Литературный журнал
www.YoungCreat.ru

№ 1 (18) Январь - Февраль 2006

"АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПОМНИТ ПРО ВСЕХ"

Галина Карнаухова,
руководитель объединения "Репортер"

У КАЖДОГО ИЗ НАС СВОЙ ПУШКИН

У каждого возраста свой Пушкин - он сопровождает нас от детской певучей сказки "Жил старик со своею старухой..." до "Бесов", что "надрывают душу, чаще всего в старости во время бессонницы...
Но, вот, казалось бы, парадокс - несуразица: мы так, вроде бы хорошо знаем Пушкина. Имя его на слуху, что порой живой поэт превращается -воспринимается, как нечто холодно - помпезное - памятник - бронзовый монумент, обязательная страница в учебнике по литературе.
И я на практике убедилась в таком невеселом суждении о поэте, когда предложила своим журналистам написать: " Что для вас сегодня Пушкин?", " Как вы ощущаете поэта?"
И знаете, что мне хором ответили мои ученики? " Давайте хоть у нас в клубе обойдемся без Пушкина! Нам надоел Пушкин, его заговорили, заболтали, это - бронзовый монумент!..."
Я похолодела... И "обойтись", как вы понимаете, без Пушкина не смогла, а попробовала "оживить классика". И стала всем с пятого по одиннадцатый класс читать письма Александра Сергеевича Наталии Николаевне.
Сначала мои детки удивились: "Не может быть! Чтобы он писал такие письма: интересовался, как режутся зубки, рассказывал, что ел на обед, волновался о здоровье юной жены...?"
Выходит, не памятник, не столп литературы, а живой человек...?
Вот и напишите об этом, поищите близкие вам параллели, темы, не бойтесь признаться в своем позднем узнавании Пушкина...
Так и появились, на мой взгляд, интересные эссе: "Память памятника", "Участь гения", "На жизнь поэта", "Семь кругов беспокойного лада", "Перед святыней красоты"...
А еще пошли мы с моими младшими "репортерами" к памятникам Александру Сергеевичу, созданным скульптором Михаилом Аникушиным. Увидели, какие они разные: на площади Искусств - молодой поэт в торжественной позе читает стихи спешащим в театр петербуржцам и влюбленным, что встречаются "на фоне Пушкина", а внизу, в вестибюле метро на Черной речке, Пушкин уже на пороге небытия. Поэт глядит на нас из далека - далече...
Что же он думает о нас, что видит и принимает ли он нас сегодняшних...?
Так и родился подзаголовок - эпиграф всех работ - размышлений, хотя и каждой в отдельности мы нашли только свой, будь-то строки Марины Цветаевой, Александра Башлачева или самого Пушкина.
А строки, которые мы "держали в уме", в подтексте, конечно же, из Булата Окуджавы:
"На пушкинской площади плещут страсти, Трамвайные жаворонки грех и смех. Да не суетитесь вы! Не в этом счастье, Александр Сергеевич помнит про всех!"
А теперь, вашему строгому вниманию, читатель, предлагаем наши труды и надежды...

Маша Никифорова (6 класс, 10 лет)

"ЭТИ СТРОКИ СВЕТЯТСЯ НА ЧИСТОМ БЕЛОМ СНЕГУ..."

Когдая читаю стихотворение Пушкина "Зимнее утро", то представляю: поля, леса, берег реки и небо, синее, бескрайнее, а может быть, иногда на небо набегали тучи и среди них желтела луна...Разная ведь погода была в Михайловском!
-Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня....
Эти строки, будто светятся на чистом белом снегу, когда Пушкин смотрит в окно.
Поэзия Пушкина так конкретна! Я вместе с классом и нашей учительницей Светланой Валерьевной этой осенью была в Михайловском. И когда видишь дом, усадьбу Тригорское, могилу Пушкина, а вокруг поля, леса, озера - то ясно представляешь, как поэт глядел из окна, велел запрягать "нетерпеливого коня" и летел по бескрайним полям по "утреннему снегу".
Это очень важно самой увидеть, как жил Пушкин, что Он видел вокруг себя и тогда строки его стихов делаются такими близкими и родными.
Я представляю себе в картинах многие строки Пушкина, но "Зимнее утро" мне особенно понятно - я, как и Александр Сергеевич люблю зиму, коньки и санки, вот только коня у меня, к сожалению, пока нет...

Кира Быстрова (6 класс, 10 лет)

"ПУШКИН ЕЛЕ СЛЕЗЫ СДЕРЖИВАЕТ"

В Петербурге, на станции метро Черная речка воздвигнут памятник А. С. Пушкину. Его создал замечательный скульптор М. Аникушин. Пушкин стоит, и о чем - то думает...
Когда мы с Галиной Исакиевной пошли на экскурсию, то первым делом, когда зашли в метро, подошли к бронзовому Пушкину. Мы поняли, что Александр Сергеевич Пушкин ждет секундантов накануне дуэли. Руки его сложены, лицо очень грустное, предвещающее смерть. Мне кажется, что он думает о Наталье Николаевне, думает о том, что станет с ней, если он умрет, Пушкин знает, что Дантес ухаживает за его женой и мечтает разлучить их. Наталья Николаевна была очень красивая, и все завидовали Пушкину, но не "черной", а "белой" завистью. Все, кроме Дантеса!
У Пушкина очень печальный, грустный взгляд. Он меняется, когда Александр Сергеевич видит в метро целующихся, и влюбленных парочек. Но если же он видит людей, которые ходят с бутылкой пива, то чуть ли не плачет, но еле слезы сдерживает.

М. Тараканова (6 класс, 10 лет)

ЧТО А.С. ПУШКИН ДУМАЕТ О НАС?

Стоит у нас в Петербурге на станции метро "Черная речка" бронзовый Пушкин. Архитектор этой скульптуры Михаил Аникушин.
Вот стоит Пушкин и, наверное, думает; -" Куда все так спешат? Почему люди так озабочены? Раньше, когда я был жив, они были медленны и задумчивы, жизнь у них текла размеренно. А сейчас у всех какие-то заботы, огорчения. Сколько стало зла и вражды! Ах, люди совершенно позабыли меня и поэзию! Некоторые даже сидят на моем пьедестале и оставляют пустые пивные банки.
Но иногда и я радуюсь, когда вижу, как проходят влюбленные парочки. И понимаю, что ещё не всё потеряно. Все-таки в некоторых людях еще есть хоть частичка любви. По правде я даже и не думал, что через два столетия про любовь почти забудут и будут только одни сложности"...
Вот так, мне кажется, думает о нас А. С. Пушкин. И у него всё ещё есть надежда, что когда-нибудь люди заметят, и поймут, что жизнь очень коротка и надо её проводить счастливо!

Максим Макаров (9 класс, 14 лет)

"Благослови побег поэта"
(Из истории не удавшегося побега)
"Отворите мне темницу"
М. Лермонтов

Попросите назвать имя какого-нибудь поэта. В девяносто девяти случаях из ста вам назовут Пушкина. Мы слышим Пушкин, и перед глазами возникают строки его стихов. Мы думаем о Пушкине только как о поэте: "Я памятник воздвиг себе нерукотворный..." или как о картинке в учебнике литературы. Люди видят абстрактный образ: Пушкин, а не конкретный человек.
Конечно, поэты в чем-то особенные люди, но они ведь живые: они страдают, чувствуют, влюбляются, огорчаются, радуются жизни - живут!
Литературоведы считают, что ссылка в Михайловское благотворно отразилась на пушкинской поэзии.
И действительно, вот только несколько строк стихов, рожденных в разные года в Михайловском: Ненастный день потух; ненастной ночи мгла по небу стелится одеждою свинцовой, как привидение за рощею сосновой луна туманная взошла.(1824 г.) Может, именно такую картину поэт наблюдал вечером из окна своей спальни.

Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

(1825 г.)

Все знают, что эти стихи посвящены Анне Петровне Керн. Может быть они родились, когда они гуляли в Тригорском, Михайловском.
Все вроде было в Михайловском, но чего-то поэту не хватало. А не хватало ему свободы. Он хотел бежать, и даже придумал план побега...
Пушкин тайно переписывается с братом, Львом Сергеевичем и А. Н. Вульфом. Он пишет уклончивые письма, с намеком на приезд, пишет про какую-то горчицу, сыр, но добавляя: "Но ты сам мне привезешь..." и т. д. По этому поводу он писал стихи, посвященные Н. А. Осиповой:

Быть может уж недолго мне,
В изгнанье мирном оставаться
Вздыхать о милой старине
И сельской музе в Тишине
Душой беспечной оставаться.

(Н А. Осиповой 1825 г.)

Так как в эти планы была посвящена соседка по имению Н. А. Оси-пова, то она, умудренная житейским опытом, решила сообщить Жуковскому, о намерениях Пушкина. Так в письме от 29 ноября 1824 года, писала Жуковскому: "Я живу в двух верстах от с. Михайловского, где теперь А. С. Пушкин, и он бывает у меня всякий день. Желательно было бы, чтоб ссылка его сюда скоро кончилась; иначе я боюсь быть нескромною, но желала бы, чтобы вы, милостивый государь Василий Андреевич, меня угадали. Если Александр должен будет остаться здесь долго, то прощай для нас, русских, его талант, его поэтический гений, и обвинить его не можно будет. Наш Псков хуже Сибири, а здесь пылкой голове не усидеть. Он теперь так занят своим положением, что без дальнейшего размышления о следствиях. Все здесь сказанное не пустая догадка, но прошу вас, чтобы Лев Сергеевич не знал того, что я вам сие пишу. Если вы думаете, что воздух или солнце Франции или близлежащих к ней через Альпы земель полезен для русских орлов и оный не будет вреден нашему, то пускай останется то, что теперь написала, вечною тайною. Когда же вы другого мнения, но подумайте, как предупредить отлёт".
Из-за этого, "заинтересованного" в судьбе поэта письма, побег расстроился.
Но Пушкин не сдается, он притворяется больным, и обращается к самому Николаю I, с просьбой отпустить его "лечиться" за границу. Но так как все письма проходили через поэта и воспитателя наследника В.А.Жуковского, тот решает, что будет лучше, если письмо Пушкина заменить на письмо его матери, Надежды Осиповны. Он думал, что жалостливое письмо лучше повлияет на строгого царя.
Опять все рухнуло! Царь "милостиво" разрешил Пушкину отправиться на лечение, но не заграницу, а в ближайший Псков.
И опять из-за вмешательства женщины!
Пушкин писал:
Мой брат, в последний день разлуки Все думы сердца - о тебе В последний раз сожмём мы руки, И покоримся мы судьбе, Благослови ПОБЕГ ПОЭТА...
Такова грустная история неудавшегося побега поэта, который всего-навсего хотел свободы...

Алина Щербинина (10 класс, 16 лет)

"ПЕРЕД СВЯТЫНЕЙ КРАСОТЫ..."

"Целую кончики Ваших крыльев, как говаривал Вольтер людям, которые Вас не стоили..."
(из письма А.С. Пушкина И. М. Гончаровой)

Давно, в одной из книжек, я чудом обнаружила акварель Вольдемара Гау, и долго сидела над ней, не в силах оторвать глаз...
На черно-белой фотографии была изображена женщина в белом платье, обрамленном горностаевой накидкой. Огромное перо прикрывало светлые локоны. Черты лица казались очень тонкими, почти прозрачными. А ее глаза были наполнены какой-то невыразимой скорбью, кротким страданием. Я долго всматривалась в лицо, безуспешно пытаясь поймать ее взгляд: он постоянно убегал от меня.
Незнакомка оказалась Натальей Николаевной Пушкиной.
Кто она? Роковая Дама, что смешала все карты, милая "женка", как называл ее Пушкин, в домашнем халате, маленькая влюбленная и потерявшаяся девочка или "белокурая Мадонна", живая икона светских балов XIX века?
Она - все сразу. Иначе разве бы мог полюбить Пушкин?
На полотне Брюллова она - Наталья Гончарова, первая красавица любого бала, в роскошном розовом туалете, с кокетливой подвеской на высоком лбу. Такой, быть может, впервые увидел Пушкин - небрежно облокотившейся на подлокотник, окруженной множеством поклонников.

Исполнились мои желания.
Творец Тебя мне ниспослал, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.


Натали - неземное созданье, скорее похожее на прекрасный мираж, чем на правду...
А на полотне шведского живописца Мазера изображена уже замужняя дама в, насколько это позволяли привычки, простеньком домашнем платье с переплетенным на шее синим шарфом. Вот она - настоящая "женка" Пушкина, сбросившая с себя мишуру богато убранных гостиных, жена и мать, свято преданная домашнему очагу...

О, как милее ты, смиренница моя!
О, как мучительно тобою счастлив я...


Как это - любить поэта? Как это - любить Пушкина? Быть одновременно очаровательной кокеткой и верной подругой, умной слушательницей и непоследовательной воздыхательницей? А при этом сводить с ума и оставаться неразгаданной?..
Много позже, после смерти Александра Сергеевича, по просьбе самого Императора Николая I, Гау изобразил вновь Наталью Николаевну. На холсте изображена великолепная женщина лет тридцати - осиная талия, покатые плечи, голова, шея и грудь усыпаны огромными декоративными розами. Роковая дама, сводившая с ума даже тех, кто знал о ней лишь понаслышке...
Но это впечатление обманчиво и поверхностно. Светская красавица оборачивается мудрой и страдавшей женщиной, которую выдает ироничная грустная полуулыбка, и тот, поразившийся меня, усталый, убегающий взгляд...
Кем была Она - сказать сложно, да и, наверное, невозможно. Ведь даже сам Пушкин не смог ее отгадать...

Когда в объятия мои
Твой стройный стан я заключаю,
И речи нежные любви
Тебе с восторгом расточаю,
Безмолвна, от стесненных рук
Освобождая стан свой гибкой,
Ты отвечаешь, милый друг,
Мне недоверчивой улыбкой.

И все же, кем бы она ни была - для меня она останется той Прекрасной Незнакомкой с акварели Гау.
Раскосые глаза, детский рот, голые плечи, мягкие волнистые локоны. И взгляд - ускользающий, неразгаданный. Взгляд чистоты необыкновенной, какой встречается только на древних иконах.

У Богородиц...
Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.

Ксения Бендарик (10 класс)

И КРАСНЫЙ ГРОХОТ ЧЕРНОЙ РЕЧКИ

Еще так долго светло-серый
Туманный город проезжать
Еще отмеривать барьеры
И пистолеты заряжать
И опасение осечки
И торопливый шаг вперед
И красный грохот Черной речки
Внезапно хлынувший в живот.

Т. Галушко

Блистательный Санкт-Петербург, "музей под открытым небом", кажется, что туристов здесь больше, чем жителей. Для гостей у нас все лучшее: отели, выставки, экскурсии. "Уважаемые петербуржцы и гости нашего города, приглашаем Вас посетить...Спешите увидеть... Приглашаем Вас... Приглашает..."
Блистательный Санкт-Петербург...
Но есть в городе место, где не увидишь толпы туристов, двухэтажных автобусов, его не принято даже показывать в экскурсии "Пушкинские места в Петербурге". Да и что показывать? С одной стороны овощебаза, склады, с другой - железнодорожная полоса, грязная Черная речка, дома, дома... А между ними небольшой садик, где теперь выгуливают собак, как бы не замечая серых плит со стихами Лермонтова на расстоянии восьми шагов и гранитной стелы - напоминания о том, что в далеком и забытом 1837 году здесь на берегу грязной торфяной речушки был смертельно ранен поэт, имя которого известно все со школьной скамьи.
Через три дня А. С. Пушкин умер от полученной раны... А стоило ли жить, страдать, любить, где же она "звезда пленительного счастья", погасшая у Черной речки...
Вся наша жизнь это дорога между станциями "рождение" и "смерть" с короткими остановками на воспоминания.

"Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом
То в кибитке, то в карете
То в кибитке. То пешком?"


Всю жизнь в дороге, после смерти - дорога... И как много раз при жизни везли его по московскому тракту на родину предков в Святогорский монастырь, что рядом с Михайловским. Сегодня в нашем смутном двадцатом веке, когда стоишь у могилы поэта, охватывает странное чувство обреченности...с одной стороны церковь, а с другой..., обрыв, пропасть... И вспоминаются строки самого Пушкина:

"День каждый, каждую годину
Привык я думой провожать
Грядущей смерти годовщину
Меж ним стараюсь угадать".


За полтора с лишним века мир сильно изменился. Люди, традиции, все иное. Санкт-Петербург ширится, растет, строит дома, овощебазы, железные дороги, встречает и провожает туристов... Но только раз в году десятого февраля у небольшой каменной стелы на набережной Черной речки появляются живые цветы и свечи, принесенные теми, кто все-таки помнит поэта.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа...
А.С. Пушкин.

Лика Сидорова (10 класс, 15 лет)

"ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ"

В будничный день я спустилась на станцию метро "Черная речка", где стоит творение М. Аникушина памятник А. С.Пушкину. Неожиданно вспомнила, как впервые увидела "бронзового" поэта" и не узнала...
Странно, ведь я знакома с ним по портретам Ю. В. Иванова, В. А. Тро-пинина. Кажется, я понимаю, для меня Пушкин не существует в камне -он всегда живой, летящий, непринужденный, легкий, бурлящий, как поток. А памятник - своеобразная "тюрьма", к которой нельзя привыкнуть даже спустя двести лет. Мне стало жаль поэта...
Может быть, он хочет слиться с потоком людей и улететь прочь на поезде в "пустынный уголок, приют спокойствия" и почувствовать каждое мгновенье, будто оно последнее, насладиться свободой, о которой писал при жизни...
Но это только мечты...памятник все еще передо мной...неподвижный, молчаливый. Он смотрит на пролетающие поезда и на людей, вечно куда-то бегущих, и, наверное, не понимает, почему же у них такие безразличные лица, ведь они живы, свободны?..
Опять кто-то сел на пьедестал! А Александр Сергеевич, скорее всего, подумал, что с ним хотят поменяться местами...
Хотите почувствовать себя великими?
"Пожалуйста"...
"Бедный Пушкин!" сказала я и зашла в вагон, и поезд понес меня прочь от "Черной" станции. А, может, и душа Пушкина также уносилась от трагического места в никем неизведанную жизнь...жизнь после смерти?!...

Наталья Даньшина (10 класс)

ПАМЯТЬ ПАМЯТНИКА

К пушкинскому юбилею тоже речь произнесем
Всех румяней и смуглее до сих пор на свете том.

М. Цветаева

Эй, отгадайте загадку... Кто живее всех живых и бронзовее всех бронзовых? Нет, не угадали. Но так же призывно машет рукой.... Стоит напротив Русского музея.

Бич жандармов, бог студентов,
Желчь мужей, услада жен,
Пушкин в роли монумента?
Место почетное. Поза величественная.
Вот и стоит - пригвожденный...
Всех живучей и живее
Пушкин в роли мавзолея?

Краса всех парадных открыток: ах, какая панорама с Невского! Памятник работы скульптора Аникушина был установлен в 1957 году на площади Искусств. В Петербурге - хрестоматийное место для назначения свиданий.

На фоне Пушкина снимается семейство...

В самой загадочной петербургской или даже по-петербуржски загадочной поэме "Медный всадник" памятник Петру, стремительно сорвавшись с пьедестала; с "тяжелым топотом" скачет по улицам опустевшей Северной столицы. Нет, если бы не памятник Пушкину спрыгнул с постамента, а он сам, его призрак, дух, его тень каким-то чудом из Свято-горского монастыря перенеслась бы сюда, в Петербург, может быть, последний раз побродить по берегам Невы, "где может быть, родились Вы, или блистали, мой Читатель", что бы он сказал? Удивился? Обрадовался бы? Или память - памятники должны быть "нерукотворными"? Как Спас?
Человек и памятник ему. Живая, мыслящая плоть и бронзовая копия... Где, с какого момента начинается расхождение? Петр "дум великих полон" и "кумир на бронзовом коне". Символ преобразования - и истукан торжества царизма. Он переродился, раздвоился? Об этом размышлял Пушкин, глядя на памятник Петру, об этом писали литературоведы, анализируя "Медный всадник". В очерке "Два лика" известный писатель Даниил Гранин впервые замечает, как расщепляется реальность в поэме: Два Петра. Петр живой и Петр - Медный всадник... Два Евгения. Заурядный бедный чиновник и безумный, взбунтовавшийся...-Два Петербурга. Петербург прекрасных дворцов, набережных, белых ночей и чиновничья столица, жестокий город...Две Невы..."
Но не случилось ли это с самим Пушкиным? Может ли он, обойдя памятник самому себе, снова написать - теперь уже от первого лица:

Кругом подножия кумира
Безумец бедный обошел...

Пушкин мог все. Он был весел и непокорен. Он был живой. Человек незауряднейший - самым заурядным образом хотел есть, пить, спать, любить, иногда браниться с женой, иногда ругаться с царем. Тех, кто ему нравился, он называл друзьями, тех, кто не нравился, - "сволочами русской литературы". Живой Пушкин не "хотел сказать", он говорил. Он возносился "главою непокорной"... Отлит в бронзу и скован, он не в силах ничего изменить, он " используется" как принадлежность культурной столицы, её украшение. Недаром ходит в народе насмешливое -"забронзовел"...
Нет, я не против памяти памятных памятников, они как вехи в быстром круговороте жизни. Как верстовые столбы. Только чувство должно быть живым, а не отлитым в медную болванку штампом. Чувство у каждого свое.

Алексей Степанов (11 класс)

СЕМЬ КРУГОВ БЕСПОКОЙНОГО ЛАДА

Пушкин Александр Сергеевич (1799 -1837), русский писатель, родоначальник новой русской литературы". Вот, по большому счету, и все, что можно вынести из Советского Энциклопедического словаря. И боюсь, что большинству из нас нет никакого дела до того, что же действительно скрывается за этими скупыми казенными фразами. А за ними - Человек, Поэт, Гражданин, Патриот, наконец. За ними - "семь кругов беспокойного лада".
Я не случайно вспомнил здесь строки Саши Башлачева, нашего современника - поэта, барда, говоря о Пушкине. И дело не только в том, что их разделяют 160 лет и один день, но в том, что как-то Башлачев сказал:" Вы даже не представляете, что такое петь в городе Пушкина и рок-н-ролла"...
У Саши есть великолепное стихотворение - "На жизнь поэтов", и я уверен, что Александр Сергеевич подписался бы под этим творением Саши.

Пусть не ко двору эти ангелы чернорабочие.
Прорвется к перу то, что долго рубить топорам.
Поэты в миру после строк ставят знак кровоточия
К ним Бог на порог. Но они верно ищут свой срам.


В феврале отметили очередную годовщину смерти Александра Сергеевича Пушкина. Спустя полмесяца - помянули и Сашу Башлачева.
Да простят меня сторонники классической литературы, но я все же не могу удержаться от сравнений. Ведь жизненные круги поэтов так схожи -оба не были обласканы властью, оба жили, страдали, любили в Петербурге, оба рано, слишком рано ушли...
"Короткую жизнь. Семь кругов беспокойного лада поэты идут. И уходят от нас на восьмой" (А. Башлачев), "...они любить умеют только мертвых" (А. Пушкин).