Литературный журнал
www.YoungCreat.ru

№ 01 (40) Январь-февраль 2008

Иван Александров

ОЧЕРКИ ИЗ ЖИЗНИ
ЖИЗНЬ

В начале любой русской реки есть тихое место — исток, Здесь она течёт малым ручейком, продираясь между растений, камней и других препятствий, гдето река перекатывается, гдето течёт узкой прямой полоской. Речка ещё не испытывает трудностей, она бодрая и живая, она подскакивает и прыгает. Имя этой реке — жизнь. По ней плывут листочки. Они скачут по волнам и двигаются по пути жизни. Это люди. Они рождаются, растут. В молодости они бурны и веселы, потом становятся тихими и спокойными. Они подчиняются жизни, куда она их ни забрасывает. Ведь река и жизнь так похожи. Это аллегория, прижившаяся, ставшая обиходным сравнением.

ДЕРЕВЕНСКАЯ ШКОЛА

По дороге из Орла в елец я заехал в село Пименовское, решив зайти в какуюнибудь избу напиться воды или кваса. День был жаркий, поэтому пить хотелось. Посреди деревни стояла большая изба. Я открыл дверь и попал в сени. В них была приколочена вешалка, на которой висело несколько лёгких пальто. Я зашёл в комнату. Весь её интерьер составляли большой ряд столов с приставленными к ним стульями. Справа от двери висела большая чёрная доска. В углу была тёмная старая икона, перед которой теплилась маленькая лампадка. Под ней стоял стол, за которым сидело несколько человек, как видно, из города. За партами слева сидели деревенские ребятишки и учились. Учитель стоял перед ними и чтото объяснял. Меня поразила удивительная тишина, царившая в классе. Когда я вошёл, ребята встали и поздоровались. Я ответил и, подойдя к учителю, спросил его:
Нет ли тут гденибудь воды? Он шепнул мне в ответ:
Сейчас урок закончу и скажу.
Минут через пять он вышел, и я задал тот же вопрос, на что учитель ответил:
— Да, конечно. Вы меня извините. Я урок вёл.
Я спросил, указывая на городских людей, которых видел у него в классе:
А кто вот те люди? Он ответил:
А... Это инспекция из Орла приехала. Проверять нас.
А это Ваши ученики? — спросил я, указывая на детей.
Да. Набралось со всей деревни в наш класс 15 человек. Вот и учу их. А остальные не хотят или в начальном классе учатся.
А что вы преподаёте?
Да тут понемножку: арифметику, грамматику.
А ребята хотят учиться?
Да, конечно. У нас в классе всегда тишина. Все учатся.
Но позвольте, — продолжал он, — я Вас провожу воды испить, а потом опять на урок.
Когда мы входили в школу, я спросил:
А сколько времени у Вас урок длится?
Тридцать минут. У меня в классе часы есть. единственные в деревне. Я по ним и ориентируюсь.
Мы вошли в сени. Он открыл дверь, дотоле мною не замеченную Мы вошли в комнату с низким закопчённым потолком, который, как видно, тщетно пытались очистить перед приездом инспекции. В ней стоял большой стол, а рядом с ним несколько табуретов. Из этой комнаты вела дверь в какуюто другую. Учитель крикнул:
— Анисья!
И, обращаясь ко мне, сказал:
— Это наша кухарка. Сейчас она обед для инспекторов готовит...
Я спросил:
А где ученики едят?
А они домой ходят. У нас есть большая перемена. Вот и сейчас,
через урок, пойдут. А никто не опаздывает? Нет. Все вовремя приходят Тут из двери вышла толстая баба и спросила: что нужно? Учитель ответил Воды дай барину.
— Сейчас, — сказала она и, переваливаясь с ноги на поплелась
за питьём. Учитель сказал: Ну а мне на урок идти пора. Прощайте. Прощайте, — ответил я. Из двери опять вышла Анисья и дала мне воды. Она спросила: А где Влас?
А кто это?
Да, учитель — то наш, с которым Вы стояли
А... он на урок ушёл, — ответил я.
Напившись, я вышел во двор. Мне както вдруг стало стыдно, что я не узнал, как зовут учителя, не спросил о нём.
Когда наконец кучер мой, долго возившийся с лошадью и упряжью запряг лошадей, дверь школы отворилась, и из неё пошли ребята на обед, после которого у них было ещё два урока.
Ребята были то радостны, то тихи.
Выезжая из деревни, я вдруг понял, какая разница между городскими и деревенскими школами. В городских — шум, гам, грохот. В деревенских же, наоборот, — тишина и покой. И это не от инспекции.
Я был ещё в некоторых школах на обычных уроках и видел, что у них тоже тишина.
Видно, надо городу учиться у деревни, а не наоборот.
И учителя хоть в городе и квалифицированнее, но в деревне проще.

НЕЗАРЯЖЕННОЕ РУЖЬЕ

Сержант Приставайлов сидел около своего гостя и показывал ему своё ружьё. Оба только что вернулись из армии. Сержант напирал:
— Ты только посмотри, какое ружьё. Новое, чистое. Просто блеск! Может, купишь его у меня?
— Да не надо мне ружья, — отказывался Иванов, — да и денег у меня нету.
— Да я его тебе недорого продам. Давай выйдем, посмотрим, как
оно стреляет. Они вышли.
— Вот, смотри, — сказал Приставайлов, прицелившись в воробья, — сейчас от него ничего не останется. Вот, смотри. Он выстрелил и убил птичку.
— Ну, давай, тогда по рукам, значит? — приставал сержант. — Да не нужно мне твоего ружья, — вскрикнул Иванов. — Отстань от меня.
— Давай я в тебя выстрелю, — с азартом проговорил Приставайлов.
Да ты чего уже? Не в своем уме, что ли?
Да успокойся. Оно не заряжено, — сказал сержант и в мгновение
ока, вскинув двустволку на плечо, спустил курок.
Иванов вскрикнул и глухо упал на землю.
Да ты что? что с тобой? чего ты падаешь? — бросился к нему Приставайлов.
Ты....меня...убил, — с трудом мог сказать Иванов.
Пригласили врача и полицейского. Забрали Иванова в больницу, а Приставайлова в полицию. Ружье конфисковали.
Приставайлов ехал и бормотал:
Но как? Ведь ружье было не заряжено! Ведь это невозможно.
Но это был ужасный факт, который сержант так и не осознал до конца, не понял, что он преступник, выстреливший из «незаряженного» ружья и убивший человека.
Незаряженное ружье действительно раз в жизни стреляет, — наконец понял Приставайлов. — Я виноват. Я.. убил его, — и зарыдал, осознав свое жуткое и беспомощное положение.

РАССКАЗЫ

ПОСЛЕДНИЙ ЗВОНОК
(Как сердце бъется громко...
Учителям Ломоносовской гимназии посвящается.)

Школа — слово магическое. При его упоминании встают такие картины, как раннее холодное утро, светлый класс, стены, выкрашенные светлозелёной краской, пол, сложенный из разноцветных плиток, зелёная двойная доска темно зелёного цвета и огненнобелое число с темой урока и словами «Классная работа». Доска вымыта плохо, на ней белые разводы. Новые парты и стулья стоят в три ряда. В углу шкаф с книгами, телевизор на нём. В другом — растения раскинули свои листья, загородив вход в класс. Вот такой кабинет врезается мне чётко в память. И ещё один момент. Это тема моего рассказа: последний звонок. Учителя, первоклассники, одноклассники. Мне 17 лет. Я оканчиваю школу. Девять раз у меня были каникулы летние. Теперь конец всей этой жизни. Как долго я ждал этот момент и теперь не хочу его. Остановись, время! Но нет. Поздно. Конец. Завтра я забуду всё. Нет. Никогда это не изгладится из моей памяти. Навеки этот звонкий последний звонок буду помнить я. Звенит он в моих ушах и в душе. Мне хочется услышать его ещё раз, но поздно. чтобы не нарушать торжественность момента, я закрыл глаза. Выпускной вечер. Школа. Последний звонок. Эти слова навсегда свято останутся в моей памяти. Это светлейшие воспоминания моей юности.

РУЧЕЙ

Я иду по берегу маленького лесного ручейка от его устья к истоку. Меня давно привлекал он. Мне было интересно, где его исток. Я проезжал и проходил его много раз, но истока не находил. Итак, я шёл, пробираясь между зарослями папоротника, сучьями и упавшими деревьями. Был май. Несмотря на то, что на горах, в ложбине между которыми находился ручей, снег уже стаял, здесь ещё ручей прикрыт большой коркой льда. На горах было солнце, свет, тепло, здесь же царила вечная темнота. Даже солнечным летом сюда изредка проникал солнечный свет.
Я шёл и смотрел на «ледяной» ручей. И вот, пробираясь через завал, образованный очередной осиной, я увидел красивую картину. Толстый слой льда кончился. Ниже него был другой — тонкий. По толстому верхнему вода катилась и спадала вниз на нижний, тонкий. Между льдами зияла большая пропасть. Я подошёл к краю берега и посмотрел вниз. Дно впадины было песчаным, на нём лежало несколько камешков гравия. Я фотографировал это место много раз, но к сожалению, хороших фотографий изза темноты много не получилось.
А ручей дальше выходил на поляну, на свет, проходил в осиновой рощице и уходил в лес кудато далеко.

ИЮЛЬ

Июль — макушка лета. Солнечно, тепло. У озера весело кричат чайки. Когда подходишь к воде, они, крича, взмывают в небо и кружатся под тростниками.
Небо безоблачное. Солнце ярко светит в глаза. Лёгкий ветерок качает осины, берёзы, сосны. Трава шуршит. На яркозелёных берёзах отсвечивает солнце. Зелёное всё: и трава, и листья. В зелени деревьев поют птицы. Днём щебечут зяблики, синички, а ночью выводит свои трели соловей.
В воздухе летают комары, мухи, а недавно появились и слепни. Они весело жужжат в тени дома.
Вода в озере плещет. Резво прыгают в ней уклейки и окуни.
Вся природа радуется лету. Оно ведь сейчас в самом разгаре.

* * *

Распростёрлось под нашим краем небо голубое, безоблачное. Светит с небес яркое солнце. Снег блестит, переливается оттенками от голубого до фиолетового. Потрескивает, ходит по лесу Мороз. Под мрачными елями темно. Редко туда пробивается луч солнца. Идёт Зима в снежной шубе. Подует, сбросит белую пуховую шапку с наклонившейся берёзки, она распрямится, заскрипит, как ржавая дверь, и опять тихо. И трещит Мороз, и кряхает снег под ногами. Наступила наша русская суровая зима. На дворе декабрь.