Изданные номера |
Наши фестивали |
Юные писатели |
Юные художники |
О нас |
Создатели журнала |
Публикации о нас |
Наша летопись |
Друзья |
Контакты |
Поддержите нас |
Литературный журнал www.YoungCreat.ru |
№ 42 - 2009
Трибуна мастера
Сегодня в рубрике “Трибуна мастера” мы публикуем рассказ заслуженного художника России Виктора Павловича Николаева о его работе с юными учениками его Школы изобразительных искусств. Мы рады сообщить читателям, что Виктор Павлович любезно согласился возглавлять в нашем журнале Отдел изобразительного творчества.
Говорит Виктор Николаев:
Мне бы хотелось очень многое сказать. И о студии, и о студентах, и о детях-учениках, и о творчестве художественном. Но особенно об учениках в первую очередь. У меня, конечно, учатся маленькие дети от семи лет и далее. Они очень талантливые. Пока что они не закомплексованные. Им нравится всё. Моя самая главная задача: так их учить, чтобы им не было скучно при этом. Чтобы каждый их приход в мою мастерскую был для них событием.
Заниматься у меня им нравится. Они с радостью отрываются от своих родителей и воспитателей, приходя ко мне, и часто просят, чтобы занятия не прекращались, а длились подольше. Дело в том, что они безумно талантливы. Я их вожу на выставки. В основном, я преподаю дизайн, моду, рисунок, живопись, лепку, батик. Что мне очень нравится, дети — восприимчивы. Иногда они работают на уровне первого-второго курса института. Они настолько раскрепощены, гармоничны, плодовиты, что я сам часто удивляюсь.
Мне нравится очень творчество Маши Турчиной. Она учится у меня уже четвертый год, и я думаю, что из нее действительно получится прекрасный модельер, дизайнер.Она тянется к знаниям, изучает орнаменты, цветы. В общем, всё, что касается моды. Сейчас ей одиннадцать лет.
У меня учится также хорошая девочка Уля уже второй год. Она делает иллюстрации к книгам. Например, к сказкам Шарля Перро. Иллюстрации просто потрясающие.
У меня занимаются, конечно, и ребята, которые хотели бы поступить в институт. Им нужна школа. Все они талантливы, но по каким-то причинам в институт не попали. Но у них есть желание поступить. А желание плюс трудолюбие — это уже более пятидесяти процентов успеха.
У меня даже учился молодой человек, которого звать Костя Путин. Однофамилец нашего премьера. Я у него спрашивал: тебе оценки в институте не завышают?.. Он отвечал: нет, даже занижают.
То есть, профессионалов готовят очень серьезно, не смотря ни на какую фамилию.
Учатся у меня и иностранцы, тоже молодые люди. Притом, довольно много. Из Франции, из Испании. В прошлом году у меня училась молодая пара из Испании. Они — работники банка. Они сменили несколько студий, потому что им то предлагали рисовать ворону на кубике, то помидор. Они себе поставили цель: постичь перспективу. Они были влюблены в Санкт-Петербург, поскольку Санкт-Петербург — это действительно город перспектив. К сожалению, среди наших художников нет сегодня певца Петербурга. Такого, как, например, во Франции “певец города” Марке. Или Писарро, Буфе.
Получается парадокс: в самом прекрасном городе нет художника, славящего этот город.
Потом — что мне нравится — учатся у меня также родители детей. Они приходят, первый год как бы присматриваются. А потом говорят: Виктор Павлович, а можно я тоже буду заниматься?..
И вот мама Машеньки Турчиной занимается у меня уже третий год. Никто у нее на работе не верит, что она сама пишет эти натюрморты и другие композиции. Дочка поддерживает ее и вдохновляет. И всем подтверждает, что мама всё рисует сама.
У меня принцип: никогда не дотрагиваться до работ моих учеников. Я могу на каком-то листочке что-то ему изобразить, пояснить, но работу свою каждый должен доводить до завершения сам. И сам должен порадоваться своему завершенному труду.
Главное для меня — развить в ребенке гармонию, методику и желание рисовать. А потом уже мы занимаемся также и штудией, которая необходима для того, чтобы поступить в определенный вуз.
Приходят ко мне многие студенты, которые уже учатся. В основном, искусствоведы. У них есть определенный курс и требования сдачи рисунка. Мне нравится очень Анечка Шиманская. Она самостоятельно рисовала бюсты и многое другое. И сдала на пятерки все экзамены в Академии художеств за первый и за второй курс.
Интересно мне, когда приходят учиться семьями: и бабушки, и мамы, и дети. Вокруг таких семей я действительно летаю на крыльях. Мне затем очень приятно встречать тех, кого я учил. Почти все они становятся успешными людьми: дизайнерами, бизнесменами.
Многие работают в очень хороших фирмах, делают государственные заказы. То есть, трудятся там, где нужен действительно настоящий профессионализм.
Моя студия существует уже пятнадцать лет. Меня находят по чьим-то рекомендациям, по публикациям, которых у меня много.
Очень помогают мне мои соратники. Это и супруга моя, которая тоже преподает, и монументалист Татьяна Смирнова, график Тина Алякринская. У нас преподают профессиональный текстиль. У нас преподают искусствоведение.
Мы стараемся публиковать своих студентов. Издаем открытки.
У меня в мастерской мои студенты порой ночуют по два-три дня, если они из других городов приехали. До тех пор здесь находятся, пока не сдадут все нужные зачеты и экзамены.
Основная задача моей преподавательской системы — помочь ребенку развиваться. Я стараюсь подтолкнуть своих учеников к всестороннему, гармоничному развитию. Если, например, увидел, что девочка сутулится, тогда я сразу подсказываю: займись коньками или еще каким-то спортом.
Все мои ученики занимаются не только рисованием, а именно всесторонним, гармоничным развитием. Мы можем преподавать и преподаем и актерское движение, и актерское мастерство. Ведь художник — это прежде всего артист.
Я в искусстве экспериментатор и в ребятах старюсь развить вкус к эксперименту. Если нужно, мы делаем скульптурки из проволочек, из папье-маше, из глины. Мы делаем поздравительные открытки величиной с ватманский лист и туда кидаем всё, что угодно: и краски, и стразы и действительно всё-всё-всё, что только можно использовать. Всё идет в ход. Ни на что нет запрета. У детей нет испуга перед творчеством: это, мол, можно, а вот это, дети, нельзя. Для меня главное — не закомплексовать их. Не убить в них творческий потенциал в этом возрасте.
Ну а когда они становятся взрослее, тогда, конечно, мы приходим к академизму, к определенным правилам, мы изучаем анатомию, перспективу, мы изучаем все предметы, которые необходимы.
Мы учим ребят принимать неординарные решения. Это очень важно в творчестве.
К сожалению, и по радио, и по телевидению почти нет информации для детей о том, где можно получить какую-то консультацию, где можно чему-то научиться сверх школьной программы. Мы, например, ежегодно осенью устраиваем в мастерской день открытых дверей и очень рады были бы видеть в такой день у себя как можно больше детей.
Также мы много работаем над копиями. Когда дети делают копии, они делают их почти что профессионально. Дети должны обязательно делать копии. В процессе копирования великие художники прошлого как бы становятся ближе, понятнее. Как бы становятся приятелями для моих учеников. Такая система — обучение на копиях — работает, в частности, в Соединенных Штатах.
В заключение хочу пожелать всем — и детям, и взрослым, чтобы в их жизни обязательно присутствовало творчество — в том или ином его варианте.