Литературный журнал
www.YoungCreat.ru

№ 2-11 (41) Март - Декабрь 2008

У нас в гостях - художественное училище имени Н. К. Рериха.

В Художественном училище имени Н. К. Рериха выходит студенческая газета «88/2», – название соответствует адресу, Гражданский проспект 88, корпус 2.
В весеннем номере, изданном к Международному дню 8 марта, опубликованы размышления студентки 4 курса отделения «Дизайн» кати кушнарёвой о Женщинах, чьё творчество стало достоянием мирового изобразительного искусства.
Предлагаем читателям журнала «Творчество юных» продолжить актуальный для современного мира разговор о роли Женщины в создании и сохранении духовных, культурных ценностей.
Мы поздравляем Женщин редакции журнала с праздником и сердечно благодарим за внимание к литературным исканиям студентов Художественного училища.

Екатерина Кушнарева

ИСКУССТВО - ДОСТОЯНИЕ ЛИЧНОСТИ

И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: "Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?". Отвечает: "Я".
Анна Ахматова

На протяжении столетий не прекращаются довольно острые споры о роли и месте Женщины в истории искусств: «Женщина как творец шедевров изобразительного искусства?! Ну, нет!!! Искусство творят мужчины!!! Вспомните хотя бы одну женщину равную по своему таланту и гениальности таким художникам, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рубенс...»
На такие высказывания, а они нередки, хочется ответить аргументированным опровержением, за которым далеко "ходить не пришлось".
Почитав историю, полистав пару научных книжек и посмотрев альбомы тех, кого именуют , «великими», – все начало вставать на свои места.
Итак, немного истории.
Во времена Леонардо да Винчи, Боттичелли, Альберта, Тициана и многих других художников эпохи Возрождения складывалось совершенно иное представление о Женщине, нежели в современном мире. В те времена Женщине отводилась роль «хранительницы домашнего очага» и только.
Но, возможно, когданибудь будут открыты «белые пятна» этой проблемы.
Начиная с эпохи Возрождения искусство перестает быть «анонимным», но женщиныхудожницы заявляют о себе уже в хVIII веке.. В основном, они появлялись в семьях художников. Замечательно то, что они превосходили своих отцов, братьев или мужей какойто неженской решительностью, хваткой и смелостью. Итальянка Артемизия Джентилески была сестрой, «караваджиста» Орацио Джентилески, мастера изысканных лирических полотен . Артемизия же прославилась картинами, изображавшими сцены жестоких убийств. Голландка Юдит Лейстер училась у Франса хальса. Большинство его учеников вошли в историю как «малые голландцы», увлекавшиеся поэзией чистеньких, уютных комнат голландских домиков». Таким был и муж Юдит Лейстер, Ян Минзе Моленаар. Она сумела передать людей Голландии гордыми и независимыми, – в ее портретах видна мужественная решимость и смелость.
В XVIII веке женщины-художницы – это большей частью портретистки, писавшие близких им по семейному кругу людей в интимном домашнем быту. Известны работы француженки Элизабет ВижеЛебран, написавшей портрет князя Барятинского (1800); немки Ангелины Кауфман – портрет великого поэта Гете; итальянки Розальбы Карьера.
На рубеже XVIII и первой половины XIX века появляются первые попытки в достижении женской независимости и изменения общественного мировоззрения, узаконенного юридическими правами.
Несмотря на особенности и традиции того времени, в аристократических семьях было принято приглашать учителей на дом, чтобы они обучали девушек живописи, музыцированию, а так же различным наукам. Примеры, дошедшие до наших дней, – живопись Великой княгини елены Павловны, жены Михаила Павловича, хозяйки Михайловского дворца; императрицы Марии Федоровны. есть еще много женщин из художественных семей, творчество которых занимает достойное место в истории мирового искусства, – только семья Бенуа стоит многих, так же семьи Ф. Т. Толстого, Е. Е. Лансере, П. В. Митурича. А знакомство с живописью Ольги Антоновны ЛагодуШишкиной (жены Шишкина) стало бы радостью для многих ценителей искусства .
В 1839 году в СанктПетербурге Указом Императора учреждается Рисовальная Школа для вольноприходящих, где впервые не только в России, но и в европе были открыты Женские рисовальные классы. Мы можем гордиться, что наше училище является прямым наследником этой Школы.
И именно к хх веку относятся художницы, о которых знают или слышали наибольшее количество почитателей изобразительного искусства. О таких великих личностях, как Фрида Кало, Женьева Ас, Бабушкина Мозес. Луиза Буржуа, Ремедиос Варо, Мэри Кассат, Зинаида Серебрякова, Наталья Гончарова, Анна Остроумова-Лебедева, Вера Мухина, Татьяна Соколова, Ирина Кремнева, Елизавета Круглякова, и многие другие.
И все эти имена являются тем самым доказательством, того что «ИСКУССТВО – ДОСТОЯНИЕ ЛИЧНОСТИ» и не определяется принадлежностью к полу.