Изданные номера |
Наши фестивали |
Юные писатели |
Юные художники |
О нас |
Создатели журнала |
Публикации о нас |
Наша летопись |
Друзья |
Контакты |
Поддержите нас |
Литературный журнал www.YoungCreat.ru |
Юные писатели. Библиотека
Шибаева Анна
(16 лет, гимназия № 177, г. Санкт-Петербург)
СЕРЫЕ КРАСКИ НАШЕЙ ЖИЗНИ
Кира Дифферент проснулась ранним декабрьским утром в день своего семилетия. Московская дошкольница, жившая с папой и его родителями, т.е. своими бабушкой и дедушкой, не хотела вставать. Лёжа в постели своей комнаты, она пыталась снова заснуть, ведь ещё не было и семи часов утра, но не могла уснуть. Она уже хотела было встать, радостно помчаться в мамину комнату, разбудить её и нетерпеливо ждать подарки в честь своего дня рождения. Ведь так было все предыдущие дни рождения маленькой девочки. Сколько радости было от одной только улыбки и ласки любимой мамы, а когда дарят ещё и подарки, а потом празднование этого дня – сколько же это всё приносило радости этой почти семилетней девчонке! Но, вспомнив, что мамы с нею нет, живёт она совершенно в другом городе и теперь у неё есть и будет совсем другая, новая жизнь, разочаровалась. Жизнь, к которой девочке было не привыкнуть, несмотря на то, что она длится уже почти месяц. Кира до сих пор не может забыть, как её мама умерла в ноябре этого, 2009 года. В новой жизни дошкольницы теперь всё по-другому, её жизнь так не похожа на прежнюю и своей необычностью пугает, поражает и удивляет:
« - Нет, новую жизнь точно нельзя назвать плохой, но по сравнению с прежней… Ведь я могла попасть после смерти мамы в детдом или интернат, впрочем у меня же всегда были папа и его родители, так что теперь они воспитывают меня. Другие варианты и не рассматривались, но почему же тогда папа Олег, бабушка Антонина и дедушка Игорь так редко приезжали ко мне в Псков, когда я жила с мамой? Может, они меня не любили?! Но сейчас же вроде бы как любят! Или, я им была не интересна?! Или они просто далеко жили от меня и моей мамы?! Да, наверно, действительно дело в расстоянии. Ведь я и мама раньше жили в Пскове, вместе, вдвоём, только я и мама (как же я её люблю!), а папа и его родители – в Москве! Но такое ли большое это расстояние?! Пока что я этого не знаю. Но все-равно: одна и та же страна! Или у них не было просто времени на приезды чаще ко мне?! Или возможности?! Я не знаю, мама не говорила мне об этом, а у моей новой семьи я этого не спрашивала. Эта жизнь, новая, она неплохая, но другая. Мама говорила мне о папе и бабушке с дедушкой, да они и приезжали, когда мне было года 4. И всё. Тогда я была маленькая и не понимала, какие они. Они подарили мне подарки, мы пили чай с тортом, ели салаты, потом все вместе ходили в зоопарк и цирк. Потом они мне пожелали расти большой и умной и, попрощавшись, уже через несколько дней после приезда, уехали домой. Тогда я не задумывалась о том, да и представить себе не могла, что не пройдёт и трёх лет, а они, мимолётные гости, каких бывает немало, станут моей семьей. Нет, я знала: они мне родственники, довольно близкие по паспорту, но далёкие по факту. Я думала, что всегда буду жить с мамой, потом пойду в школу, потом в институт, потом вырасту и буду работать, а потом буду жить не с мамой, а со своей семьёй – мужем и тремя детьми. Мне казалось, что по-другому и быть не может. Ошибалась – может. Теперь так и есть. Я люблю и папу, и бабушку, и дедушку, вроде бы. И маму, конечно. 28 дней назад она умерла, у неё была какая-то болезнь. Может пора встать?! – думаю я, - но вспоминаю: стоит мне встать и начнётся такое… Бабушка начнёт гнуть теорию о толерантности и искусстве, музеях и театрах, дед – о спорте и активном отдыхе, а папа – о фотосессиях и бизнесе. И так всегда. Такие разные, не похожие даже друг на друга, с разными хобби, взглядами, методами о моем воспитании. Они готовы спорить с друг другом, убеждая в своей точке зрения. Папа – бизнесмен, дед – в прошлом заслуженный парашютист, а бабушка – театральный критик. Такие разные, они все умные, талантливые, добрые и образованные, но такие разноплановые… И неблизкие… И это ужасно…» - думает Кира этим ранним утром. Но вот слышится шум в коридоре: это бабушка встаёт. Папа уже уехал на планёрку, скоро вернется позавтракать и поедет на промзону. Или ещё куда-нибудь по работе. Дедушка скоро пойдёт на утреннюю пробежку, которую несмотря на свой 60-летний возраст, он никогда не пропускает. Этот дом напоминает - дом кувырком: папа, не желающий соблюдать особого порядка, вечно спешит куда-нибудь; дед, когда на улице дождь, все-равно бегающий по парку, чем он, раздражает бабушку, которая не любит шума и беспорядка, заботиться о здоровье своём и близких, аккуратно всё раскладывает по местам. Папа хочет видеть Киру – умной, решительной и сообразительной. Воспитывает в ней смекалку, догадливость и прочее. Для него неважно, что оденет дочь, когда на улице дождь или снег, будет ли она аккуратной, быстро бегать или знать творчество Шекспира. Для бабушки главное – культура и эстетика. Она воспитывает во внучке любовь к чтению, музею и прочее. Для деда – спортивные достижения. Ладно бы ещё, если б дело этим и заканчивалось, но они ведь мыслят полярно противоположно. Когда Кира жила с мамой, то не ходила в садик и придерживалась только одних жизненных позиций, взглядов, мнений, навыков – то, что ей прививала мама. Девочка считала это правильным и не считала нужным иметь свою теорию. Она просто не знала, что каждый (или почти каждый) имеет на всё свою точку зрения. Соглашаясь с тем, что Баба Яга – злая, а Золушка – добрая, девочка не думала о том, что у каждого разные мнения. Даже на такой, казалось бы, простой и очевидный тезис. Ведь злых и добрых людей не бывает. Это неоднозначно и довольно непросто. Сейчас же Кире приходиться думать над тем, каких позиций придерживаться. Она не может смириться и даже просто понять, почему дед считает Сталина – жуликом, бабушка – великим человеком, а папа – не очень важной персоной отечественной истории 20 века. Девочка не знает, кто такой Сталин и вначале подозревала, что близкие говорят о разном человеке, но оказалось, что об одном и том же. И пусть ребёнок не знает особо пока, что такое «великий человек», «жулик» и «не очень важная персона отечественной истории 20 века», но она знает, что говорят близкие об одном и том же человеке по-разному, что, не провоцирует бессмысленное поддерживание позиций кого-либо из «новой» семьи, а собственное сугубо индивидуальное мнение. И так теперь во всём. Начиная с макарон, погоды и заканчивая Гришкой Отрепьевым, террором на территории страны или белогвардейцами. В силу возраста, не знающая таких людей или событий, девочка желает понять, кто они и что они и почему их оценивают по-разному. Раньше знающая только белые, а вот теперь (после смерти матери) и чёрные цвета нашей жизни, Кира узнаёт и другие цвета – серые. С каждым днём новой жизни, пополняя «палитру всё новыми и новыми красками», девочка всё больше путается в этой «новой»жизни. Её никто не обязывает это делать, но она считает, что если она этого не поймёт, то точно не сможет жить в этой «дикой», как она про себя называет «новую» семью, атмосфере. Но упорный характер не даёт ей право остановиться на нелёгком вынужденном пути познания жизни и её героев, (т.е. персонажей, действующих лиц). Именно поэтому девочка и размышляет об этом. Но вот Кира, наконец, встаёт, одевается и выходит из комнаты. Проходя на кухню, смотря на часы, которые показывают почти 8 часов утра, девочка, поприветствовав присутствующих, садится завтракать. Семья поздравляет её, дарит подарки, изменница благодарит близких. День рождение проходит относительно хорошо, Кире всё нравиться. Но уже на следующий день, 20 декабря, Кира… исчезает.
И семья гадает, куда делась девочка, переживает и обращается в милицию…
* * *
Ночь 21 декабря 2009 года. Кира не нашлась.
- Нет, это просто мистика какая-то! – разводит руками работник милиции, разговаривая и стараясь успокоить родственников девочки, - даже не знаю, что сказать вам.
- Как так?! Вы работаете или нет?! Пропал 7-летний ребёнок, маленькая девочка в большом и незнакомом городе. А вы что-нибудь предпринимаете?! – говорит бабушка.
- Конечно, предпринимаем, но, извините, пока ничего не известно. Подождите, почему Вы сказали в «большом неизвестном городе»?! – спрашивает работник милиции.
- Извините, молодой человек, - возражает дедушка, - но даже если Вы – не москвич, то должны хотя бы знать: Москва, т.е. этот город – большой мегаполис!
- Это я понимаю! – раздражается работник милиции, - не тупой или за кого Вы меня держите, я имею в виду «незнакомом»?!
- Ну, а что Вас тут напрягает?! Да, девочка почти не знает этот город! – злится папа.
- В смысле?! Но она же здесь родилась?! По свидетельству о рождении, если смотреть?! Конечно, она не может хорошо знать город, она ещё совсем маленькая, но микрорайон, где она живёт, она же должна хотя бы немного знать?!
- Она жила здесь месяц, даже меньше! – уточняет бабушка.
- Вы переехали в другой район?!
- Нет, - мы живём по адресу тому же, что и сейчас уже лет 30, если не больше!
- Ну?! Я ничего не понимаю?!
- Что тут непонятного?! Кира жила со своей мамой с марта 2003 года по ноябрь 2009 года в спальном районе города Псков и только месяц с небольшим назад она переехала в Москву! – говорит дед.
- А почему она жила в Пскове?! – не понимает работник милиции, - она ведь прописана в Москве, по этому адресу: проспект…
- Не надо нам говорить наш адрес, мы и его и так знаем, ищите ребёнка лучше! – перебивает папа, раздражаясь.
- Подождите, так Вы поняли в чем дело?! – решила уточнить бабушка, заподозрив, что милиционер не понимает их.
- Не полностью, - признался он.
- Потому что зимой 2003 года я и мама Киры развелись, Кира уехала с мамой на Родину своей мамы, в город Псков, но осталась прописана в Москве, в нашей квартире, так как московская прописка ещё никому не мешала. Но, к сожалению, в ноябре 2009 года Кирина мама была госпитализирована в одну из Псковских больниц, в связи с опухолью головного мозга, а через несколько дней её не стало. Поэтому я, конечно, узнав об этом, от подруги Кириной мамы, забрал дочку к себе, чтобы она воспитывалась в семье, к тому же родной, а не в детдоме. 19 декабря этого года Кире исполнилось 7 лет, а 20 числа – она исчезла. При каких обстоятельствах она пропала Вам известно?! – пояснил папа.
- Да. Теперь хоть что-то понятно. Подождите, так может девочка пошла к близким мамы?!
- Во-первых, они живут в Пскове, во-вторых, близких родственников у неё там нет, насколько мне известно, только двоюродная тётя и ещё кто-то, а, в-третьих, как Вы себе это представляете: 7-летний ребёнок один идёт пешком в другой город?! Да и потом: что ей там делать?! – сказал папа.
- Ну, все-таки там прошла в основном вся её сознательная жизнь. Может, она пошла искать маму, скучает по ней. Или ей у Вас плохо?!
- Да, но она знает, что мама умерла и её уже не вернуть, по крайней мере, пока не дойдёт до этого медицина будущего. Конечно, Кира скучала по маме, очень любит её, очень хотела к ней, но это же нереально. Она должна это понимать?! К тому же, не думаю, что ей у нас может быть плохо!
- Я с Вами согласен, но ей всего семь, она подчиняется эмоциями и для неё пока мало что невозможно. К тому же, она, возможно, не может пока привыкнуть к вам, вы же редко приезжали, общались с Кирой!? Она привыкла к маме, а вы для неё, как бы кощунственно это не прозвучало, пока просто чужой человек.
- Да, я приезжал только раз или два при жизни Арины к Кире, но она всегда знала, что я её отец. К тому же, она, вроде бы, любит нас, мы стараемся сделать всячески так, чтоб ей было хорошо! - сказал папа.
- Вы хотите, чтоб было так! Но ребёнок не может так быстро привыкнуть к новой обстановке, ей нужно время! – сказал милиционер.
- Конечно, мы это понимаем, но… Может, Вы и правы, - согласился папа.
- Кстати, надо обзвонить и даже ездить ко всем их Псковским родственникам и друзьям, вдруг они привезли её к себе, она у них, - согласилась бабушка.
- Да, но они же должны были предупредить нас об этом, чтоб мы не волновались?! – предположил дед.
- Конечно, но, может, они подумали, что мы не отдадим им девочку! – сказала бабушка.
- Что мы монстры какие!? – сказал дед.
- Да, но мало ли! Девочка должна жить там, где ей будет лучше, привычнее, кто ей будет ближе. Конечно, желательно, чтобы и мы могли с ней видеться, так как мы к ней очень привыкли за этот месяц, - сказала бабушка.
- Да… Может, и неправильно, что как-то мы её взяли, даже не спросив, где она хотела бы жить, с кем! – сказал папа.
- Да, мы по-глупому понадеялись на паспортное родство близкое, а ведь, может, те родственники ей по факту-то гораздо ближе?! Она хотела бы жить с какой-нибудь маминой подругой, или родственником, хоть и далёким по крови, но близким по факту, если бы они были согласны, конечно, - сказал дед.
- Да, или в семье какой-нибудь своей подружки или друга ей было бы комфортнее, если бы родители друга были бы согласны, конечно, - предположила бабушка.
- Ну, всего доброго, будем искать в городе, а вы позвоните всё-таки тем близким и, мой Вам совет, если Вы что-нибудь заподозрите, съездите, может, они скрывают это от Вас, всякое же бывает, - посоветовал милиционер.
- Да ну что Вы?! Они что не люди?! Не думаю, что они могут в этом соврать! – ужаснулась бабушка.
- Хочется надеяться, но всякое бывает. Так всегда кажется, что бывает только где-то, не у нас, но всякое бывает! – сказал милиционер, - часто же одни родственники не хотят отдать ребёнка другим родственникам, к сожалению, дети нередко становятся предметом, который делят.
- Ну, это же Вы чисто из практики своей говорите, а здесь совершенно другой случай! – возразил все-таки папа.
- Так все говорят: совершенно другой случай, это нормально, ведь для каждого родителя ребенок – единственный и неповторимый, но мотивы пропажи детей часто схожи или даже одинаковы. Это факт, алогизм сердца и науки, - закончил милиционер.
- Спасибо, - сказали папа и его родители и, попрощавшись с милиционером, ушли.
К сожалению, часто бывает, что статистика и практика – губят. Хоть тот факт, что каждый ребёнок (как собственно и любой человек) – индивидуален, неповторим и особенен – - существует и используется, не так распространен в милицейских практиках, где есть состав преступления, свидетели, подсудимые, потерпевшие, подозреваемые, есть много аналогичных дел по пропажам детей, которые разделены по мотивам, типам, группам и т.п.. Это неплохо, это данность, ведь если рассматривать каждое дело, как сугубо индивидуальное, то ни на что не хватит времени. Поэтому и объединяются схожие дела в одно дело. По признакам порой вовсе необоснованным и неточным.
Поэтому, вернувшись домой, семья Дифферент стала обзванивать тех, у кого может быть Кира. И несмотря на то, что поиски уже длились много кем, они не приносили результатов. Наверно, не там искали. Или были не те мотивы у ЭТОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ истории. Или что-нибудь ещё. Идеальных людей, полностью во всём правых не бывает, поэтому все участники этой истории были в чём-то абсолютно правы, а в чём-то совершенно не правы. В этой истории можно понять и Киру, и членов ее «новой» семьи. Кира подсознательно сравнивает «новых» близких с мамой, пытаясь тем самым понять и узнать, какие они. Она стремиться, понимая, что ей теперь придется жить в этой семье немало лет, иметь такие же принципы, понятия и взгляды, как у них: то есть иметь на всё свое собственное мнение, сугубо индивидуальное, которое с наибольшей точностью будет выражать собственную оценку неоднозначных событий, лиц, действий или ситуаций.
Слава Богу, что родители Киры всё-таки не послушали милицию и остались дома, а не уехали в Псков, ведь девочки там и подавно не было.
* * *
А тем временем 7-летняя Кира, сбежав из дома 20 декабря, направлялась в сторону Нагинска, недалеко от которого она жила с папой и его родителями.
В голов крутились то и дело слова новых близких, которые они говорили за завтраком, сегодня, 20 декабря:
Я думаю, смысл жизни – это сама жизнь, - сказал тогда папа.
А я думаю, что смысл жизни – это самосовершенствование, самореализация, - сказала тогда бабушка.
Может, ты прав, Олег, - сказал дед, - но что же тогда жизнь?!
Жизнь -… На это невозможно однозначно ответить, - сказал папа.
А я думаю, что жизнь – это совокупность явлений, происходящих в организмах живых, - сказал дед.
«Нет, Игорь, я думаю, что жизнь – биосоциальный процесс рождения и развития всего живого на Земле, - сказала бабушка.
Да, мам, и такая точка зрения может быть, но я так не считаю…, - сказал папа.
Сейчас, когда девочка вспоминала этот разговор на кухне тем утром, а также многие другие разговоры «новой» семьи на такие неоднозначные темы, то пыталась понять, кто же прав. Она хотела во всём разобраться, понять, что это такое. Почему же она не спросила об этом у своей «новой» семьи?! Наверно, не подумала. Или боялась, ведь они были для неё ещё далеко не близки!? Или ещё что-то… Именно поэтому Кира решила сама во всём разобраться и ушла из дома, в поисках непростых человеческих истин. Возможно, в сложившейся ситуации есть вина и членов «новой» семьи девочки. Так как они, как всегда, обсуждали то, что им интересно, но это «что-то» обычно далеко непросто, неоднозначно, глубоко. Наверно, им стоило бы изменить своим необычным привычкам, учитывая, что теперь с ними живёт маленькая Кира. Впрочем, что такого в таких разговорах, пусть Кира слушает их?! И действительно, ничего кроме пользы это не может принести, но девочка, не привыкшая к таким разговорам, почти ничего не понимала в этом, поэтому чувствовала себя неудобно, некомфортно, неуютно, чужой. Конечно, они общались с ней просто, играли, гуляли, читали книги детские и так далее, но Кира чувствовала себя лишней во время таких домашних «посиделок». Безусловно, стоило бы объяснить ребёнку, что это ты поймёшь, когда вырастешь, или объяснить ей это (впрочем, может, она, в силу возраста, не поймёт этого?!), или не говорить при ней об этом?! Но так не случилось, наверно, потому что, эти взрослые не привыкли к детям в своей семье пока (ведь Олег, отец Киры, был ребёнком лет 20-15 назад, а ещё более близких детей у родителей Олега не было, а у самого Олега и вовсе никогда не было близких детей).
Итак, девочка шла по пригороду Москвы, настал поздний вечер, но она шла, шла, шла…
И думала: «Что же такое жизнь?! От чего она зависит?! Кто управляет жизнью человеческой?! Что такое смысл жизни?! Должны ли мы иметь цели?! Какие они должны быть?! Есть ли Бог?! Надо ли в него верить?! Что больше уважать, что считать главным: церковь или правительство? Всегда ли надо говорить правду?! Когда и почему не только можно, но и необходимо сказать неправду?! Кого никогда нельзя обманывать и почему?! Чему подчиняться: разуму или сердцу?! Нужна ли смертная казнь?! Какая она может быть?! Когда будет конец света, будет ли он вообще?! Как часто будут (были) концы света, для чего они нужны и нужны ли вообще?! Что необходимо сделать для того, чтобы не допустить перенаселение планеты?! Надо ли искусственным путём создавать жизнь на других планетах (если это возможно)?! Жители какой планеты – самые главные, Земляне?! Почему?! Какая планета самая развитая?! Может, это вовсе это не Земля?! Кто наш главный враг?! Царская Россия, СССР или Россия постсоветская: что лучше?! Есть ли жизнь после смерти?! Правда ли, что вокруг нас только расплывчатые краски нашей жизни?! Человек – сам творец своей судьбы: только ли от этого зависит судьба человеческая?! Всё ли в мире относительно?! Кто и почему может стать идеальным человеком для кого-либо?! Почему мы злимся, когда близкий человек не оправдывает наших ожиданий?! Может, мы злимся на себя ...».
Семилетняя девочка вспоминала эти вопросы и многие другие подобные ведь их обсуждала её «новая» семья, пока её размышления не прервал внезапный окрик какой-то женщины лет 40:
- Девочка, ты потерялась?! Ты где живёшь?! – спросила женщина ласково и озабоченно, остановившись.
Кира остановилась, взглянула на женщину и произнесла неуверенно: - Нет, я просто гуляю и размышляю, - ответила Кира.
- О чём?! Уже так поздно! Малыш, иди домой! – посоветовала женщина мягко.
- О жизни и много ещё о чём! Ну, я пойду домой скоро, может быть, вы не волнуйтесь! – наврала девочка, ведь домой Кира, пока не решит и не ответит на эти вопросы, не собиралась.
- Иди, давай! Ты помнишь свой адрес-то?! – спросила женщина, - знаешь дорогу домой?!
- Конечно! – уверенно произнесла она, действительно Кира знала и свой московский адрес, и псковский.
- Ну, и какой же?!
- Улица Первомайская, 16, - случайно по привычке Кира произнесла свой Псковский адрес. И, слава тебе господи, что когда мы учим своих детей называть адрес, то не всегда говорим город (ведь он подразумевается!).
- Хорошо, иди домой! – сказала женщина ведь шли они по случайной иронии судьбы именно по улице Первомайская города Нагинска, женщина, конечно, думала, что именно эту улицу Кира имела в виду и, успокоившись, пошла прочь.
«Ой, - вспомнила Кира, когда поняла, что назвала случайно не тот адрес, но подумала: - Ну, и что! Все-равно же я домой не собираюсь!!!».
И Кира продолжала идти по улице, как выяснялось, Первомайская.
Настала ночь. Девочке стало прохладно, ей уже не хотелось больше искать ответы на сложные человеческие истины, а хотелось просто домой. Но она не помнила, как прийти домой (московский адрес, разумеется!). Не понимая, почему женщина отреагировала вполне нормально на то, что Кира назвала свой Псковский адрес, Кира вдруг уверенно решила, что – Первомайская, 16, кв. 5 её новый, московский адрес. Туда-то она и собиралась идти. Туда-то она и пришла. Вместо того, чтоб прийти к себе домой, Кира успешно пришла в дом, дверь открыла ей девочка-подросток лет 16.
- Привет, ты кто?! – спросила девушка, внимательно осматривая Киру.
- Привет! – сказала Кира, не понимая, почему её дом выглядит теперь совсем по-другому, но тут же вспомнила, что домой-то ей и не хотелось. Кира, будучи достаточно сообразительной, притворилась, будто приходит к себе домой, - а ты кто?!
- Я, - произнесла неуверенно девушка, которая была родом из Ярославля и снимала квартиру по адресу: улица Первомайская, дом 16, квартира 5, так как училась в Московской Международной Школе (которая, если Вы не в курсе – не предоставляет общежития иногородним студентам). А волновалась Настя, именно так звали подростка, потому что знала: несовершеннолетние дети, в принципе, не должны жить одни. И она, и её родители, которые сейчас были в Ярославле это, конечно, знали, но, к сожалению, нам часто приходится нарушать закон: Настя успешно училась в актёрской мастерской ММК на первом курсе, но у её родителей не было возможности жить с ней, ведь, в Москве и в обычное время без московской прописке работу почти не найти, а в кризис… В-общем, такой возможности не было, как видите. Именно поэтому Настя боялась, что может что-нибудь случится, если органы детской опеки или что кто этим занимается узнают, что она живёт одна в городе, - тут снимаю квартиру с мамой, а что?! – тут до Насти дошло, что пред ней девочка, которая раза в два младше её самой и поэтому осмелела, - а ты!? Что ты тут делаешь?! Здесь живу я! – пыталась как можно уверенней произнести Настя.
- Я, - спокойно отвечала Кира, в которой папа Олег успел воспитать какую-никакую решительность и уверенность (ведь он вполне успешной предприниматель, а у неё помимо всего прочего – его гены!), - здесь живу, - сказала Кира, имея в виду под понятием «здесь» не квартиру, а город. Так как папа неоднократно говорил дочке, что она здесь (в смысле в этом городе) теперь живёт, что это её родной (собственно это действительно было так) город, её дом. Он говорил так, чтобы Кира чувствовала лучше себя в новой семье, уверенней, в новой обстановке и в новом городе, - а ты?!
- Я, - Настя немного помолчала, - тоже с мамой здесь живу.
- Как тебя зовут?! – спросила просто для знакомства Кира.
- Настя, а тебя?
- Кира. Очень приятно.
- Взаимно, - ошарашено ответила Настя, не понимая, что происходит. Она посмотрела на лестничную площадку: кроме Киры, там не было никаких взрослых.
- Может, пригласишь пройти?! А-то как-то так неудобно, Насть?! – спросила Кира, больше желая показать собственные знания в тактичности (что принято приглашать в дом, а не говорить на пороге, со знакомыми, разумеется, а Кира уже считала Настю уж знакомой-то точно), чем укорить в бестактности Настю.
- А, ну, пожалуйста, - смутилась Настя, уж чего-чего, но того, что в Москве такие несколько странные маленькие дети Настя не ожидала. Но приняла это за особый столичный менталитет, ведь Настя сама была ещё, по сути, ребёнком и более чем не хорошо разбиралась в людях, а уж тем более в психологии детей маленьких.
Настя пригласила Киру в квартиру. Кира прошла. Раздевшись, Кира аккуратно повесила одежду на вешалку, предварительно спросив у Насти, можно ли это туда повесить. Потом разулась, спросила, куда поставить обувь, Настя опять смутилась, но сказала, чтоб Кира оставила обувь на ковре у входной двери. Кира по приглашению Насти прошла на кухню. В квартире вроде бы никого, кроме Насти и Киры, не было. Настя села за стол, предложила Кире чаю, та согласилась. Кира продолжала стоять, знающая и помнившая, что в чужом доме без разрешения не присаживаются. Несколько поражённая тем, что вежливые люди предлагают присесть, особенно если сами садятся, Кира, тем не менее, стояла у стола.
Настя удивлённо посмотрела на неё: - А что ты не садишься?! – не поняла девочка-подросток, она нередко пригашала в гости девчонок и мальчишек и в Ярославле, и здесь, но они садились и не ждали никого разрешения.
- Почему?! Сажусь, - ответила Кира, приняв это за предложение сесть и села, - а где твоя мама?!
- Мама?! – опять испугалась Настя.
- Ну, да?! Ты же сказала, что здесь живёшь с мамой?!
- А, ну, да. Она вышла просто.
- Понятно. Везёт тебе.
- Почему?
- Да потому что с мамой живёшь!
- А где твоя мама?
- Неважно, - тихо и задумчиво произнесла Кира, отводя глаза, наполнившиеся слезами куда-то в сторону, - я живу с папой и его родителями. И они, теперь моя «новая» семья, всё-время говорят о всякой философии, а в этом ничего не понимаю, и поэтому чувствую себя неудобно.
- Так спроси у них об этом! – предложила Настя.
- Не, они могут подумать, что я совсем тупая…
- А о чём они говорят-то?!
- Ну, там о смысле жизни, теории относительности и о серых красках нашей жизни… Да много о чём…
- Кир, так это же так интересно! – глаза Насти загорелись.
- Ты правда так думаешь?! А я смогу это понять?! – Кира доверчиво и совсем по-детски посмотрела на старшего товарища и Настя, или кто, не был бы на её месте поняли бы: для Киры это ОЧЕНЬ важно.
- Конечно! – Настя улыбнулась и расслабилась, - так, а что случилось-то, что ты хочешь понять непростые человеческие истины?! – в Настиных глазах читалась искренняя заинтересованность и доброжелательность.
Кира это видела, она вздохнула и произнесла: - У меня с ноября этого года «новая», другая, совсем не похожая на прежнюю, жизнь.
- То есть?!
- Я родилась 19 декабря 2002 года в Москве, в марте 2003 года мои родители развелись, и я с мамой переехала в родной город моей мамы – Псков. Всё было хорошо, мы жили вдвоём и, я считала, что всё, что мама делает или говорит – правильно и по-другому и быть не может. Мне казалось, что мир только такой, каким его считает мама, я не знала, что мир – неоднозначен и загадочен. Я знала только одни мнения, суждения, взгляды – мамины, они же были моими взглядами. Но в ноябре этого 2009 года моя мама умерла и, поэтому я теперь живу с папой и его родителями здесь, в Москве. Но при жизни мамы я их, можно сказать, не знала, да и они меня не знали. И поэтому они кажутся мне странными, другими и такими разными и между собой и по сравнению с моей мамой или мной. И поэтому теперь я страдаю и ничего не понимаю. Мне страшно, дико, непонятно и тошно. Мне хочется только одного – чтобы всё как раньше. Но я знаю: так уже никогда не будет. Я всё понимаю: маму, к сожалению, не вернуть. Так вышло, что мама умерла и поэтому всё будет по-другому. Я это знаю, но не знаю: как можно теперь жить в этом страшном непонятном и новом мире. Раньше было всё не так.
- Сочувствую, - сказала Настя, - знаешь: не переживай всё не так страшно, как кажется, у тебя всё получится. Я в этом даже не сомневаюсь, малыш, - она улыбнулась, - обязательно. Хочешь, я тебе помогу?! - спросила Настя.
- Да, хочу. Спасибо. Мне надо понять мир и жизнь, понимаешь?!
- Ну, например, я думаю, что смысл жизни – в раскрытии и реализации таланта; моя подруга считает, что смысл жизни – в том, чтобы сделать что-либо необходимое обществу; другая подруга, что – стать успешным и достойным уважения… Да много вариантов…
- Правда, ну, а как же словарь?
- Что словарь?!
- Ну, любое слово можно посмотреть в словаре, например, Ожегова там дано его значение, которое имеет максимум 2-3 варианта. То есть чёткое и конкретное определение. И всё. Мне так мама говорила, это что неправда?!
- Правда, конечно!
- Ну, так почему же ты говоришь, что «смысл жизни» - это выражение, которое имеет так много значений?!
- Просто есть слова или выражения, значение которых можно ограничить конкретными границами или рамками, то есть, например, слово «школа». Знаешь, что такое школа?!
- Ну, конечно. Это учреждение, где учатся дети.
- Ну, правильно. Можно также сказать, что школа – это среднее общеобразовательное учреждение обязательного характера. Или ещё как-то, но смысл, в общем, будет похож или одинаков. Но есть слова, выражения, значение которых невозможно однозначно составить. И тогда даже если они есть в словаре, то только косаемо какой-либо конкретной области. Или их вообще нет в словаре. Эти понятия называют – неоднозначными. То есть это те понятия, которым нельзя дать всеобъемлющего полного и правильного определения. Это те понятия, о которых каждый думает, как считает нужным.
- Ну, а Сталин?!
- Иосиф Виссарионович?!
- Ну, Сталин! Я не знаю какой!
- Ну, про него тоже можно говорить неоднозначно. Каждый оценивает его политическую позицию по-разному. Это факт.
- Тогда понятно, почему папа считает Сталина одним, бабушка – другим, а дедушка – третьим.
- Ну, да.
- Подожди, а вот Пушкин Александр Сергеевич?!
- Тоже неоднозначен!
- Почему?! Он же великий гений, талантливый писатель и поэт, много всяких бессмертных произведений и для детей, и для взрослых написал. Значит, он хороший.
- Нет.
- Неужели плохой?! – удивилась Кира.
- Кир, запомни одну очень важную вещь: нехороший и плохой – это не синонимы. Знаешь, что такое синонимы?!
- Ну, слышала где-то, это похожие по значению слова, да?!
- Да.
- Так почему же: нехороший – это тот, кто не является хорошим, значит, является другим, то есть плохим. Есть хорошие поступки, есть плохие, есть даже книжка такая «Что такое хорошо, а что такое плохо».
- Книжка есть, мне тоже её читали, когда я была маленькая, но это неправильно, я думаю.
- Почему?! Мне её мама читала и вообще. Что, мама не права?!
- Нет, мама просто следовала по пути, которым пользуются многие: многие родители, в том числе и мои, воспитывают детей так, как это принято.
- Это как?! Читают Золушку, Красную шапочку?
- И это тоже! Они читают нам всем, детям маленьким, одни и те же книги, которые отвечают на один очень важный вопрос: злой или добрый. Книжки, а по ним и родители обычно успешно прививают детям, что надо быть добрым, хорошо поступать. Но, по сути, совершают большую ошибку: добрых и злых не бывает. Все иногда бывают добрее, или злее. Но это не однозначно.
- Почему?! - поразилась Кира.
- Ну, так. Это факт, когда маленькие дети становятся старше, то понимают это, узнают, но вначале, в детстве, или хотя бы раннем детстве детям прививают однозначные, а, значит, в корни неправильные понятия. Наукой доказано, что чем младше ребёнок, тем лучше он что-либо усваивает. Поэтому неудивительно, что когда ребёнок подрастает, то родители сталкиваются с целым множеством проблем.
- Ну, да, потому что подростки – это трудный возраст, да?!
- Может, это и так, но, может, это лишь стереотип. Дело в том, что именно в этом возрасте человек начинает понимать и видеть полностью вымысел, не верить в Деда Мороза, не верить в Бабу Ягу.
- Как это не верить в Деда Мороза?! - не поняла Кира.
- Потом узнаешь.
- Насть, так что Кэвин из фильма «Один дома» был прав: Санта Клауса – не бывает?! И Деда Мороза не бывает?!
- Да, Кэвин был прав: Деда Мороза несуществует.
- Ничего себе, я об этом после просмотра фильма догадывалась, но надеялась, что это вымысел.
- Нет, это Дед Мороз – вымысел. Прости, если разочаровала тебя.
- Да ничего. Всё-равно я с этими моими новыми родственниками и не такое узнала бы.
- В смысле?!
- Ну, когда я жила с мамой и хотела посмотреть этот фильм она мне не разрешала. А в «новой» семье мне можно всё, что хочу смотреть, читать и неважно для детей ли это.
- Понятно, ну, например, я посмотрела этот фильм, когда уже не верила в Деда Мороза, но смотреть всё что угодно мне тоже не разрешали.
- Это плохо или хорошо?!
- Не плохо, и не хорошо! Это данность, каждый делает, как считает нужным, другое дело, что во всем надо не забывать о границах разумного.
- То есть?!
- Во всём нельзя доходить до крайностей. Ну, например, то, что тебе мама не разрешала смотреть «Один дома» - это крайность, так как в этом фильме ничего такого нет, что нельзя было бы смотреть маленьким детям. Ну, только если Санта Клаус, но всё же. Там даже написано, что это фильм для семейного просмотра. Но то, что твоя новая семья разрешает тебе смотреть всё, что угодно – тоже крайность, неправильно это, только уже противоположная крайность, с другой стороны. Во всём надо соблюдать золотую середину, но, к сожалению, граница между разумом и безумством так тонка и незаметна, что её не каждый может и увидеть.
- Какую грань?! Между какими границами?! Ну, вот я опять ничего не понимаю, я так и знала!
- Да тут нет ничего сложного. Грань – это то, что делит одну сторону происходящего вокруг тебя и другую. Например, стену и пол делит плинтус, это является своеобразной границей этого.
- А. Но а небо и землю ничего не делит, значит, там нет границ!
- Ну, да что-то вроде этого. Например, ты рисуешь: берёшь и смешиваешь в палитре для красок белую и черную краски, получится серая краска. Краска, в которой не будет границы между белым и чёрным цветом, это будет напоминать однородную массу, одного и того оттенка в каждой из точек емкости, углубления, ячейки палитры. Но если ты нальёшь в одну ячейку белую краску, а в другую – черную, то граница между красками будет. Какая?!
- Ну, стенка, которая делит ячейки палитры, да?!
- Совершенно верно. Так и в жизни: бывает, что границы очевидны, легко видимы, их невозможно не заметить. А бывает и наоборот, так когда в одну и ту же ячейку палитры наливают черную и белую краски, смешивают их и границ явных нет. На самом деле они есть. Есть малюсенькие невидимые человеческому глазу границы между атомами, молекулами каждой из этих красок, но в силу того, что ни молекулы, ни атомы не видны человеческому глазу, они очень-очень маленькие, так и границы между некоторыми понятиями жизни не видны, их очень трудно заметить.
- Ну, понятно вроде бы, а что такое атомы?!
- Атомы – это мельчайшие частицы, из которых состоит всё: стол, ручка, кровать, игрушечный мишка, кукла Катя и так далее.
- Классно…
- Ну, может быть, когда будешь в средней школе, то будешь это проходить по химии, физике.
- Прикольно, быстрее бы это уже случилось!
- Ну, хорошо если так, вообще-то и в физике, и в химии много сложного, чего лично я не очень понимаю, люблю.
- Ну, это понятно: одним нравятся одни школьные предметы, другим – другие.
- Да….Так вот, видеть границу между полярно противоположными объектами, предметами, людьми, явлениями и прочее не всегда легко. Наверно, именно поэтому маленьким детям не говорят об этом.
- Потому что это сложно.
- Да.
- Взрослые ошибочно полагают, что все дети – тупые?!
- Нет, не думаю, просто не для кого не секрет, что дети прежде всего в силу возраста менее умные, чем взрослые.
- Потому что взрослые имеют больше образования?!
- И потому что взрослые образованнее, и у них больше опыта жизненного. Поэтому большинство взрослых не считают нужным заморачивать головы детям, хотя бы твоего возраста или даже лет до 12-13. Но потом дети взрослеют и понимают: родители им врали. А тут ещё юношеский максимализм берёт своё и свойственная многим подросткам категоричность: или так, или не так. Подростки ошибочно полагают, что родители, воспитатели садика, школьные учители и другие взрослые врали, оттуда и ссоры или даже побеги из дома.
- Ну, я тоже сбежала из дома, но я же не подросток?!
- Ты – не подросток ещё, вот я, например, подросток. Подростки – это дети 12-17 лет. Но сбегают из дома и дети младше этого возраста, просто это происходит гораздо реже, чем с подростками. Подожди, ты сбежала из дома?! Зачем?! – поразилась Настя.
- Потому что я не понимаю их, я же это уже говорила. Не надо меня вести домой, пожалуйста, и вообще ты ведь тоже сбежала из дома?!
- Я – нет. Я говорю, что некоторые подростки сбегают из дома.
- Насть, а почему же ты тогда так волновалась, когда я спрашивала про твою маму?! Не бойся, я никому не скажу. Я ведь тоже сбежала. Кстати, можно я у тебя поживу пока, пожалуйста!
- Кир, я не сбежала. Мои родители знают, где я. Живи, если хочешь.
- Спасибо. Так, а почему ты не с ними живёшь?!
- Так как они живут в Ярославле.
- А так разве можно?!
- К сожалению, в существующей действительности бывает по-разному, не всегда так, как можно. Законы нужны, но иногда они могут разрушить нам судьбу. Это из личного опыта.
- Как так?!
- Ну, расскажу как-нибудь, а сейчас надо спать, мне завтра рано вставать в школу, а ты-то в школу ходишь?!
- Нет.
- Блин.
- Почему?
- Я не знаю, с кем тебя завтра оставить!
- В смысле?! Насть, ну, пожалуйста, можно я у тебя поживу, ты же согласилась!
- Жить-то можно, но ты же не можешь целый день находиться в квартире одна. Ты в садик-то ходишь?!
- Нет.
- Почему?!
- Не знаю, мы переехали в другой город… Да и потом я не ходила и в Пскове в детсад. С мамой была всё-время.
- Она что не работала?!
- Нет.
- Ладно… Значит, будем всё сейчас делать…
Настя взяла мобильник и позвонила кому-то: - Да, привет, ты не спишь ещё?!
- Нет, - ответил в трубке женский голос подростка, - а что?!
- У меня проблемы, как бы. Точнее у нас.
- В смысле?! Что случилось?!
- Помнишь, как мы говорили о том, что закон иногда приносит большой вред, порой рушит судьбы?!
- Ну, ещё бы. Так случалось во многих судьбах…
- Так вот: надо быть с маленькой девочкой так, чтобы взрослые не узнали об этом, а то милиция найдёт и её вернёт домой.
- Маленькая девочка сбежала из дома и ты предлагаешь нам её прикрывать?! А что если её родители волнуются, места себе не находят?!
- Да, но вспомни себя: ты не хотела сбежать из дома в мае 2009 года, когда твой папа наотрез отказался сюда переезжать?!
- Причём тут это?!
- Ты зачем это хотела сделать?!
- Потому что хотела стать актрисой, как, собственно, и ты.
- Я не собиралась сбегать из дома, мои родители не были против.
- Я не виновата, что мои родители не такие, как твои.
- Это неважно, Ир!
- А что важно?!
- Важно то, что когда маленькая девочка пытается понять, что такое жизнь, это заслуживает внимания, не так ли?!
- Не поняла, мы сейчас приедем к тебе, окей?!
- Давай, жду!
Настя повесила трубку.
- Ты кому звонила?! – спросила Кира.
- Ире. Скоро к нам приедут ребята, и будет очень весело! Ты не хочешь спать?!
- Я, - Кира смутилась. Ей невероятно хотелось спать, она чувствовала себя спокойно в доме новой знакомой и мечтала о том, чтобы Настя поскорее постелила бы ей постель. Но любопытство брало своё, - а что будет-то?! Дискотека?! Да?! Ну, меня туда всё-равно не пустят, я маленькая, - предположила Кира, имевшая ошибочный стереотип, что все подростки по ночам ходят на дискотеки. С другой стороны, как же ей хотелось побывать на дискотеке, но и спать хотелось.
- Нет, мы здесь будем.
- А, - Кира пыталась навести маску безразличия, так как боялась признаться Насте, что хочет спать, - а что будете делать?! Ничего, да?!
- Заниматься твоим делом!
- Как моим делом?! – оживилась Кира, хоть и очень желавшая, чтобы занимались её делом, но абсолютно не представлявшая как это может быть. Она даже не поверила своим ушам, она волновалась и не знала: что сейчас будет. Но спать уже точно не хотелось. Это семилетняя девочка понимала однозначно. И это было, пожалуй, единственным, что Кира сейчас полностью осознавала. Какие-то подростки, философия «новой» семьи, бессонная ночь – всё это казалось странным и по-настоящему увлекательным, но неизведанным и необыкновенным. Но Кира чувствовала: это будет по-настоящему волшебная ночь. Она знала, что волшебная ночь бывает только раз в году – в Новый Год, но сейчас она не верила стереотипам детства, она была уверена: именно сейчас будет волшебная ночь. Не будет свечей, Деда Мороза и подарков, не будет всего того, что обычно указывает на праздник, но будет праздник, праздник – понятия жизни. И он гораздо интересней и загадочней, чем какой-то самый банальный праздник, какой бывает каждый год, и доныне был самым любимым праздником Киры.
- Ну, честно говоря, нам и самим ужасно хочется с тобой об этом поговорить, кроме того, это, возможно, поможет нам написать сочинение в школе нам там надо, да и потом мы хотим помочь тебе!
- А что за сочинение?!
- На тему «Психология детей и подростков», это одна из тем.
- Вау, - Кира ещё больше обрадовалось, совсем скоро она станет героем сочинения. Уж об этом-то девочка точно не мечтала. Да и причём здесь это!? Важно совсем другое.
- А, - у Киры округлились глаза, она была счастлива, желание спать исчезло, зародилась надежда, как она вернётся домой и не будет чувствовать там себя лишней. Она искренне верила, что всё решится за одну ночь. Она не знала, как это, она волновалась. Конечно, Киру можно обвинить в полной непредусмотрительности или даже глупости: прийти в дом к незнакомому подростку, остаться у неё на ночь, да и ещё и провести ночь в компании совершенно неизвестных ей молодых людей. Ведь, могло случиться, что угодно! Поздно вечером прийти в чужой дом – это просто опасно. Но Кире повезло, по счастливой иронии судьбы, она не попала в дом к маньякам или даже просто добросовестным зрелым гражданам, которые отвели бы её в милицию и вернули бы её домой. Нет, Кира попала в нужный дом, к правильным тинэйджерам, пусть и не совсем добропорядочным (вообще-то по ночам детям такого возраста положено спать, кроме того, они просто обязаны были срочно отдать её родителям!). И мы будем дискутировать, как моя «новая» семья?! Только вы потом не говорите моим родителям, что вы меня учили уму-разуму, пусть они думают, что я сама такая умная!
- Не скажем, да мы их и не увидим, если ты этого не захочешь! Когда мы всё обсудим, ты вернёшься домой, да?!
- Да, а это скоро будет!?
- Думаю, к утру. Может, даже позже.
- Это, что эти Сталины придумали там много философии, что нам говорить о ней целую ночь?!
- Ну, во-первых, Сталин – не философ, а, во-вторых, ее очень и очень много. Ты же хотела её понять?!
- Да, да, конечно! А как же ваша школа?!
- Не пойдём, подумаешь! Или опоздаем.
- А вам за это ничего не будет?!
- Надеюсь, нет. Если что ты же выступишь в наше оправдание?!
- Конечно, я дам вам самую лучшую характеристику.
- А вот и ребята, - сказала Настя, услышав звонок в дверь, и отправилась открывать.
* * *
Вскоре пятеро подростков и Кира сидели на кухне. Часы показывали уже далеко за полночь, а беседа только набирала обороты.
- Я даже не знаю, с чего начать, - начала Настя, когда двое мальчиков и двое девочек, Настя и Кира пили «Спрайт». За окном доносились звуки петард и сверкали огни фейерверков, но всем было не до самого волшебного праздника в году, - значит, дело вот в чем: сегодня около полуночи ко мне приходит Кира. Вследствие разговора я узнаю, что девочка сбежала из дома.
- Ничего себе. Почему?!- поразился Игорь.
- Потому что мне сложно в моей «новой» нынешней семье, - спокойно отвечала Кира, - они говорят часто обо всякой относительности, серых красках нашей жизни и гранях между безумством и гениальностью. О смысле жизни и о смерти…. Долго перечислять, - Кира замолчала. Оглянулась вокруг себя. Всё-таки было немного странно сидеть сейчас здесь.
- Новая семья – это твой папа и его родители?! – уточнил Денис.
- Да, вам Настя говорила!?
- Ну, кое-что, - ответила Ира, - к тому же я думаю, что «новой» семья быть не может. Семья – это лишь один, самый близкий круг общения. Их не может быть несколько.
- Я тоже так думаю,- ответила Кира, - я считаю своей семьёй маму, но её уже нет. А поскольку я – ребёнок, то мне необходимо другая семья, то есть «новая». Вот теперь у меня «новая» семья. Но она для меня вовсе не семья, по крайней мере, сейчас. Они для меня почти чужые. Они кажутся мне странными и «дикими».
- Как так?! – не поняла Оля.
- Ну, так, - отвечала Кира, - я не чувствую себя удобно, комфортно там. Мне там плохо. Я не могла просто там больше находится. Поэтому я ушла. Ушла, ушла, чтобы узнать, понять и осмыслить моих «новых» членов семьи. Я не знаю, кто мне может в этом помочь, я чувствую себя после смерти матери очень одинокой и брошенной, никому не нужной и одной, оставленной на произвол судьбы и общности в большом и совсем незнакомом для меня городе – в Москве. Псков – это город, где я всё знала, где у меня были друзья и близкие, мне там было хорошо. А здесь… Я не могу оставаться здесь… Но я многое понимаю и в свои семь лет и, поэтому, знаю: я не в силах ничего изменить, теперь уже никогда не будет как раньше и, как бы прискорбно, это не звучало: жизнь – не привлекает меня. Мне страшно. Я не знаю ничего, но знаю – это неправильно. И поэтому прошу вас, пожалуйста, помогите мне. Я не осознаю до конца в чем именно, но – помогите. Пожалуйста! – слова маленького ребёнка, она говорила их с отчаянием и, волнуясь, чувствовалось, как она нуждается в помощи, в какой – она и сама этого толком не знает, но – это разве так важно! Ведь если Вы взрослый и чувствительный человек, которому не безразлична судьба девочки, уже запутавшейся в собственной жизни, жизни, которую никто кроме вас не может вернуть на свои места. Слова ребёнка, которому НИКТО кроме вас не поможет. У нее проблема, которая несложна и нелегка. Она имеет семью, дом, одежду и еду, здорова и неглупа, но несчастна. Несчастна только потому, что не понимает этой жизни. Конечно, не случись с её мамой непоправимое, никогда такое с Кирой, наверно, и не случилось бы. Но прошлое уже не вернуть. И надо жить, смирившись с трагическими обстоятельствами. Кира – ещё совсем ребёнок и не до конца понимает смысла этого ужасного слова – слова «смерть». Она пока не знает, как это, хоть её мама и умерла целый месяц назад. Такое быстро не понять, нужно время, время, чтобы вначале понять, как это, а потом – отходить и пытаться продолжать жить, несмотря на смерть близкого. В сердце и душе Киры ещё, как бы кощунственно это не звучало, не до конца отпечаталась смерть мамы. Она ещё не так страдает от смерти мамы (ведь она не до конца понимает, что маму уже не вернуть!), сколько от того, что не видит её, ее нет рядом с ней. И от того, что «новые» близкие чужды ей. Сейчас это становиться на первое место в её жизни, пройдёт ещё какое-то время и девочка осознает, что такое смерть. Пока она не смотрела страшных фильмов, не читала трагических книг, не сталкивалась часто со смертью в жизни. И если смерть – это совсем другая история, то вот жизнь, неважно по каким обстоятельствам, ставшая другой, заслуживает внимания.
И в этом пятеро подростков попробуют помочь ей. Как это у них получиться, судить – вам. Но попытайтесь и сами помочь ей. Помочь вновь обрести себя. Обретет себя – потом всё-равно будут проблемы, сложности, трагедии (ведь жизнь любого человека – небезоблачна!), но это уже совсем другая история. Это будет её жизнь, такая, какая будет. Но жизнь, которую человек уже будет понимать, а, значит, справиться с черными полосами своей жизни. А сейчас она слепа и не знает многого. Наверно, пятеро почти ещё детей в чем-то не правы. Просветить маленькую девочку – реальной жизни, без прикрас и волшебства. Не каждый взрослый отважиться на такой отважный шаг. Наверно, от того, что взрослые привыкли отвечать за последствия того, что говорят или делают. Подростки этого зачастую лишены. Может, к сожалению, может, к счастью. Судить вам. Но факт остаётся фактом. Пятеро подростков из лучших побуждений решились открыть глаза на жизнь маленькому ребёнку. Хорошо это, плохо ли покажет - время. Пройдут годы и десятилетия, Кира вырастет и мы узнаем, какой она станет. А пока Кире всего семь, и мы можем только гадать, как сложиться её жизнь. Но то, что события «по-настоящему волшебной ночи», как выразилась сама девочка, оставят большой след в её душе на долгие-долгие годы это мы можем и сегодня сказать с уверенностью.
- Жизнь – понятие относительное, как и всё, что окружает нас. Добрые люди подчас – злы и совершают роковые ошибки или даже причиняют боль и страдания себе или другим, - сказала Ира.
- Значит, они не добрые, - продолжал Денис, - но злые ли они?!
- Думаю, нет, - продолжал Игорь, - ведь они совершают и добрые дела. Так и какие же они тогда: добрые или злые?!
- Не знаю, - сказала Кира, - наверно, по-разному, да?!
- Да, - продолжала Оля, - они разные. И так любой человек. И я, и ты, и твоя мама, и наши родители, учителя, или даже Пушкин или Медведев, знаешь, кто это?!
- Конечно, Пушкин – писатель и поэт; Медведев– Президент РФ, - отвечала Кира, - значит, добрых и злых не бывает?! Ну, а Золушка?! Она – добрая! Или нет?! – стереотипы детства, хорошо запомненные тезисы классики детской литературы. Кира, как и миллионы детей и вчера, и сегодня, да и завтра считают, что Золушка – добрая. Мы-то с вами знаем, Золушки – не существует, а даже если и существовала – то не была идеальна. Ведь если бы существовала в реальности, то была бы человеком. Не важно когда и где жившая, но ЧЕЛОВЕКОМ со всеми свойственными ему пороками, слабостями, сильными сторонами и прочее. Но детям маленьким мы об этом не говорим, почему? Это риторический вопрос. Может, боимся тревожить и волновать своих детей?!
- Золушка. А ты какую имеешь в виду?! Ту, которую создал талантливый писатель Шарль Перо?! – спросила Ира.
- А что, есть ещё какая-то?! – удивилась Кира.
- Насколько я знаю, нет. Но ты имеешь в виду литературного персонажа или человека, которого олицетворяет Золушка! Таких, похожих на нереальную Золушка реальных людей немало в любой стране и во все времена, но все они люди, а, значит, не идеальны. Они недобрые, и незлые, они – люди, которые поступают в разных ситуациях по-разному. Иногда так, что за это их стоит уважать, иногда – так, что сами стыдятся этого на протяжении всей своей жизни, если у них, конечно, есть совесть. У Золушки она была, значит, и у реальных людей, которые могли бы стать живым и наглядным воплощением красоты и добра, скромности и, как бы кощунственно это не звучало, забывчатости и невнимательности хоть немного (Золушка чуть не опоздала вернуться домой к полуночи!), - есть. И это замечательно, ведь те, кто лишён совести, - страшен и опасен и неуправляем, на мой взгляд. Это значит, что для него ничто и никто даже он сам – не указ. Примером такого человека мог стать Волк из той же сказки писателя. Реальным же воплощением являеться, например, Гитлер, - сказала Настя.
- Ну, а литературный персонаж?!
- Сам по себе он добрый и, наверно, безупречный. Но мы же не знаем, какой она стала, например, после свадьбы с принцем. Может, жадной и ленивой?! Об этом не написано. Мы не знаем всей жизни Золушки и поэтому не можем сказать, какая она была на протяжении всей своей жизни. В том отрезке жизни, который нам показал Перро, Золушка – идеальна и то не совсем, если быть внимательным, - сказал Денис.
- А я думаю, что литературные вымышленные герои нельзя рассматривать как таковых они созданы только для того, чтобы олицетворять реальных людей, а нереальных героев оценить объективно – невозможно, - сказал Игорь.
- Ну, а теория относительности, - сказала Ира.
- Я знаю, мне Настя уже говорила про краски и палитру: что есть видимая грань и есть почти неразличимая. Честно говоря, я вообще об этом впервые услышала. Да и о том, что Золушка – недобрая, тоже, - сказал Кира.
- Ну, да. С красками удачный пример, а теперь больше реальности если взять: Пушкин – гений и безумец. Гений, думаю, знаешь почему, а вот безумец… - сказала Оля.
- Потому что – одержимо, в чём-то даже глупо поступил – стал на дуэли бороться. И ещё неизвестно умер он от раны, сколько от страха и стыда быть осмеянным, проиграв в дуэли Дантесу, - сказала Кира.
- Ну, да, - сказала Ира, - гении нередко поступает одержимо и безумно, так как творческие люди как никто другой наделены чутким восприятием происходящего вокруг, ну, а если они гении – то тем более. Огромный творческий потенциал, помогающий так им в профессии, в выбранном поприще, порой становиться губительной силой в собственной жизни, к сожалению.
- Да…. О серых красках нашей жизни твоя «новая» семья тоже говорит, да?! – спросила Настя.
- И об этом, - ответила Кира.
- Ну, смотри, - сказал Денис, - на первый взгляд белая сторона жизни, например, поход в школу 1 сентября первый раз в первый класс! Это радостно?!
- Ну, да, конечно! В школу, я хочу в школу! Значит, это белая полоса жизни, а, например, война в Южной Осетии – это черная сторона нашей жизни.
- По сути, ты права, - сказал Игорь.
- Или Великая Отечественная война.
- Совершенно верно. Только, например, даже в походе в школу есть обратная сторона медали, - сказала Настя.
- То есть?!
- Когда ты пойдёшь в школу, то тебе придётся ходить туда каждый будний день, рано вставать, делать уроки. Это не всем нравиться. Особенно в десятом-одиннадцатом классе. Это и есть обратная, то есть чёрная, неприятная сторона, казалось бы на первый взгляд такого интересного и радостного факта, - сказала Настя.
- Но в этом конкретном примере, неблагоприятная сторона медали открывается скорее в последствиях (десятый-одиннадцатый класс – это последствия, продолжение того, как когда-то первоклассник пошёл в школу!). Но бывает и ещё хуже: заводя, например, собаку – ты испытываешь радость, а когда она же тебя кусает – это чёрная сторона, - сказал Денис.
- Как кусает?! Собаки же умные, они своих не кусают?! – удивилась Кира.
- По сути, да, но когда они щенки, то нередко кусают даже хозяев, - пояснила Оля.
- Ничего себя: получается в одном и том же событии есть и положительная, и отрицательная сторона жизни, значит, вся наша жизнь – это лишь серые краски нашей жизни. А Бог есть?! – спросила Кира.
- И да, и нет! – ответила Настя.
- ???? – не поняла Кира.
- Этого, по правде, думаю, никто не знает. Равно как и не знает, есть ли жизнь после смерти. Да и много даже сегодня, уже в таком достаточно инновационном мире осталось много-много неизведанного, - ответил Игорь.
- Когда-то Бог – для человека был самым-самым главным, люди не только верили в него, но и представить себе не могли, что его нет. Они поклонялись ему. И свою жизнь без церкви и Бога считали – вовсе не жизнью, - сказал Денис.
- Но потом в сознании людей что-то сильно поменялось: в эпоху Просвещения многие люди стали считать Человека если не главнее Бога, то уж точно не менее главным. Они стали считать, что судьба человеческая не зависит от воли Божьей и всё в руках Человека, - продолжила Ира.
- А что такое Эпоха Просвещения?! – спросила Кира.
- Период истории Нового времени, когда впервые говорили о разделении властей, главенстве закона и права перед церковью, о естественных правах человека, это Эпоха Возрождения в искусстве, в этот период в России была так называемая Петровская Эпоха, то есть правил Петр Великий; в некоторых странах принимаются Конституции, Декларации о правах человека и гражданина, - ответила Настя.
- Но, например, уже в начале 20 века большинство людей считало Бога – вообще мистикой и несуществующим. Сегодня же существует ряд версий и каждая по своему и права, и не очень, я так думаю. А как считать тебе – это твое личное дело. В конце концов, ты имеешь на это полное право, ведь сегодня мы живём в свободной стране и имеем право на слово, и мысль, и собственную точку зрения. Я лично считаю, что Бог – есть, так как мне это прививали с детства родители. А вообще – я не знаю, как считаю лично я, к сожалению, пока не решила, – сказала Ира.
- Я думаю, Бога нет, - ответил Денис.
Остальные от ответа воздержались. Кира не знала пока, какой точки зрения ей придерживаться, но она понимала, что теперь сможет выражать свою точку зрения, хоть немного ориентируясь в вопросе. Повисла недолгая пауза, пока Кира первой не нарушила молчания: - А Булгаков?!
- Да…- Ира вздохнула, уж чего-чего, а этого она не знала. Она знала, кто такой Булгаков, но не знала, что про него можно сказать.
- Писатель, - лаконично ответила Настя, - прошлого века, написал роман «Мастер и Маргарита» и многое другое. Опять повисла пауза. Все понимали, Кира спрашивала о чём-то важном. Но никто не знал, что ей ответить.
- Дедушка говорит, что Михаил Булгаков – намного гениальнее Пушкина, - сказала неуверенно Кира, - вы как думаете?!
Немного помолчали.
- А почему?! – спросила Оля.
- Потому что Булгаков показал в «Мастере и Маргарите» Понтий Пилата, как человека, человека, способного умирать, злится, жалеть. Он не рассказывал нам какой-то особой истории, но заставил о многом задуматься. Книга, фильм, как известно, должны в той же мере заставлять задуматься, сколько развлекать. По мнению деда, Булгакову - это более, чем удалось, - сказала Кира, - а я не читала «Мастера и Маргариту», а вы?!
- Читали, - сказал Денис.
Наверно, в этой жизни есть что-то, что неподвластно оценивать подросткам или тем более детям. Наверно, семья Киры намного умнее (прежде всего в силу возраста) собравшихся здесь 6 детей, которые не были способны говорить о «Мастере и Маргарите» или не хотели этого.
- А жизнь можно сделать бессмертной?! – спросила Кира.
- Думаю, к концу века этого, это будет реальным, - ответил Игорь.
- С чего ты взял?! – спросил Денис.
- Потому что так думаю, - ответил Игорь.
-Это никогда не будет возможным!– сказала вдруг Оля.
-Почему?– не поняли остальные.
- Если бы люди умирали от болезни, то с уже сегодня достаточно высоко развитой медициной, никто не умирал бы. Но человек умирает из-за самого себя. Из-за того, что что-либо воспринимает близко к сердцу. Например, посему одни при виде крови – падают в обморок, а другие – способны делать операции хирургические?! Кто как что-либо воспринимает, так долго и живёт! Петр Первый не был творцом, может, от этого он и прожил больше, например, Блока, который жил в более современном мире, чем Петр Первый, но был поэтом, - предположила Оля.
- Интересная теория, - сказала Кира (заметьте, Кира сказала «теория», она уже не воспринимает мир в двух мнениях: прав - не прав, добрый – злой, красивый - урод, умный - глупый и так далее!), - выходит бабушка умрёт раньше дедушки, так как она более творческий человек, чем дедушка! Да?!
Окружающие переглянулись.
- Ну, по сути, да, - сказала Оля, - но так говорить нельзя, Кир!
- Почему?! – Кира не понимала уже этого. И вот опять крайность. Кира, понимающая уже относительность, теперь забыла об эмоциях и таком понятии, как «любить». Сейчас в ней работал только мозг. Эмоций не было вовсе.
- Так нельзя говорить о людях, тем более о своих близких! – ответила Ира.
- А… - Кира смутилась, - теперь понятно, чему надо подчиняться: эмоциям или разуму.
- Ну, и что?! – спросила Настя.
- И тому, и тому, конечно. Чтобы неловкого положения или даже глупого и абсурдного не было, - ответила Кира.
Они поговорили ещё о смысле жизни, о том, отчего зависит судьба человеческая, сошлись на том, что при первой же возможности было бы здорово слетать в космос и пообещали друг другу (Кира и 5 подростков) не теряться. Они обменялись телефонами и адресами (на этот раз Кира вспомнила свой адрес и назвала его правильно):- Ну, ладно, мне, кстати, уже пора домой, - сказала Кира, примерно в 5 часов утра.
- Ты свой адрес-то помнишь?!
- Конечно. Ладно, я, пожалуй, пойду домой, - сказала Кира, когда все уже засыпали, светлело.
- Подожди,- сказала Настя, - останься у меня до утра, а потом – мы отведём тебя домой.
Вскоре 6 ребят спали мирным и крепким сном. Где-то за окном гудели машины, падал на землю снег, кружась в красивом вихре, сверкали огнями новогодние ёлки, смеялись и думали о празднике ранние прохожие, в утренних телепрограммах давали советы, как украсить дом к новогодним праздникам, а в новостях сообщили о десятидневных, ставших уже доброй традицией, каникулах для взрослых. Туроператоры предлагали новогодние туры, школьники писали четвертные контрольные (вообще в эти дни, не 5 часов утра, конечно!), студенты готовились к зимней сессии. Но эти шестеро думали этой ночью не о празднике, не о сессии и не о Египте. Они думали о жизни и это интересней жаркого Египта или удачной сдачей сессии. А снег падал, падал и падал…. Как бы в подтверждение того, что жизнь идёт, идёт, идёт…
Утром того же дня Кира была уже дома. Она уже не считала свою «новую» семью – дикой, а жизнь – пугающей. Она рассказала своей семье о ночном похождении, близкие были рады, конечно, возвращению Киры. Всё было замечательно. Все готовились к Рождеству католическому и Новому Году, но Кира думала о событиях той ночи. Она думала о тех ребятах и написала вечером того же дня в своём личном девчоночьем дневнике:
«Ночь 21 декабря – это по-настоящему волшебная, загадочная и самая лучшая ночь в моей жизни. Раньше я думала, да и многие дети так считают, что самая лучшая ночь – ночь 1 января, Новый Год. Но я думаю: они ошибались. Я-то знаю, самая лучшая ночь – это ночь познания жизни и осмысления её. В моей жизни она была, а, значит, я – по-настоящему счастлива. Я немаленькая и знаю, в жизни будет ещё немало проблем, но какие же это проблемы по сравнению с той, какая была у меня и, которой уже нет. Что может быть сложнее, чем непонимание главного в чём суть нашего пребывание здесь, на Земле – жизни. Если ты понимаешь жизнь и свою суть, то сможешь понять и события, факты, мнения и загадки этой жизни и её действующих лиц, то есть нас – людей. Как я рада, что знаю это! Как счастлива, что знаю о серых красках нашей жизни и о том, что все люди не добрые, не злые, а нейтральные. Нейтральны, как нули, хоть по своему значению – нужны. Я не знаю пока, что такое отрицательные и положительные числа, то есть знаю, конечно, но совсем малость, но это не проблема …»
Послесловие.
Мы не знаем, как сложится жизнь Киры дальше, пока мы вообще не можем судить о её жизни, ведь ей всего семь, но мы знаем, что жизнь у этой девчонки будет интересная, только потому, что она понятна ей уже сегодня. Мы не знаем, будет ли она любить химию, станет ли хиппи в отрочестве или выйдет замуж в юности. Не знаем, будут ли у нее дети, но знаем – она будет счастлива. Мы в этом почти уверены. И уже поэтому можно сказать, что это история, по мотивам реальных событий, закончена. Мы не сможем пока встретить Киру – подростка или Киру – зрелую женщину, для этого нужно лишь время. Поэтому в её жизни ещё немало неизвестного и непонятного, но не для неё. Она знает другие жизни, а, значит, сможет правильно построить и свою жизнь. Мы в этом не можем быть уверены, но будем надеяться и ждать, и верить. Хоть реальные события, на основе которых написана эта история, были много лет назад, мы не имеем права продолжать эту историю. Потому что это будет уже ДРУГАЯ история, потому что в реальных событиях именно то, что зародилось в сознание девочки, когда ей было 7 лет, осталось навсегда. Это мы можем сказать с уверенностью, так как история реальная уже закончена навсегда. Так и в этом произведении: хоть жизнь Киры и продолжается, но не измениться глобально, ведь все зарождается в детстве, в раннем детстве. По крайней мере, так лучше усваивается. Наверно, 5 подростков знали это, поэтому-то и рассказали маленькой Кире недетскую правду. Наверно, они были уверены, что Кира правильно поймёт их. Кира поняла правильно, скорее всего. И сделала сама правильные выводы. На основе полученного фундамента, она построит дом и не один – на основе полученных знаний она решит не одну сложную задачу. Значит, этот фундамент, полученные знания – своеобразная формула, формула жизни. Но можно ли жить по формуле?! Жизнь – точная ли это наука?! Конечно, нет. Жизнь – точно неточная наука, но из формулы выученной, заданной, можно составить другую, третью и так далее. Она дополнит «краски» нашей жизни новыми и новыми формулами и тезисами.
КОНЕЦ.