель жизни человека - наслаждаться лишь материальными благами. Это ошибка. Цель жизни человека - в познании и примирении с природой.
Но всегда следует помнить, что все цели, которые человек считает целью жизни, изобретены им самим, и считать их истинными нельзя.
P.S. Вот и вся моя теория. Возможно, она покажется содержащей очень много прогнозов на будущее. Но так как я не претендую на истинность моих выводов, эти претензии необоснованны. Надеюсь, эта теория выделилась среди множества подобных теорий.

Живописцева Саша (6 класс, школа № 634)
Преподаватель: Трофимова А. Г.

«ДЛЯ ЧЕГО ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК?»

«Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему в виде посоха, - идеал! И с той поры он бессознательно, инстинктивно стремится к лучшему - все выше! Сделайте это стремление сознательным, учите людей понимать, что только в сознательном стремлении к лучшему - истинное счастье.» A. M. Горький

Когда человек рождается, он не задумывается над тем, что такое жизнь, для чего он пришел в этот мир. Он просто радуется всему, что видит, чувствует, ощущает. Он учится у родных людей всему, что помогает ему стать человеком. В детстве мне очень нравилась сказка Киплинга про Маугли. Я с удовольствием смотрела мультфильм и переживала за мальчика, живущего в джунглях в волчьей стае. Он постепенно научился у медведя Балу, пантеры Багиры и мудрого питона Каа всем премудростям жизни в тропическом лесу. Но стал он не медведем, волком или пантерой, а человеком. В этой книге человек оказался мудрее, сильнее, справедливее животных. Он стал вожаком.
Когда я стала постарше, то узнала, что такие истории случались в жизни, но конец этих историй был совсем другим. Когда таких детей находили, то они вели себя как звери, их нельзя было научить даже самым простым человеческим навыкам, таким, как есть из тарелки с помощью ложки, спать на кровати, разговаривать. Сколько с ними не занимались, они так и не смогли приспособиться к жизни среди людей, не говоря уже о том, чтобы читать, считать, писать. Значит, только среди людей маленький человек учится быть человеком. Родители помогают малышу научиться основным человеческим навыкам, помогают понять, что такое хорошо и что такое плохо. Это касается не только привычек и поведения. Мало объяснить маленькому человечку, что плохо быть грязным или есть снег, потому что он простудится и ему будет больно. Родители помогают малышу научиться общаться с другими детьми. Если ему хочется чужую машинку, значит нужно поделиться своими игрушками, так он учится доброте и основам взаимоотношений. Он учится понимать, что этот мир для всех, а не только для него, нужно научиться жить среди таких же, как он.
Потом ребенок идет в школу. В начальной школе его обучают основам знаний - считать, писать, читать, пытаться излагать свои мысли. Мы узнаем, как устроена наша Земля, где находятся континенты, океаны и моря, где какая природа и какие звери ее населяют, чем отличается климат тропиков от тундры, из чего состоят горы и почему бывают извержения вулканов.... В средней школе мы узнаем про физические и химические законы. Но не только это важно. Уроки истории помогают узнать, как развивалось человечество, какие стадии развития оно прошло, как изменялись понятия людей об окружающем мире по мере того, как люди узнавали его. На уроках литературы нам становятся известны духовные законы человеческого общества. Из произведений великих писателей мы узнаем, что такое справедливость, ненависть, гордость, любовь.
«Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли - энергия характера, сила чувства - любовь» - так сказал Л.Фейербах. Мне кажется, это очень правильно. Но как же этого добиться?
Силу воли надо закалять с детства. Мне дома постоянно говорят: «Есть такое слово - надо». Не всегда хочется, например, заниматься музыкой, когда на улице хорошая погода и все гуляют. Но я занимаюсь, делаю уроки, а потом бегу к друзьям на улицу. Когда я выступаю на концерте, и все мне хлопают, а мои родные так гордятся мной, я понимаю, что все это не напрасно. Я пробую сочинять музыку, и, может быть, когда-нибудь, ее тоже будут исполнять на концерте другие дети. Результаты моих занятий доставляют удовольствие не только мне и моим родным, но и другим людям.
Сила мышления приходит к нам тогда, когда мы стремимся узнать все больше и больше. Чем больше мы узнаем, тем интереснее становится, хочется узнать еще больше. Недавно я узнала, что британские эксперты по образованию проводили исследования по математике и естественным наукам и утверждают, что наши школьники во много раз превосходят своих сверстников из других стран. Причем, если в России школьники достигают высот после 7 лет обучения, то английским ученикам требуется около 9 лет. Подумать только, профессора Кембриджского университета признали преимущества российской системы школьного образования над европейской, а американскую назвали вовсе неуспешной. Значит надо просто внимательно слушать все, что нам говорят учителя и выполнять все, что они задают сделать дома и тогда я буду образованным человеком.
Но зачем же все это? Может быть гораздо легче и проще просто жить, как получится. Ведь я уже выгляжу как человек, я умею пользоваться почти всем, что придумали люди. Зачем мне знать, как устроена Земля и почему дует ветер, как жили люди в средневековье, и как страдал от несправедливости Дубровский.
Я думаю, что чем больше знает и понимает человек, тем больше у него будет возможностей в дальнейшей жизни, он сможет достигнуть больших успехов. Значит, он сможет лучше жить, больше зарабатывать, его будут больше уважать и ценить, как специалиста.
Но и это еще не самое главное. Мне кажется, что человек живет для того, чтобы принести пользу, чтобы о нем вспоминали даже после его смерти. И поэтому не важно, чем человек будет заниматься, когда станет взрослым. Раньше я думала, что люди работают, чтобы заработать больше денег и хорошо жить. Но теперь я поняла, что люди работают и для других людей. Пекарь печет хлеб, доктор лечит людей, а потом доктор ест этот хлеб, а заболевший пекарь идет к доктору лечиться. Так получается, что все люди живут друг для друга, а не только для себя и своих родных.
Так для чего живет человек? Мне кажется, что он живет для того, чтобы найти свое место в этом мире. Каждому человеку необходимо, чтобы его ценили и уважали на работе и любили дома. Человек счастлив только тогда, когда то, что он должен делать приносит ему и другим радость. Я очень хочу в будущем с радостью идти на работу, а после спешить домой, зная, что меня с любовью ждут мои любимые родные. А когда меня не станет, мне бы очень хотелось, чтобы меня с любовью вспоминали мои дети и внуки. А, может быть, даже мне удастся сделать что-то, что будет полезно для многих людей. Тогда и они будут вспоминать обо мне и считать, что я не напрасно пришла в этот мир.

Слизун Анна (7 класс, школа № 258)
Преподаватель: Русакова А. Г.

« ДЛЯ ЧЕГО ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК»

Помни, жизнь есть дар,
Великий дар,
И тот, кто ее не ценит,
Этого дара не заслуживает.
Леонардо да Винчи

Человек - это часть природы, сын Земли. Он родился в земных условиях. Воздух, вода, земля, многообразие растительного и животного мира, климатические особенности - все это влияет на жизнь человека, определяет его биологические потребности. Человек должен стоять на земле, постоянно дышать, регулярно есть и пить, переносить жару и холод. Чем бы ни занимался человек, он может действовать лишь в том случае, если ему удастся создать вокруг себя среду, необходимую для его нормальной жизнедеятельности. Главное отличие людей от других живых существ заключается в особой роли в жизни планеты. Он может думать и размышлять, разговаривать и писать. Человек на протяжении всей своей жизни ставит перед собой задачи и цели. Задачи и цели у всех разные, но существуют такие цели, которые ставят перед собой большинство людей - это продолжение рода человеческого и совершенствование себя и окружающих.
Человек в себе объединяет и разумный биологический вид живой природы и творца по использованию природы для своих жизненных потребностей, и существо, наделенное духовным миром и идеями. После рождения человек живет как любой другой биологический вид, он питается, дышит, растет, приобретает навыки и знания старшего поколения, готовится к самостоятельной жизни. На этой стадии развития человек постоянно развивается как физически, так и духовно. Став взрослым, человек должен включиться в трудовой процесс, чтобы добывать средства существования и блага для себя, своих детей и других людей, которые лишены возможности трудиться. Теперь важная задача в жизни - выбрать вид трудовой деятельности, который бы приносил человеку удовольствие, был бы желанным.
Человек не может находиться все время один. Жизнь человека протекает в обществе, значит зависит от общества. Мы не можем выдернуть себя из общественной деятельности, существовать в отрыве от деятельности старшего поколения: никакое социальное становление невозможно без усвоения опыта прошлого. Каждый трудовой человек является членом какого-нибудь общественного объединения - учреждения (школа, институт) или предприятия (завода). Коллективным трудом создаются все блага для жизни и развития людей. В одиночку создать все необходимое для существования человек не может. Долг каждого человека - с наибольшей отдачей для общества реализовать полученные знания и способности. В этот период развития человек постоянно совершенствуется: приобретает поверхностное знакомство со всеми науками, выбирает призвание своей жизни, учится сочувствовать, сострадать и помогать окружающим его людям, пытается облегчить и ускорить свой труд.
Каждый человек живет своей индивидуальной духовной жизнью, у одних она может быть бедной, у других разнообразна и богата. Я думаю, что духовная жизнь - это стремление к прекрасному, вера во что-то хорошее, воплощение своих идей, того, что радует душу человека; это любовь к родным людям, к родным местам, это любовь к музыке, искусству и литературе; это стремление к чистоте помыслов, приобщение к религии, к вере в существование справедливого духа.
Человечество состоит из конкретных людей и каждый человек нуждается в конкретном добре, в конкретной благожелательности, в конкретном сочувствии и одобрении. И ничье сердце не закрыто для участия, привета, внимания. Чем больше человек понимает людей, тем больше он их любит. Душевный человек не даст заснуть душе. Труд души -благородный труд. Об этом замечательно сказал известный врач и просветитель Альберт Швейцер:
« В смысле духовном все мы живы тем, что другие дали нам в решительные часы жизни... Многими чертами характера, которые уже стали нашими собственными: нежностью, добротой, скромностью... правдивостью, верностью... мы обязаны людям, которые продемонстрировали нам в действии эти добродетели, порою в великом, а порою в малом».
Человек всегда стремился передать накопленный опыт, знания и умения, поэтому продолжение рода человеческого - это не только биологическая потребность, но и духовная. Потребность в продолжении рода сопровождается проявлением симпатий, любви, эстетических чувств, морали.
Духовная жизнь человека невозможна без потребности в познании. Если бы человек не знал природы, людей и самого себя, он не стал бы человеком в социальном значении этого слова. Поэтому множество людей стараются совершенствовать себя и окружающую их среду. Еще в древние времена люди стремились к знаниям и совершенствованию себя. Это доказывает то, что они говорили: « Век живи, век учись». Я считаю, что совершенствование себя - это улучшение жизни и окружающих тебя людей, это познание мира и применение знаний.
Из всех явлений мира человек - самое прекрасное и самое сложное явление. Мало родиться и просто жить. Надо себя воспитать, и воспитывать всю жизнь. Я думаю, что потребностью всей человеческой жизни должны стать: самопознание, самовоспитание и самосовершенствование.

Григорьева Елена (8 класс, гимназия №116)
Преподаватель: Дворецкая Л. А..

«ДЛЯ ЧЕГО ЖИВЁТ ЧЕЛОВЕК?»

Путешествуя по России поездом, я стала случайной свидетельницей многих разговоров. Про один из них, наиболее подходящий к теме повествования, я сейчас напишу.
В тёмное купе вошли двое. Они, видно, подумали, что я сплю, и не стали прерывать свой разговор, но притихли. Говорили, наверное, долго, так как дошли до глубокой философской темы: для чего живёт человек. Их разговор не был перечислением старых догм, нет, это спор живой и пламенный.

* * *

Он: - Я говорю, нет здесь смысла. Просто биологический цикл. Человек живёт в своё удовольствие без какого-либо смысла.
Она: - Не может быть так. Том. Зачем Творцу создавать такое совершенное существо без особого назначения?
Он: - Милая моя Антуанетта, посмотри на мир вокруг нас: здесь царит разруха и хаос. Преступники - безнаказанны, а герои - в тюрьмах. Жизнь несправедлива и бессмысленна.
Она: - Нет, Том, я не согласна. Я считаю, что человек за свою жизнь должен попытаться сделать мир лучше. Хотя есть люди... Тут Том перебил свою милую собеседницу.
Он: - Я пытался, но не вышло... Мир не изменить, он останется пустым и холодным.
Она: - Ты не прав. Разве всё так плохо? Мир строится из наших поступков плохих и хороших, изменить его, сделать совершеннее - можно.
Он: - Анн, ты считаешь, что совершенство есть цель земных путей?
- Да. Весь наш интеллект, все открытия и исследования направлены на совершенствование той или иной науки, на совершенствование жизни. Всевидящий Творец создал человека для развития и улучшения мира, защиты других божьих тварей.
Он: - Ты слишком набожна, Анн. От таких рассуждений мухи дохнут.
Она: - Том...
Он: -И всё же, я хочу понять. Неужели непрерывная работа организма, ума - всё это шутка природы? И никакого смысла здесь нет?
Она: - Покорись судьбе. Том. Ты либо знаешь, либо - нет.
Он: - А всё же? Есть ли такие люди, просто плывущие по течению? Но даже если и есть, я не из их числа, я хочу изменить свою судьбу, стать лучше. Другое дело, что не получается.
Она: - Если ты не можешь ничего сделать, просто смирись, уйди на покой. Мне кажется, что некоторые люди рождены для покоя, а некоторые для действий. И у каждого своё предназначение, а у тебя - покой.
Он: - Анн, ни один человек на земле не рождён для покоя. Даже во сне отдыхает только часть организма, а многие системы органов работают. Нет покоя для человека.
Она: - Том, ты меня совсем запутал. Что же выходит?
Он: - Недавно прочитал занятное произведение Дефо - «Робинзон Крузо». Очень интересная штучка.
Она: - Но какое отношение имеет эта «штучка» к нашей дискуссии?
Он: - Прямое, Анн. Если отбросить завесу путающих мысли подробностей получается, что очень часто самопознанию и самосовершенствованию мешают какие-то устоявшиеся правила, обычаи. Они захватывают умы многих людей и не дают развиваться человеку и, что самое страшное, другим людям.
Она: - Да, Том. Оковы привычек - тяжкая преграда, и далеко не всем удаётся преодолеть её. Но это мы отвлеклись.

* * *

Дальнейшие их рассуждения потонули в потоке моих собственных. Я никогда раньше не задумывалась о смысле жизни, просто жила, как живётся.
Некоторые люди посвящают свою жизнь служению Богу, но я думаю, что это не самый лучший способ вести праведную жизнь. Ведь чтобы угодить Творцу, достаточно просто помогать другим. О смысле жизни задумывались философы, духовники и писатели. Я не могу предложить что-то новое, но и не хочу повторять мысли и выводы других людей. Скажу лишь, что надо жить не только для себя, но и для других. Тогда человек не коптит небо, а живёт со смыслом: он кому-то нужен, делает кого-то счастливым. На самом деле у меня небольшой жизненный опыт, но я всё же смогу привести пример, доказывающий справедливость моих рассуждений. Взять хотя бы жизнь спортсменов, например художественных гимнасток. Видя хорошеньких девочек, что-то лихо отплясывающих на ковре, мы не понимаем, какого труда стоят лёгкие, красивые движения. Даже чтобы занять предпоследнее место, нужно столько трудиться Чтобы усовершенствовать своё мастерство гимнастки тренируются 6-7 часов в день, с одним выходным в неделю. А ведь надо и учиться, и уделять внимание семье, поверьте, это очень тяжело. Гимнастика вырабатывает не только спортивный характер, как и любой другой вид спорта, но и способность переносить боль, превозмогать себя. И всё это для того, чтобы доставить удовольствие зрителям. Я считаю, что жизнь любого человека должна приносить радость другим людям.
Я не призываю всех тут же начать жить по-другому, но советую задуматься над моими словами и попробовать что-то изменить в себе.

* * *

Этот диалог я придумала сама. Он - отражение моих мыслей и чувств. Тема сочинения - вечная тема жизни. А истина познаётся в споре.

Соколов Святослав (8 класс, гимназия № 261)
Преподаватель: Козлова Е.Н.

СТАТЬ ЛУЧШЕ, СОВЕРШЕННЕЕ - ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?

Ещё утром ярко светило солнце, и серебристый иней поблёскивал в его лучах. Ничто не предвещало непогоды. Но невесть откуда взявшееся огромное тёмное облако по-кошачьи вкрадчиво вползло на голубой небосвод, и за какие-то полчаса всё изменилось. Подул сильный, резкий ветер, повалил густой снег - началась метель. Пассажирам, собравшимся в здании аэровокзала небольшого провинциального городка N, всё было ясно и без объявления местного диктора о задержке рейса. За окном завывала вьюга, а в маленьком уютном ресторанчике было тепло и тихо. Атмосфера располагала к долгим дружеским беседам у камина.
Молодой человек, выражение лица которого не оставляло сомнений в его скептическом отношении ко всему происходящему, вошёл в ресторанчик и подсел к разношёрстной компании несостоявшихся пассажиров, о чём-то оживлённо споривших. Он прислушался. О господи! О чём только не говорят люди в аэропорту в ожидании рейса, задерживаемого из-за непогоды!

Идеалист. Вы спрашиваете, что значит для меня «стать лучше, совершеннее»? На мой взгляд, есть два вида совершенствования: духовный и материальный. Я идеалист и считаю, что важнее духовное совершенствование. Оно укрепляет, закаляет душу человека.
Материалист. Боюсь, что никогда не пойму Вас. Я материалист, раб своего времени - времени развития промышленности и хозяйственной деятельности человека. Для меня труд на благо людей является основным направлением совершенствования. На мой взгляд, сначала нужно создать свой мир, условия для нормальной жизни, а потом думать о душе.
Идеалист. О, Вы не правы! Ведь именно духовный мир человека должен определять его поступки, а не наоборот! Идеи создания организованного общества и условий его существования, бесспорно, важны и должны претворяться в жизнь. Но духовное совершенствование порождает и укореняет в человеке доброту, человечность и другие моральные качества. Духовное совершенствование - дитя души, совести, а материальное — разума. Порой разумное решение бывает жестоким. Поэтому необходимо уметь иногда поступить, может быть, не разумно, но по совести.
Работяга. Ну, господа, вы и завернули! Я рабочий человек. Нас сегодня большинство, посему я выражу общее мнение моего класса. У современного человека хватает забот и помимо вашего совершенствования. Ежедневная изнуряющая работа, жизнь от зарплаты до зарплаты — всё это привело нас к практическому отношению к жизни. Мы приходим домой после работы, ужинаем, смотрим телевизор и ложимся спать, а утром - опять на работу. И так каждый день. Какое уж тут совершенствование?!
Скептик. На мой взгляд, ваш спор неуместен. Скептик, прошу любить и жаловать. По-моему, все разговоры на эту тему бесплодны и ни к чему не приводят. Не всё ли равно, что важнее: духовное совершенствование, материальное или же оно вовсе не нужно человеку? Я считаю, что ваши позиции не верны.
Идеалист. Так выскажете же свою!
Скептик. А у меня её нет. Я вообще считаю этот вопрос риторическим. Жил себе человек преспокойно, строил свой душевный и материальный мир и ни о чём не беспокоился, пока не появились такие вот «философы», как вы, которые стали спорить: «А что человеку важней?», «Что человеку больше нужно?» И всё сразу пошло наперекосяк!
Учёный. Не стоит так всё отрицать. Я учёный, и моя позиция состоит в том, что главным направлением совершенствования следует считать накопление знаний и научный прогресс. Сейчас существуют различные эффективные средства хранения информации. Это поможет передать наши знания следующим поколениям. Для них эти знания станут базой для новых открытий. Именно это и есть совершенствование!
Скептик. Человек впитал в себя знания всех предыдущих поколений. И гляди-ка, каков болван! Что проку в широком кругозоре, ведь чаще всего его можно обнаружить только в самом узком кругу. Пригоршня добрых дел стоит больше бочки знания!
Священник. Я тоже не согласен. Вспомните слова Екклесиаста: «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот всё - суета и томление духа... И предал я сердце моё тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал, что и это - томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания - умножает скорбь». Я священник, и считаю, что главное для человека - вера. Когда вера его крепка и искренна, он имеет все условия для нравственного совершенствования. И это, на мой взгляд, цель жизни человека. Именно вера есть тот нравственный стержень, который помогает человеку поступать правильно в трудных ситуациях, жить по закону Божьему.
Скептик. Ваш подход к вопросу сугубо религиозен и не универсален. Вообще считаю, что церковь - это место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, рассказывают небылицы тем, кто никогда туда не попадёт.
Материалист. По-моему, если бы человек думал только о душе, то до сих пор жил бы в Каменном веке.
Священник. На всё воля Божья, но уже сейчас моя мечта о цельном, нравственно совершенном человеке, верующем в Бога, начинает сбываться.
Скептик. Мечтайте, мечтайте! А потом подбросьте свои мечты врагам, может, погибнут при их исполнении. К тому же, по-моему, верующих людей в наше время становится всё меньше и меньше. Вера не начало, а конец всякой мудрости. Верить - значит отказываться понимать. Мой разум - основа моего поведения, а моё сердце - мой закон. Мне столь же мало нужен бог, как я ему.
Материалист. В этом вы правы, действительно, человек действовать должен, а не мечтать. Я имею в виду материальный прогресс. Прежде всего - улучшение условий жизни человека...
Скептик. Ну-ну... Современная цивилизация: обмен ценностей на удобства!
Адвокат дьявола. Эх вы! Живёте на земле, не замечая зачем. Все вы в глубине души понимаете, что не совершенствование - цель вашей жизни, а получение удовольствия. Жизнь даётся один раз, поэтому надо стремиться прожить её с удовольствием для себя.
Скептик. Да-да! Лишь очень немногие живут сегодняшним днём. Большинство готовится жить позднее. Пока мы откладываем жизнь, она проходит. А ведь жизнь - та же симфония: каждое её мгновение поёт на разные голоса. Счастлив тот, кто умеет слышать музыку мгновений и наслаждаться ею.
Адвокат дьявола. Вот именно. Надо жить сегодняшним днём. Не вера, не стремление стать духовно совершеннее или построить свой мир движет человеком, а лишь эгоистичные мечты об исполнении всех его желаний. Жизнь одного человека - миг для истории, а перед смертью хочется вспоминать только о радостных и приятных её моментах.
Материалист. А Вы не допускаете мысли о том, что многим людям приятно будет вспомнить как раз то, что полезного они совершили: научное открытие, изобретение, написанную книгу или построенную электростанцию?
Учёный. Кстати, именно благодаря многим научным открытиям человек стал жить лучше. И дольше!
Идеалист. Господа! Ведь должна же быть и моральная ответственность человека за последствия своих деяний! Учёные придумали не только лекарства от смертельных болезней, но и атомную бомбу. Спасая одних людей, погубили других. Согласен с тем, что человек стал умнее. Только не обернутся ли его замечательные научные достижения угрозой существованию самого человечества?
Скептик. Вы правы. Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Но реальность гораздо проще. В борьбе между сердцем и головой в конце концов побеждает желудок.
К столику подходит хорошо сложенный, высокого роста человек.
Спортсмен. О чём ваш спор, господа?
Материалист. О совершенствовании человека.
Спортсмен. Я, пожалуй, присоединюсь, если не возражаете?
Материалист. Конечно! Представьтесь, пожалуйста!
Спортсмен. Я спортсмен. Еще в Древней Греции люди понимали и ценили красоту человеческого тела. Моё совершенствование - в стремлении к идеальным пропорциям тела, в развитии физической силы, здоровья человека.
Учёный. Сила есть - ума не надо, что ли?
Спортсмен. Нет, ум — тоже вещь полезная, но физическое развитие для меня важнее.
Священник. Но если силу физическую не подкрепить силой нравственной, то первая может пойти во вред людям.
Скептик. Если уж нашёлся сильный человек, то человек, который может использовать его в своих целях, найдётся точно.
Спортсмен. Вы, господа не считайте меня этаким наивным верзилой. В здоровом теле - здоровый дух. Я не дурак, чтобы позволить кому-то манипулировать мною. Да и вообще, вы меня неправильно поняли. В физическом совершенствовании человека я в наше время вижу две положительные стороны: красота и здоровье. Для человека очень важно быть здоровым. А, как известно, спорт укрепляет здоровье.
Скептик. По-моему профессиональные спортсмены от больших нагрузок и травм не укрепляют здоровье, а только портят его.
Спортсмен. Да, я с вами согласен. Но если заниматься спортом не профессионально, а для общего развития, то это очень полезно. В наш век гиподинамии и плохой экологии это особенно важно. К тому же раздвигаются рамки физических возможностей человека.
Адвокат дьявола. Вы, спортсмен, наверняка ведёте здоровый образ жизни. А у вас никогда не возникало желания проспать до полудня, выкурить сигарету или поесть много и вкусно, а не то, что положено по режиму? Я же вижу вас насквозь, знаю ваши желания.
Спортсмен. Не буду отрицать, возникает. Но, поверьте, у меня хватает силы воли, чтобы отказать себе в такого рода удовольствиях. Ведь я понимаю, что результат многолетних тренировок может пойти насмарку. Конечно, приходится отказывать себе в некоторых удовольствиях, но такова цена успеха.
Адвокат дьявола. Я вас и пытаюсь убедить, что не стоит отказывать себе. Нужно жить и получать от этого удовольствие.
Скептик. О, да! Всякое желание, которое мы стараемся подавить, бродит в нашей душе и отравляет нас. Единственный способ отделаться от искушения - уступить ему. Но ведь один Бог ведает, куда Вас могут привести Ваши желания.
Священник. Да простит меня Господь, но грех всё время угождать себе и поддаваться искушениям. Чем же тогда человек отличается от животных?
Скептик. Говорят, в совершенствовании человека - смысл жизни. А я думаю, что когда хотят сделать людей добрыми, мудрыми, свободными, воздержанными, великодушными, то неизбежно приходят к желанию перебить их всех. Человек слаб... А если он не может достичь идеала, так стоит ли к нему стремиться?
Адвокат дьявола. А я думаю, что надо просто всегда оставаться самим собой.
Скептик. Хочется быть самим собой, да совесть не позволяет. Чтобы быть собой, надо хоть кем-то быть.
Из-за соседнего столика встала средних лет женщина, заказала чашечку чая и подсела к спорящим.
Женщина. Добрый вечер, господа. Я тут нечаянно подслушала ваш спор и решила высказать свою позицию, на мой взгляд, самую объективную. Я слышала, что кто-то из вас уже затронул тему будущих поколений. Так вот, я считаю, что главное в жизни - воспитание наших детей. А под словом «совершенствование» я подразумеваю и их обучение, и нравственное и физическое развитие, и воспитание в них доброты и любви к труду на благо людей. Кроме того, необходимо, чтобы наши дети умели правильно строить свой мир, не принося вреда природе, и разумно пользоваться благами жизни. Именно дети - наше самое большое сокровище, надежда и опора, наша жизнь после смерти. Каждое следующее поколение людей должно быть совершеннее предыдущего, в этом и заключается смысл жизни.

Женщина закончила говорить, допила свой, уже остывший, чай, простилась и ушла.
Некоторое время все спорщики сидели в глубоком раздумье. Каждый из них вдруг понял, что понятие «совершенствование « действительно нельзя трактовать узко. Оно охватывает все стороны нашей многогранной жизни. Их раздумья прервал голос диктора, сообщивший, что самолёт, наконец, прилетел и что начинается посадка на рейс. Спорщики попрощались и разошлись.
Один только скептик остался. Он ещё долго сидел и думал. Он понял, что его мировоззрение - мировоззрение человека, всё отрицающего и не имеющего собственной конкретной цели в жизни, губительно для него как для личности и вредно для общества. С тех пор скептик перестал быть скептиком. У него появилась мечта. Какая? Ну, это уже совсем другая история!

P.S. Скептик использовал афоризмы Элиаса Канетти, Станислава Ежи Леца, Джорджа Герберта, Генри Луиса Менкена, Иоганна Вольфганга Гёте, Пьера Сильвена Марешаля, Станислава Лема, Джонатана Свифта, Сенеки, Ромена Роллана, Дениса Ивановича Фонвизина, Оскара Уайльда, Максима Горького, Анатоля Франса, Бориса Крутиера.

Мовсисян Асмик (8 класс, гимназия № 92)
Преподаватель: Степанова А.Б.

ДЛЯ ЧЕГО ЖИВЁТ ЧЕЛОВЕК?

В сочинении использованы тексты песен «Арии» и В. Кипелова.
Я свободен от любви,
От вражды и от молвы,
От предсказанной судьбы
И от земных оков,
От зла и от добра...

(Песня)

Всю жизнь взрослые твердили мне: «Спустись с небес на грешную землю!» А я никогда им не верила и никогда их не слушалась. Мне говорят, что жить, как я, в иллюзиях, бессмысленно, что это утопия. Возможно, они правы, и мне стоит задуматься о чём-нибудь более приземлённом и «важном». Но, видимо, я безнадёжный романтик...
Вы не задавались когда-нибудь вопросом: что нужно человеку от этой жизни прежде всего? Каков смысл его жизни? Наверное, каждый хоть раз в жизни задавал себе этот вопрос. И пришёл к выводу, что для каждого человека есть свой смысл жизни и своё счастье. Но есть в этом обществе, работающем, думающем и вечно куда-то спешащем, люди-звёздочки, яркие и индивидуальные, какие-то особенные. Пожалуй, с их точки зрения мне будет проще ответить на этот сложный вопрос:
ДЛЯ ЧЕГО ЖИВЁТ ЧЕЛОВЕК?
В одной известной песне есть такие строки:
Этот парень был из тех,
Кто просто любит жизнь:
Любит праздники и громкий смех,
Пыль дорог и ветра свист...
Да, жизнь - это прекрасная, удивительная, самая лучшая вещь на свете. Да, она сложна, тяжела, подчас жестока, но прекрасна, прекрасна со всеми её трудностями. Ведь недаром Человек так любит её и так отчаянно за неё борется. Но жизнь романтиков зачастую оказывается очень сложной. Им больше всех достаётся, но они больше всех хотят жить и ищут своё счастье. «Безумству храбрых поём мы славу. Безумству храбрых - вот мудрость жизни!» Человек, смелый и отчаянный, который любит жизнь, но не боится смерти - вот этот человек живёт. Он идёт навстречу риску и смеётся в лицо опасностям. Ты сам пошёл тогда на риск. Никто не крикнул: берегись!..
Общество, окружающее Человека, кажется ему единой серой массой, люди вокруг - масками, пустыми и искусственными. Жизнь в городе, учёба в школе, близость с семьёй и родителями — всё это кажется жутким болотом, засасывающим в себя личность человека. И во всём этом сквозит вопрос: ПОЧЕМУ? Часто Человек оглядывается и спрашивает себя: «Что я здесь делаю?» Таким людям приходится уходить в мир иллюзий, из которого бывает очень больно возвращаться. Но всё это до того момента, пока Человек не найдёт свою сказку. Тогда депрессия проходит, он забывает заботы и всю прошлую жизнь.
Другая жизнь не сон,
Я был для неё рождён...
Думаю, неспроста у меня возник этот загадочный образ Человека, не согласного с окружающим миром, ищущего мечту, верящего в сказку, борющегося за счастье и, главное, свободного. Это и есть моё представление смысла жизни, и сейчас я поподробнее о нём расскажу.
Мы верим, что есть свобода,
Пока жива мечта...
Я считаю, что если ты живёшь, то живёшь свободно. Свободно от всего: от родного дома, от денег и просто от быта. Это, конечно очень сложно, но нужно к этому стремиться, пытаться что-то сделать. Все говорят, что с такими мыслями я ничего не добьюсь, что они мешают мне жить, но чем больше меня пытаются приземлить, тем больше я верю в свою правоту. У меня есть большая жизненная цель, и мне говорят: вот и иди к ней! Но настало то время, когда хочется вырваться от всех этих оков и получить желанную свободу.
Я свободен, словно птица в небесах,
Я свободен, я забыл, что значит страх,
Я свободен с диким ветром наравне,
Я свободен наяву, а не во сне...
Настоящая жизнь представляется мне как дорога под сумрачным, облачным небом, бесконечная дорога без машин. И по ней можно долго-долго нестись навстречу ветру и разгорающемуся закату! В этой жизни, приторно-искусственной, просто необходима эта свобода. И если я её добьюсь, то буду считать, что я прожила жизнь не напрасно! Наверное, один такой день будет стоить всей предыдущей жизни. Такое же чувство можно испытать, если целый день простоять на утёсе под диким ветром. Да, для меня жизнь - это свобода!
Мне бы подняться на рассвете
И лететь, куда глаза глядят!
Была бы воля, был бы ветер.
А, всё равно куда, да только не назад!
Мне иногда хочется убежать, а точнее улететь и больше не возвращаться! И я в этом не одинока! Меня больше привлекает жизнь тех, кто уже достиг свободы - не знаю, как их назвать.
Пробил час -
Не остановишь нас!
Свыше контролю не бывать!
Делай то, что по душе
На своём стальном коне!
Мы здесь, чтоб полночь взорвать!
Так что же важнее: добиться успехов в карьере, в жизни, завести семью, или утолить душевный голод? Взрослые твердят, что жизнь не раз даст мне по носу, что нужно быть практичнее, чтобы потом не было больно. И всем известно, что если у человека в голове странные мысли, от которых он становится мрачным, а его дела приходят в упадок, то от этих мыслей ему срочно надо избавляться. Чтобы жить счастливо впоследствии, сейчас нужно трудиться и не забивать себе голову глупыми мыслями, думать только об учёбе. Работать, чтобы аттестат был без троек, чтобы поступить в институт. И твердо идти к своей цели. А что же тогда делать с душой? Какая же она у людей, руководствующихся только разумом? Во что может превратиться личность, если везде искать себе выгоду? Вот так выглядит для меня настоящая жизнь: довольно рано Человек уходит из дома и живёт свободно, мчится вдаль и появляется там, где нужна справедливость. Он борется, он знает, что такое битва, он знает счастье и любовь. В жизни он много страдает, но не сдаётся, он наизусть знает жизнь. Он погибнет только в битве, прожив славную жизнь. Что касается денег, то их нужно добывать самому и тратить, не жалея.
Конечно, смысл жизни состоит и в любви. И не в той любви, которую представляют себе четырнадцатилетние девушки. Настоящая любовь -это какое-то синхронное биение сердец и движение душ. В ней важно не быть любимым, а в первую очередь любить. И по-настоящему любящий человек желает счастья не себе, а любимому, хочет, чтобы его мечты сохранялись во всей своей чистоте.
Подставлю ладони:
Их болью своей наполни,
Наполни печалью, страхом гулкой темноты.
И ты не узнаешь,
Как небо в огне сгорает,
И жизнь разбивает все надежды и мечты!
В общем, я вижу смысл жизни в том, чтобы найти свободу. Достичь горящих впереди огней счастья, во всём быть естественной и оставаться собой, быть независимой от общества, окружающих людей-масок, быть смелой, смеяться над опасностями, быть достойной, гордой и, главное, свободной. И биться за жизнь!
Мы будем драться на земле,
Под солнцем и в кромешной тьме,
Мы будем драться в небесах,
Мы будем драться до конца,
Мы будем драться, чтобы жить
За тех, кто первым был убит,
И словно призрак без лица,
Мы будем драться до конца!
А иногда я жалею, что люди не умеют летать. Ведь так здорово было бы лететь сквозь облака, купаться в закате, мчаться навстречу ветру! Ни о чём не думать: ни о земле, ни о земных проблемах, ни о людях - забыть обо всём, забыть о существовании земли! Это и есть жизнь! Жизнь, которой нет. Но когда-нибудь я найду её!
Напоследок я хочу привести здесь своё стихотворение:

Счастье где-то рядом
Я смотрю на это небо,
И мне тяжело дышать...
А вокруг — одни амёбы,
И мне хочется бежать!..

Может, это только время,
Когда нужно всё понять?
Это тягостное бремя,
И его мне не поднять.

Это так необъяснимо,
Но лишь огненный закат
Льёт все краски свои мимо...
Нет, мне нет пути назад!..

Жить так дальше невозможно,
Жить в сознанье пустоты,
Чувств, порывов этих ложных
Тошнотворной красоты...

Может, всё пройдёт бесследно,
Всё исчезнет, и забыть
Чувств над разумом победы,
Дальше по теченью плыть...

Нет, я жить, бороться буду
И стремиться только вдаль...
Никогда я не забуду
Сладких слез моих печаль!.

Человек живёт для свободы! (Блэк).

Пятаков Алексей (9 класс, гимназия № 505)
Преподаватель: Богацкая Юлия Юрьевна.

ДЛЯ ЧЕГО ЖИВЁТ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК?

Для чего живёт на свете человек? Для чего свой коротает век? Чтобы вкусно есть и сладко пить? Чтобы много денег накопить? Может, чтобы рыбы наловить Или дичь лесную подстрелить? Чтоб большие горы покорять? Чтобы океаны штурмовать? Чтобы птицей в небеса взлетать, Сверху падать и взлететь мечтать? Чтобы ненавидеть и любить, Чтобы радоваться, горевать, дружить? Чтоб надеяться и верить, побеждать, Чтобы плакать, мучиться и ждать? Может, для того, чтоб воевать И себе подобных убивать?! Чтобы от болезней умирать? Или те болезни истреблять? Чтобы дом построить, в доме - лад, Чтобы вырастить цветущий белый сад?
Чтобы сына воспитать и дочь, А потом расправить крылья им помочь? Ну, а, может, жить - это творить: Музыку душою сочинить, Или сердцем холст нарисовать, Иль законы мирозданья открывать? Для чего живёт на свете человек? Для чего свой коротает век? Чтобы в бесконечности небес Разум, данный свыше, не исчез. Чтобы чувства не пропали, не ушли, Чтобы в вечность, как в песок не утекли. Для того живёт на свете человек...

Дранишникова Евгения (9 класс, гимназия № 505)
Преподаватель: Богацкая Ю.Ю.

«ДЛЯ ЧЕГО ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК?»

Алиса стояла молча, вглядываясь сквозь запотевшие очки в широкий пустырь, раскинувшийся перед домом. Она с силой дернула занавеску и закрыла окно - единственный источник света. В голове звенело: «Ты кто такая? Никто!». Алиса уже два дня прогуливала школу из-за этой унизительной фразы. Она подошла к зеркалу и убрала с лица огненно-рыжие волосы, ее изумрудные глаза печально поблескивали. «Неужели человек живет для того, чтобы его унижали? - спросила она себя.- Почему бы тогда просто не умереть?» С этой мыслью она села на диван и опустила тяжелую голову на подлокотник. Глаза как-то сами стали закрываться, а очертания комнаты стали растворяться: привычный мир начал уступать место необыкновенному, таинственному...
Перед Алисой появились большие черные ворота с надписью на непонятном языке. Она огляделась и постучала в ворота. Щелкнула защелка, и они отворились:
«Кто вы? - спросил незнакомый голос, и из-за ворот высунулось испуганное, но очень приветливое лицо маленькой девочки. - Вы к отцу?»
На крошке было легкое ситцевое платьице, на вид этой малышке было не больше семи лет.
Алиса удивленно спросила: «А кто твой отец?»-малышка встрепенулась, и улыбка расползлась по ее лицу: «Его зовут Руэл, - прошептала она, - пойдем, я познакомлю тебя!»
Она, не дожидаясь ответа, схватила Алису за руку и повела к дому. В саду, через который они шли, росли яблони, покрытые белыми цветами. Дом по сравнению с садом выглядел довольно мрачно. Девочки подошли к крыльцу, дверь со скрипом отворилась, и перед ними открылась просторная гостиная, отделанная черным мрамором. «Тише!»- шепнула маленькая незнакомка. Они прошли через гостиную и вошли в кабинет, в котором перед камином сидел незнакомый мужчина в теплом домашнем халате.
- Папа... - начала Алисина спутница.
- Спасибо, Руна, что привела ее! Пойди, поиграй в саду! - тихо проговорил незнакомец. Девочка обиженно хмыкнула, но ушла. - Здравствуй, Алиса! Я ждал тебя.
- Здравствуйте, но я Вас не знаю!
- Да, ты не знакома со мной, но я знаю тебя. Ты ведь пришла сюда не просто так... о чем ты хотела меня спросить? - продолжал он, закуривая трубку.
- Я?! - удивленно спросила Алиса. - Но я даже Вас не знаю! - она начала терять терпенье.
- Меня зовут Руэл. Я, как бы получше выразиться, нечто похожее на душу. Я живу в твоих мыслях и пытаюсь отвечать на твои вопросы. Ты ведь теперь чаще обращаешься ко мне, не правда ли?
- Вы - это я?! - ошарашено спросила Алиса.
- Да! Так о чем ты меня спрашивала? - невозмутимо продолжал мужчина.
- Я, я... не помню, - заикаясь, проговорила испуганная Алиса.
- Ты спросила: «Для чего живет человек?», а точнее: «Неужели человек живет для того, чтобы его унижали?».
- И Вы можете дать ответ - спросила девочка.
- Я - нет, зато ты можешь. Алиса разочарованно вздохнула. Как ты провела прошлые выходные?
- О! Это было великолепно! - воскликнула Алиса, а потом добавила - но это уже неважно.
- Но ты же помнишь это, верно, - спросил Руэл, а Алиса, кажется, начала понимать, о чем он говорит.
- Да, но...
- А помнишь олимпиаду по истории, к которой ты так тщательно готовилась? А тебе не хватило бланков! - с усмешкой добавил Руэл.
- Да, но...
- А помнишь, как в понедельник... - начал снова он.
- Не надо!!! - закричала Алиса.
Черный кабинет растворился в воздухе, девочка открыла глаза и увидела испуганное лицо мамы.
- Что случилось, солнышко?
- Я поняла - прошептала Алиса.
- Что ты поняла, малышка? - спросила мама.
Алиса вскочила и стала что-то искать в ящике для писем: «Вот!» -подумала она. Алиса достала из ящика программу недавнего спектакля «Фауст» Гете.
- Что ты поняла, Алиса? - переспросила мама
- «Двигаться вперед, падать, подниматься, действовать, трудиться, бороться, служить, подвергаться уничтожению, чтобы начать снова» -прочитала она - Вот для чего живет человек!
Внутри, где-то в душе, уже знакомый ей человек улыбнулся и, потушив трубку, заснул.
Руна подбежала к отцу и обняла его, сев у камина, она прошептала: «Скоро я тоже начну помогать людям...»

Кудряшова Ольга (10 класс, школа № 316)
Преподаватель: Смирнова И.О.

«ДЛЯ ЧЕГО ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК?»

В квартире было холодно. На улице стоял обычный петербургский ноябрь, серый и грязный, по окнам барабанил дождь. В гостиной была открыта форточка, и редкие капли падали на подоконник и пол. Я села на диван. Часы только что пробили полночь. « Скучно, - подумала я. И поговорить - то не с кем ».
Тут скрипнула входная дверь. Я подскочила от неожиданности и спросила я дрожащим голосом: « Кто, кто там? » - Ответа не последовало. Я прислушалась - вроде бы тихо. Показалось! Я снова опустилась на мягкие подушки и уставилась в окно. Но тут в комнату вошла Она. Она молча оглядела меня - я тоже молчала - и тихо села напротив.
- Привет, - сказала я. - Ты кто?
- Я - Жизнь, - последовал ответ.
- Жизнь? А разве Жизнь может вот так просто прийти к человеку?
- А почему нет?
- Я знаю, что так обычно приходит смерть!
- Да, мы с ней нередко ходим вместе, но у нас есть одно большое различие : умереть - самое легкое, что ты можешь сделать, а жить - самое трудное.
- А зачем тогда трудно жить, если можно легко умереть?
- Жить? - моя гостья усмехнулась. - Вот ты зачем живешь?
- Ну, - засмеялась я. - Да на этот вопрос никто никогда не ответит!
- А ты попробуй!
- Я живу для того, чтобы есть, спать, пить, делать повседневные дела...
- Да нет!.. Какие же вы, люди, глупые! Давай я расскажу тебе сказку, « Давным-давно жил был цветок. Он и сам не знал как, но вырос посреди дороги, и не было никого рядом: ни клевера, ни ромашки, ни колючки какой-нибудь. И думал цветок: « Вот как хорошо! Мне одному светит солнышко, поет ветерок, одного меня кормит земля и поит дождик! » Но почему-то стало цветку скучно: некого поздравить с приходом нового дня, да и поговорить-то не с кем. И заболел цветок, начал увядать, да так и засох один на пустой дороге ».
- А почему же он так затосковал? Чего ему не хватало в жизни? Он ведь, наверняка, был очень красив?!
- Тогда слушай еще одну.
« Жил был на свете прекрасный юноша, звали его Нарцисс. Однажды он прогуливался по берегу ручья и увидел в воде свое отражение. И до того оно ему понравилось, что влюбился в себя без памяти. И ничего ему в этой жизни было не надо: ни общения, ни семьи, ни друзей. Так и умер он одиноким на берегу ручья».
- Ты хочешь сказать, что человеку нельзя оставаться одному?
- Именно! Человек, да и все живое, должно существовать для того, чтобы приносить радость другим, а не только себе одному. Ты вспомни Прометея! Он, жертвуя своей Жизнью, принес людям огонь, он прожил свою Жизнь не зря - он сделал добро всему человечеству, обрекая себя на страшные муки!
- Да, да..., - задумалась я. - Но, по-моему, ты кое в чем не права! Вот я, например, может быть, очень хочу сделать добро, а кто-то или что-то мне постоянно мешают!
- В этом заключается другое предназначение человека - жить, плохо ли, хорошо ли, нужно, стремясь к лучшему, к более совершенному. И пусть на пути у тебя множество преград, ты должна бороться с ними; бороться, ибо Жизнь - это борьба, борьба есть условие Жизни, я умру, если не будет борьбы и наступит смирение.
- А я обязательно одержу победу?
- Если ты веришь в нее, твердо идешь к поставленной цели, то я вознагражу тебя за твое упорство. Запомни, Жизнь, как пьеса в театре: неважно, сколько она длится, важно, насколько хорошо она сыграна. Но всякая Жизнь, хорошо прожитая, есть долгая Жизнь.
- Постой, постой! Значит, в конце концов, мы все придем к единству, к смерти? Человек живет для того, чтобы умереть?
- Нет! Смерть - закономерность, в которой все вы, люди, равны. И нужно воспринимать ее как очередную ступень, к которой ты стремишься!
- Я, кажется, поняла! Если человек живет только для себя, он тлеет, словно тонкая лучина; если человек живет для семьи - он горит, будто пламя; а если он живет для всего мира - он светит, точно маяк, указывающий путь кораблям?!
- Да, да, да! Умница! Только помни, что ты говоришь про ОГОНЬ. И если обращаться с ним несерьезно - это очень опасно. Помни об этом...
Я открыла глаза. Странно. Ноябрь на дворе, а с утра солнышко светит! Я лежала на диване в гостиной, укутанная кем-то в мягкий плед. Пора вставать - сегодня уроков много. Что там у нас по литературе задано? Сочинение на тему «Для чего живет человек? »...

Курицына Анастасия (10 класс, гимназия № 295)
Преподаватель: Молодежникова О.И.

«ДЛЯ ЧЕГО ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК?»

«Человек создан для счастья, как птица для полета».
Короленко

Он открыл глаза и тотчас же зажмурился от яркого света. Вся комната была наполнена золотистыми лучами восходящего солнца, блики и зайчики светлыми пятнами метались по стареньким желтым обоям. Все в этом мире было прекрасно: и свет, и солнечные зайчики, и само тепло июльского утра, и ветер, колыхавший пестрые выгоревшие занавески и доносивший с лугов аромат полевых цветов, и пение птиц на заре...
Он снова открыл глаза и приподнялся с большой рыхлой подушки.
Старые пружины кровати жалобно заскрипели, и с этим скрипом комната стала наполняться звуками: часы пробили восемь, с сильным порывом ветра захлопнулось окно, за стеной у соседей заговорило радио. Мир в эти мгновения походил более всего на лес, который медленно отходил ото сна; на лес, где после зимних холодов оживали растения и животные, пригретые лучами весеннего солнца.
Это солнечное летнее утро было так не похоже на вчерашнюю непогоду. Прошлым вечером разразилась настоящая буря: дождь лил как из ведра, сильнейший ветер срывал листья с деревьев; казалось, что не было на земле места, где можно было бы спрятаться от ненастья. Ночь же все изменила. На улице не осталось и следа буйства стихии, лишь лужи на мостовой напоминали о вчерашнем.
Вчера он возвратился домой очень поздно. Разразившаяся почти внезапно гроза застала его на полпути до дома; и хотя от остановки до парадной было идти не более десяти минут, буквально за какое-то мгновение он промок до нитки. Поднимаясь на свой четвертый этаж, он машинально проверил почту. В его почтовом ящике давным-давно выломали замок, поэтому дверцу можно было открыть и без ключа. Среди обыкновенных рекламных газет был конверт, но он не обратил на него внимания и, когда зашел в квартиру, небрежно кинул его на столик, стоявший рядом с кроватью, даже не посмотрев на обратный адрес.
Он устал. Работа выматывала его, высасывала все жизненные соки. Не то чтобы она была очень тяжелая физически, нет. Он работал простым сотрудником в судебной конторе. Вся его обязанность состояла в том, чтобы принимать жалобы, заявления и в письменном виде затем перепечатывать их. Семейные дрязги, мелкие кражи, хулиганства, обращения в высшие инстанции... Последние два года все его существование было основано на чьих-то бедах. О том ли он мечтал, когда ехал сюда? О, нет. В его воображении рисовались картины совершенно иные: например, то он представлял себя банкиром, то юристом, то крупным предпринимателем, то еще кем-то. Тогда он был наивен и амбициозен. Ему представлялось, что жизнь в большом, почти столичном Городе легче, и работа легче. И все, все легче. Даже ходить и дышать, наверное, тоже легче. Но этот большой, почти столичный Город встретил его холодно. Первое время он кое-как перебивался тем, что продавал газеты, затем устроился курьером в небольшую фирму, теперь контора... Подобно карусели закружила его сумбурная городская жизнь, завлекая все сильнее и сильнее в свои сети. Все меньше жизнь в Городе походила на ту, что текла своим чередом на его малой Родине. Он уже не мог представить себе утро, когда не нужно было никуда торопиться, лихорадочно посматривая на часы, и бежать, сломя голову, если стрелки показывали на десять-пятнадцать минут больше, чем положено.
Это утро было нисколько не похоже на другие хотя бы потому, что некуда было спешить. Он открыл глаза с томительным ожиданием какого-то события, которое непременно должно было произойти. Оно зародилось в его сердце с прошлого вечера, когда он поднимался к себе домой. Сам не зная почему, он ждал этого дня, именно этого и никакого другого, потому что как он сам думал, еще одного такого дня быть просто не могло.
Он потянулся, вдохнул полной грудью свежий воздух летнего утра и вдруг увидел письмо, по-прежнему лежавшее на столике рядом с его кроватью. Оно было изрядно потрепано, на нем стояло множество штампов: очевидно, оно попало в его почтовый ящик издалека. Адрес на конверте был написан разборчивым, крупным почерком. «Отец !» - промелькнуло у него в голове. Да, это было письмо от его отца.
Он не писал домой уже несколько месяцев. С тех пор как он устроился работать в конторе, письма домой стали писаться реже, слова в них скуднее; многое изменилось и в нем самом. Он становился все более одержим идеей повышения по службе, и потому, почти все его время и мысли занимала работа. И вот теперь отец... Он писал, что мать очень скучает по нему, часто украдкой плачет по вечерам. Здоровье его «так себе, серединка на половинку»: сердце стало иногда слишком часто биться, но «по врачам таскаться неохота, да и некогда «. Отец просил его писать чаще, а еще... еще он просил сына вернуться. «Не забывай, помни, сынок, что у тебя есть отец и мать ...»
Читать письмо ему было тяжело: руки его дрожали, он то и дело проводил влажной горячей ладонью по раскрасневшемуся лицу и мокрым глазам. Наконец, дочитав до конца, он бросил письмо на стол и тяжело сел на кровать. В его голове вихрем носились мысли о работе, о семье.
Внезапно в коридоре раздался телефонный звонок. Он снял трубку.
«Да, слушаю ...» - нехотя проговорил он.
«Здорово, старик! - бодро начал приятный баритон. У меня есть радостная новость для тебя. Наш шеф... Короче говоря... Короче говоря, тебя повысили!!» - задыхаясь от чужого счастья, кричал голос из трубки.
«Наплевать», - он был совершенно равнодушен.
«Как?! Как это тебе наплевать?! Да ты ... Ты с ума сошел!.. Только подумай - из простого служащего в заведующего целым отделом!» - не-истовал звонивший.
«Я же сказал: наплевать - медленно ответил он. - И потом ... я уезжаю.»
«Ты не можешь уехать, старик! Неизвестно, как отреагирует на это шеф...» - раздосадовано проговорил человек из конторы.
«Я не буду повторять дважды. Так и передай своему шефу», - отрывисто сказал он и повесил трубку.
То, что было его мечтою еще пару месяцев назад, он, как ненужную бумажку, скомкал и выбросил. То, ради чего он целых пять лет работал, не покладая рук, показалось ему мелочью. Его идеал, его цель стали для него очередной глупостью. Он словно прозрел. За те минуты чтения письма отца, он передумал и пересмотрел всю свою жизнь; увидел и понял то, чего прежде никогда не замечал и над чем никогда не задумывался.
«Для чего живу я? Для чего вообще живет человек? Чтобы нажить богатства? А что тебе дадут эти богатства, если ты за всю жизнь не сделал ни одного доброго дела, ни разу не помог страждущему? Когда ты умрешь, что ты возьмешь с собою? Деньги? Нет, ты возьмешь свои добрые дела, и судить тебя будут по ним, а не по твоему кошельку. Надо жить, помогая людям; жить не для себя одного, а для других.
Надо подобно свече гореть, неся тепло и свет, неся счастье и радость людям. Свеча горит и освещает мир вокруг себя, а погаснет - и все, как и прежде погрузится в темноту, но кто-то зажжет новую свечу и снова будет светло. Чем больше свечей, тем больше света и тем сильнее он. Чем больше в мире хороших людей, тем лучше, теплее мир; чем больше добрых дел, тем светлее в душах людей. И пока есть такие люди, пока горит свеча, мир тоже есть», - так думал он, а поезд мчался в голубую даль, и уносил его далеко-далеко от большого, почти столичного города, уносил его в даль, которая была так близка ему.

Чу дина Валентина (11 класс, школа № 394)
Преподаватель: Розов Б.М.

«ДЛЯ ЧЕГО ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК?»

Жизнь - не наслаждение и не страдание, но серьезное дело, которое возложено на нас и которое необходимо завершить с честью.
А. Токвиль

Я люблю свет. Я люблю музыку и живопись. Я люблю снег и ночь. Я люблю, когда в темной кухне играют на белой стене отблески огня.
Я люблю зиму и лето, весну и осень. Я люблю несорванные цветы и сорвавшиеся с купола неба звезды. Я люблю, когда «Лунная соната» льется вместе со слезами. Я люблю молчание. Не надо ничего говорить, ведь Бетховен и в тысячу первый раз взмахнет руками, и пальцы тронут черно-белые клавиши. Кто придумал выкрасить клавиши, как жизнь? И почему жизнь так не похожа на музыку? Кто придумал жизнь и для кого она нужна?
Но ведь и родиться можно только для того, чтобы услышать «Реквием» Моцарта. Музыка все переворачивает. Она всесильна? Да, она всесильна надо мной. Но она не тронет, а лишь насмешит жестокого человека. Я и не знаю, что может править этим мозаичным миром. Как легко и просто рассуждать что царство истины настанет. Как бывает трудно ответить на сквернословие улыбкой! Попробуйте! А что улыбка перед царством света и что грубое слово перед всем злом мира? Можно ли человеку - ничтожно малой частице - жить таким будущим? И сколько будут «весить» те несколько десятков людей, не просто добрых, а великих, появившихся на свет за сотни лет? Не Иешуа и Иисус - Назаретянин из книг, а Бетховен и Леонардо да Винчи. Пока таких, как они, накопятся миллионы, люди уже забудут «Лунную сонату» и выбросят за ненужностью лоскут, бывший когда-то «Мадонной».
Зачем живут люди? Чтобы забывать? Даже если чтобы помнить, зачем?
Человек родился, человек светел, человек свят, он спас других людей, он умер. Человек прибавил доброты и ушел в никуда.
Тысячам живущих не встречались такие люди. Многие встречают злость, злятся, огорчаются, расстраиваются, успокаиваются, но все тоже умирают. Зачем они жили, живут и будут жить? Добрые и злые, смешные и ласковые, надменные и грустные. И ничего не меняется.
Так кто же такой человек? Что он значит во Вселенной? Ослепленные дневным солнцем, занятые мелочами дня, мы отвыкли восхищаться обыденным - природой вокруг, звездным небом. Взгляните, какая роскошь! Какая беспредельность! Какая необъятность! Какая грация! Какой восторг! Сливаясь со звуками и образами увиденного, понимаешь, что у человека есть «крылья», - они в его душе. Что может быть прекраснее, чем лавина космической красоты, обрушивающаяся на тебя в тишине ночи?!
Человек, Космос, Природа, Искусство, Любовь... Какое единение! Какая музыка! Какая гармония! Люди, почаще поднимайте свои глаза к небу! Может быть, ощутив учащенное биение своего сердца, почувствовавшего великолепие, вы поймете, зачем живете на Земле. Может быть, вы поймете, какими вы должны быть, что должно являться основой вашего поведения, вашей жизни.
Время не останавливается. Годы идут за годами, века за веками, тысячелетия за тысячелетиями... Но неумолимо сквозь толщу лет доходят до нас истинные ценности человеческой души. Мы можем носить разные прически, мы можем менять наши одежды, нашу речь, манеры, мы можем отказаться от Бога, от Красоты, от идеалов, но, несмотря на все это, где-то в самой глубине человеческих сердец остаются основные понятия человечества - любовь, честь, совесть, доброта, милосердие... Это законы нашего сердца, основы нашего поведения, наших взглядов на мир и на жизнь.
Однако истину ищут нехожеными тропами. Сколько бы ни было мнений, точек зрения на тот или иной вопрос, истина всегда одна. Почему вещи, само собой разумеющиеся в недавнем прошлом, сейчас превратились в острые проблемы? В человеке постепенно исчезает самая главная черта, которая отличает его от животного, - гуманность. Мы испытываем дефицит духовных качеств, а это страшнее дефицита материального. «Человек - это звучит гордо!» - говорит Сатин у Горького. Гордо?! Оглянитесь, чем сейчас гордиться? Мы погрязли в вещизме, мелочности! Скорее бы урвать себе чего-нибудь, неважно, нужно нам это или нет, только бы побольше! Но ведь в погоне за материальными благами мы теряем сострадание, а нередко и сердце.
У такого человека жизненная цель одна - накопить всего как можно больше, несмотря на нужды окружающих. Судьбы других людей мало кого беспокоят. Даже предначертанное человеку не столько его трогает, сколько материальные блага и устойчивая позиция в обществе. А ведь жизнь дается для того, чтобы исполнить в мире все, что назначено исполнить человеку. Построить дом, посадить дерево и вырастить сына — вот необходимый минимум человеческих свершений. Мудрость этого высказывания заключается в том, что каждое из перечисленных дел как бы продолжает человека, проецирует его деятельность в будущее. Действительно, дом останется следом человека на земле: в нём будут слышаться смех детей и взрослых, звучать песни и отмечаться праздники. Дерево станет свидетельством жизни человека: его тень подарит прохладу в знойный день, оно всегда будет поддерживать мир и лад, охранять покой. А сын станет родоначальником множества людей будущего, умеющих ценить и оберегать свою родину, трудиться на ее благо.
Вопрос о смысле жизни раньше или позже встает перед каждым человеком, и неважно, в связи с чем возникает этот сложный вопрос. Важно другое — как человек ответит на него, ведь от этого ответа будет зависеть очень многое.
Для себя я нашла пока что единственный ответ. Смысл моей жизни в учебе. Нет, не в школе, а именно в познании нового. Больше всего на свете меня привлекают тайны, неизведанные человеком. Засыпая в серебряном свете Луны, задумываешься о вечном, о Космосе. Я считаю, что человек живет именно для того, чтобы, в первую очередь, познавать себя и Вселенную. «Человек - главное чудо света», а значит, познания о нем безграничны, как и Космос. Знаний никогда не будет достаточно, потому что всегда найдутся вещи и явления, не поддающиеся нашему разуму, не находящие разумного объяснения. А значит, и цель жизни всегда будет ясна и понятна: следует искать ответы на абсолютно все вопросы.
Но все это очень запутано, перепутано, скомкано. Хочется разрубить это гордиев узел, не распутывать, не тянуть цепочку ответов на бесконечные вопросы, а рубануть и найти простой и ясный ответ. Как в сказке...
Ну, а я люблю себя успокаивать тем, что раз люди ищут ответ на извечный вопрос: «Есть ли смысл в нашей жизни?», значит, смысл действительно есть...