Литературный журнал
www.YoungCreat.ru

№ 9 (26) Октябрь 2006

У нас в гостях: Екатерина Алексеевна Сущенко.

Дорогие читатели!
В сентябрьском номере журнала мы опубликовали статью учащейся 8 класса 79-й школы Калининского района СПб Насти Гущиной "Сохраним память о ленинградских детях".
В ней она рассказала о деятельности своей школы которая стала победителем российского конкурса "Я - гражданин России", благодаря проекту "Ленинградские дети", в рамках уникальной программы "Пискарев-ки России". И сегодня мы обратились к автору этой программы, а также создателю и руководителю детско-юношеского объединения "Память сердца", учителю русского языка илите\)атуры 79-й школы Екатерине Алексеевне Сущенко с просьбой рассказать об этой программе.
И здесь предлагаем ее статью.

ШКОЛА ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Проектирование, как вид учебной деятельности, было хорошо известно уже в первой половине XX века. Социальное же проектирование в рамках Всероссийской акции "Я - гражданин России" существует в стране всего 6 лет. Но за это время юные граждане России представили тысячи проектов. Это не просто проекты, а социально значимые конкретные дела школьников. Когда видишь это многообразие, поражаешься тому огромному количеству дел, которые вершат дети на всем пространстве России, поражаешься важности проблем, которые они поднимают и решают. И гордостью наполняется сердце педагога, видя неравнодушное молодое поколение, будущих хозяев страны, уже сейчас практическими делами заявляющих о своей гражданской позиции.
На Всероссийский конкурс в 2006 году было подано свыше полутора тысяч социальных проектов школьников, из которых компетентной комиссией отобраны 57 лучших. Они-то и стали победителями в России. В этом числе оказался и наш социальный проект "Ленинградские дети", посвященный увековечению памяти ленинградских детей, погибших в 1941 году на железнодорожной станции Лычково Новгородской области (тогда - Ленинградской).
Победители - 57 команд - в августе встретились во Всеросс IT иском детском центре "Орленок" и представили свои проекты.
На примере Всероссийской акции 'Я - гражданин России мы увидели в действии, как реализуется программа "Одаренные дети" в рамках Национального проекта "Образование".
В четырех различных номинациях были определены по 3 образцовых проекта. Предпочтение отдавалось "глубинке" и тем территориям, которые впервые принимали участие в акции. Из числа этих команд определялись лидеры, которые были удостоены индивидуальных премии Президента России.
И хотя наш проект не попал в число образцовых, он получил общественное признание, о нем знали все, и к делегации Санкт-Петербурга относились с особым уважением.
Дело в том, что наш проект перерос рамки школьного социального проектирования по действующим условиям акции "Я - гражданин России" и вышел на новую качественную ступень - ступень мегапроекта, характеризующегося важностью темы, глобальностью, общественной значимостью, в котором нередко совмещаются не один, а несколько проектов. Это явление заинтересовало методистов Самарского регионального Центра гражданского образования, и они даже хотят обобщить имеющийся подобный опыт в масштабе страны, естественно, мы в нем лидируем.
А когда в детском лагере "Комсомольский" все участники смены разрабатывали коллективные мегапроекты, нашим ребятам эта работа не показалась сложной, так как они уже были знакомы с данной технологией.
Девятая смена 2006 года в ВДЦ "Орленок" - особая смена. Дети всей страны съехались на Всероссийский детский форум "Лидер XXI века". В лагере "Комсомольский" ребята занимались проектированием, в "Звездном" - совершенствованием самоуправления, в "Стремительном" - проводился конкурс художественных самодеятельных коллективов, в "Штормовом" -состязались в морском мастерстве. Но были у ребят и общие дела, кроме того, каждый лагерь проводил "День открытых дверей". Когда для всех участников Форума "Комсомольский" "открыл двери", нас пригласила к себе команда Псковской области из лагеря "Стремительный". Наша цель была - познакомить ребят с технологией социального проектирования. С большим удовольствием мы познакомили псковичей с проектом "Ленинградские дети", который их потряс, а затем вместе с ними разработали важный для них социальный проект "Даешь школьный стадион!" (строительство школьного стадиона в деревне Глубокое Псковской области, где они живут). Наши новые друзья искренне благодарили нас "за науку" и стремились поскорее вернуться домой, чтобы приступить к реализации проекта, так как теперь они знали, что и как надо делать, чтобы построить школьный стадион.
В "Орленке" было очень много интересного. Это и музей космонавтики, и форум лидеров "Хочу управлять государством", в котором сертификатами активных участников были награждены Морозова Катя и Белова Алина из нашей команды.
Необычное явление - ШИК (школа интересных каникул). Ее закончили все наши ребята и получили сертификаты по разным "специальностям": юный журналист, инструктор КВН, бисероп-летения, ритмичных танцев, и даже... криминалистики. Всего не перечтешь.
И все же главным для нас, даже в "Орленке", был проект "Ленинградские дети". Зачастую бывает так, что после завершения проекта работа по нему прекращается. Работа по нашему проекту продолжается и сегодня в любом социо-пространстве. Это мы хорошо продемонстрировали в "Орленке". Так, мы стали инициаторами проведения Всероссийского Дня Памяти ленинградских детей в ВДЦ "Орленок", поддержав идею лычковских ветеранов о проведении такого дня в Лычково 22 августа, посвятив его 65-й годовщине со дня лычковской трагедии ленинградских детей.
Ребятами школы № 79 Санкт-Петербурга была выпущена в "Комсомольском" огромная стенгазета, рассказывающая о подвиге детей Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, буклет "Мы помним вас, ленинградские дети!"
Накануне, 21 августа, в "Комсомольском" вечером было проведено факельное шествие, ведущими которого стали Майков Костя и Гущина Настя, учащиеся нашей школы.
А 22 августа в лагере прошли дискуссионные столы по проблеме "Война и дети". Минутой молчания этот скорбный день отметили также лагеря "Звездный" и "Стремительный". Дети России чтили память ленинградских детей, погибших в адском пламени войны. Никто из них тогда еще не знал, что этот день, по роковой случайности, стал Днем памяти и современных детей Петербурга и Ленинградской области, летевших из Анапы в Санкт-Петербург. Так прошлое слилось с настоящим.
Наш проект продолжал действовать. В лагере "Комсомольский" была проведена благотворительная акция в фонд создания и развития в селе Лычково музея "Ленинградские дети". Ее результат - 2842 руб. 10 коп. Деньги уже переданы в Лычково.
За проведение Всероссийского Дня памяти ленинградских детей администрация детского лагеря "Комсомольский" объявила авторам проекта "Ленинградские дети" благодарность и вручила "Сертификат". Помимо этого, мы везли в школу подарки, дипломы.
Позади осталось лето, море, которое, словно прощаясь с нами, в последние два дня так близко подступило к домикам и "бочкам", высоко стоящим на сваях, в которых жили дети и руководители, что уже накаты волн иногда слышались под полом.
Уже в поезде, среди бумаг попался рабочий лист с названиями и вопросами дискуссионных столов. "Что такое гражданский подвиг?" и "Способна ли молодежь сегодня на подвиг?" - непроизвольно вслух прочла я. И вдруг услышала неожиданный взволнованный ответ сразу нескольких ребят.
- Да, - ответили мне.
- Разве не подвиг на наших глазах совершил вожатый 16-го отряда, который во время факельного шествия в парадной вожатской форме и новых туфлях вошел "по горло" в воды Черного моря, чтобы опустить в них скорбный венок с горящими свечами в память о погибших ленинградских детях?! Во время церемониала никто этого не заметил. Взоры каждого в торжественной тишине были сосредоточены на удаляющихся в даль моря горящих огоньках. Но когда увидели вернувшегося вожатого в свете факелов мокрого, при параде, каждый примерил его поступок к себе и высоко оценил. Не знаю, - сказала Настя, - можно ли это назвать подвигом в высоком смысле, но это самоотверженный поступок, который надолго останется в душах ребят, и который по-новому позволил нам увидеть обычного вожатого и оценить его высокие моральные качества. Он - настоящий вожатый, за которым всегда пойдут ребята.
- А помните Цибульского Константина Анатольевича, руководителя команды лицея № 89 из гор. Кемерово? Он добровольно вместе с нами проводил благотворительную акцию в фонд Лычков-ского музея "Ленинградские дети", прошел пол-лагеря, а потом оказалось, что у него был гипертонический криз. Он знал об этом, но нам ничего не сказал и держался хорошо, не подавая вида, - задумчиво произнесло Катя.
- Ему очень нравится наш проект, чтобы как-то прикоснуться к нему и помочь нам, он жертвовал даже здоровьем. Я считаю, что это подвиг, - рассуждал Костя, - он это делал не для себя, поступал как истинный гражданин.
- Да, - подумала вслух я, - Всероссийская акция "Я - гражданин России" - хорошая школа гражданского воспитания для детей и взрослых.

* * *

Здесь мы предлагаем высказывания юных участников дискуссионных столов по проблемам "Война и дети", о которых в своей статье рассказала Е.А. Сущенко.

Гурьева Екатерина

"Война и дети" - это тема будет актуальна всегда.
Дети - это будущее страны!
У каждого человека есть своя судьба, свое будущее и никто не имеет право прерывать жизнь другого! В нашем мире много терроризма и все свою злость выплескивают на детей! УЖАС!
Я ЗА МИР НА ЗЕМЛЕ!

Саша Шмарыгина и Игорь Кравец

Война - это горе,
Война- это боль,
Страдание, кровь.
Дети, как мы, погибали в войну,
Учились, любили, красиво бы жили,
Хотели бы жить, но все же ушли.
И мы не хотели, чтобы все погибали
Так, как погибли дети войны.

Света Расторгуева

Спасибо большое за интересный проект. Я считаю, что война и дети эти два слова несовместимы друг с другом, война очень опасна как для детей, так и для взрослых. И вообще война - это очень опасно и плохо. На войне погибает очень много людей, в том числе и дети. Я думаю что войны не должно быть вообще, потому что от нее погибает очень много человек. Я бы очень хотела обезвредить людей от этой участи.
ВОЙНА И ДЕТИ НЕСОВМЕСТИМЫ ДРУГ С ДРУГОМ!

А. Алексеев

Большое спасибо за интересную и содержательную беседу. Раньше я даже и не знал о существовании села Лычково, но теперь знаю и глубоко сочувствую, полностью с вами согласен: дети не должны знать войну.
Давайте будем вместе надеяться, чтобы такой трагедии больше не повторилось.

А закончим мы этот рассказ стихами Е.А. Сущенко, посвященные Ленинградским детям.

"От сердца к сердцу память мы несем
Она как метроном стучит в сердцах
О павших и живых
И что давно была
Великая Священная война"