Литературный журнал
www.YoungCreat.ru

Юные писатели. Библиотека

Новокрещёнова Валерия
(10 класс, СОШ №127, г. Москва)

ШКОЛЯРНАЯ ЛЕТОПИСЬ ОДНОГО ЛЕНТЯЯ

 

Лентяйкой и бездельницей меня всегда и по сей день называет бабушка. Со всей искренностью я затрудняюсь ответить: к счастью или нет , она у меня выдающийся математик средней школы.

 

Самый надёжный способ удостовериться в том, чему нас учили, это без особого предупреждения нагрянуть с проверкой в нашу память.

Вспоминаю подслушанный разговор бабушки и мамы на кухне, естественно на кухне, где же можно услышать подобные разговоры, к сожалению, дальше никуда не выходящие. Я имею в виду принятие серьёзных мер по улучшению моего образовательного уровня.

Мама:---У меня сложилось впечатление, что моя дочь какая-то троечница.

Мама: Ну ты-то хоть что-нибудь скажи!

Бабушка: -А что мне сказать , только первая четверть первого класса .Нормальный у нас ребёнок.

Это я позже узнаю, что великое и самое часто употребляемое слово в современном подобном на великий русский , языке прилагательное несёт смысл , когда врач говорит о температуре тела 36,6. После тех, поздно дошедших до меня знаний , дома строгая цензура на прилагательное №36.

Вернёмся к кухонному симпозиуму.

Мама решила :раз обо мне вообще ничего не сказали , а вернее такого, чтобы все остальные пришедшие на собрание родители позеленели от зависти, значит , я безнадёжно неспособный ребёнок. Ещё бы!

Образование моим в дошкольном возрасте руководила бабушка, родители были погружены в работу, вот ей как педагогу и доверили это дело. Бабушка в пункте №1 главном по раздаче образования была выдающимся математиком средней школы классным классным руководителем, по словам учеников. Затрудняюсь ответить к счастью или нет обстоятельства стекались таким образом , но если бы собиралась на мехмат , скорее да, чем нет.

Поскольку бабушка руководила только алгебраическими формулами и площадями геометрических фигур , мои познания дальше примеров сложения не в состоянии были продвинуться и на миллиметр.

Но обстоятельства всё-таки стекались и плелись своим чередом :никуда не спеша и никого не обгоняя.

Однажды после завтрака , в одно солнечное утро , бабушка решилась учить меня читать, но тщетно. Букварь полетел вверх тормашками, что меня предельно рассмешило , и результатом десятиминутных переговоров явились только 3 первые буквы из 33-х великого русского букваря.

После чего каждый день начинался подобными пытками , и я решила вредничать, упрашивала бабушку начинать учить буквы опять с «А» и далее все остальные. Максимум заключался в том, что я , уже фактически прыгая на стуле , перелистывала 55 страницу букваря и, увидев огромную красную «Н» , победно захлопывала книгу и уходила в другую комнату возить игрушки в любимых машинках.

Мне тогда было семь с небольшим , а сентябре в числе 30 счастливчиков предстояло стоять на линейке, в той самой ранее упомянутой , лучшей школе города, в которой уже 40 десяток преподавала бабушка. Правда начинала она свою карьеру в общеобразовательной школе № Х , за десятилетия школа не менялась и была самой что ни на есть преобычной из примитивнейших, но новый директор , пришедший на должность в 199., как раз на 39-ом году бабушкиного метода преподавания математики, решил сделать из неё десерт. Все самые предприимчивые родители стремились отдать своих чад в свежее выстроенную школу, которая отныне носила гордое имя гимназии № Y. Да и обустраивалась школа как и дача директора на их же деньги. Но вывеску сменили ,а с нравами решили повременить. Но больше всего меня удивляет тот факт, что большинство родителей, будучи ещё школьниками той самой школы о большинстве преподавателей нелестно отзывались и ко времени её торжественного переименования мало что изменилось: всё тот же состав сражался на полях нашего образования. Но их дети всё- равно должны учиться именно здесь- недаром же гимназия!

Но как правило, выбирать не из чего, город маленьких наберётся только от силы четыре школы , куда берут адекватных детей, я имею в виду подтверждение врача. Все по принципу из двух зол выбираю меньшую. 20 августа на имя папы пришло письмо с просьбой по возможности помочь школе, мы покорно отнесли конверт с незначительной суммой секретарю директора, чтобы больше не приставали.

Зачислили меня в 1 «В» ещё весной, без долгих размышлений по итогам подготовительных занятий, которые проходили в школе с декабря(это называлась школа развития).Я была в четвёрке лучших и набрала приличное количество баллов. Конечно, считала я отменно: бабушка человек упорный, да и читала я довольно хорошо. Вот, что этому поспособствовало. Я открыла для себя страницы русской истории , увидев на выставке восковых фигур расстрел семьи последнего царя. Далее –поездка в Питер, Царское Село и первая прочитанная книга(в поезде бабушка никак не могла понять почему вторые сутки неотрывно разглядываю картинки из книги «Царь -мученик», а ведь читать-то я умела!

Потянулись долгих семь лет. Узнавала в школе я мало, а вот о школе узнала много. Если соблюдать календарь праздников, то диаграмма твоих оценок будет повышаться по прогрессии вверх. Если научиться привлекать учителя своим покорным взглядом , стать тебе скоро отличником, можно учить, а лучше зубрить только математику и русский. Как эти предметы можно зубрить просто не представляю, про понимание ничего не скажу. Вот учишь два, три , якобы «основных» предмета и тебя всеми праведными и неправедными путями выведут в отличники. Предположу что «основы» определяются по той же шкале, что и туманы.

С каждым годом я все больше ощущала прорехи в своём образовании. Наверное, только благодаря хоть какой-то начитанности и осведомлённости в литературе и истории я считала себя не совсем обросшим мхом повседневности и не таким уж мнимо умным человеком. Я железно поняла , что измерять интеллектуальные способности линейкой из школьного пенала глупо, безрезультатно, потому что необъективно.

Но наступил 2008 год, я навсегда покинула стены родной квартиры и школы , с которой пришлось сродниться. Мы переехали в М…..В июне моё личное дело приняли по территориальной принадлежности в школу №13, в восьмой класс.

Восьмого сентября, хлопнув входной дверью этого заведения, к моему разочарованию , именуемого образовательным , я долетела до своего подъезда открыла дверь ключом (впервые у меня были ключи от квартиры, которую я сама открывала, раньше до дома меня всегда провожала бабушка)и сев за ноутбук, набрала в поисковике гимназии и лицеи ….., но ничего найти не удалось .Просмотрев около двадцати физико-математических школ , я разочаровано пошла делать уроки на следующий день.

В тот же вечер папа позвонил знакомому с просьбой помочь нам найти подходящую школу, а подходящая школа походила на мою мечту- с углубленным изучением истории. В половине седьмого раздался долгожданный звонок, после чего через пятнадцать минут звонок в учебной части школы №333 заставил секретаря оторваться от бумаг и вежливо поздороваться с папой.

На следующее утро наше авто мчалось в центр …Был ливень , и из-за пробок мы очень медленно ехали .В итоге боясь опоздать к назначенному времени экзамена, мы припарковали машину в ближайшем дворе и спустя 15 минут , ёжась от холодного ливня под одним зонтом , поднимались с папой вверх по Гео…переулку. Экзамены первого дня я сдала без особого успеха, а на следующее утро сидела в том же кабинете и отвечала , что и вчера и отвечала на пятьдесят вопросов по русской истории, анализировала отрывки из литературных произведений .И написала стихотворение в качестве задания по словесности. Тест по английскому чуть не убил своим результатом моего будущего преподавателя. Вот так я учила его 6 лет на «5».Но здесь воспитывают филологов ! Наконец-то настало время серьёзно заняться всем, что в школе «обычной» похоже на увлечение или пристрастие и не более.

Если в школе№333 не причислят с «своим» куда идти? Хотя идти можно куда глаза глядят или где они школу видят, а вот учиться где? В школу, что на противоположной стороне от нашего дома, как надоела это география «наше» местности и путеводители по соседнему району, вот собственно и причина ,почему меня никуда, кроме школы№13 и не взяли, прописка не та: из соседнего района, не на нашей стороне. Образовательные противоположных и параллельных улиц отпугивали одним своим видом и грубостью, надменностью завучей и директоров. Где ты с папкой грамот и пятью похвальными листами никому не нужен. Ты изначально»не наша» , иди путешествуй дальше, может где и примут .Вот так коротко и ясно, тогда спрашивается зачем я всё это время играла по вашим вами же установленным школьным правилам? Абсурд.

Но угнетающие мысли прервал вибрирующий в куртке мобильный телефон. Через минуту я была самым счастливым учеником на свете. Утром 11 сентября опять шёл дождь. Встряхнув зонт от капель и закрыв его, моему взору открылась панорама школьной жизни ,в которой я надеялась найдётся место и мне. ( но живут в этой школе по законам противоположным школьным, здесь не «школьная жизнь» , а школа жизни, но это я испытаю после).

По выражению лиц экзаменаторов , а это весь сок преподавательского состава филологического профиля меня намеревались принять , оставался последний этап – собеседование.

Весомую роль , чтобы со мной вообще захотели вести беседу , сыграло моё стихотворение , высоко отмеченное литератором, как я потом узнала, поэтом, писателем, переводчиком и широко известным в профессиональных кругах. История тоже не подвела :заученные и перечитанные страницы об Иване четвёртом и его «ученике» Иосифе Сталине пригодились.

На собеседовании лёгкое смущение от того , что как ты привыкла отвечать , здесь так отвечать не надо ,а как бы следовало на самом деле этому никто не учил , вопрос о том, что я делала в школе, мучает меня и по сей день и всё это сдавливало и оказывало давление. Но вскоре атмосфера кабинета директора , как я поняла это позже , расположила к себе своим уютом домашней библиотеки : беспорядочно лежащие книги по всей комнате, карандашницы с перьевыми ручками, цветы диван , на котором расположились кипы бумаг, круглый стол, в воздухе витал лёгкий дымок и аромат от только что сваренного кофе , шоколадные эклеры на столе, за которым собственно сидела я и вся комиссия. Окончательные сомнения , что я там, куда так долго шла , развеял рассказ о муравьях, который меня попросили проанализировать.

От волнения, я что называется зависла минут на пять над текстом: про себя читала машинально и от этого мало вдумывалась в смысл, но стоп, я где-то только что это читала, от чего сомнений появлялось ещё больше: похоже я серьёзно переутомилась.

«Вы не читали этого писателя?»спросила меня госпожа Р. , чувствующая мою робость.

«Назовите фамилию автора и решено»,- с оттенком лёгкой иронии донеслось до меня.

Сказать честно, что я почти не знакома с творчеством этого писателя ? А вдруг это тот , о ком я сейчас думаю , само рассуждение и язык ну точно принадлежат …От этого ответа фактически зависит , примут меня в свой уютный интеллектуальный мир или нет….

-Так это же …-начала я тянуть время

-Со …-хотел сказать историк.

-Победа, правильно я думаю …Быстрее- пронеслось у меня в голове. Но нет …

-Исаич, -вырвалось у меня.

-Александр Исаевич Солженицын, -исправилась я, расплываясь в улыбке.

-Он самый, автор «Гулага», подытожил не без доброй усмешки литератор.

-А мы вас, однако, принимаем- откуда-то из левого угла кабинета донёсся голос директора. Я за всё это время не заметила, что у книжного шкафа на маленьком синем диване сидела женщина и что-то преспокойно писала, даже когда говорила не отрывалась от своего занятия.

-А с немецким у вас как? Вы же немецкий учили ?

-Да, -сомневаясь в собственных словах ответила я. Она поняла это и сказала :»Мы вас научим. Вы же хотите учиться? Я вижу вы человек обучаемый, может пока многому не наученный, нам важна ваша способность к обучению. Понимаете?

-Да.

Директор утвердительно кивнула.

Я вышла из кабинета и сразу позвонила бабушке :»Представь, меня взяли, взяли, приняли!!!Теперь по шесть уроков истории и литературы в неделю».

«Какой ужас, ты попусту время будешь тратить теперь и в учебное время? И всё-таки ты неисправимая лентяйка»- обвинительным голосом констатировала бабушка.

«Теперь , теперь у меня даже ключи от квартиры есть, а уж ключи от моего образования….»-победно рассудила я.

 

 

 

СПОРТ В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ

 

Я сплю и сквозь сон понимаю - суббота! Позволительно нежиться под одеялом до обеда. А доносящийся до слуха каприз препятствует безобидным сновидениям. Эта мелодия стала до такой степени привычной, что вызывает ассоциации: фигурный конёк упорно разрезает лёд, маленькая ножка старается изящно исполнить данное тренером упражнение. Это претвориться в жизнь часа через два, а пока долгие и слезливые сборы младшей четырехлетней сестры на тренировку. Впервые она вышла на лёд год назад, с этой осени занимается фигурным катание в известной столичной спортивной школе. Какой результат дадут ежедневные занятия и дополнительные с мастером, полное погружение столь юного спортсмена в жизнь большого спорта, покажет время. Из-за столь плотного графика детский сад сестра не посещает. Вырастить из дочерей выдающихся спортсменок - мечта папы. Когда мне было 6 лет, отец торжественно сообщил мне, что с нового года я буду заниматься художественной гимнастикой. Потянулась череда нудных и изнурительных дней, ранее безоблачного детства. Причина такого немыслимого для меня спорта проста, не было в нашем маленьком провинциальном городишке К. другой секции для девочек. Вернее были, но добавить к общему скудному списку можно с натяжкой лёгкую атлетику и бассейн. В то время как я мечтала о лыжной секции. Выходные проводила на лыжне школьного стадиона. Это увлечение - память о деде, сожаление, что он меня не увидит взрослой. И единственное, что нас объединяло были лыжи. Жаль, что от секции биатлона , где ещё занималась восемь лет мама, ничего не осталось. От зимних видов спорта в городе вообще ничего кроме снега не осталось. Хоккейная тема острая и актуальная. Он самый почётный вид спорта в городе К. Начиная с конца шестидесятых, школа процветала с каждым годом. И за два десятилетия воспитала множество спортсменов, игравших в высшей лиге и сборной СССР. Среди них олимпийские чемпионы Александр Мальцев, вратарь столичного «Динамо» шестикратный чемпион мира Владимир Мышкин и игрок НХЛ Андрей Трефилов. От былой спортивной славы в городе осталась лишь звёздная аллея перед единственным спортивным комплексом. Соблюдая старую добрую традицию, родители записывают сыновей в хоккей. В начале нулевых в городе клялись наконец достроить ледовый дворец, на тот момент стройка уверенно продвигалась 15 лет, но увы. За 25 лет, если считать все поколения юных хоккеистов, стремившихся обыгрывать хотя бы областные команды, большинство ребят можно записать в потерянное поколение. Сегодня им по 16 и возраст, когда необходимо тренироваться ежедневно на» своём» льду, а не ездить по расписанию в ближайший город, не вернёшь. За годы ожидания родители хоккеистов вместе с тренерами, которых регулярно в штате от силы четыре человека, куда-то писали, но ответов не последовало. А может они и были, но теперь не важно, ничего не сделали : ни льда, ни выделенного транспорта для команды, ни существенной добавки к тренерской зарплате. Вот только учебного времени ребят жалко, родительских затрат на форму, естественно стремления бесследно не проходят. А вдруг раскроется в таких анти условиях талантливый игрок? Правда, когда подающим надежды исполнится лет четырнадцать для большинства из них спортивная карьера заходит в тупик. Потому что отправить юношу тренироваться вдали от дома, на среднюю родительскую зарплату в нашем городе .000, не представляет возможности. В конце прошлого года утопическая стройка фантастически завершилась, но сколько лет должно пройти, чтобы возродилась или вновь создалась хоккейная школа, когда земляки чемпионов снова поспособствуют снегопаду медалей мировых первенств для страны, неизвестно. Но каток! Хотя бы каток отныне есть приличный, то есть закрытый и который всегда чистят. На новогодних каникулах мне удалось выбраться в родные края и побывать вместе с сестрой в этом мифическом ледовом дворце. Она естественно показала на что способна. Хотя демонстрирует пока тренировочные элементы, своим выходом произвела фурор. «Такая маленькая!»- все недоумевали. Безусловно! В фигурное катание даже в пятилетнем возрасте, считается поздно придти. Нам сказали, что в городе К. такая секция в ближайшие четыре года вряд ли образуется, потому что специалистов в данной области уже десять лет с фонарём не сыскать. Потом мы сестрой отправились обедать в кафе. Оно вроде бы детское, но почему там сидят родители и подростки с алкоголем : тайна покрытая мраком. Здесь предоставляется возможность встретить всех, кого давно не видел - это единственный досуг для моих сверстников. Вот они все собрались за столиками с пиццей и кока-колой ,которую продают «детям»после восемнадцати. Все те, кем гордились и ставили в пример тренера: гимнастка, подающая большие надежды, лауреатка десятков, включая всероссийские, конкурсов. Сейчас подаёт тарелку с сухариками своему другу, в прошлом хоккеисту.