Литературный журнал
www.YoungCreat.ru

№ 3 (3) Июль 2003

Алексей Каменский (16 лет)

ВСТРЕЧА С НЕЗВАНЫМ ГОСТЕМ
(рассказ-быль)

Я начал увлекаться насекомыми с раннего детства. Мне и сейчас интересно наблюдать за этим прекрасным разнообразием природы. Как-то раз мама купила мне очередную книжку о насекомых. На последней странице я увидел плавунца «окаймленного». Меня поразила его красота и совершенство, а также его величественные размеры - три с половиной сантиметра. Этот незваный гость постучалсяв мою душу.
Летом на даче мы с бабушкой ярким солнечным днем решили прогуляться по грибы-по ягоды. Наш дом в поселке был близко к озеру под названием «Мичуринское». Место возле озера было заболоченным, и там же располагался пруд. Эта местность благоприятствовала жизненной деятельности плавунцов. Итак, я делаю первый шаг к плавунцу.
В один прекрасный день я по шоссе прогуливался. Вижу на дороге плавунца, но он мертв. Его раздавила машина. Я догадался, что плавунцы не только плавают, но и ползают. И - предположительно - даже летают. Я жалел о том, что он - неживой. Вот бедолага!..
Прошло два года. Моя вторая бабушка совместно с папой купила небольшой домик тоже возле озера, в садоводстве «.Правдинское». Там поблизости располагался маленький прудик. Я часто проводил время возле этого прудика: ловил там стрекоз и других более мелких плавунцов. И вот при очередном визите на пруд я заметил в нем того самого окаймленного плавунца. Сенсация! Плавунец неподвижно качался на воде, дыхательным отсеком вверх. Впервые видел его живым. Я приготовил свой сачок, но как только направился к нему, он юркнул в муть пруда. Видимо, залег на дно. Через два часа он снова показался на освещенной солнцем глади пруда, но меня опять постигла неудача. Затем под вечер, спустя четыре часа, он вновь показался на поверхности, но я опять не смог поймать хитрого плавунца. Дело в том, что берега пруда в некоторых местах были очень крутые, поэтому, когда я тянул руку с сачком к плавунцу, то рисковал упасть в пруд, так как лежал на земле, чтобы сачком дотянуться до цели...
К тому же, хитрый плавунец показывался, в основном, только на середине пруда, а с берева до середины я достать не мог, да и плавунец не очень-то хотел подплывать близко к берегу.
Полночь. Я из любопытства решил выйти из дому. Подобрался к пруду и при ярком свете луны увидел в воде черное пятно, которое по размерам было таким же, как плавунец.. Предположительно, это пятно и являлось плавунцом. Но подтвердить мне это не удалось. Всего же я пробыл на своем рабочем посту в этот день восемь часов и отвлекался только на еду. Но поймать плавунца за это лето так и не смог. А на следующее лето пруд зарыли.
Лето 1999 года. Я обнаружил в другом месте пожарный пруд точно таких же размеров. Соседи сказали мне, что, когда они набирали воду из пруда, они не раз видели моего (теперь уже старого) знакомого. Долгое время я следил за поверхностью пруда, но в этот раз я его вообще там не увидел. Из-за сильной засухи пруд постигла печальная участь, -он скоро высох.
То лето было очень жаркое. Думаю, и вы это знаете и помните. Даже расплавленные червяки валялись на дороге. На нашем участке солнечным летним днем обнаружился мертвый, засохший от жары плавунец. Я зарыл его, аккуратно утрамбовал землю и украсил это место красивым желтым цветком. Меня разобрала жалость и обида. Еще одна невинная душа вознеслась на небо, подумал я, представив себе ужасную картину, как он из последних сил тяжело опускается на землю.
Я всегда с любовью относился к своему увлечению. У себя люблю делать мини-пруды и наблюдать за повседневной жизнью обитателей водоемов. Ну а теперь, чтобы вы представляли, с кем мы имеем дело, я бы хотел вам рассказать о жизни самих плавунцов.
Личинки плавунца колеблются в размерах от одного до восьми с половиной сантиметров, если считать от кончика хвоста до кончиков клешней. Дышат они с помощью трубки, которая находится у них в хвосте. Они сбрасывают кожу. Личинки после линьки становятся белыми с красноватыми глазами. Живут они в прудах и канавах и плавают на разных глубинах. Молодь коричневатого цвета, а взрослые личинки почти черные. Личинки очень отличаются от взрослой особи. У взрослой особи широкое тело, черные жесткие поверхностные крылья с каймой желтого цвета по бокам, вдавленная в тело голова, и в отличие от личинки у нее (у особи) нет тонких длинных клешней, а имеются короткие челюсти. Они также не имеют ворсинок на спине, так как ее покрывают крылья. Личинки же, напротив, имеют форму жирного червя с ворсинками на лапах и спине. У них лапы - это маленькие весла, как и у взрослых особей. На хвосте у них располагаются два толстых больших отростка, от которых отходят тонкие и маленькие ворсинки. Некоторые личинки бывают намного крупней взрослой особи.
У личинок есть и шея, они имеют длинные тонкие клешни. В основном, личинки плавунца питаются головастиками или же личинками других водных насекомых.
Нередко наблюдается сцена убийства личинками друг друга. Они также не брезгают головастиками, которые являются их основной добычей. Я подсчитал, что за полтора часа личинка плавунца может загрызть двенадцать головастиков. На самом деле личинки не поедают свою добычу. Они протыкают тонкими длинными клешнями кожу жертвы и высасывают из нее питательные соки. Продолжительность жизни плавунцов три месяца. В один прекрасный день они делают норку в земле под водой и сидят там некоторое время, после чего из норки выходит взрослая особь - плавунец.
А теперь вернемся к моим поискам окаймленного плавунца. Совершенно случайно в то же самое лето я наткнулся на еще один средних размеров пожарный пруд. Первое, что я увидел в этих водах, - был плавунец окаймленный, тот самый «царь плавунцов», как я его называю. Я приготовил сачок и запустил его в водоросли, как и в книге Жана Анри Фабра. (Хотя он давно умер, его книги продолжают жить. Иногда я тоже обращаюсь к ним за советом). Итак, приготовил сачок и запустил его в водоросли, но..., как в былые времена, я его упустил. Я зачерпнул сачком еще раз. В этот момент в моей голове был только один вопрос: есть он там или нет? Наконец, я обнаружил его в сачке! А ведь я его пытался поймать столько лет! Я не верил своим глазам. Я был счастлив. Я скорее положил его в ковшик и понес домой, а затем посадил в таз с водой. Я просто сгорал от радости. Но, видимо, ему было тесно в тазу, и он улетел. Ведь плавунцы умеют не только плавать, но также ползать и даже летать. Но я уже не расстраивался.
На следующий день снова отправился на пруд, и мне открылся оазис в пустыне. Пруд был полон таких же плавунцов.
Я стал проводить там много времени, наслаждаясь чудным заповедником, красотой и гармонией природы.
Осень. Моя вторая бабушка собиралась ехать в город. Папа не мог за ней заехать, так как был на работе, и она решила уехать с соседом. Она стояла возле машины и ждала дядю Вову, как вдруг она заметила в багровом осеннем небе темное пятно, которое все увеличивалось и увеличивалось. Сначала она подумала, что это какая-то маленькая птаха, но когда объект подлетел поближе, она разглядела моего старого знакомого, разрезавшего крыльями осенние сумерки. Наверное, он летел на поиски нового водоема, так как старый за это жаркое лето высох. «Не повезло бедняге!» - подумал я. Все насекомые легли на покой, а он еще блуждает по осеннему небу. Крылатый странник, пролетев в нескольких метрах от бабушки, скрылся за горизонтом вслед за заходящим солнцем. И яркие желтые, красные листья падали, как будто провожая его.
Летом следующего года мы с другом сидели у пруда и мутили воду стареньким сачком, ловя целую «царскую семью», которая там обитала. Порой мы до того наглели, что хватали плавунцов руками. Лето пролетело тихо и незаметно, как бы минуя стороной мою тихую повседневную жизнь. Еще долго я буду вспоминать зеленую гладь пруда.

ХОЛОДНЫЙ РУЧЕЙ

На улице весна. Наступили майские праздники. Деревья покрылись свежей зеленью. Город наполнился сладкими ароматами цветения. Все вокруг оживало. Мы решили выбраться из городской тесноты и поехать на дачу. Там я встретил друга - Славку. Его отец - дядя Саша - пригласил нас на Холодный ручей, ловить подлещика. Мы въехали в небольшой поселок с красивыми домами. Наша машина остановилась у тропинки. Вышли, отправились по тропе. На полянке, перед дорогой, стоял простенький стол, сколоченный из пенька и фанерки, по бокам стояли стулья -пеньки. Тропинка вела куда-то вниз, виляя между березок. Впереди что-то шумело. Тут тропинка круто повернула и окончилась. Справа была еще одна полянка, а слева песчаный обрыв метра два. Мы аккуратно спустились вниз.
В обрыве были норы ласточек-береговушек, хотя самих их там поблизости еще не было. Мы стояли на песчаном берегу. Слева был небольшой водопад, на середине реки торчали валуны. Видимо, там было не слишком глубоко. Справа река успокаивалась, течение в ней замедлялось, не было резких порогов, из воды торчали хвощинки. Слева возле горки с тропинкой стояли двое рыбаков. Говорят, клюет пока неохотно, к вечеру будет лучше. У одного в садке уже было штуки три-четыре. Мы разложили вещи и начали ловлю. Я дошел в сапогах до небольшого бревна, лежавшего в воде, и встал на него одной ногой. Поплавок быстро двигался по течению, и тут, когда поплавок доплыл до большого камня возле берега, мне показалось, что он притопился. Но подсечка ничего не дала. Я решил подойти поближе к камню. Встал на маленький камень напротив большого и закинул в крошечную «бухточку». Клюнуло почти сразу, причем довольно странно: поплавок углубился под сильным углом. Я подсек, - плотвичка? Нет, подъязик, небольшой. Я их ловил очень редко, и поймать его здесь стало для меня сюрпризом, к тому же с такой их поклевкой я еще ни разу не сталкивался. Возле самого берега кишел малек, наверное, его-то подъязик здесь и гонял. После песочного дна возле камня начиналась приличная яма, однако глубину я ставил небольшую, сантиметров сорок. Клевало даже в полуметре от берега...
Я уже надергал штук двадцать и перешел ловить на опарыша. Тут папа предложил мне взять мой маленький спиннинг. Он был легкий и компактный, и далекий заброс мне все равно не требовался, поэтому я решил воспользоваться им.
Кроме того папа еще поставил мне вместо обычного крючка загло-тыш (очень маленький крючок), в общем, получилась почти браконъерс-кая снасть. Тем временем Славка уже вытащил нескольких хорошеньких подлещиков, как они бились на его крючке! Как сверкала на солнце их серебряная чешуя! Славка пока всех облавливал. Уж больно хорошая, наверное, была у него позиция. Тут и мне предложили половить в этом месте, но там было довольно тесно: мужиков много, места мало, можно было легко промочить ноги. Клевало у меня не часто, и я ничего там не поймал, хотя и ловил довольно долго. Мелочь меня привлекала больше.
Для меня ловить ее было куда интереснее, и ждать она меня не заставляла. В кане уже было полно подъязиков, изредка подходила хорошая уклейка, она долго теребила поплавок, и я терпеливо ждал подходящего момента для подсечки. Рано подсек? Не беда, уклейка здесь смелая, без опарыша уходить не намерена. Еще реже попадалась маленькая плотвичка. Обычно все это клевало, если кидать вперед, перед собой, а если вбок к камню - клевал, в основном, подъязик. У папы тоже попадался подъязик, только гораздо больше моего. Прошло часа три. Папа предложил мне сходить перекусить. Мы оставили вещи и пошли наверх к машине. Вытащили бутерброды и сели кто на пенек, кто - на корточки. Разложили еду на скатерке. Поели, поболтали на житейские темы и пошли обратно к ручью, с которого так неохота было мне уходить.
Тут папа вытащил видеокамеру и поснимал нас. А время шло. Пришла какая-то женшина с удочкой, подъязик стал клевать хуже. Клев переместился из «микрозалива» непосредственно в ручей. Все больше стало попадаться маленьких подъязиков, которых сложно было подсечь и обычным крючком и даже заглотышем, но тем не менее и их я наловил немало.
Вечерело. У других подлещик стал клевать лучше. Даже тетка, ловившая рядом и закидывавшая чуть дальше меня, поймала двух неплохих. Что касается меня, то у меня, похоже, такие тоже клевали, да не попадались. Я стал кидать за камень, - и там тащилось что-то хорошее, но все сходило, только одного я поймал, граммов на сто двадцать, и все. Но уверен, срывались и крупнее. Я посмотрел на воду возле камня: либо я выловил всего подъязика, либо он ушел из-за того, что ушел малек, а он ушел, скорее всего, из-за того, что уже вечереет, света ему, наверное, мало. Скорее всего, он ушел и из-за того, и из-за другого. Рядом какой-то мужик ловил «пауком» или «косынкой», я не очень в них разбираюсь, поймал неплохого подлещика, а может, даже это был солидный подъязик. Народу все прибывало, и вскоре мы решили собираться. Славка вместе с отцом поймали штук сорок, килограммов на пятнадцать тянуло. Мы же наловили в тот день почти полный кан мелочи, и не только. Мелочь решили засушить, в ухе она слишком костлявая, да ее и слишком много, кости выбирать умучаешься, а вот на сушку в самый раз, в баньке зимой есть будем.
Вернулись мы где-то в полдвенадцатого. Были белые ночи. Бабушка очень обрадовалась нашему улову. Славка на следующий день уехал в город, зато приехал наш сосед и папин друг дядя Леша. Мы решили ему рассказать о подлещике, который держался там тогда в массовых количествах. На следующий день мы снова туда наведались. С дядей Лешей отправился какой-то его старый приятель, которого мы раньше не видели. Впоследствии он все лето прожил у него на даче. Это был пенсионного возраста,молчаливый, но ворчливый человек, у него не было многих зубов, он носил очки и старомодную шляпу. Мы поехали на своей машине показывать путь, они на своей, и держались за нами.
Наверно, многие спросят: зачем ехать, если у нас и так было полно рыбы, оставшейся со вчерашнего дня? Если честно, я и сам этого не знал, но, если мыслить логически, то «чем больше, тем лучше», к тому же рыбы, пригодной для ухи, у нас было не так уж много, и место друзьям показать уж очень хотелось. Еды мы с собой не взяли, так как не считали нужным долго там оставаться. Народу мы встретили там немного, как и в первый раз, но в отличие от первого раза потом народ уже не прибывал. «Видимо, подлещик уже проходит», - подумал я. И был прав, он действительно проходил. Клевало у всех неохотно. Я тут же пошел на свое любимое место к камню. Опарышей у меня оставалось уже немного. Вчера они и вовсе закончились на середине рыбалки, но тогда меня выручил Славкин отец - дядя Саша. Я поймал нескольких подъязиков, которые тоже неохотно клевали. Затем мне стало лень бежать с рыбой в руках до кана, который стоял у камня слишком далеко, и я решил складывать добычу прямо в карманы.
Они у меня были довольно вместительными, да еще и на молниях, так что ничего не оброню. У камня клевать перестало, и я двинул правее от камня и перепрыгнул на маленкий камушек, где ловил вчера. Там я поймал несколько подлещиков с палец, а также таких же размеров подъязков и несколько маленьких уклеечек. Я стал кидать за камень, там у меня опять стал брать кто-то неплохой, но подсечь его так и не удавалось. Тогда я забрался на большой камень и стал забрасывать с него. Бросал и подальше по течению, и возле камня. Поймал еще с десяток подъязиков, немножко подлещика, срывалось иногда что-то приличное. Одного подъязка поймал неплохого - сантиметров на двадцать. Хорошо рыпался!
Сам золотом отливается, а плавники красные, как кровь. Тут папа предложил мне половить хорошего подлещика. Я забрался на камни, он насадил мне сочный пучок червей, у меня стояла мормышка, довольно уловистая, дядя Саша привязал. Клевало к тому времени уже неплохо. И у меня тоже клевало. Вот притапливает, притапливает... Эх, черт, рановато! Второй раз клевало аж у самых ног. «Не боится, гад, ты смотри!» Один сошел, нормальный был, конечно, не то, что вчерашний у Славки, но все же обидно. Еще одного небольшого мне все ж таки удалось поймать. А один убежал. Половил я немного и пошел на свое место, мелочь дальше «пушить». А возле моего камня мужик какой-то прямо в «бухточку» в эту, в мою кидает, но он, правда, далеко, так что мне не мешает, но все же хорошо, что я пересел на камень. Клевать стало хуже, скоро надо было уезжать. Я половил еще немного подлещика перед тем, как уехать. Заброс на него нужен небольшой, не более метров трех-четырех. Он стоит крупной стаей на дне, между каменной бурлящей грядой, расположенной ближе к середине реки, и берегом. Глубина от сорока до семидесяти сантиметров. После двух рыбалок я насчитал сто пятьдесят штук сушеной мелочи. И сейчас, когда уже прошло много времени, мне стало жалко их. Вдруг таких стай в реке не так уж и много, ведь погубил столько молодых язей, да они ведь вполне могли вырасти и до язя, да и молодь подлещика я сократил сильно. А вдруг из-за того, что на этих праздниках всех переловят, и не будет молодняка, на следующих не будет уже и хода? Правда, я отпустил штук шестьдесят, но это помимо ста пятидесяти, а не из их числа.