Изданные номера |
Наши фестивали |
Юные писатели |
Юные художники |
О нас |
Создатели журнала |
Публикации о нас |
Наша летопись |
Друзья |
Контакты |
Поддержите нас |
Литературный журнал www.YoungCreat.ru |
№ 6 (17) Ноябрь - Декабрь 2005
Юрий Ожиганов (18 лет, г. Вятка)
НЕОКОНЧЕННАЯ ЛЕКЦИЯ
(Исторический очерк)Клод Бернар стоял у окна. Утренний свет скользил по его высокому лбу, голубой паутинкой ложился на длинные волосы, аккуратно выбритое лицо ощущало слабый ток прохладного воздуха.
На улице цокали копыта, развевались гривы лошадей, грохотали по мостовой орудия и зарядные ящики. Ружья в такт марша подпрыгивали на спинах солдат. Французскому императору нужна была слава - император гнал батальоны в Крым.
Много молодых людей, много талантливых молодых людей отправлялось умирать сегодня. "Если бы разрешить им всем штурмовать науку! - подумал Бернар. - Как могущественны могли бы стать наши знания!.."
Профессор вздохнул и сел к микроскопу. Тихонько открылись двери, и в зал вошли два студента. Профессор не слышал ничего, он умел мгновенно отключаться от внешнего мира. Много лет, проведенных в Колледж де Франс, среди шумной нетерпеливой молодежи, научили его этому.
Амфитеатр постепенно заполнялся. Входили молодые люди в длинных пальто и широких шляпах, раздевались, рассаживались, обменивались улыбками и репликами.
Пора было начинать лекцию. Ассистент подошел и кашлянул над ухом Бернара.
Профессор поднял голову от окуляра. "Я должен буду рассказывать им о дыхании! - подумал он. - А долго ли им осталось дышать? Отлиты ли уже пули и снаряды, которые убьют их?.."
Он взобрался на кафедральное возвышение. Именно взобрался, а не взошел. Ему тяжело было сегодня. Он чувствовал себя очень-очень старым.
- Давайте вспомним историю! - сказал он, и тишина прокатилась по аудитории. - По Аристотелю, дыхание охлаждает тело и охраняет его от внутреннего жара. Гален в первом веке нашей эры обнаружил, что в дыхании участвуют грудные мышцы и диафрагма. Вдох производится при помощи наружных межреберных мышц, выдох - при помощи внутренних межреберных. Он обнаружил, что сами легкие не принимают активного участия в дыхании. Они послушно движутся вслед за грудной клеткой. Это возможно благодаря тому, что легкие и грудная клетка покрыты плеврой - тонкой оболочкой, образующей нечто вроде мешка. Один листок плевры покрывает легкие, другой - грудную клетку. А между листками имеется тонкий слой жидкости - как бы смазка. При дыхании один листок плевры скользит вдоль другого. В случае ранения легкого, воздух или кровь могут проникнуть между листками плевры, и тогда скольжение одного листка вдоль другого нарушается...
Клод Бернар остановился, ему не хотелось говорить о ранениях, о крови, о смерти. Ему не хотелось говорить о войне. А за окнами грохотали сапоги новобранцев...
- Мы дышим не только легкими. - Продолжил он, скользя взглядом по молодым свежим лицам слушателей. - Мы дышим всем телом, каждой его клеточкой. Кровь доставляет кислород клеткам, а на обратном пути забирает углекислоту. В 1669 году Лоуэр установил, что кровь делается красной после прохождения через легкие, а в 1757 году Блэк обнаружил углекислый газ в выдыхаемом воздухе...
Бернар снова замолчал, потому что солдаты за окнами грянули песню. Ее глупая лихость была кощунственна. Так показалось Бернару...
- Вернемся к механизму дыхания. - сказал он. - Зададим себе вопрос: почему грудная клетка, расширяясь, увлекает за собою легкие?.. Попробуем экспериментально ответить на этот вопрос...
Клод Бернар подошел к демонстрационному столу.
- Мы взяли большую бутыль. Отрезали от нее донышко. Натянули вместо отрезанного донышка эластичную мембрану. Заткнули горлышко бутыли пробкой. Сквозь пробку пропустили стеклянную трубку внутрь бутыли. Войдя в бутыль, трубка разделяется на две трубочки. На эти две трубочки нами надеты эластитчные пузыри. Они могут надуваться и сжиматься...
представьте себе теперь, что бутыль - это грудная клетка. Эластичная мембрана изображает диафрагму. Трубка, проходящая сквозь пробку, - это трахея. Она раздваивается на пару трубочек - пару бронхов. Два пузыря на трубочках - это легкие. Сосуд наш закрыт. Давление воздуха в нем равно атмосферному.
Теперь оттянем вниз эластичную мембрану - "диафрагму". Посмотрим, что мы увидим.
Первое, на что мы обратим внимание: "грудная клетка" увеличится в объеме. Затем - вот смотрите - "легкие" тоже раздуваются, их объем возрастает.
Теперь произведем обратное действие. Вдавим эластичную мембрану внутрь сосуда и уменьшим тем самым его объем. "Легкие" тут же уменьшатся, часть воздуха выйдет из них по трубке...
То, что мы с вами видели, - это "вдох" и "выдох"... Как объяснить их механизм?.
- Объяснить легко! - воскликнул один из студентов, сидевших в первом ряду. Он был черноволос, черноус и часто до своих щегольских усиков дотрагивался, словно хотел убедиться, что они на месте. - Когда оттянули вниз "диафрагму", воздух в "грудной клетке" занял больший объем и, следовательно, разредился. Внутри "грудной клетки" образовалось давление более низкое, чем атмосферное. "Легкие" были словно всосаны пустотой, они увеличились в объеме, вобрали в себя дополнительный воздух из атмосферы...
- Благодарю вас! - от души сказал Бернар. Итак, мы можем подтвердить правоту Галена: "Грудт раздувает легкие, а не легкие - грудь". Если теперь мы продолжим опыт и откроем краник, позволяющий воздуху проникать в бутыль, то мы увидим, что "легкие" будут уменьшать свой объем. Но они будут уменьшаться лишь до тех пор, пока давление в "грудной клетке" и в "легких" не уравновесится. Вообразите вместо крана открытую рану на легком...
Клод Бернар сказал это и замолк. Волнение его душило. Ему представилось, что он рассказывает всем этим молодым людям об их будущей судьбе.
"По какому праву? - спросил он себя. - По какому прау и для чего их пошлют умирать? Кому это нужно? Зачем им эта лекция?.."
Ассистент кашлянул несколько раз. Профессор не реагировал.
- Лекция окончена! - объявил ассистент излишне бодрым голосом. Студенты, одевая пальто и шляпы, потянулись к выходу. Профессор горестно смотрел на них. Ему так хотелось удержать их, не пустить... А но улице маршировали войска...Светлана Купреева (16 лет)
Здравствуйте, уважаемая редакция "Творчество юных"!
Слушала Вашу передачу по радио и решила написать.
Мне 16 лет. Пишу стихи и рассказы давно, но в редакцию обращаюсь впервые. Показывала свое творчество близким и друзьям, им нравится, но хотелось бы получить профессиональную оценку.
В будущем я хочу быть журналистом. Я стараюсь совершенствовать свой эпистолярный жанр, выражая себя в различных литературных жанрах, и пробую писать статьи.
Я участвовала в Купчинских чтениях по литературе, в различных олимпиадах. Хотелось бы узнать Вашу точку зрения о моем творчестве.
С нетерпением жду Вашего ответа
С уважением, Светлана Купреева.В ОБНИМКУ С ВЕТРОМ
Словом, взглядом неосторожным - ранена. В последнем звуке слова -запуталась. Цеплялась за прошлое - упала о камни острые. Поняла безнадежность - ушла, не оборачиваясь. Глотала обиду, что не окликнули. И вороны черные кружились над пустотой ее.
Шла, не меряя время. Смотрела на людей проходящих - до боли в висках. Люди - толпою - одним большим пятном. Странно ей - нет никого, а толпа идет. Искала у воды спасения - до дна достала ладонями, изрезала все пальцы в кровь. Хотела свободы, с ветром улететь - ежилась от холода пронизывающего, не могла согреть руки дыханием. Вырваться хотела - не смогла окно разбить. Убежать пыталась - круги считала, отдышаться не могла. Упала в сердце города, уставшая и измученная.
Словно почувствовав, пришел он в город, подарил улыбки многим, согрел теплом и радостными звуками. Толпа закрылась зонтиками - глупо как! Для вас старается, утешить пытается. А в центре города, подставив лицо ласковым каплям, сидела она, забыв про печали и горести сна. Улыбалась искренне, глядя на солнце, спрятанное тучами, укрытое мишурой дождя. И падали капли на ладони когда-то хрупкие яркими звездами. Рассекали звезды воздух, наполняли пустоту, падали на ветер и крыши домов, сияли на верхушках деревьев. Разбили капли-звезды печаль ее, грусть и безнадежность, устроили праздник души и подарили силы. Закрыл дождь стеной ее, чтобы не трогали злые-черные.
Идешь по дороге, радостно улыбаясь и качая головой в такт музыке. Летишь, разбрасывая брызги улиц. В луже отражается улыбка и широко распахнутые глаза. Голова и душа свободны. Хочется радовать окружающих и подарить им хоть часть того, что ты впитываешь из мира. Раскрашиваешь акварелью деревья и дороги, впуская в город осень. Дождь разбавляет цвета, смешивает и придает свежесть. Ветер разбрасывает листья по всему городу. Охапками, листопадами. Она идет по дороге и знает, совершенно точно знает, что за теми двумя тучками прячется солнышко. Она подмигивает ему, поправляет наушники и чувствует едва заметное нежное прикосновение лучика... Она жадно вдыхает воздух и снова солнечно улыбается... ведь после дождя так легко и свободно дышится...* * *
Мы пишем стихи - странные,
Заплетаем в них чувства тайные.
Мы бежим от малейших сложностей
И смотрим в одну сторону.
Словами как иглами колемся,
Со скрытою нежностью боремся.
Под кожу запрятали образы
В душе теперь молнии с грозами.
Мы прячем глаза ресницами,
Меняемся масками-лицами.
Засыпаем с любимою музыкой
И гуляем с дождем по улицам,
За шпионскую должность тихую,
За сплетение рук мы сплавимся,
За теплую вечную зиму
Мы сложностью рифм расплатимся.Евгения Чубей (13 лет, литературная студия "Лицей")
МОЯ ПОЕЗДКА В КУНСТКАМЕРУ
В среду 3-го марта, в нашей школе был день здоровья, и я вместе с большинством учеников седьмых классов отправилась на экскурсию в Кунсткамеру, заказанную нашей доброй Юлией Фёдоровной. С нами ехала не только сама Юлия Фёдоровна, но и наша классная руководительница Жанна Вячеславовна. Но, несмотря на присутствие этой строгой учительницы, дети вели себя в автобусе просто ужасно. И всё же я многое смогла узнать за эту поездку, потому что в Кунсткамере я побывала первый раз в жизни.
По дороге в Кунсткамеру экскурсовод рассказывала нам разные интересные вещи и задавала нам не менее интересные вопросы, на половину из которых я не могла ответить.
Первая площадь Санкт-Петербурга - Троицкая, об этом я знала ещё в пятом классе. Позднее на ней построили домик Петра 1, в котором он часто жил в летнее время, особенно во время Северной войны.
Когда мы проезжали по набережной Невы, покрытой белым неподвижным, но уже тонким льдом, нам рассказывали о Летнем саде. Раньше там по праздникам устраивались фейерверки для увеселения людей. Я представляла себе, как это было красиво.
Мы проехали Кронверк, у стен которого стояли массивные пушки, а позади них, из-за стен виднелись части других военных машин. Проезжая мимо этих толстых каменных стен, я вспомнила, как в детстве даже сидела на всех этих танках и пушках, нисколько не боясь их. Самая вершина Кронверка, как она изображается на всех картах Санкт-Петербурга, была удивительно похожа на огромную корону. Кронверк был построен как дополнительное укрепление к строящемуся городу при Петре I, несколько позже Петропавловской крепости.
Потом я видела здание Двенадцати коллегий, в котором, однако, помещалось только десять коллегий Сената и Синода. Это красивое строгое здание тянулось так далеко вдоль дороги, по которой мы ехали, что мне было совершенно не разглядеть его конца из окна автобуса, потому что я сидела от него с противоположной стороны.
Наконец мы приехали на стрелку Васильевского острова. Там я смогла осмотреть ещё раз наши знаменитые Ростральные колонны с символическими изображениями великих русских рек, созданных в человеческом облике и сейчас неподвижно сидящих у подножия Ростральных колонн, с обеих сторон каждой из них.
Я даже не заметила, как мы вышли из автобуса и вошли в маленькую дверцу где-то в самом малозаметном месте Кунсткамеры. И я впервые увидела вход в эту "палату редкостей", именно так слово Кунсткамера переводится с немецкого языка. И недаром, ведь Пётр 1 собирал там коллекции, состоящие из разных редкостных вещей, привезённых из других стран. Потом, когда редкостей накопилось очень много, Пётр 1 решил создать здание, из которого в 1714 году и родилась знаменитая Кунсткамера, первый естественный музей Санкт-Петербурга.
При входе в Кунсткамеру, на самом верху невысокой лестницы, стояли два существа, которых нельзя было назвать представителями вида человека разумного. Скорее всего, это были жители каменного века, древние дикари периода мамонтов и других удивительных животных. На одном из них была шкура ящера или его древнего предка, а в руках другого - довольно увесистая дубинка. Лицо последнего показалось мне каким-то странным, чересчур диким. Но рассмотреть его подробнее я не сумела, потому что через несколько секунд мы поднялись на второй этаж.
Там нас встретил мужчина-экскурсовод и куда-то повёл нас, не давая нам даже посмотреть на окружающих нас искусно сделанных людей - индейцев Северной Америки, находящихся за толстыми стёклами.
И вот мы все же оказались около одного индейца, одетого в какую-то странную одежду. Рядом с ним были другие головные уборы индейцев. Оказалось, что странная одежда индейца - это ритуальный костюм ворона, который индейцы надевали на свои праздники, чтоб походить на животных, которыми они, по их убеждению, будут в следующей жизни. Эти костюмы почти 200 лет назад из Калифорнии привёз знаменитый зоолог Вознесенский. От него же Кунсткамера получила и символические корзины с изображением письменности древних индейцев майя, состоящей из древних иероглифов.
После этого мы подошли к научной и медицинской части коллекций Петра I. Нам рассказали, что Петр I имел по крайней мере 14 специальностей: он составлял географические карты, лечил больные зубы, строил корабли. Да, это был необычайно активный человек. Кто бы смог не только управлять целой страной, но и заниматься большинством наук, существующих в мире?
Итак, после того, как мы узнали о научных открытиях Петра I, началось самое интересное. Сначала мы подошли к огромному скелету, самому настоящему. Это был скелет любимого слуги Петра - великана Буржуа, рост которого был действительно впечатляющий -два метра и двадцать семь сантиметров.
А потом... мы подошли к маленьким заспиртованным уродцам, родившимся такими из-за недопустимой распущенности их бедных родителей, пивших пиво, куривших табак и даже, может быть, использовавших наркотики, если таковые существовали уже в то время.
Среди этих "чудищ" были знаменитые сиамские близнецы, сросшиеся всеми частями тела, циклопы и другие мутанты. Даже не самый впечатлительный человек, посмотрев вечером эти ужасы, видел бы всю ночь кошмары.
Рассказ экскурсовода о бедных малышах, неподвижно застывших в разных позах перед нами, был очень поучителен. Нам рассказывали о том, что такое случается только при ведении совершенно неправильного образа жизни: чрезвычайно большом употреблении алкоголя и табака. Иногда родившийся ребёнок может без сознания прожить целых сто лет!
После просмотра этих монстров, мы отправились смотреть культуру Японии. Подведя нас к стеклу, за которым я увидела какие-то замысловатые игрушки, поделки, наш экскурсовод стал рассказывать о женском и мужском дне в Японии. Женский день отмечается 3 марта, а мужской 5 мая. На женский день всем женщинам дарили красивых куколок, но, естественно, только для того, чтобы украшать дом на праздник. После женского дня их убирали до следующего года. А 5 мая в каждом доме по традиции можно было увидеть деревянные мечи, доспехи, разные фигурки с изображением богов войны и другие предметы, напоминающие о том, что в этот день всякий юный воин будет радостно поздравлен всеми жителями Японии.
После этого мы подошли к стеклу, за которым я видела доспехи и мечи японских самураев. Экскурсовод рассказал нам, что каждый мужчина в семье почти с самого рождения обязан учиться владеть мечом, носить тяжёлые доспехи и знать все правила борьбы.
В следующем зале мы узнали о юрте - монгольском перевозном доме, который состоит из двенадцати отдельных решёток, помогающих ему легко собираться перед очередным переселением этих вечных кочевников. Обстановка внутри юрты довольно проста, лишь самые необходимые в суровых условиях этой страны предметы: несколько кроватей, маленький обеденный столик, несколько таких же не столь примечательных, но каких-то причудливых стульев и немного идолов, неподвижно стоящих в углах комнаты.
А потом мы пошли в отдел, относящийся к Китаю - самой развитой цивилизации за всю эпоху древнего мира.
Китайцы, как известно, изобрели хрупкий и очень ценный фарфор, знали тридцать видов вышивания шёлком, а также умели делать и многие другие вещи, секрет которых знали только они сами.
У китайцев были очень строгие правила. Кто же не знает Конфуция и его учения о вежливости и уважении к старшим? Кроме того, мужчины буквально издевались над своими жёнами, заставляя их крепко-накрепко бинтовать ноги, смазывая их каким-то веществом, чтобы сделать их полными домоседками. С такими "спеленатыми" ногами женщины могли только сидя работать по дому.
На этом и закончилось наше путешествие по Кунсткамере. Мне оно понравилось, так как было очень увлекательным и познавательным.