Литературный журнал
www.YoungCreat.ru

Юные писатели. Библиотека

Гришин Глеб
(4 класс, школа № 12, г. Королев, Московская обл.)

ВОДЯНОЙ

 

Эта правдивая и необыкновенная история произошла в деревне Стрёмино, на берегу Волги.

На реке стояла водяная мельница, мельником в ней был Ефим – совсем не старый человек, который всегда ходил в синем кафтане. Человеком он был трудолюбивым, жил в достатке.

Про мельницу сказывали всяко. Говорили, построена она на проклятом месте и, что раньше стояла там изба одного знахаря, который вступил в договор с нечистой силой и был тёмной ночью утащен ею. Кто-то видел, что на мельницу садилась сорока и пролетала сквозь крышу, другой рассказывал, что туда залетал огненный змей. Деревенские люди даже несправедливо обвиняли Ефима в том, что он колдун. Мельник был добрым, но наш народ имеет предрассудок, что все мельники – колдуны.

Дело было под вечер. Солнце уже садилось. Тёмно-синее небо отражалось в реке.

Ефим сидел в мельнице и курил табак. На реке послышался всплеск. Мельник выглянул за дверь, но, ничего не увидев, вошёл обратно.

Через минуту в дверь постучали.

- Кого там принесло? – крикнул Ефим и распахнул дверь.

Перед ним предстал такой ужас, что мельник прямо оторопел. На пороге сидело существо похожее на сома, жабу и человека одновременно. У него была огромная туша, покрытая чешуёй и облепленная водорослями, кувшинками и тиной. На двух лапах были перепонки между пальцев, а пальцы заканчивались присосками. Человеческое лицо покрывала серая шерсть, глаза горели жёлтым огнём, нос был толстым и скрюченным, изо рта торчал длинный клык. Вместо ног волочился склизкий хвост рыбы.

- Караул! Нечистая! – завопил Ефим. Водяное чудище приложило палец к губам и издало звук, похожий на бульканье. Потом спросило хриплым голосом:

- Закурить дашь?

Ефим, сам не свой от страха, протянул трубку. Водяной закурил.

- Эх, хорошо!

- Зачем пришёл? – спросил мельник уже более крепким голосом.

- С тобой договориться.

- О чём это?

- Хочешь, я буду помогать тебе в каждом деле, любое твоё желание исполнять буду, всё, что тебе надо найду?

Такой поворот событий понравился Ефиму, и он сказал:

- А что я должен буду делать взамен?

- Давать мне небольшую плату. В воду живых существ кидать.

- Это каких?

- Кошку, собаку, курицу, корову. Могу и человека попросить.

Ефим растерялся. Он понял, какой грех на душу берёт. Однако, при мысли, какая беззаботная жизнь его ждёт, забыл о тяжком грехе и согласился.

- Ладно, согласен.

- Вот и хорошо. Я поплыл, – сказал Водяной и пополз к двери, извиваясь хвостом.

- Стой, трубку мою отдай!

- Нетушки, трубка теперь моя. Это, считай, первая мне плата.

С этого дня жизнь у Ефима пошла, как по маслу. Доход он получал огромный, мельница постоянно вертелась, табак не кончался, ничего не портилось. Мельник купил себе новые сапоги и меховую шапку. В его избе лежала гора дров до потолка, хотя соседи никогда не видели, чтобы он ездил за дровами. Одно было плохо: у Ефима вдруг пропали курица с петухом. Решили, что их зарезала лиса.

А в деревне Иваново, которая стояла на другом берегу Волги, произошёл такой случай.

Мужик Сенька пошёл на рыбалку. Он сел в свою старую лодку и поплыл на середину реки. Там Сенька закинул удочку. Тут раздалось бульканье и рыболов увидел, что под водой плывёт что-то большое, чёрное. На поверхность высунулась страшная голова, с жёлтыми глазами, обросшая серой шерстью. Чудовище открыло зубастую пасть, перекусило пополам леску, оглушительно захохотало и скрылось под водой. Мужик, белый от страха, повернул к берегу. В деревне он всех уверял, что на реке на него напал сам Водяной, и в доказательство показывал перекусанную леску. Крестьяне же сказали, что Сенька всё врёт, и сам перерезал леску, чтобы прославиться.

 

. . .

Однажды к Ефиму зашёл в гости Витька – деревенский житель. Стоял жаркий летний день. Крестьянин постучал в калитку. Странно было, что на него не залаял пёс мельника – большая, черная, с белыми пятнами собака. Обычно она облаивала всех, кто приближался к дому.

Ефим вышел на порог.

- Здравствуй, друг, – сказал Витька. – Пришел тебя проведать.

- Незваный гость хуже татарина, – грубо ответил мельник.

- Да ладно тебе!

- Ну, так и быть - проходи.

- Ефим, а собачонка-то твоя где? – спросил крестьянин.

- Почём мне знать? – вяло ответил мельник.

- Как это?

- Вот так это! Сбежала она. Понятно?

- Как сбежала? Она же привязанная была!

- Развязалась и убежала, отстань от меня! – закричал Ефим.

Витька решил оставить эту тему.

Они зашли в дом. Там всё блестело. Казалось, что стулья и стол сделаны из золота. На полу лежали дорогие ковры. У печки лежали дрова. На подоконнике стояли ваза и шкатулка, украшенная драгоценными камнями.

- Брат, скажи мне честно, как ты такой жизни добился? – спросил Витька.

- Сейчас я тебе дам!!! Простолюдин!!! – взорвался мельник.

- Че – го – о? – заикаясь, спросил мужик.

- Негодяй!!! Болван!!! Злыдень!!! Я тебе дам!!! Пшол вон из моего дома!!! И чтоб ты по дороге поскользнулся!!! – ревел Ефим.

Витька в этот момент почувствовал, что он, против своей воли поворачивается, и ноги сами несут его к выходу. А вслед неслись ругательства и проклятья.

По дороге он действительно поскользнулся. Он споткнулся о камень и рухнул в кусты. Долго несчастный крестьянин выдирал из кожи колючки и ругал Ефима колдуном.

Ефим с каждым днём становился всё злее, хотя денег у него прибавлялось. Соседи говорили, что он вообще не ходит на мельницу, а мука появляется сама собой. Потом у мельника пропала и лошадь, и свинья с поросятами. Ефим ни с кем не разговаривал, всех гнал от своего дома. Мужики в деревне решили, что мельник, точно колдун, что деньги и мука появляются с помощью его колдовства. Вскоре животные начали пропадать и у крестьян: у Марфы – телёнок, у Ивана – курица… Собралась толпа крестьян – мужик Витька, рыболов Иван, охотник Андрей, плотник Юрий и пахарь Михаил и пошли в соседнее село к попу, чтобы попросить избавление от колдуна. Поп сказал им:

- У каждого колдуна хвост есть. Соберитесь вместе и оторвите его. А я с вами пойду.

Но по дороге с ними случилась беда. Вдруг налетел сильный ветер, запорошил людям глаза пылью. Андрею в глаз попала острая ветка.

Надо сказать, что у плотника Юрки была привычка всегда носить на голове серую шапку. Эту шапку сорвал ветер и понёс над землёй. Тот понёсся за ней. Он свернул с дороги и побежал в рощу, вслед за шапкой. Скоро плотник пропал из виду.

Началась буря. Деревья пригибались к земле. Крестьяне и поп решили, что благоразумнее будет разойтись по домам.

Через два дня один деревенский парень нашёл плотника в пруду, рядом с рощей. Плотник был связан и бездыханен. Его поливали холодной водой, трясли, но оживить крестьянина так и не удалось. Опять во всём обвинили колдуна Ефима.

Однажды, глубокой ночью, когда все крестьяне спали, мельник вышел из своей избы и пошёл на мельницу. До сих пор неизвестно, что он там делал.

На следующую ночь пропал младенец у тётки Насти. Утром проснулись, а ребёнка нигде нет. Искали всей деревней, но ничего не нашли. Кто-то считал, что ребёнка украли цыгане, некоторые винили мельника.

Ночью Александру, мужу тётки Насти, не спалось. Он сидел в тёмной избе и глядел в окно. На небе светил месяц и отражался в Волге. Впереди стояла изба Ефима. И вдруг дверь дома мельника отворилась. Из неё вышел Ефим, в руках у него был белый кулёк. До Александра донёсся детский плач.

Муж Насти сразу всё понял. Он вооружился топором, заткнув его за пояс, накинул на плечи куртку и выскочил из избы.

В свете месяца он увидел, что колдун-мельник уходит из деревни, и последовал за ним, прячась за домами и деревьями.

Они вышли из селения. Впереди был обрыв, под ним - река. Александр спрятался за кустом. Ефим, держа в руках его младенца, встал на высокий, поросший чагой и лишайником, пень. В этот момент вода в реке забурлила, поднялся фонтан, и из глубины выплыл сам Водяной. Его зелёные волосы развивались, глаза светились в темноте. Он шлёпал по воде ладонями и урчал.

Александр выбежал из укрытия, вцепился в Ефима, с яростью вырвал ребёнка из рук мельника. Ефим не удержался и полетел вниз с обрыва в воду. Как только его тело коснулось поверхности, Водяной схватил мельника своими лапами и утащил под воду.

Утром вся деревня знала, что ребёнка у Насти и Александра украл Ефим, что ночью Александр отнял у него младенца, а мельника-колдуна унёс Водяной. Этой новости радовались, но к мельнице с тех пор боялись подходить. Даже теперь, когда деревни Стрёмино уже давно нет, по ночам злой водный дух выбирается из реки на тот самый обрыв, сидит, урчит и пугает запоздалых путников.

Дорогие мои читатели, пожалуйста, не поддавайтесь уговорам злой нечистой силы, не слушайте их, а то как бы не случилась с вами такая же беда, какая произошла с мельником Ефимом!

 

 

СКАЗ О БОГАТЫРЕ ИВАНЕ РОДИНЕ

 

Было это во времена древние, что сегодня забыты. Родился в поселении Подольском славный богатырь – Иван Родин. Больше всего на свете любил он родину и Бога, жизнь за них готов был отдать.

И царствовал в то время на востоке царь Муродай. Был он царём злобным, хитрым и властолюбивым, поклонялся своим идолам языческим. Был у него перстень заветный, как повернёшь этот перстень на пальце, так появится целое войско вооружённое. И задумал царь Муродай идти войной на Святую Русь.

Стоит в чистом поле высокая гора, вся лесом поросла. Ревёт в том лесу чёрный зверь*, воет серый волк, ухает филин-разбойник. Едет по горе Иван Родин на вороном своём коне, держит в руке вострый меч. С той горы далеко было видно: от самого от поселения Подольского до Москвы белокаменной. Звенят там колокола, играют там гусляры. И видит вдруг Иван Родин: подходит к Москве рать – сила несметная: тетивы натянуты, мечи обнажены, копья направлены, шлемы и щиты на солнце сверкают. Уже вражья сила к стенам городским подбирается.

Развернул Иван своего коня, и помчал ко граду – Москве. Несётся его конь вороной выше лесу стоячего, выше облака ходячего. Через поля, через луга, через леса – добрался богатырь до городских стен. Выхватил свой булатный меч, и ну рубить захватчиков направо и налево! Не помогают басурманам их мечи да копья – в щепки Иван их орудия ломает. Конь ему помогает - топчет врагов копытами. Увидели московские воины, что к ним подмога подоспела, – и тоже начали биться, – ратиться с врагами лютыми. Вместе одолели они ту силу великую.

Говорят воины Ивану Родину:

- Ой ты, гой-еси, славный богатырь! Спас ты нас от гибели неминучей, – примем мы тебя, как желанного гостя. Проходи ты в город наш белокаменный, садись за стол дубовый, ешь-пей, чего душа пожелает!

А меж тем царю Муродаю докладывают: всю его силу великую перебил богатырь Иван Родин. Разозлился тут царь Муродай, схватил саблю вострую, говорил таковы слова:

- Сегодня ночью, в темноте, я на Москву нападу и всю её разорю! А богатыря Ивана Родина убью, со свету сживу!

Тем временем Иван Родин ел да пил во славном граде Московском. Вот настала ночь: приглашают его на ночь в городе остаться, а утром в дорогу тронуться. Вошёл он в палату широкую, ложился на кровать и заснул.

А царь Муродай со своими воинами к Москве подбирается. Подошли они к стене городской, закинул Муродай на стену верёвку и полез туда, за ним его воины. Проникли они в город; царь взял, и повернул перстень на своей руке. Появилась тут войско волшебное.

Иван Родин в это время проснулся. Смотрит в окно, а там войско Муродая стоит. Богатырь вскочил, схватил свой лук разрывчатый, да начал из окна стрелы во врагов метать. Почти всех воинов басурманских перебил, только ранили его стрелой в грудь. Упал он вниз, на сырую землю. Схватили его, безоружного, связали и из города потащили.

Шли они по лесу густому всю ночь, только под утро достигли стана своего. Привязали богатыря к сосне и говорит ему Муродай:

- Иван Родин! Хочешь, я тебя помилую и с миром обратно отпущу? Только сними ты с себя свой нательный крест, поклонись ты моим идолам языческим! А не сделаешь этого – голову тебе отрублю!

Отвечает ему богатырь Иван:

- Нет, змей поганый, Муродай – царь, я не стану служить твоим идолам, не сниму с себя креста животворящего. Твои идолы – мёртвые камень и древо; мой же Бог – живой, всесильный. За него я и голову готов отдать. Руби мне лучше голову!

Взял палач-басурманин секиру и отсёк Ивану Родину голову. Брызнула его кровь на землю – выросли там розы красные. Не снял богатырь креста, умер за Бога Христианского.

До сих пор растут на том месте розы, колышет их ветер, и будто слышны последние слова богатыря:

- Мой Бог – живой, всесильный!..

----------------------------------------

Чёрный зверь* - так в Сибири называли медведя ( примечание автора)

 

СКАЗ ОБ ОХОТЕ НА ИНДРИКА-ЗВЕРЯ
(Былинный сказ)

Было это в те времена
Когда богатой Русь – земля была.
Когда её озёра украшали,
А воины грозные врагов всех устрашали.
Когда, в лесу, среди лесных дорожек
Изба стояла на куриных ножках.
Гулял тогда по Русской по земле
Огромный, как гора и страшный Индрик – зверь.
У зверя этого копыта на ногах,
И грива конская лежала на плечах.
Во лбу его торчал длиннющий рог,
Воловий хвост имел единорог.
Огонь и искры вылетали из ноздрей,
Его боялся даже царь Кощей.
В ту пору правил Игорь-князь,
Как будто в поле мощный вяз.
Владел булатным он мечём,
И поражающим копьём.
Но князем был он взбалмошным и буйным,
И становился иногда угрюмым.
Пришла однажды Игорю идея
Послать своих людей за Берендеем.
Сей старец был правдивым гусляром
И знался ещё с Рюриком-отцом.
И вот уже старик наш во дворце,
И с посохом, с алмазом на конце.
- Сыграй, ты мне, старик, про тёмные леса,
Которые волнуют небеса,
И расскажи ты мне про чудеса,
Что в темноте лесов незримо проживают,
И в небесах лазуревых летают.
И начал Берендей рассказ,
Про чудеса, что окружают нас.
Про ведьм, про оборотней и змеев,
Что волка серого лесного злее.
Про птицу Жар, про многих райских птиц,
И про волшебных сизокрылых голубиц.
Про Индрика он тоже говорил,
А есть ли он иль нет – руками разводил.
Когда закончил Берендей рассказ,
То князь дружинушку созвал тотчас.
- Решил я ехать в дальнюю дорогу,
Чтоб изловить того единорога.
Меня вы будете сопровождать
И от врагов в пути же охранять.
Единорога мы пристрелим,
Добычу же на всех разделим.
Давайте, други, собирайтесь,
И в путь – дорогу отправляйтесь.
И вот услышал наш народ,
Что Игорь-князь
В поход идёт
В земли далёкие,
В горы высокие.
Все отговаривали князя,
Рассказывали: там опасно,
Там пропасти зияют,
Там коршуны летают.
А Индрик-зверь опасней всех;
Ведь он не конь, он – лютый лев.
Его боится даже Змей,
И к логову летит скорей.
На то им князь и отвечал:
- Народ! Ты б лучше помолчал!
Я – князь, а не ребёнок,
Уж вылез из пелёнок.
Его я не боюсь!
До зверя доберусь!
Садился князь наш на коня
И скоро ехал со двора.

 

Три дня уж Игорь едет по степи.
Осталася столица позади.
А впереди – всё степь да степь,
Да изнуряющий дружину солнца свет.
Но воины молчат,
И только в даль глядят.
И видят молодцы: стоит гора,
А на горе – бревенчата изба.
Избёнка старая и сгнившая,
С плохой соломенною крышею.
На крыше же сова сидит
И зло на путников глядит.
Лежит у стареньких ворот
Огромный толстый чёрный кот.
Оконны рамы запылились,
Все паутиною покрылись.
Обставлена изба забором,
А рядом – идол Святобора.
Выходит на крыльцо старик,
Как-будто старый лесовик.
На нём одежда из цветков,
В волосьях много лепестков.
Клюкою подпирается
И дико озирается.
- Кого я вижу! Князь наш добрый!
Тебе приют я дам спокойный.
Пройдём: поешь, попей, поспи,
От долгих странствий отдохни.
Вошли в избу; там по углам
Навален был горами хлам.
Стояли разные божки;
Из дерева и из кости,
Висели там охапки трав,
Грибы и жидкости в горшках.
Бараньи черепа лежали,
Рубины на полу сверкали.
А посреди – дубовый стол.
Покрыт был чёрной грязью он.
В него был воткнут длинный нож,
Поставлен был водицы ковш.
Как только из него отпили,
То сразу бодрость ощутили.
Исчезли жажда и усталость.
Лишь сила в людях оставалась.
Старик тем временем сказал:
- Про вас я от совы узнал.
Я знаю, едете далече
Не посчитавшись с волей вече*.
Хотите Индрика убить,
Его же мясо – разделить.
Но ничего у вас не выйдет,
И Игорь-князь ваш там погибнет.
Зачем вам зверя убивать?
И вслед за ним же погибать.
Зачем вы гонитесь за славой?
Хотите вы кровавой раны?
У вас есть мясо и вода.
Ещё и Индрик вам куда?
- Мне, старикашка, не указ!
Прервал его наш Игорь – князь.
- И если я вдруг захочу –
Тебя в темницу посажу!
Негодный! Мне даёшь советы!
Да я тебя сживу со свету! –
Князь Игорь злобно прокричал,
Из-за стола скорее встал.
Старик от страха белым стал.
Тут выхватил князь вострый меч,
Взмахнул… и полетела глава с плеч.
Вскочил он на коня
И ехал со двора.

 

Четвёртый день идёт дружина с князем.
Глядит на них кощун* недобрым глазом.
И негде им воды попить,
И негде им еду добыть.
А впереди большие валуны лежат,
На тех камнях орлы и вороны сидят.
Поднялись вдруг из-за камней мечи,
А вслед за ними – деревянные щиты.
Выходят воины из-за валунов,
Со множеством сверкающих клинков.
То были дикие степные половчане,
Кочевники и варвары аваре.
Их вождь сказал тогда такую речь:
- Друзья! Мы не хотим вас сечь и жечь!
Вы лучше с нами не деритесь,
Назад, в столицу возвратитесь!
Но Игорь князь им возражал;
- Получится тогда, что я от вас сбежал!
Мы с вами будем биться и рубиться,
И этим тоже можем многого добиться!
Пошли войска вперёд и встретились они.
Облилы кровию булатные мечи.
Звенела тетива, заграяли вороны.
Какие понесли мы страшные уроны!
Но половцев все ж мы разбили,
И их вождю мы голову срубили.
Себе еду дружинники добыли,
Когда коней аварских погубили.

 

На день шестой до гор они добрались,
И у подножья скал располагались.
Князь Игорь говорил:
- Друзья мои!
До этих гор крутых мы всё-таки дошли!
Теперь мы зверя-Индрика убьём,
Добычу в град-столицу заберём!
Коней своих оставьте, други, здесь!
И Игорь-князь вверх по скале полез.
За ним же вся его дружина
Их луки в колчанах, на спинах.
Взбираются они вверх по скале
И скоро оказались на горе.
Тут горы сильно задрожали,
Да в пропасть камни побежали.
Внезапно на вершине горной
Явился Индрик разъярённый.
Своею гривой зверь взмахнул
И воздух горный всколыхнул.
Но Игорь-князь кричит: - Ура!
И первый бросился туда.
Стали воины стрелять,
Криком Индрика пугать.
Тот пускает струи дыма
Воинам глаза затмило.
Топнул раз копытом зверь
Проломил в горе он дверь.
Топнул два
Разъехалась гора.
Воины туда упали
В пропасти навек пропали.
Только князь один остался,
Зверя страшно испугался.
Головой тот зверь встряхнул
Рогом Игоря проткнул.
Кровь из раны вытекала,
Средь камней она бежала.
Обескровлен был наш князь,
Разломился мощный вяз.
И погиб он там. Один,
Средь камней и горных льдин.
Не хотел не с кем считаться,
Даже на горы забрался.
Там нашёл он свой конец
Взбалмошный и злой гордец.

 

-----------------------------------
Вече* - народное собрание, на котором решались государственные вопросы.
Кощун* - древнее название коршуна (примечание автора)