Изданные номера |
Наши фестивали |
Юные писатели |
Юные художники |
О нас |
Создатели журнала |
Публикации о нас |
Наша летопись |
Друзья |
Контакты |
Поддержите нас |
Литературный журнал www.YoungCreat.ru |
№ 9 (26) Октябрь 2006
Трибуна мастера: интервью с Наталией Элиасберг.
ЗАСЛУЖЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ РОССИИ
Уважаемые читатели и юные авторы журнала "Творчество юных"! В нескольких номерах журнала Вы смогли кратко познакомиться с деятельностью Наталии Ильиничны Элиасберг, профессора, доктора педагогических наук, заслуженного учителя РФ, руководителя Школьной межпарламентской ассамблеи.
И сегодня мы очень благодарны Наталии Ильиничне за то, что она дала согласие на страницах журнала ответить на наши вопросы.Корр. Наталия Ильинична, каков круг ваших научно-недагогических интересов?
Н.Э. Начиная с 1993 года я работала над взаимосвязанными проблемами - гуманизация школьного образования и этико-правовое образование в школе. За это время удалось создать уникальную систему этико-пра-вового образования в школе и воспитания гражданина России. Эта система получила распространение в школах города. Вокруг нее объединились многие творчески работающие руководители школ и педагоги.
В результате возникла потребность создания на общественных началах педагогического центра для руководства этим направлением работы образовательных учреждений СПб.
Так в 1999 году была создана общественная организация - гуманитарный педагогический центр "Гражданин XXI века", президентом которого я являюсь. Вскоре при этом центре образовалась СПб ассоциация школ правоведения. В нее вошли школы, реализующие СПб модель гражданско-правового образования.
Члены Ассоциации координируют свою деятельность определяя общие дела в масштабе города. Высоким признанием значимости этой системы явилось присуждение в 2000 году научному и учебно-методическому комплексу, обеспечивающему ее реализацию государственной премии Правительства РФ в области образования.
В настоящее время в Ассоциацию школ правоведения входит 37 школ города. Об успешности работы школ по гражданско-правовому образованию свидетельствует тот факт, что они получили в 2006 году статус городских ресурсных центров по гражданско-правовому образованию. Так сейчас называется созданная под моим руководством система.
В настоящее время в Ассоциации 37 школ.
Об успешности ее работы свидетельствует тот факт, что решением Комитета по образованию СПб 24 школы получили в 2006 г. статус городских ресурсных центров по гражданско-правовому образованию.
Именно эти школы явились зачинателями проведения в СПб Всероссийской акции "Я - гражданин России". Эта акция предусматривает активное включение школьников в жизнь города путем разработки и реализации социальных проектов, имеющих реальные положительные результаты.
Школы, входящие в Ассоциацию, работают над развитием системы школьного соуправления. В 22-х школах созданы школьные парламенты, оказывающие реальное воздействие на жизнь ученических коллективов. По мере работы школьных парламентов у их участников возникла потребность выйти за рамки школ для решения проблем города.
Так родилась идея создания Школьной межпарламентской ассамблеи. Руководство проектом создания такой городской организации школьников взяли на себя Гуманитарный педагогический центр "Гражданин XXI века" совместно с Дворцом творчества юных СПб.
Сегодня уже можно говорить о первых плодах этой работы.
В Школьной межпарламентской ассамблее работают увлеченно и по-деловому представители 22 школьных парламентов (по 4 человека от школы). Ими самостоятельно разработаны положения о Школьной межпарламентской ассамблее и ее символы.
Но главное - созданы рабочие группы для подготовки материалов к сессиям Школьной межпарламентской ассамблеи (последняя в этом году сессия была проведена в помещении Законодательного Собрания СПб).
На ней были окончательно определены проблемы, над которыми будет работать Ассамблея в новом учебном году.
Это расширение возможности труда школьников в свободное от учебы время, организации культурного досуга, отдыха, изучения прошлого, исторических традиций России.
Корр. Очень хочется узнать подробнее о Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования. Какую задачу ставит Академия сегодня? Как проходит учебный процесс? Если можно определить по возрасту учителей, которые проходят учебу в Академии. Это молодые учителя или уже со стажем?
Имеет ли авторитет Академия в стране и знают ли о ней за рубежом? Обобщен ли опыт работы Академии? И где об этом можно прочитать?
Н.Э. Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования - это сегодня крупнейшее учреждение для всего Северо-Запада не только для повышения квалификации учителей, но и их переподготовки, в частности для получения новой специальности: эколога, валеолога, психолога.
Академия имеет большую историю.
В 1969 году, когда я пришла на работу в это учреждение, это был Ленинградский городской институт усовершенствования учителей. В период перестройки в 1989 году он был преобразован в Университет педагогического мастерства.
Важным, содержательным структурным изменением стало появление научных кафедр. Но что важно - при этом были сохранены методические кабинеты. Это позволило успешно сочетать научные исследования с профессиональным изучением состояния педагогической практики и оказывать учителям своевременную методическую помощь.
Другим важным явлением в жизни нашего учреждения стало появление специализированного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций и соответственно появление аспирантов, что открыло новые возможности для защиты диссертаций педагогами-практиками.
В соответствии с изменениями в Российском законодательстве 2 года назад Университет педагогического мастерства был преобразован в Санкт-Петербургскую Академию постдипломного педагогического образования, сохранив все лучшее, что было накоплено. Возглавляет Академию доктор педагогических наук, профессор
Воронцова Валентина Георгиевна. За время работы в этом учреждении мною был пройден большой и очень интересный путь.
Начала я его методистом кабинета истории и обществоведения, затем стала заведующей этим кабинетом, затем доцентом кафедры гуманитарного образования, а с 1991 г. по настоящее время возглавляю эту кафедру.
В 1981 защитив диссертацию, я стала кандидатом педагогических наук, а в 1998 защитила докторскую диссертацию.
Корр. Перед нами две книги, изданные в СПб в 2006 году. Одна из них "Уроки патриотизма и гражданского воспитания", автором которой вы являетесь, посвящена 100-летию со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачева. Вторая - "Гражданское образование - педагогический социальный и культурный феномен" - вышла под вашей редакцией, и в которой помещены ваши две очень важные статьи: "Проблема нравственно-правовых ориентиров личности в условиях информатизации образования" и "Петербургская модель гражданско-правового образования и воспитания гражданина России".
Известно, что Вы сейчас работаете над новым учебником, что это за учебник? На кого он рассчитан?
Н.Э. Это учебник по обществознанию для 6-7 классов общеобразовательной школы "Обществознание. Социальная практика". Учебник выходит буквально на днях в СПб издательстве "Союз". Я буду очень рада, если именно по этому учебнику дети начнут изучать общество. Дело в том, что учебник позволит не только передать детям нужную информацию, но в него включены с подробным описанием игры, тренинги, практические задания и другие формы деятельности на уроке. Именно поэтому он и называется - социальная практика.
Корр. Нам очень важно ваше мнение - нужен ли в Петербурге журнал "Творчество юных" и есть ли какие-то предложения по улучшению его деятельности.
И самый главный вопрос - может ли редакция журнала "Творчество юных" рассчитывать на поддержку и совместную деятельность с организацией, которую Вы возглавляете?
Н.Э. Конечно журнал близок и понятен и детям и взрослым. И, самое главное, на его страницах талантливые дети могут представить свое творчество. Поэтому он нужен и я желаю всем, кто его сегодня выпускает творческих успехов. А по поводу нашего сотрудничества считаю, что оно должно быть, тем более что первые шаги нашей совместной деятельности оказались очень удачными.
От редакции. Мы еще раз благодарим нашего собеседника за интересный разговор, за очень важную информацию, которая безусловно станет нужной и полезной для вас дорогие читатели и юные авторы.