Литературный журнал
www.YoungCreat.ru

№ 3 (31) Апрель 2007

Андрей Мицык (Школа № 64, г. Иваново)

Здравствуйте, редакция!

Я буду очень очень рад, если Вы пригласите меня на первый Всероссийский фестиваль детского литературного творчества. В ноябре 2006 года из Санкт Петербурга в наш город приезжали гости для того, чтобы вспомнить и почтить память моего земляка Михаила Александровича Дудина. В библиотеке Гарелина звучали очень трогательные стихи ивановских поэтов, я тоже подарил гостям свое стихотворение «Автобус». А еще мне запали в душу вот такие строки Бориса Орлова.
«Черная подлодка,
Черная вода,
Черная пилотка,
Красная звезда…»
Борис Орлов, председатель Санкт Петербургской организации Союза писателей России в конце встречи дарил всем газеты. Именно оттуда я и узнал о фестивале детского литературного творчества. У всех газеты оказались разными. И если мне подарили газету за сен тябрь 2006, да еще какую…, тут я решил , что это судьба меня наградила. И я не мог мечтать об этом. Приехать в Санкт Петербург и учиться у профессиональных писателей — это больше, чем счастье. Хочется много им рассказать, спросить у них. Забота о человеке, тревога за него, сострадание, любовь к природе и всему живому — все это основа моего творчества. Знаете, я общительный человек, мне очень хочется еще познакомиться с ребятами единомышленниками из других городов. Быть может, эта дружба будет на долгие долгие годы, и мы соберемся вместе еще не раз. А когда мы вырастем, то будем всегда помогать друг другу. Большое вам спасибо, Сергей Иванович, я ведь еще никогда не участвовал в творческих семинарах под руководством профессиональных писателей. Я высылаю вам часть своих работ. Приятно если они Вам понравятся. Я знаю, главное — вкладывать душу, во все, что пишешь: свою красоту и боль души.
Я буду очень ждать Ваш вызов.

Андрей Мицык, 11 лет

ПЕВЕЦ ФРОНТОВОГО БРАТСТВА

Я хочу написать о своем земляке, человеке, который прошел две войны — финскую и Великую Отечественную. Михаил Дудин родился 20 ноября 1916 г. в деревне Клевнево Фурмановского района Ивановской области. На ивановской земле лежит начало формирования его характера. Дудин прошел по огневым фронтовым дорогам, сполна испил чашу военных испытаний, ему война дала путевку в большую поэзию, то есть на войне родился поэт Дудин. Он сам говорил о своем поколении: «Мы стали поэтами не благодаря войне, а вопреки ей». Откуда ему было знать, что ему не удастся закончить даже полковую школу младших командиров, что его в спешном порядке отправят в жесткий снег Карельского перешейка. Солдатский путь Михаила пролег и через снега Карелии, и по трагическому блокадному Ленинграду. Он перенес Ленинградскую блокаду. Бессмертный подвиг ленинградцев, мужество и стойкость русских солдат нашли отражение в его стихах. «Мне время тоже диктовало свою судьбу, свою строку» - писал поэт. Прежде чем понять своей шкурой, что война — беспощадный, выматывающий физические и нравственные силы труд, жестокий труд, Дудин со своим другом-земляком, тоже поэтом-фронтовиком Владимиром Жуковым перед первым боем около походной кухни разрубили напополам буханку мерзлого хлеба, выпили по сто грамм водки, закусили горячим борщом, по-братски обнялись и разошлись. Жуков в свою пулеметную роту, а Дудин в свою батарею. Они встретились только в 1945 году. И им обоим хватило на всю жизнь того промерзлого хлеба, который они разрубили напополам. Михаил Дудин признавался (я цитирую один из его очерков): «Я видел смерть, заглядывал в ее бездны. Я потерял очень много друзей, и все их недюжинные жизни, не воплощенные думы лежат на моих плечах, на моей душе и требуют от меня, живого, ответственности за эту самую жизнь, ради которой они шли в бой и расплачивались за нее своими жизнями».
В 1940 году в Иванове вышла его первая книга стихов «Ливень». Эта книга — 55 страничек всего, но она окрылила, давала новые силы и для войны, и для ее проклятия, и не только потому, что на ней гибли друзья, но и потому, что она мешала полностью отдаться литературному творчеству.
Дудин приехал в Иваново из Ленинграда, ставшего для него после крещения блокадой второй родиной. Он знал не понаслышке, как голодали Ленинградцы в войну. Умирали молодые и старые, мужчины, женщины, дети. Смерть настигала людей везде. На улице человек падал и не поднимался, нередко жизнь обрывалась у станка. Люди умирали, но как? Они оставались героями до последнего вздоха, их смерть призывала живых к неукротимой борьбе. Казалось, что война должна была похоронить под пластами жестокости благородство и доброжелательность Михаила. Однако, жизнь оказалась мудрее, она сохранила в его душе пласты доброжелательности и любви ко всему живому в их нетронутой цельности.
Просто я не могу по-иному
Жить заботами этого дня,
Нестерпимая жалость к живому
Все сильней заполняет меня.

Поэтический талант Михаила Дудина окреп и закалился в сражениях Великой Отечественной войны, проявился в безграничной любви к Родине и ненависти к фашизму. Его стихи военных лет остались в истории сражающегося народа как документ несгибаемого мужества и оптимизма. Мужественным и победным, суровым и радостным предстает Ленинград в неповторимом изображении Дудина. Он вглядывался в пройденный путь, постоянно помня:
...Да, я солдат. Завидуй мне. Дивись,
Я принимаю всех обид упреки.
Мне плоть и душу вымотала жизнь,
Восторги века и его пороки.

В снега времен и мой впечатан след,
Мое плечо хранит тепло соседа.
Я знал войну: взлет разума и бред —
Все, чем жила и маялась Победа.

Да, я солдат. Все шло через меня:
Остуда века и его отрада.
Сияние рассветного огня
И пепел водородного распада.

Да, я солдат. Живущие любя,
На перекрестках памяти непрочной,
Как листья клен по осени, себя
Идущим дальше раздаю построчно.

А какие трогательные, щемящие душу стихи писал Михаил. Стихотворение «Соловьи» оставило в моей душе несказанный след. Умирает солдат, никто не в силах ему помочь. «Тут бесполезно было звать врачей, не дотянул бы он и до рассвета. Он не нуждался в помощи ничьей. Он умирал. И, понимая это, смотрел на нас, и молча ждал конца, и как-то улыбался неумело». А мир ликует: «Еще минута. Задымит сирень клубами фиолетового дыма», «Цветет на минном поле земляника», «А соловей свистит, звенят стрижи. Малиновки поют».
Да, это жизнь. Ее живые звенья,
Ее крутой, бурлящий водоем.
Мы, кажется, забыли на мгновенье
О друге умирающем своем.

Заканчивается стихотворение мыслью о будущих детях, которые, конечно же, родятся для подвигов, для песен, для любви.
Пусть им навстречу солнце зноем брызнет
И облака потянутся гуртом.
Я славлю смерть во имя нашей жизни,
О мертвых мы поговорим потом.

Михаил Дудин хотел, чтобы на Пискаревском кладбище не было безымянных могил. На пропилеях Пискаревки высечены его слова:
«Память о вас навсегда сохранит
Ленинград благодарный.
Вечен ваш подвиг в сердцах
Поколений грядущих».

Создание Зеленого пояса славы — его идея. На гранитных и мраморных плитах города сохраняются его слова — стихотворные надписи по обеим сторонам входа на Пискаревское кладбище, на памятниках защитникам Ленинграда. Он беспокоился о том, чтобы потомки поименно знали всех, кто погиб. Как не согласиться с такими словами: «Пусть будет легка и желанна наша память. А если тяжела, то бременем ответственности за эту память».
Какой же он был — этот солдат Победы? Человеком очень бескорыстным. В нем, несмотря на высокие награды и звания тех лет, не было ни малейшего зазнайства. Дудин награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени, медалью «За отвагу». Он считал своим главным делом — помогать людям. Михаил часто повторял: «Мудрость, она знает: сей зерно! Сей добро!» Он понимал, что зло рождает зло, а доброта — добро. Это же христианская истина. И в нашем равнодушном мире с его неизбежным злом доброта стоит даже выше любви, ее прелесть не вянет от времени. Покой, довольство никогда не были его спутниками. Зато дружбу Дудин признавал как подарок судьбы. Для него «понятие дружбы — понятие круглосуточное». Он был очень искренним человеком, в его присутствии друзья могли мыслить вслух.
Михаил Дудин — это человек, прошедший свинцовую, давящую войну. Одну на всех. Войну, пугающую похоронками, голодом и холодом. Войну, вымораживающую душу. И даже после войны, он всю жизнь был часовой, прислушивающийся к сигналу тревоги. Он часто повторял:
... И у меня одна забота —
От смерти Землю уберечь.

Более 20 лет Михаил Александрович возглавлял Ленинградский комитет мира. Певец фронтового братства. Он писал:
Все птицы человеческого горя
В полночный час слетаются ко мне.
И к прошлому, и к будущему жалость
Томит мой дух и требует помочь.

И он действительно помогал всем, как мог. Вот, например, слепой женщине-блокаднице передал деньги. Она сбивчиво благодарила его. А он прервал ее: «Да не надо благодарить, пожалуйста, деньги эти у меня не последние, вам ведь нужнее, а я только что получил большущий гонорар в журнале «Нева». Это он сказал для того, чтобы женщина взяла эти деньги.
Во имя мира он ездил в Чили, Карабах и Казахстан. Он боролся не только за защиту мирной жизни, но и в целом Мира, в котором мы живем, от человека разрушающего природные связи, оставляющего после себя пустыню. Вот таким человеком был мой земляк, солдат Победы. Он похоронен в селе Вязовское рядом с могилой его матери. Да, люди умирают, а единственно возможная форма бессмертия — это оставить после себя то, что бессмертно. И Дудин оставил. Он оставил нам свои мысли, свои стихи, свои добрые дела. Я взял на себя ответственность продолжить дело моего земляка, поэта-фронтовика МИХАИЛА АЛЕКСАНДРОВИЧА ДУДИНА. Я буду воплощать его невоплощенные думы, сеять в душах людей зерно доброты, любви и милосердия. Я тоже пишу стихи. И пытаюсь как ручеек влиться в душу человека, не дать ей очерстветь и засохнуть, и пробудить лучшие человеческие качества. А вот эти его строки стали для меня аксиомой.
...Когда тебе невыносимо тяжко,
Попробуй сделать хорошо тому,
Кого гнетет беда твоя сильнее
И сразу полегчает на душе.
Сначала у тебя, потом у человека
Которому ты сделал хорошо...
Используемая литература:
1. Виталий Сердюк «Судьба писателя» — воспоминания и размышления.
2. «Будьте, пожалуйста» — друзья вспоминают Михаила Дудина.
3. Рассказы хранителей комнаты)музея имени Михаила Александровича Дудина, гор. Иваново

Реферат на тему
«Мысль без поэзии и жизнь без возвышенного —
это пейзаж без неба: в нем задыхаешься»
А. Амиель

К числу характерных оттенков прекрасного принадлежит понятие возвышенного. Кто не испытывал ощущения, когда грудь захватывает от необозримых просторов полей, лугов, когда стоишь на высоком берегу реки. Кто не замирал, не в силах преодолеть чувство восторга перед видом заснеженных вершин Кавказа, или бескрайнего моря, умиротворяющего, или вздымающего свои валы. Все это — область возвышенного.
Звезды на небе — наиболее яркий пример возвышенного в природе. Долго ль впивать мне мерцание ваше, / Синего неба пытливые очи? / Долго ли чуять, что выше и краше / Вас ничего нет во храмине ночи? — это говорит Фет в стихотворении «Угасшим звездам».
Глядя на ночное небо, усыпанное звездами, человек способен испытать особые чувства величия, бескрайности, необычайной значительности, грандиозности. То, что способно вызывать подобные чувства, и может быть названо возвышенным.
Возвышенное наиболее ярко проявляется в человеческом обществе — как в поступках людей, так и в предметах, созданных их руками. Подвиг Зои Космодемьянской, 28 героев-панфиловцев — все это такие минуты в жизни человечества, когда человеческий дух как бы переходит свои пределы, порождая и людей, и поступки не сравнимой ни с чем красоты. Многие страницы родной истории напоминают поэму, написанную как бы для иллюстрации категории возвышенного, являя нам образы удивительной, незабываемой красоты. Вот князь Дмитрий, прозванный позднее Донским, перед Куликовской битвой снимает с себя княжеское одеяние и надевает одежду простого дружинника. В то время как Мамай будет следить за битвой с вершины холма, в полной безопасности, Дмитрий становится в первые ряды передового полка, обычно обреченного в битвах того времени на полное истребление. На уговоры своих воевод поберечь себя, Дмитрий отвечает: «Хочу с вами общую чашу испить и тою же смертью умереть. Если же умру, то с вами, если спасусь то с вами». Дмитрия спасло чудо: сабли врагов не смогли прорубить доспехи.
Не трудно назвать и проникнутые возвышенным чувством произведения искусства. Это и русские богатыри былины и «Слово о полку Игореве». С возвышенным мы встречаемся в музыке Баха и Бетховена, Шостаковича и Чайковского, в картинах «Переход Суворова через Альпы», в мемориальных комплексах, посвященных памяти воинам, павшим в боях за Родину. Когда среди литовских полей путник подходит к изваянию женщины с простым и скромным лицом — скульптуре Г. Искубониса «Мать», поставленной на месте сожженной фашистами деревни Пирчипюс, — то он невольно испытывает чувство возвышенного. С возвышенным близко соприкасается трагическое. Подвиги легендарного титана Прометея, принесшего человечеству огонь и знания, похищенные у богов, и жестоко наказанного за это Зевсом и возвышенны, и прекрасны и трагичны одновременно.
А возьмите любовь — это ли не возвышенное чувство?! В сердце вмещается только одна настоящая любовь. Без любви в мире скучно и мрачно. Человек создан любить, даже Бог говорит людям: «Да любите друг друга». Мы дарим кому-то любовь, дарим бескорыстно, отдаем, ничего не требуя взамен. Любящий человек чуток и восприимчив к страданиям другого человека.
Как жить без любви? Любовь, как сказал Г. Гейне — «самая возвышенная и победоносная из всех страстей». А Гете заметил: «звездою ликуя, смертельно скорбя, счастье душа познает лишь любя». Любовь — неведомая страна и мы все плывем туда, каждый на своем корабле, и каждый из нас капитан и поведет корабль своим собственным путем. (Пришвин). Вы вправе спросить, а как же неразделенная любовь, ушедшая или измена? Повторюсь, возвышенное часто вперемежку с трагическим, печальным. Шекспир сказал: «Особенной любви достоин тот, кто недостойным душу отдает». А Николай Островой уверяет, что «не тот несчастен, кому изменили, а тот, кто изменил, ибо он не умеет любить». Любовь — светлое чувство, под ее воздействием люди становятся добрее. Человек же любящий только самого себя — несчастен, вдохнуть полной грудью глоток воздуха он не может.
Я думаю, что вера — это тоже область возвышенного. Люди в печали и в радости обращаются к Богу. В нем люди ищут покой души, освобождение от грехов, правильный жизненный путь. Без этого нельзя жить. Вот. вслушайтесь: К тебе. Спаситель мой, взываю, К тебе стремлюсь больной душой, С надеждой на тебя взираю И горько плачу пред тобой. Прости ко мне святые руки, И от греха меня омой. Хочу забыть я сердца муки И лишь в тебе искать покой.
Когда человеку плохо, у него горе или тоска, он задыхается от этой боли, и не у всех есть тот человек, который может утешить, поэтому люди обращаются к Богу. Человек просит:
Спаситель! Будь моей звездою, Чтоб в море слез не утонуть. О, научи меня, Спаситель, какой дорогою идти, Чтобы открыть твою обитель И счастье вечное найти. О, дай мне силы, дай терпенье. Нести свой крест и не роптать, Когда на камень преткновенья Я должен в жизни наступать... Чтоб всей душой, а не наружно, Я людям мог бы все простить. Чтоб я служил, когда им нужно И мог бы искренне любить.
Господь любит людей, ради них он претерпел мученическую смерть, и простил их. Его смерть — пример возвышенного поступка, трагического подвига.
А теперь давайте поговорим о поэзии. Поэзия — это один из вдохновенных способов выражения возвышенных чувств. В стихах подтверждение красоты мироздания.
Как письмена мерцают в тверди синей Плеяды, Вега, Марс и Орион. Люблю я их теченье над пустыней И тайный смысл их царственных имен. Так писал о небе Бунин.
Поэзия — верховный акт мысли. У Николая Заболоцкого есть такие строки:
Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык.
Свято верит в животворящий,
Полный разума русский язык.

Поэты — это мастера мысли. Основная ценность стиха — в глубине мысли, в том, что не измерить, даже, при помощи современных счетных приборов. «Поэт разговаривает вслух сам с собой, а мир подслушивает их» — так сказал Бернанд Шоу. «Поэзия — мудрая живопись жизни», как уважительно сказал о ней русский писатель и историк Н.М. Карамзин.
— Что за поэзия! Как она возвышена! Горы Кавказа кажутся в поэзии Лермонтова прекраснее, чем в природе... Ни с чем не сравнить идейное богатство, которое способно нести слово. А если человек равнодушен к прекрасному, он беден духовно. Поэты с особой полнотой рассказывают о мыслях человека, о его внутреннем мире. Поэт умеет органично сочетать мысли и побуждения, поступки героев со своей авторской позиции. «Не свои наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Понимая поэта, мы тоже становимся поэтами, как он» (А. Франс).
Мысль поэта музыкальна и живописна. Стихи — это мыслящая музыка, движущаяся живопись. ММ. Коцюбинский сказал: « Без поэзии жизнь преступление». Поэты — маяки, оглядываясь на которые живут народы. Мы говорим: «Мы нация Пушкина», англичане говорят: «Мы нация Шекспира».
Поэт тот, кто сделал маленькое чудо: воду прозы превратил в вино поэзии. Поэтическая мысль входит в кровь читателя, оседает в ней, и как один из ферментов, начинает принимать участие в жизнедеятельности всего организма. Мысль поэта, как нить в электрической лампе, раскаляясь добела, излучает ослепительный свет. Поэт очень выразительно выражает мысли. Его слова задевают сознание, они скользят по нему. Мысль человека — фонтан, рвущийся вверх, а запустить ее должен поэт, ведь он умеет так излагать мысли, что душе хочется возвратиться к ним, в них такая глубина. В самом воздухе стихов — подтекст. Поэты говорят от божественной силы.
Поэт — среди людей наместник божества,
Так помни, чтоб в словах твоих был Бог.

(Бальмонт)
Поэт вкладывает в мысль душу. В поэзии больше души, чем искусства. В ней обучить почни ничему нельзя. Поэт создает себя, источник света у него внутри. Белинский писал: «Каждое поэтическое произведение — плод могучей мысли, овладевшей поэтом». У человека на ум приходят очень много мыслей, куда больше, чем искр в кремне. Но надо уметь из них высечь поэзию. Стихи должны быть — «праздником разума». Скалу разрушают волны, но не существует стихий, способных вырвать хоть одну мысль из великого поэтического творения. Эти мысли бессмертны!!!

ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?

Что такое счастье?
Давно хочу я знать.
Сладкое мгновенье,
Что не описать?
Может это звезда,
Что на небе сверкает?
Или просто мечта,
Что людей окрыляет?
Нет, это — небо, листва, детвора.
Сердцу милая весенняя пора.
А может, счастье — прозрачный струящийся свет?
Может ли быть однозначным ответ?...
Счастье — это церкви, зовущие к обедне,
Родные и тихие наши деревни.
Вдаль бегущие звонкие ручьи,
Ласкового солнышка яркие лучи.
Счастье в соснах вековых в городском бору,
Что людей спасают в сильную жару.
И в строю березок по краям аллей.
Во всем, что сердцу дорого и душе милей!!!

ГОРОД МЕЧТЫ

Мне снился город изумрудный и прекрасный.
Веселая и нежная природа.
И Гудвин сам: великий и ужасный
Меня благословил у входа.
Мы с Элли, любопытные мы дети,
На все смотрели сквозь волшебные очки.
Нам виделось все в чудном свете,
Мы выше облаков взлетали от земли.
Да в этом городе Мечты
Все так таинственно и вечно.
И там цветы, даже поют
О доброте, что бесконечна.
И я проснулся с легкостью такой
И посмотрел на все кругом.
Недвижно в комнате стоял покой,
Лишь за окном гудел аэродром...

МАМА

Все, что есть прекрасного на свете —
Я мечтаю тебе, мама подарить.
Я огорчил тебя недавно
И хочу прощенья попросить.
Мамочка, хорошая, я тебя люблю!
Ты прости ершистость глупую мою.
Родная моя, милая, ты — неповторимая.
Конечно, справедливая, по)своему красивая,
И очень)очень добрая, мамочка моя.
Ты меня учила читать, писать, считать.
И вечерами темными укладывала спать.
Мне мама помогает во всем, скажу я вам.
И маму свою милую в обиду я не дам.
Не знаю, мама, что еще тебе сказать?
Рой мыслей мчится в голове.
Наверно, очень трудно описать
Сыновнюю любовь, мама, к тебе.
Ты, как Ангел, нежная, родная,
От невзгод меня хранишь.
Ласковая, золотая...
Я уверен, ты меня простишь!

ВСЕ ЗНАЮТ

Все знают, что мир природы требует спасения.
Но и мир духовный тоже просит исцеления.
Ведь порою наглость, злоба кормят наш духовный мир.
Из доброты и состраданья душам нужен эликсир.

А.Г.Кулиш

* * *
Автобус полон, очень тесно,
И старушке места нет.
Паренек вбежал и первый занял место,
На вид ему тринадцать лет.
А рядом бабушка стоит, вздыхает.
Видно устала: сумочка в руке и за плечами рюкзачок.
Но она молчит и что сказать не знает,
Разве что — ну пожалей меня, внучок.
Все женщины на парня укоризненно глядят
И ему тихонько говорят:
Человечности ты не обучен видно,
Ну не уж тебе не стыдно?
А он, смеясь, так говорит:
— А я, быть может, инвалид.
К тому ж бабуля дома насидится,
А мне еще идти учиться.
Да, сразу видно, парень тот бессовестный, упрямый.
Но на вид — то не дебил.
Интересно, своей маме
Он бы место уступил?