Литературный журнал
www.YoungCreat.ru

№ 10 (27) Ноябрь 2006

На страницах 6 номера журнала за этот год была опубликована творческая работа учащейся 252 школы СПб Кузнецовой Варвары "Слово о забытом поэте", посвященная русскому поэту А.А.Дельвигу, которая была высоко оценена читателями. Сегодня Варвара Кузнецова предложила свою новую работу, посвященную жизни и деятельности великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. И мы уверены, что всем, кто интересуется историей нашей страны, нашего города эта работа очень понравится.

Варвара Кузнецова (10 класс, школа № 252, СПб)

"ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ В ПЕТЕРБУРГЕ. ВЧЕРА. СЕГОДНЯ. ЗАВТРА..."

Выдающемуся композитору и музыканту
Петру Ильичу Чайковскому посвящается...

ВСТУПЛЕНИЕ.

"Новая эпоха воздаст тебе должное!"
Запись в книге отзывов в Доме-музее П.И. Чайковского в Клину.

25 октября 2006 года исполнилось 113 лет со дня смерти моего любимого композитора Петра Ильича Чайковского.
Мне нравятся его фортепианные циклы "Детский альбом" и "Времена года", оперы, концерты, сказочные балеты и поэтические романсы.
В энциклопедическом словаре можно прочесть следующие строки: Чайковский Пётр Ильич (25.04.1840-25.10.1893) - русский композитор. Художник - психолог, крупнейший симфонист, музыкальный драматург. Чайковский раскрыл внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Оперы: "Евгений Онегин", "Мазепа", "Черевички", "Чародейка", "Пиковая дама", "Иоланта" и другие. Реформатор балета, музыка - ведущий компонент балетной драматургии: "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик". К мировым шедеврам принадлежит 6 симфоний, симфония "Манфред", увертюра - фантазия "Ромео и Джульетта", фантазия "Франческа да Римини", "Итальянское каприччио", "Вариации на тему рококо" для виолончели с оркестром, фортепианное трио "Памяти великого художника", романсы. В 1894 году открыт дом-музей Чайковского в Клину, в 1940 - мемориальный музей в Воткинске. С 1958 года в Москве проводится Международный конкурс имени Чайковского".
К сожалению, в этих строках нет упоминания о том, что Пётр Ильич Чайковский жил в нашем городе. А он ходил по тем же улицам, по которым ходим и мы. Бывал в домах, которые и сейчас живут своей жизнью и помнят его.

"Говорят, у домов, долго живших на свете,
Человечьи порой проступают черты.
Все, кто жил в них когда-то в тоске и тревоге
Иль в согретые солнцем заветные дни,
Хоть частшгу души оставлял на пороге
Там, где дышат, казалось бы, камни одни".

Рождественский В.А.

В Санкт-Петербурге он радовался, страдал, волновался, писал или вынашивал свою мудрую и добрую музыку. Он любил Неву, белые ночи, Летний сад, Невский проспект, Васильевский остров, Фонтанку, Мариинский театр...
"...Ты не поверишь, как я был глубоко счастлив, когда возвратился в Петербург. Признаюсь, я питаю большую слабость к российской столице. Что сделаешь? Я слишком сжился с ней. Все, что дорого сердцу, - в Петербурге, и вне его жизнь для меня положительно невозможна."
(Из письма Петра Ильича Чайковского сестре Александре)
Неподалёку от моего дома находится парк Новознаменка, в котором любил прогуливаться композитор.
И сегодня, отдавая дань памяти талантливого композитора и музыканта, хочется перелистать страницы его жизни в Петербурге и вспомнить о тех домах, в которых жил или часто бывал Чайковский.
Я надеюсь, что моё исследование на тему "Чайковский в Петербурге" откроет для читателей новые факты жизни удивительного человека Петра Ильича Чайковского.

ДЕТСТВО П. И. ЧАЙКОВСКОГО

"Это был стеклянный ребёнок.
То, что другие дети пропускали мимо
ушей, у него глубоко западало в душу...".

Фани Дюрбах

П.И.Чайковский родился 25 апреля 1840 г. в посёлке Воткинске. Его отец - Илья Петрович - окончил Горный институт в Санкт-Петербурге и служил директором Камско-Воткинс-ких горных заводов. Мать - Александра Андреевна - была незаурядной женщиной. В четыре с половиной года с Петром стала заниматься гувернантка Фани Дюрбах. Она говорила о своём воспитаннике: "Это был стеклянный ребёнок. То, что другие дети пропускали мимо ушей, у него глубоко западало в душу и при малейшем усилении строгости расстраивало так, что становилось страшно". Из рассказов гувернантки можно узнать, что "каждую свободную минуту дня ребёнка тянуло к фортепиано, а она старалась ему помешать. После фантазирования на фортепиано он становился нервный и расстроенный". Фани не была музыкантшей, даже не любительницей, так что роль музыкального просветителя будущего композитора выпала на долю неодушевлённого предмета - так называемой оркест-рины - механического органа средней величины, который Илья Петрович вывез из Петербурга после переезда в Воткинск. Элементарные понятия о музыке Пётр Ильич получил от матери. Уже в 4 года он сочинил пьесу "Наша мама в Петербурге". Впоследствии к ребёнку была приглашена учительница музыки Марья Марковна Пальчикова. В первых числах ноября 1848 года семья Чайковских переехала в Санкт-Петербург.

ПЕРВЫЙ ПРИЕЗД В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

"Я увидел здесь много, чего
Никогда не видел раньше..."

Чайковский П.И.

У Чайковского многое было связано с Петербургом: здесь родилась его мать; сюда его привезли впервые восьмилетним ребёнком; здесь жили его родные и знакомые. В семье было пятеро детей. Старшая - Зинаида (дочь Ильи Петровича от первого брака). Затем сыновья - Николай десяти лет, Пётр восьми лет, дочь Александра шести лет и пятилетний Ипполит.
Их первым жильём в Петербурге стал "Дом-утюг" на Биржевой линии Васильевского острова (№18/2). Трудно сказать, в какой квартире поселилась тогда семья Чайковских. В этом доме жили и умерли Крамской и Куинджи. На фасаде здания установлена мемориальная доска, посвященная художнику Куинджи; упоминаний о том, что здесь жил Чайковский нет.
В доме постоянно играла музыка. Звучала всё та же оркестрина, которой дорожил Илья Петрович. Оркестрина играла произведения Беллини, Доницетти, Россини и главное, Моцарта - арию Целины из оперы "Дон-Жуан", которая стала для Чайковского П.И. самым дорогим музыкальным произведением. Петя постоянно подбирал и фантазировал что-то на фортепиано.
Петра Ильича и его старшего брата Николая, отдали в частный пансион Шмеллинга. Дом сохранился на Большом проспекте Петербургской стороны (№14).
Это было настоящим испытанием. Дальняя дорога, переутомление от занятий, сильные художественные впечатления и занятия музыкой с пианистом Филипповым, который заставлял своего талантливого ученика много учиться, привели ребёнка к нервному расстройству, ослаблению организма и заболеванию корью. В декабре 1848 года, по настоянию докторов, все занятия были прекращены до июня 1849 года.
В начале мая 1849 Илья Петрович получил место управляющего Алапаевскими и Невьянскими заводами на Урале. Семья, кроме Николая, уехала из Петербурга. Здесь в семье родились братья Петра, близнецы - Модест и Анатолий. В августе 1850 года Александра Андреевна оставив пятимесячных сыновей в Алапаевске увозит в Петербург Петра и дочерей Зинаиду и Александру. В этом же месяце он слушал оперу Глинки "Жизнь за царя", которая произвела на него сильное впечатление.
Александра Андреевна определила сына в Училище правоведения, где готовились судейские чиновники и юристы. В сентябре она уехала в Алапаевск. Сцена прощания с матерью стала самым ужасным воспоминанием П.И.Чайковского.

УЧИЛИЩЕ ПРАВОВЕДЕНИЯ.

"Ты помнишь, как, забившись в "музыкальной",
Забыв училище и мир,
Мечтали мы о славе идеальной...
Искусство было наш кумир...".

Апухтин AM.

В Училище Правоведения на набережной реки Фонтанки №6/2, Чайковский провёл 7 лет.
Десятилетнему "домашнему" мальчику трудно жилось в Училище. Жестокий казарменный режим, подъём под барабанный бой, муштра, телесные наказания угнетали молодого человека. По словам И.Тютчева: "Жизнь протекала довольно однообразно... Разнообразилась она какою-нибудь выходкою отчаянного школьника, за которую раба божья выдерут. У учителей не было к своему делу ни любви, ни признания".
Старательный Петр Чайковский добросовестно готовил уроки. Он переходил из класса в класс, но учился без всякого интереса. Особенно не давалась ему математика.
Разлука с родителями была большим испытанием для десятилетнего мальчика. По словам Пети, он "только и мог делать, что втихомолку плакать". К осени 1852 года вся семья переехала в Петербург. Чайковские сняли квартиру на Сергиевской улице (сейчас - улица Чайковского №41), а весной 1853 года - в Соляном переулке №6. В этом доме 13 июля 1854 года, не успев проститься с детьми, скончалась от холеры мать Петра Ильича - Александра Андреевна. Оставаться в квартире, где умерла Александра Андреевна, было тяжело, и осенью 1854 года осиротевшая семья переехала на 4-ю линию Васильевского острова (№ дома неизвестен). А через 3 месяца Илья Петрович с двумя четырёхлетними сыновьями - Модестом и Анатолием - поселился со своим любимым братом Петром Петровичем и его семьёй на Съездовской линии № 25. Сестру Саню отдали в пансион, а брата Ипполита - в Морской корпус. Так распалась большая семья.
А в училище жизнь шла своим чередом. Воспитанники осваивали науки, сдавали экзамены. Один из товарищей Чайковского рассказывал о том, что "незадолго до экзаменов, местом мы избрали Летний сад; чтобы не таскать с собой записок и учебников, прятали их в дупло одной из старых лип, прикрытое от дождя сверху досками. По окончании каждого экзамена, я вынимал оттуда мои бумаги, Чайковский же забывал это делать, и его учебные пособия, может быть, и поныне гниют в одном из деревьев Летнего сада".
По воскресеньям Пётр приходил домой и видел большое общество молодёжи: родных и двоюродных братьев, а также их друзей. По воспоминаниям двоюродной сестры композитора - Анны Петровны "Пётр Ильич часто играл по слуху. Он не любил этого и исполнял небрежно".
Музыка скрашивала жизнь Чайковского, ей он отдавал много времени. Его соученик А.Михайлов вспоминал о том, что Чайковский играл превосходно. Об этом же вспоминал его друг Апухтин А.Н. в стихотворении, написанном позже (отрывок из стихотворения вынесен в эпиграф этой главы). Никто кроме Апухтина, не видел в Чайковском будущего великого композитора. Заметное влияние на музыкальное развитие юноши оказала его тётка Екатерина Андреевна, жившая в Косом переулке напротив училища. Они много часов проводили за роялем, музицируя в четыре руки.
Осенью 1855 года отец Петра Ильича поселился в доме № 39 на Васильевском острове. Юный музыкант стал заниматься композицией с известным пианистом Рудольфом Васильевичем Кюндин-гером. Занятия с ним длились недолго: учитель не заметил в своём ученике больших способностей. После занятий они шли в Университет на концерт под названием "Музыкальные упражнения студентов Санкт-Петербургского университета" под управлением известного в то время виолончелиста - виртуоза и дирижера Карла Шуберта.
13 мая 1859 года Чайковский окончил Училище правоведения по первому разряду в чине титулярного советника и поступил на службу в департамент министерства юстиции.

ДЕПАРТАМЕНТ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ.

"Из меня сделали чиновника, да и то плохого,
вот я и стараюсь, по возможности,
исправиться и заниматься службой посерьёзнее".

Чайковский П. И.

Департамент министерства юстиции располагался на Малой Садовой улице дом №1. Здесь Петр Ильич начал свою службу, которая совсем не привлекала его и очень мало времени оставляла для занятий музыкой. Но его готовили для этого. Он составлял всевозможные бумаги, бегал по лестницам, относя их на подпись, охотно останавливался поболтать с кем-нибудь из сослуживцев. Он был молод (ему было 19 лет). И он только что покинул закрытое учебное заведение! Как ему казалось - вырвался на волю! Пётр Ильич любил развлечения, он был легкомысленным и беспечным, весёлым и приветливым. Он легко завоёвывал сердца новых товарищей. Дисциплинированный Чайковский старался добросовестно относиться ко всему, что ему поручали.
Он служил в "Столе прошений", составлял доклады и проекты решений. Все они отличаются краткостью и логической простотой.
Рядом с Петром Ильичём сидел будущий художник-передвижник Ефим Ефимович Волков, который вспоминал: "Я сам плохо работал, а тут ещё помогать другому пришлось, который ничего не делал, а только свистал.
- Кто же это свистал?
- Да всё тот же Чайковский! Со мною сидел, лентяй, не записывает входящие, а знай - насвистывает! Ну при сокращении штатов нас первыми с ним и выгнали. Свистун поступил в консерваторию, а я бродил вокруг Академии художеств, близко от дома, и поступил туда.
Через двадцать лет, по рассказам Брюллова, Волков в его доме встретился с Чайковским. Растрогались до слёз".
Брат Чайковского - Модест Ильич писал: "Как мало и ничтожно было участие его морального существования в деятельности на этом поприще, явствует уже из того, что очень скоро по оставлении его он хорошенько не мог себе представить, что он там делал".
Он посещал многие гостиные Петербурга, театры, в том числе итальянскую оперу. Влюблялся. Летом 1861 года Чайковский писал сестре Александре: "...София Адамова рассказывала мне, что в прошлом году Вареньки обе были в меня серьёзно влюблены... а слёз сколько было пролито... и признаётся дальше, что сам влюблён понемножку в четырёх Софий:
"Сегодня я за чашкой кофе
Мечтал о тех, по ком вздыхал,
И поневоле имя Софья
Четыре раза сосчитал".
Главным увлечением Петра Ильича по-прежнему была музыка. Он записался в классы Русского музыкального общества, которые размещались в нижнем этаже левого крыла Михайловского дворца. Во главе этих классов стоял Антон Антонович Рубинштейн, перед которым преклонялся Чайковский. Первое время Пётр Ильич занимался небрежно. Но однажды его учитель Николай Иванович За-ремба после занятий стал убеждать ученика заниматься серьёзнее. На легкомыслие юноши обратил внимание и Рубинштейн. Он предложил ему на выбор: учиться усердно или покинуть класс. С того дня Пётр Ильич начал заниматься с большим упорством. Он постепенно превратился из светского юноши в серьёзного музыканта.
8 сентября 1862 года в Петербурге открылась Консерватория (в то время она называлась музыкальным училищем).
В мае 1863 года Чайковский официально ушёл со службы в министерстве и поступил в Санкт-Петербургскую Консерваторию. Её организатор и первый директор А.Г.Рубинштейн говорил, что ученики консерватории должны выходить из её стен только "истинными художниками", так как только тогда "они будут приносить пользу своему отечеству...".

В КОНСЕРВАТОРИИ.

"Не довольствуйтесь посредственностью,
Стремитесь к высшему совершенству".

А. Г. Рубинштейн.

Чайковский был одним из первых учеников Петербургской Консерватории (переулок Гривцова №3 - здание не сохранилось).
Пётр Ильич аккуратно выполнял задания учителей, играл на флейте в ученическом оркестре, организованном Рубинштейном. Чайковский зарабатывал на жизнь частными уроками. Он порвал со всеми светскими знакомыми, посмеивался над своей ветшавшей одеждой и чувствовал себя счастливо в крохотной узкой комнатке в Лештуковом переулке № 16 (ныне - переулок Джамбула №16). Илья Петрович поддерживал сына во всех его начинаниях.
Рубинштейн рассказывал с весёлым изумлением, что задал учащимся контрапунктические вариации на определённую тему, зная прилежание ученика, ждал, что Чайковский принесёт один или два десятка этих вариаций. Как же он поразился, когда Пётр Ильич подал их... двести!!!".
Чайковский говорил о Рубинштейне: "...Я обожал в нём не только великого пианиста. Великого композитора, но также человека редкого благородства...".
В консерватории Пётр Ильич занимался у первоклассного органиста Петропавловской Лютеранской церкви профессора Генриха Штиля.
Жил композитор и в доме тётки - Елизаветы Андреевны Шо-берт (улица Пестеля №11) и в квартире Апухтина (угол Ракова и Толмачёва).
На летних каникулах, по заданию Рубинштейна, Чайковский написал увертюру к "Грозе" Островского.
30 августа 1856 года имя Петра Ильича Чайковского впервые появилось в афишах. В консерватории композитор написал "Характерные танцы", струнный квартет, кантату с сопровождением оркестра на оду Шиллера "К радости", написанную за 2 месяца и исполненную 29 декабря 1865 года на экзамене в Михайловском дворце. Пётр Ильич говорил, что страшнее всего ему было стоять перед оркестром на эстраде, казалось, что у него "голова соскочит с плеч".
Брат Антона Рубинштейна - Николай Григорьевич (организатор московской консерватории) пригласил Чайковского в Москву на должность преподавателя.
В январе 1866 года Чайковский уехал из Петербурга - города своего детства и юности, города белых ночей, величественной Невы, Летнего сада, дворцов и кружевных решеток, города Пушкина и "Пиковой дамы". Он уезжал, полон надежд, одетый в смешную длинную шубу, подаренную Апухтиным. В ней Апухтин обычно отправлялся в деревню.
Ранее Апухтин посвятил другу юмористическое стихотворение:

"К отъезду музыканта-друга
Мой стих минорный тон берёт,
И нашей старой дружбы фуга
Всё развивается, растёт...

Мы увертюру жизни бурной
Сыграли вместе до конца,
Грядущей славы марш бравурный
Нам рано волновал сердца, -

В свои мы верили таланты,
Делились массой чувств, идей...
И был ты вроде доминанты
В аккордах юности моей.

Увы, та песня отзвучала,
Иным я звукам отдался,
Я детонировал немало
И с диссонансами сжился, -

Давно без счастья и без дела
Дары небес я растерял,
Мне жизнь, как гамма, надоела,
И близок мой финал...

Но ты - когда для жизни вечной
Меня зароют под землёй, -
Ты в нотах памяти сердечной
Не ставь бекара предо мной".

Из-за недостатка денег, Петру Ильичу не удалось до лета попасть в Петербург, несмотря на то, что в Михайловском манеже под управлением А.Рубинштейна исполнялась его увертюра, написанная ещё в консерватории.
Из воспоминаний современников Чайковского и из писем композитора известно, что летом 1866 года он гостил на даче Мятлева в Новознаменке.

ПАРК НОВОЗНАМЕНКА. ДАЧА МЯТЛЕВА.

"А этот город мной любим
За то, что мне не скучно с ним:
Не дай мне, Бог, не дай мне, Бог,
Не дай мне, Бог разлуки..."
Б .Ахмадулипа.

Два лета 1859 и 1860 года Чайковский провёл на даче Галова, близ 17 версты Петергофской дороги, т.е. близ Новознаменской дачи. Пётр Ильич часто совершал прогулки в монастырь - Троицко-Сергиевскую пустынь, Стрельну, Михайловское, Знаменское и Петергоф.
Летом 1866 года он отдыхал на даче Мятлева в парке Новозна-менка. Дворец Мятлева - улица Чекистов №13 - памятник архитектуры, он охраняется государством. Сегодня в нём находится Международная школа бизнеса.
Композитору полюбились эти места. Здесь он писал симфонию "Зимние грёзы". Возможно, старинный парк был для него источником вдохновения.
7 июня 1866 года он написал сестре: "Мы живём на Мятлевской даче совсем недурно... погода порядочная. Папашу вижу беспрестанно". И брату Анатолию: "Я уже начал оркестровать; здоровье в вожделенном состоянии, только на днях не спал целую ночь, ибо долго занимался...". Именно после этого лета Пётр Ильич навсегда отказался от работы по ночам: понял, что это совершенно расшатывает нервы.
Первая симфония - "Зимние грёзы", написанное 26-летним композитором после окончания консерватории - единственное произведение, которое частично было написано и оркестровано под Петербургом.
Когда в сентябре Чайковский показал симфонию А.Рубинштейну и Зарембе, они наотрез отказались принять её для исполнения в концерте, критично и негативно отозвались об этом произведении.
Расстроенный Пётр Ильич увёз партитуру в Москву. Там он значительно переработал своё творение. В ноябре композитор вновь представил партитуру на суд своих учителей. Отзыв был тот же. Как считали музыкальные критики - исследователи творчества Чайковского XX века: "Это было предубеждение против новаторства".
Время расставило всё по своим местам. Через несколько лет после смерти Петра Ильича, его друг Кашкин писал о "Зимних грёзах": "...теперь русская симфоническая литература, по крайней мере, вдесятеро богаче, нежели тогда, но если бы появилось вновь подобное сочинение молодого начинающего композитора, то оно сразу бы составило бы ему имя".
Ни одного крупного произведения после "Первой симфонии" Чайковский в нашем городе не написал. Однако большинство его творений звучали впервые именно в Санкт-Петербурге - городе славы знаменитого композитора.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ -
ГОРОД СЛАВЫ ЧАЙКОВСКОГО!
МАРИИНСКИЙ ТЕАТР.

"Театр уж полон..."
А.С.Пушкин.

В 1868 году в Петербурге Пётр Ильич сблизился с молодым музыкантом Балакиревым М.А. Через год, по совету Балакирева, Чайковский написал увертюру-фантазию к опере "Ромео и Джульетта". В 60-е годы XIX века в России особенно возрос интерес к истории, к прошлому Родины, народа. Историческая тема царила в литературе, театре, музыке. Два года Чайковский писал оперу "Опричник" на трагедию Лажечникова. Он писал брату Анатолию: "Сюжет... очень хорош, но как-то мне не по душе". Премьера "Опричника" состоялась в Императорском Мариинском театре.
Мариинский театр - один из крупнейших в России и в Европе. Он сыграл выдающуюся роль в развитии Российского искусства оперы и балета, открыл множество талантливых имён. Певцы: Шаляпин Ф.И., Собинов Л.В., Преображенская СП.. Солисты балета: Павлова А.П., Уланова Г.С., Карсавина Т.П.. Здесь работал выдающийся хореограф Петипа М.И.. бессменным дирижёром Маринки был прославленный Эдуард Францевич Направник. Под его руководством впервые в России была осуществлена постановка опер Даргомыжского А.С., Мусоргского М.П., Чайковского П.И.. Им были поставлены первые оперы Чайковского. Среди них - "Кузнец Вакула" (1874) - произведение созданное по рассказу Гоголя Н.В. "Ночь перед Рождеством".
В 1881 году в Мариинском театре состоялась премьера "Орлеанской девы" по трагедии Шиллера. 7 декабря 1890 года на сцене Мариинского театра под управлением Направника с триумфом был исполнен шедевр мировой музыкальной классики - "Пиковая дама" Чайковского по одноимённой повести А.С.Пушкина, а в 1892 году "Иоланта". Либретто к операм написал брат композитора Модест Ильич Чайковский.
В Маринке состоялись и премьеры балетов "Спящая красавица" (1890) и "Щелкунчик" (1892). Первый балет Петра Ильича "Лебединое озеро", сочинённый в 1876 году впервые был поставлен в Большом театре в Москве. Впоследствии он ни раз исполнялся на сцене Мариинского театра. С балетов Чайковского начался первый русский классический балет. Композитор поднял его на один уровень с симфонией и оперой, перенеся в него драматические принципы оперы и симфонии.
Композитор вынашивал грандиозные планы. Он писал: "Сто жизней не хватит для того, чтобы привести в исполнение все мои планы".
Пётр Ильич скучал по Петербургу, вёл активную переписку с родственниками и друзьями.
"...Москва всё ещё для меня чужой город, и много ещё пройдёт времени, пока я начну без ужаса думать о том, что придётся в ней остаться или надолго, или навсегда".
П.И.Чайковский (из письма сестре).

Апухтин написал юмористическое послание П.Чайковскому:
"Нет, над письмом напрасно я сижу,
Тебя напрасно проклинаю,
Увы! Там адреса нигде не нахожу,
Куда писать тебе, не знаю.
Не посылать же мне "чрез Феба на Парнас"...
Во-первых, имени такого,
Как Феб иль Аполлон, и в святцах нет у нас
(Нельзя ж святым назвать Попова).
А во-вторых, Парнас высок, и на него
Кривые ноги почтальона
Пути не обретут, как не обрёл его
Наш критик Пухты и Платона...".

В феврале 1893 года Чайковский писал брату Модесту письмо из Клина: "Меня невероятно тянет в Петербург, невероятно хочется сейчас же очутиться у Вас, но благоразумие заставляет отложить поездку на две недели...". Однако приехать в Петербург ему удалось только 25 марта.

ПОСЛЕДНЯЯ КВАРТИРА ЧАЙКОВСКОГО.

"Я готов день и ночь стоять почётным караулом
у крыльца того дома, где живёт Пётр Ильич, - до такой
степени я уважаю его".

А.П.Чехов.

В 1893 году композитора - Модест Ильич Чайковский снял квартиру на углу Малой Морской и Гороховой в доме № 13. Это последняя квартира Петра Ильича в Петербурге.
Это здание отмечено мемориальной доской, на которой начертано: "Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в Вятской губернии на Боткинском заводе. Скончался в этом доме 25 октября 1893 года".
Последний раз Чайковский приезжает в Санкт-Петербург 10 октября 1893 года в связи с исполнением "6-й симфонии". Об этой симфонии Стасов В.В. писал: "Она не что иное, как страшный вопль отчаяния и безнадёжности, как будто говорящий мелодию своего финала: "Ах, зачем на свете жил я!". Настроение этой симфонии страшное и мучительное, она заставляет слушателя испытывать горькое сострадание к человеку и художнику, которому пришлось на своём веку испытывать те ужасные душевные муки, которые здесь выражены и которых причины нам неведомы. Но эта симфония есть высшее, несравненнейшее создание Чайковского". "Трагическим документом эпохи" назвал Шестую симфонию В.Асафьев.
Концерт состоялся 16 октября 1893 года. Пётр Ильич плохо чувствовал себя: напряжённый труд композитора не прошёл бесследно для здоровья Чайковского. В 50 лет он выглядел стариком. Его преследовали головные боли, ухудшилось зрение.
21 октября внезапно началась холера.
25 октября 1893 года в 3 часа утра Пётр Ильич Чайковский скончался.
В одном из некрологов говорилось: "В России не только слава, но даже простая известность приобретаются с большим трудом, а иногда и после целого ряда лишений и, в особенности, душевных страданий... народ... как будто не дорожит своими талантами, как будто колеблется в избрании своего кумира, но, избрав достойнейшего, уже остаётся верен ему в своей любви и признательности". И в другой статье: "Имя П.И.Чайковского гремит на всём земном шаре. Европа и Америка понесли ту же утрату, что и Россия".
28 октября состоялись похороны композитора. Давыдов Ю.Л. написал впоследствии: "Весь путь следования был запружен народом... От Казанского собора до Александро-Невской лавры на тротуарах стеной стоял народ... Когда кортедж поравнялся с Публичной библиотекой на углу Садовой и Невского, в амбразуре заглушённого окна стояли два рабочих, испачканных известью и красками. Сняв шапки и прижав их к груди, смотрели они на печальное шествие, и вдруг один из них громко произнёс: "Смотри, Русь, незабвенного везут!".
Пётр Ильич Чайковский был похоронен в Санкт-Петербурге, в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры.
Память великого русского композитора почтили концертами в Санкт-Петербурге и Москве. Звучало его последнее сочинение...
"Что должен перестрадать человек, чтобы написать подобную вещь! И какими простыми средствами он достигает такой глубины и подлинного чувства", - говорил Балакирев М.А.
"Патетическая симфония есть одно из величайших созданий её автора, показывающее, что мы лишились его в то время, когда его талант достиг высшей точки своего развития и полнейшей зрелости", писал Кашкин Н.Д..
"...Эта симфония есть высшее несравненней-шее создание Чайковского. Душевные страдания, замирающее отчаяние, безотрадное, грызущее чувство силою и пронзительностью потрясающею, - отмечал позже Стасов В.В. - кажется, ещё никогда в музыке не были выражены с такою несравненною талантливостью и красотою такие глубокие сцены душевной жизни".
Жизнь и творческая деятельность великих мастеров культуры раскрывается будущим поколениям в их наследии...

ВЕЛИКОЕ НАСЛЕДИЕ П.И.ЧАЙКОВСКОГО.

"...Истинно великий художник, к какой бы национальности и школе он ни принадлежал, является, прежде всего, художником мировым, составляющим достояние всех культурных народов и стран. Таков П.И. Чайковский, едва ли не раньше всех других композиторов приобретший крупное мировое значение, которое останется за ним и на будущие времена".
Кашкин И Д.

Наследие Петра Ильича Чайковского, посвятившего себя служению одному из прекраснейших искусств - Музыке поражает исключительной многогранностью.
Композитор создал сочинения почти во всех музыкальных жанрах: оперы и балеты, симфонии и программные симфонические произведения, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, произведения для различных инструментов и, в частности, многочисленные пьесы для фортепиано, хоровые сочинения и кантаты, вокальные ансамбли, романсы и песни. Сборник "Пятьдесят русских песен" переложенных им для фортепиано в четыре руки, музыкально-критические статьи, первый русский учебник "Руководство к практическому изучению гармонии", дневники, почти пять тысяч писем. Всё это составило "Полное собрание сочинений композитора" из 62-х томов музыкальных произведений и около 20-ти литературных произведений и переписки.
Наследие - это не только реликвия. Созданные композитором шедевры, составили основу русского музыкального репертуара ещё в XIX веке и получили жизнь за рубежом. Сегодня они - составная часть мировой культуры. Произведения Чайковского идут на сценах всех музыкальных театров в России и за рубежом. Они звучат в исполнении всех оркестров, ансамблей, хоров и солистов.
С 1940 года имя композитора стали носить Московская и Киевская консерватории. А затем - Пермский театр онеры и балета. Ежегодно у памятника у памятника композитору, перед зданием Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, проводится торжественное открытие Праздника песни в Москве.
Начиная с 1958 года раз в четыре года, в Москве проходит традиционный Международный конкурс музыкантов-исполнителей имени П. И. Чайковского. В нём принимают участие музыканты разных специальностей.
Местом активной музыкально-общественной жизни стал Дом-музей композитора в Клину.
Всё большее число почитателей его творчества посещает дом-музей композитора, находящийся на его родине в Воткинске и литературно-мемориальный музей А.С.Пушкина и П.И.Чайковского в Каменке. А в городе Чайковском, расположенном на Боткинском водохранилище, ежегодно проводится фестиваль музыкального искусства.
Музыка Чайковского звучит повсюду: в прославленных театрах и концертных залах (в России и за рубежом), с экранов телевизоров, радиоприёмников и мобильных телефонов. Она звучит в консерваториях, музыкальных училищах, музыкальных школах, в кружках самодеятельности и в каждом доме. Её играют и поют, слушают и изучают. Музыка Петра Ильича Чайковского с нами в будни и в праздники.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

"Имя Чайковского стало эпохой в мировом развитии музыки, ценнейшим русским вкладом в неё, одним из проявлений неистощимой художественной одарённости великого народа и его величайшей культуры".
Б.В.Асафьев.

Имя композитора вошло в историю мирового музыкального искусства! Оно увековечено в названии улиц в Москве и Санкт-Петербурге. Но грустно осознавать тот факт, что в нашем городе, так горячо любимом композитором, площадь которого около 600 квадратных километров не нашлось места для создания музея-квартиры Петра Ильича Чайковского - выдающегося композитора, дирижёра, педагога, члена института Франции и почётного доктора Кембриджского университета Англии!
Но всё в наших руках. Неподалёку от дворца Мятлева в парке Новознаменка, где Пётр Ильич писал и оркестровал первую симфонию "Зимние грёзы", есть Школа искусств № 44 Красносельского района (2-я Комсомольская дом 7/2), а напротив - пустующий дом без опознавательных знаков, которому необходим капитальный ремонт. В этом доме можно создать очаг культурной жизни России! В нём хватит места и для Музея-квартиры П.И. Чайковского и для экспозиции, где учащиеся художественного отделения смогут продемонстрировать свои живописные работы, посвященные выдающемуся композитору, а воспитанники музыкального отделения исполнят его произведения.
Я верю, что в XXI веке будет открыт Музей-квартира Петра Ильича Чайковского!
Пусть восторжествует историческая справедливость! И новая эпоха воздаст композитору должное!

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
П.И.ЧАЙКОВСКОГО.

1840 - (25 апреля) в семье начальника Камско-Боткинского завода Ильи Петровича Чайковского родился сын Пётр.
1844 - (ноябрь) начало занятий с Фани Дюрбах.
1845 - (ноябрь-декабрь) Александра Андреевна Чайковская приглашает к Пете учительницу музыки Марью Марковну Пальчикову.
1848 - (ноябрь) первый приезд Чайковского в Петербург.
1849 - Чайковский переезжает в Алапаевск.
1850- возвращение в Петербург, знакомство с оперой Глинки М.И. "Жизнь за царя". Поступление в класс Училища правоведения в Петербурге.
1854 - (13 июня) смерть от холеры матери Петра Ильича Александры Андреевны.
1855 - начало занятий музыкой с пианистом Рудольфом Кюндингером, посещение с ним симфонических концертов. Сочинение первого романса "Мой гений, мой ангел. Мой друг".
1859 - (май) окончание Училища Правоведения, поступление на службу в Министерство юстиции.
1861 - начало занятий в классах Русского музыкального общества.
1862 - поступление в Петербургскую консерваторию.
1865 - успешное окончание консерватории. Под управлением И.Штрауса в Павловске звучали "Характерные танцы" Чайковского.
1866 - переезд в Москву, начало дружбы с Рубинштейном Н.Г.
1868 - знакомство с Деризе Арто.
1869 - (30 января) премьера оперы "Воевода" в Большом театре в Москве.
1870 - (4 марта) первое исполнение увертюры-фантазии "Ромео и Джульетта".
1874 - (12 апреля) - премьера оперы "Опричник" в Мариинском театре, в Петербурге.
1875 - (ноябрь) первое исполнение Гансом фон Брюлловым в Бостоне первого концерта для фортепиано с оркестром.
1876 - знакомство с Л.Н.Толстым. Начало переписки с Н.Ф. фон Мекк.
1877 - Премьера балета "Лебединое озеро". Неудачная женитьба на А.И.Милюковой.
1879 - (17 марта) - исполнение оперы "Евгений Онегин" силами студентов Московской консерватории.
1880 - (9 января) умер Илья Петрович Чайковский.
1884 - (13 февраля) - премьера оперы "Орлеанская дева" в Мариинском театре.
1886 - (20 января) открытие школы в Майданово по инициативе и на средства Чайковского.
1887 - (14 ноября) первое исполнение сюиты "Моцартиана" в Москве под управлением автора.
1887 - (декабрь-март 1888) - первая зарубежная гастрольная поездка Чайковского в Лейпциг, Гамбург, Берлин, Прагу, Париж, Лондон. Знакомство с Григом, Малером, Гуно, Дворжаком, Встреча с Деризе Арто.
1889 - (14 октября) - встреча с А.П.Чеховым, который посвятил Чайковскому сборник рассказов "Хмурые люди".
1890 - на сцене Мариинского театра поставлены балет "Спящая красавица" и опера "Пиковая дама". Разрыв отношений с Н.Ф. фон Мекк.
1891 - (апрель-май) - триумфальная гастрольная поездка Чайковского по Соединённым штатам Америки.
1892 - переезд композитора на постоянное место жительства в Клин.
1892 - (декабрь) премьера оперы "Иоланта" и балета "Щелкунчик" в Мариинском театре. Встреча во Франции с бывшей гувернанткой Фани Дюрбах.
1893 - (июнь) поездка в Лондон и Кембридж на церемонию присуждения ему звания доктора музыки.
1893 - (16 октября) первое исполнение Шестой симфонии в Петербурге симфоническим оркестром под управлением автора.
1893 - (25 октября, 3 часа утра) - смерть Чайковского от холеры.
1893 - (29 октября) - похороны П.И.Чайковского на Тихвинском Кладбище Александро-Невской лавры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Григорович В.Б., Андреева З.М. "Слово о музыке. Хрестоматия. Русские композиторы XIX века". Москва "Просвещение", 1990г.
2. Бортникова Е.Е., Давыдова К.Ю., Прибегина Г.А. "Воспоминания о П.И.Чайковском. "Музыка" Москва, 1979г.
3. Калинина Н.А. "П.И.Чайковский". Москва "Детская литература", 1988г.
4. Булучевский Ю.С., Фомин B.C. "Краткий музыкальный словарь для учащихся". "Музыка". Ленинградское отделение, 1975г.
5. Кандидский А.И., Орлова Е.М. "Русская музыкальная литература". "Музыка", Ленинград, 1967г.
6. Конисская Л.М. "Чайковский в Петербурге". "Лениздат", 1974г.
7. Прохоров A.M. "Советский энциклопедический словарь". Москва. "Советская энциклопедия" 1988г.
8. Апухтин А.Н. "Полное собрание стихотворений". Ленинградское отделение, 1991 г.
9. Прибегина Г.А. "Пётр Ильич Чайковский". Москва "Музыка", 1986 г.
10. Минченков Я.Д. "Воспоминания о передвижниках". "Художник РСФСР"., 1964 г.
11. Третьякова Л.С. "Страницы русской музыки. Москва. "Знание", 1979 г.
12. Вайдман П.Е., Давыдова К.Ю., Соколинская ИГ. "Пётр Ильич Чайковский". Москва "Музыка", 1977 г.
13. Альбом "Дом-музей Чайковского в Клину", Москва, Советская Россия. 1977 г.
14. Чайковский П.И. "Письма к близким". Москва. "Музгиз", 1955 г.
15. Рожков A.M. "На юго-западе Санкт-Петербурга". Из Истории Красносельского района. "Лики России" Санкт-Петербург, 1997г.
16. Карасиков М.А. "Чайковский. Первые таги к признанию". Москва. "Терра". Книжный клуб, 2003 г.
17. Горбатенко СБ. "Петергофская дорога. Историко-архитектурный путеводитель". "Европейский дом". Санкт-Петербург, 2001 г. Петербург