Литературный журнал
www.YoungCreat.ru

№ 5 (22) Июнь 2006

УЧИМСЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

В. Голованова (5 класс, школа № 463, СПб)

СЛУЧАЙ С НЕКИМ ГРАЖДАНИНОМ

Как-то поздним осенним вечером некий человек пошел гулять. Он смотрел на знакомые дома, темные деревья и уснувшую реку. Затем гражданин взглянул на небо и увидел нечто необыкновенное. Какое-то сияние озарило все небо, то и дело какой-то луч какого-нибудь цвета удлинялся и опять возвращался в замкнутый круг лучей. Кое-где сияние было ярче, а где-нибудь тусклее. Кое-куда стремительно летели целые столбы волшебного света.
Кто-то стоящий рядом что-то говорил про это свечение. Кое-кто как-то пытался объяснить это природное явление, но человек ничего не слышал. Ему на ум приходили какие-то фантастические мысли. Незнакомец опять устремил взгляд в высь неба. Сияние зависло над его головой как разноцветный шатер.
Человеку казалось, что чья-то длинная рука стягивает какие-то убежавшие лучи в пучки света и делает из них этот сияющий шатер.
Какие-то облака изредка заслоняли мигающие огни лучей, а другие вспышки гасли по каким-то неизвестным причинам. Гражданин не знал ничего о таких явлениях. Он догадывался, что кое-кто знает причину этого явления и сможет что-нибудь сказать, что-либо объяснить или кое-что предположить.
Какой-то мрачной рощицей человек пошел к своему дому.
Так закончилась необычная прогулка некоего гражданина.

РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ

НОЧЬЮ В ЛЕСУ

Мы пошли в соседний лес за ягодами. Нам захотелось посмотреть на мелкую речку, березовую рощицу, могучие зеленые дубы и прекрасное лесное озеро.
Собака, которую мы взяли с собой, как-то порвала кожаный ремешок и убежала куда-то в лес. Мы кое-как поспевали за ней. Когда ее поймали, наступил вечер. Мы заблудились.
Где-то ухала сова. Что-то шуршало под нашими ногами. Мы нашли тихую полянку и под какой-то старой сосной устроились спать. Но уснуть нам мешал постоянный шум леса. Хрустнет какой-нибудь сучок, затявкает наша собака, завоет где-нибудь одинокий волк - тотчас просыпаемся. Скоро нам надоело лежать и мы сталибродить по удивительному сосновому лесу.
Вот что-то блеснуло в темноте. Да это наше озеро!
А тут где-то и тропинка. Мы быстро бежим домой.

РОЛЬ ГЛАГОЛОВ В ТЕКСТЕ (ПЕРЕДАЧА ЗВУКОВ)

КАКИМИ ЗВУКАМИ МЕНЯ ВСТРЕЧАЕТ СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ

Я приехала в город Ессентуки к бабушке.
Однажды тихим теплым августовским утром я вышла из дома и пошла на прогулку по окрестностям.
Я приблизилась к радостно шумевшей речке Подкумок. Кажется, она приветствует меня и бурно смеется. Я осторожно перешла реку вброд. Волны хлещут и хихикают, предлагают поиграть с ними. Некогда... Потом...Волны обиделись, притихли.
Я взобралась по крутому берегу наверх и очутилась на большой цветущей поляне.
Камни скрипели и сердились за то, что их собратьев роняли в воду. Наконец-то я пришла в небольшой лесок! Как здесь привольно, тихо и свободно! Стараюсь добраться до полянки неслышно. Не вышло. Хрустят, будто издеваясь, сухие веточки. Встречают звонким радостным пением синички и трясогузки.
Я села на небольшой пригорок и стала любоваться бескрайними просторами. Над головой стремительно летают неугомонные ласточки. Громко каркают лесные вороны. Расчирикались воробьи, прямо удержу нет. Кричат, шумят, из кожи лезут вон - так стараются. Дятел как застучит клювом по сухому дереву! Далеко по лесу разнесло эхо эту барабанную дробь. Синичка начала перепархивать с ветки на ветку, а сама звонким голосом распевает:„Чи-чи-ку, чи-чи-ку..." Ловко так у нее это получается, будто серебряный колокольчик звенит.
Вдруг с одного из пригорков взлетел серый жаворонок. И вот оттуда, с голубой высоты, полилась на землю радостная звенящая песня. В этой песне слышался тихий звон капели, журчание хлопотливого ручейка и еще что-то такое светлое, радостное, чего словами и передать нельзя.
И вот в ответ начинают шептаться между собой деревья: белая береза с другой кудрявой березкой издали перекликаются; молодая акция вышла на поляну и, помахивая веточкой, зовет к себе такую же акацию; каштан каштану подает ветку с плодами.
Я прошла через гудящее от шмелей и пчел поле, перешагнула грустно журчащий лесной ручеек и вышла к мосту. От него я короткой дорогой вернусь к дому бабушки.

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ КЛАССНОГО ЖУРНАЛА

Я родился на крупном полиграфическом предприятии. Меня, как и моих братьев, изготовили из новой бумаги, покрасили снаружи в красный цвет, отпечатали на листах графы, буквы и цифры, сброшюровали в единое многостраничное тело, а затем послали в канцелярский магазин.
В августе меня купили. Аккуратно упаковали и доставили в какой - то школьный кабинет. Там на моей груди вывели белой краской номер класса, красивым почерком заполнили мои пустые страницы и вручили учительнице - классному руководителю 5 класса "В".
Первого сентября меня внесли в светлый просторный класс. Я принял активное участие в знакомстве учителей с учениками.
Как хорошо лежать на учительском столе! Все смотрят на меня с почтением, уважением и трепетом, а иногда с боязнью и даже страхом в глазах. Учителя листают меня, проставляют в графах отметки. Во мне много четверок и троек, а пятерок маловато. Я очень люблю, когда в меня записывают пятерки. И сильно огорчаюсь, когда в меня кому - то ставят тройку или двойку. Я всегда знаю об успеваемости всех учеников. А как же не знать?
По ночам, ведь журналы спать не умеют, я изучаю сам себя: внимательно просматриваю отметки, справки и записки. Самое интересное - изучать триместровые оценки.
По окончании первого триместра наступило самое нелюбимое для меня время - каникулы. Во время каникул в меня ничего не записывают, не листают, и лежу я одинокий на столике в учительской. Все это время я провожу в скуке, тоске и горечи.
Но каникулы кончились, и начались текущие самостоятельные, проверочные и контрольные работы, а так же зачеты. Это я обожаю! Ведь в это время часто много отличных и хороших отметок проставляют в меня! Правда, иногда бывают двойки.
Зима подошла к концу, а вместе с ней второй триместр - половина моей жизни. Смотрю в себя на результаты учащихся и предполагаю, что будет дальше.
Опять каникулы. И зачем только их придумали? Снова я скучал и страдал, но весенние каникулы пролетели быстро.
Свысока смотрю на учеников. Теперь у меня скверный характер. Я старею, а от двоек - вдвойне. Бумага местами стала мятой, рваной и изношенной.
Кончился май. Наступают самые продолжительные каникулы -летние. Но мне надеяться не на что. Все мои постаревшие листы заполнены целиком. Годовые отметки подводят итог моей короткой, но бурной жизни. Я медленно угасаю и умираю на пыльной архивной полке.
Что будет со мной, куда перенесусь далее не ведаю!

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В РЕЧИ

ЗАКАЗ

Однажды один иллюстратор по имени Константин пришел в литературное издательство. Он долго ожидал, когда его примут. Константин не находил себе места: он опасался, что его не выслушают. Вскоре художник смог овладеть собой и стал терпеливо дожидаться приема. Наконец его пригласили. Иллюстратор вошел и гневно сказал:
- Безобразие! Как долго я должен был ждать!
- Мы принимаем не всех иллюстраторов, - спокойно ответил редактор.
- Извините, я беру свои слова обратно. Для меня найдется работа? - спросил Константин.
- Да, конечно! Нам очень нужны хорошие художники! - успокоил его редактор.
- Какую работу Вы мне предлагаете? - поинтересовался художник.
- Проиллюстрируйте басню И.А.Крылова "Слон и Моська", -прозвучал ответ.
Сначала у Константина ничего не получалось. "Лиха беда начало", - успокаивал себя иллюстратор. У него никак не получался слон. Константин собрался с мыслями и пошел в зоопарк.
В зоопарке он нашел слона и принялся его рисовать с натуры. Работа горела в руках у мастера, так как он работал не за страх, а за совесть.
Когда работа была завершена, иллюстратор отнес её в редакцию. Все одобрили работу художника. Она, действительно, удалась, так как Константин вложил душу в свои иллюстрации.

ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ СТИЛЕ

МАЛАХИТОВАЯ ШКАТУЛКА

На полочке для книг стоит небольшая изумительная шкатулка.
Сделана она из малахита с красивым рисунком ярко - зеленого цвета. Крышка шкатулки искусно украшена миниатюрными фигурками нарядных людей и сказочных птиц, выполненных из металла и переливающихся на солнце, как горный хрусталь. На боковых стенках шкатулки - диковинный узор, а в середине алеют розы. Позолоченные цветы сияют и, кажется, вот-вот начнут благоухать. Ножки у шкатулки бронзовые и похожи на лапы льва. Закрывается шкатулка на хитрый замочек в виде головы птицы с раскрытым клювом.

К. Архипов (5 класс, школа № 463, СПб)

ВОРИШКА НЕСКВИК

Когда-то в какой-то далекой стране случилось удивительное происшествие.Это произошло в стране Несквик. Кое-кто украл целую коробку шоколадного Несквика. Этого кое-кого не нашли. А в стране стали происходить странные загадочные события.
Как-то кое-кто вышел на улицу и видит: скопился народ около одного маленького создания, громко рыдающего и размазывающего слезы по щекам. Оказалось, что создание звали Боб и что он видел, как из магазина выходил кое-кто и нес огромную коробку с чем-то ярким и красивым внутри. Этот неизвестный тоже заметил Боба и решил, что мальчик выдаст его. Тогда он задумал перехитрить Боба. Неизвестный пообещал ему, что отдаст половину того, что лежало в коробке, если он будет молчать. Маленький Боб ему поверил, а зря, потому что кое-кто не дал ему ничего и скрылся.
После рассказа малыша все начали искать этого кое-кого. Искали, искали и нашли. К их удивлению этим кое-кем оказался сам зайчик Несквик, который так только пошутил. За такие шутки полагался штраф, но Несквика отпустили, потому что он герой этого рассказа!

РОЛЬ ГЛАГОЛОВ В ТЕКСТЕ (ПЕРЕДАЧА ЗВУКОВ)

Е. Петрова (5 класс, школа № 463, СПб)

ВЕСЕЛЫЙ ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ

Мы все живем в мире звуков. Я хочу рассказать вам о песне, которую услышала от веселого летнего дождика.
Стояло жаркое лето. Давно не было дождя. Я с моими подружками каталась на карусели. Тут я посмотрела на небо и увидела, как серые тучки закрывают солнце, а ласточки начали летать очень низко к земле. Все затихло. Вдруг первые капельки дождя упали на крыши. Капельки были похожи на маленьких гномиков, которые звонят в свои колокольчики. Звук усиливался, колокольчики звенели все громче и громче. Песенка, которую играли гномики, была веселой и звонкой. Она звала нас из-под крыш на танец.
Немного устав, маленькие капельки-музыканты начали затихать, и дождь совсем прекратился. На небе мы увидели красивую радугу.

ОРФОГРАММА " И - Ы ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц".

С. Альметьев (5 класс, школа № 463, СПб)

ЦИРК

Однажды я с мамой пошел в цирк. Над кулисами висел светящийся циферблат. Пока мы искали свои места, за кулисами проходила генеральная репетиция.
Но вот погас свет, и на арену выехал цыганский табор на тройке лошадей, на шеях которых висели звонкие бубенцы. Их выход сопровождался непрекращающейся музыкой, которая была похожа на стук по жесткому панцирю. Потом на арену выскочили два клоуна, у которых вместо шляп были цилиндры. И вдруг сразу после клоунов на арену выбежали животные: львицы, тигрицы, птенцы и взрослые птицы, лисицы и волчицы, а еще там были большие медведицы.
И тут началось лазерное шоу. Все замигало, засверкало. Было так красиво! Всех детей пригласили на арену, и клоун стал проводить с нами зарядку. Он произносил в микрофон команды: " Встать на цыпочки! Попрыгать! Покружиться!". Затем нас попросили вернуться на свои места. Сев, я понял, что очень устал, и стал смотреть оставшиеся номера сквозь ресницы.

ОРФОГРАММА " О - Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц".

Д. Козлов (6 класс, школа № 463, СПб)

ПОХОД В ЗООПАРК

Однажды один мальчОнка собрался в зоопарк. Он надел новые шОрты, кроссовки и курточку с капюшОном. Когда мальчОнка приехал в зоопарк, он увидел много разных животных: жЕлтого попугая, чЕрную пантеру, оранжЕвого жирафа и т. д. Потом мальчОнка начал рассматривать маленьких зверю-шек. Ему очень понравились чЕрные, белые и серые крольчата.
Рассмотрев всех животных, мальчОнка пошЁл в палатку, чтобы купить шОтладку и какой-нибудь сувенир. Затем он отправился домой, где его ждал болыпОй сюрприз. Оказывается, мама приготовила для сыночка большую порцию морожЕного. После такого приятного сюрприза малыш отправился в кровать, и всю ночь ему снился утренний поход в зоопарк.

СОЧИНЕНИЕ С ОРФОГРАММОЙ " ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА".

О. Архипова (5 класс, школа № 463, СПб)

УБОРКА

В одном городе жила девочка, которую звали Ира. Скоро к ней должны были придти гости, так как сегодня у нее День рождения. Девочка решила приготовиться к празднованию.
Утром Ира встала, умылась, сделала зарядку и пошла завтракать. Затем она решила навести порядок в квартире и стала соБИРАть разбросанные братом книги и игрушки. Еще ей нужно было заПЕРеть балкон, проТЕРеть мебель, наТЕРеть пар-кет так, чтобы он заБЛЕСТел на солнце. Сделав все это, Ира выдвинула стол и расСТЕЛила на нем скатерть. Она очень старательно стала сервировать стол, чтобы за ним было приятно сидеть гостям.
Наконец-то уборка была окончена, осталось только отПЕРеть окно и проветрить помещение. Девочка даже заМЕРла от восхищения, так стало все чисто и аккуратно. Теперь можно ждать гостей, которые придут с минуты на минуту. Ира нарядилась в красивое платье, и тут раздался звонок в дверь - на пороге долгожданные гости! Праздник уже можно наЧИНАть, ведь и торт уже на столе! Именинница стала заЖИГАть на нем свечи, а гости подарили ей много разных подарков! Всем было хорошо, радостно и весело!

РОЛЬ ГЛАГОЛОВ В ТЕКСТЕ (ПЕРЕДАЧА ЗВУКОВ)

ЗВУКИ ЛЕСА

Хорошо в лесу. Там так тихо и спокойно, лишь иногда слышно, как пробегут белочки или пушистые серенькие зайчики. Пахнет соснами, березами. В лесу можно собирать грибы, ягоды.
Когда идешь по лесу, то слышишь разные звуки. Под ногами шуршат сухие листья или веточки. Вот ты проходишь, и падают ветки с деревьев, как будто пробежал кто-то.
В лесу поют птички, и у каждой своя песенка. Они поют так красиво!
Где-то далеко стучит дятел. Он вытаскивает жучков и червячков из коры деревьев. А высоко на сосне кукует кукушка, будто сообщает нам время.
А еще в лесу на полянке, где много цветов, летают пчелы, осы, шмели и стрекозочки; их крылья вибрируют и слышится стрекочущий звук. Вот прилетела пищуха и начала проверять все щели.
Но в лесу наступает вечер, и все звери и птицы ложатся спать. Только совы и летучие мыши охотятся, и слышны такие завораживающие звуки, словно где-то завывает стая волков.
Лес уснул, но звуки по-прежнему бродят в нем, напоминая о том, что здесь много всего живого.

А. Карманов (5 класс, школа № 463, СПб)

ЗВУКИ ЛЕСА

Как приятно прогуляться теплым осенним днем в лесу! Какими интересными звуками он наполнен!
Шуршат листья под ногами, птицы поют. Вот тихий шорох на дереве - это белка. Ветер покачивает кроны деревьев, и они как будто говорят. Где-то далеко на болоте квакают лягушки. Вдруг раздался ровный стук. Это дятел- санитар леса. Я присел на пенек, любуясь солнечными лучами, проникающими сквозь листву деревьев. Послышалось еле уловимое сопение, и на тропинку передо мной вышел ежик. Он остановился, принюхался и побежал дальше, смешно перебирая короткими лапками.
Можно еще долго сидеть и наслаждаться звуками леса. Но солнце садится. Пора домой...

* * *

П етя решил сделать корабль.
Он собрался с мыслями и сделал чертеж. Теперь ему предстояло сконструировать модель. Лиха беда начало, и он взялся за работу. Всю душу Петя вкладывал в это дело. Если у него что-то не получалось, мальчик не находил себе места, но он всегда старался овладеть собой и затем начинал всё сначала. Хотя модель корабля была очень сложной, у Пети всё горело в руках.
Скоро он спустит свою модель на воду и проведет первые испытания.

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ НЕЖИВОГО ПРЕДМЕТА

А. Климова (5 класс, школа № 463, СПб)

СКАЗКА ПРО ЗУБЫ

В одной глубокой - глубокой пещере жили-были... Собственно, это была вовсе не пещера, а ротовая полость, как её называли взрослые. Но разве можно назвать ротовой полостью то, что там было?! Это была настоящая пещера со своими ямами, наростами, глубокими ходами, провалами и даже зловонием! Брр - р - р, как неприятно!
В этой страшной пещере жила семья зубов. У самого входа жили несколько самых белых и здоровых зубов. Они родились первыми и очень этим гордились. Судя по всему, у них были на это какие-то основания, так как время от времени в пещеру залезала старая лохматая щетка и начинала начищать передние зубы. Когда - то щетка была молодая и красивая, у нее было много сил, и она старалась вовсю. Она чистила даже самые отдаленные зубы, которые хоть и родились самыми последними, но усердно трудились, перемалывая все, что попадало в ротовую полость. Передние зубы откусывали небольшие куски, а задние так тщательно их перетирали, что от них оставалась только питательная кашица, которая уходила куда-то еще глубже, а куда - никто не знал!
Но все хорошее когда - нибудь кончается. Щетка постепенно дряхлела и дряхлела. Сил у нее становилось все меньше и меньше, да и чистить она уже не могла как раньше. Сначала задние зубы обижались и роптали на судьбу, так как щетка надраивала передние зубы так же тщательно, как и прежде, ведь для этого ей не требовалось прилагать много усилий,- а про задние зубы стала все чаще забывать совсем! "Неужели, если мы родились не первыми и выросли не так близко ко входу, то про нас можно забывать PI МЫ никому не нужны?!" - возмущались задние зубы. Но со временем нечищеные зубы стали болеть, потихоньку в них поселялись микробы и рыли в зубах свои гнилые норы. Дело доходило до того, что когда щетка пыталась хоть немного почистить зубы, то им было это уже неприятно, как раньше, а, наоборот, очень больно! И они совсем отказались от услуг старой, ставшей бесполезной щетки.
Так прошло много - много дней. И однажды, когда неожиданно у входа показалась новая сияющая щетка, она замерла от ужаса! Тот фасад, который составляли несколько начищенных передних зубов, скрывал за собой картины страшного опустошения! За ними не стояло ни одного зуба. От них остались только ямы и рытвины, да кое-где торчали корни зубов, указывая на те места, где когда-то стояли здоровые и красивые зубы. Даже многие микробы покинули эти ужасные трущобы, переселившись куда-то далеко внутрь, откуда если кто и возвращался, то в таком виде, что лучше бы он туда и не ходил вовсе! Перемалывать то, что попадало в пещеру, стало уже давно некому: передние зубы только и могли, что вцепиться во что-нибудь и отодрать кусок, который неперемо-лотым прямиком катился куда-то далеко вниз и долго там потом лежал, тяжело вздыхая и издавая разные звуки, говорить о которых с давних времен считалось очень неприличным.
Новенькой щетке ничего не оставалось, как тратить свою жизнь на несколько чванливых одиночек, ни разу не оглянувшихся на то, что они прикрывают. Новая щетка постоянно говорила всем, что если бы ее купили вовремя, то она бы не ленилась и чистила бы каждый зуб столько, сколько нужно, и ни за что не допустила бы такой разрухи. Но ее речей никто не слушал, так как передним зубам было и так хорошо, а задних уже не было вовсе. Говорят, что эта зубная щетка протянула совсем недолго, ведь без работы, а тем более любимой, можно очень быстро облениться, постареть и сломаться!

О. Артемьева (5 класс, школа № 463, СПб)

ДОМ

Мой дедушка решил построить дом в деревне. Он долго собирался с мыслями, чтобы нарисовать эскиз здания. Но вот дедушка, наконец, нарисовал эскиз и затем пригласил плотников, которые стали работать не за страх, а за совесть. Работа в их руках так и горела. Дом рос прямо на глазах.
И вот все готово! Но тут дедушка увидел, что окна в доме не открываются. Сначала он очень рассердился на мастеров, стал говорить им, что они плохо работают. Однако, рабочие предъявили ему эскиз дома, и дедушка понял, что сам так спроектировал окна. Он
не находил себе места, думая о том, как был груб с плотниками. Потом дедушка овладел собой, пошел к рабочим, извинился и сказал, что берет все свои грубые слова обратно. Окна быстро переделали.
Когда мы приехали посмотреть на новый дом, поняли, что люди, строившие его, вложили в строительство всю свою душу.

А. Миркина (5 класс, школа № 463, СПб)

ТЕКСТ-ЗАГАДКА

Когда - то давным - давно один очень хороший мастер сделал меня из дерева. Тогда я в первый раз увидел мир!
Потом меня продавали в мебельном магазине. Там все долго ходили на меня посмотреть и, наконец, купили.
Как мне было плохо, когда я начал жить в квартире! На меня всё время садились, и мне было так тяжело! Конечно, на меня садились и в мебельном магазине, но здесь это происходило чаще.
Вскоре меня продали в другой дом. Там были дети, которые даже ходили по мне ногами! Во - первых, мне было тяжело, во - вторых, меня очень пачкали, в - третьих, меня никогда не мыли!
Затем меня забрали и поставили в класс. Этого я никогда не забуду! По мне ходили ногами, на мне рисовали и писали нехорошие слова! А ведь мне это так не нравилось! Потом меня покрасили, и мне стало лучше. Но, когда я постарел, на мне опять стали писать, рисовать и ходить по мне ногами.
В классе я познакомился с другими стульями. Их истории были разные: хорошие и плохие. С кем - то обращались ужасно, а с кем -то получше. Моего соседа один раз даже чуть не сломали!
Вот такая сложная жизнь у нас стульев!