Дети, которые рисуют
Звенит звонок.
Закончился шестой урок.
До начала занятий изостудии еще двадцать минут, а они уже стоят под дверью, торопят задерживающихся старшеклассников. Дети влетают в класс, как порыв ветра и сразу начинают расставлять мольберты. Они весело болтают, обсуждают работы. Что влечет их сюда? Ведь устали так же, как и все. Да и виделись мы с ними уже на уроке. Некоторые ребята приходят доделать рисунок, который не успели сделать на уроке. Они с любопытством разглядывают работы моих кружковцев.. А те с важностью объясняют, какая тема, какой сюжет, на какой конкурс делают они работу.
Вы спросите, что же это за дети такие особенные? Наверное, отбирали в эту школу самых способных? Но мы ответим вам - нет! Дети у нас обыкновенные. Берем в школу всех желающих. В основном это ребята из нашего микрорайона. Просто школа у нас не обыкновенная, а художественно-эстетическая. Рисуют в школе все: с первого по одиннадцатый класс. На занятиях изобразительным искусством классы делятся на две группы. Так учитель может больше заниматься с каждым отдельно. И уроков у нас не один, как во всех школах, а два в неделю. Приходят к нам первоклашки, они еще ничего не умеют, боятся красок. И правда страшно: все растекается, на рисунке стоит лужа, то глаз потек, то рот – и никакой красоты. А потом учитель показал как, и получилось! Растекаться-то оказывается, краски могут очень красиво, а если бумага сухая, то на нее вообще ничего не потечет. В жизни очень важен успех. Вот получился красивый цветок, значит, я могу, я молодец! И хочется идти дальше, пробовать свои силы снова и снова. Но ведь бывает, что и не получается. Вроде бы и сделал все как объясняли, а получилось не так. Обидно, даже плакать хочется. Тут подходит «палочка-выручалочка», учитель рисования, два раза кисточкой мазнул, где-то воду лишнюю убрал и рисунок преобразился. Ребята иногда шутят: дайте Вашу руку на время. Так, постепенно, шаг за шагом осваивают наши ученики приемы рисования. Акварель – самая сложная техника, это скажет вам любой художник. Она не любит исправлений, многослойности. Ученики нашей школы рисуют акварелью с первого класса. Сначала обводят контуры восковыми мелками, которые не дают краскам растекаться, а потом в 3-ем, 4-ом классах уже рисуют одной акварелью. Рисовать акварельными красками у нас не боится никто. Постепенно мы знакомим своих учеников и с другими техниками: гуашью, пастелью, цветными карандашами. В классе есть все необходимое для рисования. В старших классах обычно ребята сами выбирают технику для своей работы.
В работе художника очень важна фантазия. Маленькие дети - все фантазеры: такого напридумывают, что взрослому человеку даже в голову не придет. А когда подрастают, бывает, что самое трудное – это придумать.
Я, проработав много лет учителем рисования, могу с уверенностью сказать – воображение тоже развивается. Я всегда говорю своим ученикам: хорошая идея – половина успеха. А дальше большой труд. Уже в начальной школе ребята учатся сначала работать над эскизами. Может быть идея и замечательная, а начал на бумаге рисовать, что-то не то, нужно попробовать разные варианты композиции, по-другому разместить фигуры людей.
Наши ученики постоянно участвуют в самых разных конкурсах. Мы учим их бороться и побеждать. Ведь победа – это признание твоих заслуг, это самоутверждение в жизни. У меня есть такие ученики, которые получают пятерки только по рисованию, и не потому, что это легко, вовсе нет, просто они такие. И как это здорово, что они могут быть в чем-то лучше других!
Но самое главное, что дети, которые рисуют – другие. Они не просто видят красоту окружающего мира, они пропускают эту красоту через себя и приносят ее в мир. И, не важно, кем будут работать наши дети, в любой профессии они будут творческим людьми.
Дорогие ребята – рисуйте, фантазируйте, дерзайте, и у вас все получится. «Дорогу осилит идущий!»
Леонтьева Анна Леонидовна,
Учитель школы № 473 города Санкт-Петербурга.