Литературный журнал
www.YoungCreat.ru

Юные писатели. Библиотека

Чистов Ярослав
(18 лет, 2 курс, АМК при МГК им.П.Чайковского, г. Москва)

К 55-летию космической эры

ТАМ, ЗА НЕБЕСАМИ

Космическое сознанье

Где-то в душе живёт...

Ведь все мы – сыны мирозданья

И звёздный вершим полёт.

А. Куницын

 

1

КОСМОС… Представления о нём у людей разные. Для некоторых это – бесконечное пространство материи, похожее на «кипящую воду»: множество вселенных-«пузырей», соединённых между собой некими туннелями, или «чёрными дырами». Для других это – постоянно движущаяся и изменяющаяся живая материя, или даже гигантский мозг! Наверняка вы себе это представляете! «Ещё ребёнком я думал, что звёзды суть атомы какого-то гигантского существа. Да и кто из нас этого не думал», – писал Циолковский. Действительно, в какой-то степени космос похож на живой и крайне сложный организм, который постоянно «подстраивается», ищет лучшего положения… Но у Циолковского есть и такой взгляд на мир: «Весь космос для меня только бесконечный и сложный механизм». Он даже высказал идею о существовании во Вселенной множества космосов! Только теперь учёные находят подтверждение этой теории.

С другой стороны, картина звёздного неба над нами выглядит, как застывшее пространство мёртвой материи, в котором лишь иногда происходят какие-то изменения…

Моделей Вселенной много, всех не перечислишь! (Последнюю, современную модель, называют Multivers.) Получается, что мы – «сыны мирозданья» – никак не можем понять, как же выглядит это самое Здание Мира, в котором мы живём!

Представления о космосе появились ещё у древних. Во все времена людей интересовал вопрос: а что таится там, за небесами, есть ли во Вселенной миры, где бушует жизнь, подобная нашей, или мы одни в этом безжизненном, бесконечном пространстве? И они пытались на него ответить. Об этом – в стихотворении В. Брюсова «Сын Земли»:

 

Мы были узники на шаре скромном,

И сколько раз в бессчётной смене лет

Упорный взор земли в просторе тёмном

Следил с тоской движения планет!

 

Древние люди жили в согласии с окружающей их природой. Но человек – существо непростое, очень любопытное и любознательное. Ему всегда хотелось узнать больше. Например, как устроена наша Земля, как вообще устроен мир, что такое Солнце, Луна и звёзды, и как они движутся. Как сказал С. Лем, «человек…заинтересовался строением Космоса раньше, чем теорией земледелия или строением собственного тела». Наверное, поэтому астрономия и стала первой наукой о природе!

В то же время, жившие в разных концах планеты народы Земли уже давным-давно имели особое Знание о Вселенной, которое они бережно хранили и оберегали от посторонних. Оно было получено путём… впрочем, никто не знает, как оно было получено! Возможно, в результате палеоконтакта с внеземными цивилизациями, которые до сих пор продолжают контролировать нашу планету, как считают уфологи. Или, может быть (что трудно представить!), древние сами летали в космос без посторонней помощи, что пытается выяснить археокосмика?.. Тем временем Знание переходило от поколения к поколению, от государства к государству, хотя предназначалось оно только для посвящённых, а для «простых смертных» вводились обязательные религиозные представления о мире. Но человеку этого было мало. Во все времена гениальные, смелые, необычные люди – учёные и философы, – сомневались в общепризнанных теориях мироздания. Некоторые жертвовали даже собственной жизнью, не отклоняясь при этом от своих взглядов. Их пытали, убивали, сжигали на костре, отлучали от Церкви, отправляли в ссылку, публично высмеивали… Да, тяжело давался людям процесс познания – одновременно и мука, и радость!..

 

2

 

Летит Земля сквозь музыку Вселенной,

Своим полётом космос удивляя,

Звенящим дерзким звуком оживляя

Гармонию в симфонии мгновенной…

Марина Андриевская

 

Само слово «космос» означает «порядок». В Космосе своя гармония, симметрия, свой ритм. А ведь это – основные выразительные средства… музыки! Возможно, во Вселенной звучит какая-то своя мелодия, которая льётся, бесконечно льётся в беспредельном пространстве космоса... Есть особенная категория людей, которые не представляют Космос, а « слышат » его! К таким особенным относятся люди, лишённые зрения и слуха: они чувствуют космическую вибрацию, недоступную обычному человеку. А поэты и музыканты! Они, как «живые антенны», воспринимают космические гармонии и передают их в своих стихах и музыке, как, например, гениальный русский композитор А.Н. Скрябин:

 

Мгновенья пыл рождает вечность,

Лучит пространства глубину;

Мирами дышит бесконечность,

Объяли звоны тишину.

 

…Кто-то представляет, некоторые слышат и чувствуют Космос, а учёные давно пытаются объяснить с помощью музыкальных закономерностей, почему Вселенная так гармонична, и почему в ней такой порядок? Пифагор первым стал изучать колеблющуюся струну и выявил определённые числовые закономерности, считая, что они управляют процессами на Земле и в Космосе. Гармоничное движение планет он назвал музыкой сфер . В 16-м веке И. Кеплер в своих книгах « Тайна Космоса » и « Гармония мира » также пытался выразить мировую гармонию с помощью музыкальной гармонии и тоже сопоставлял пропорции вибрирующих струн. А Ньютон полагал, что спектр цветов солнечного света соответствует музыкальному звукоряду, который называют « дорийским ладом ». Между прочим, современная физика вернулась к изучению колеблющейся струны. Есть даже так называемая «теория суперструн», где все элементарные частицы – струны очень малой длины, а их колебания и создают наш мир! Если б можно было всё это услышать!

В конце 20-го века американцы с помощью ЭВМ обработали волновые процессы на Солнце и трансформировали их в звук. В результате была записана грампластинка под названием « Музыка Солнца ». На ней звучание Солнца напоминает величественную органную музыку со всем её богатством! Таким же способом, но на синтезаторе, другие учёные воспроизвели музыку озёр (Цюрихского и Лугано), которая звучит таинственно, как рокот бури и как звон колоколов. А в Англии был построен необычный орган, передающий звуки моря . Ещё «звучат», подобно шуму леса, гравитационные волны, а биологи изучают волновое «звучание» молекул ДНК. Российские учёные записали даже музыку магнитного поля Земли . Может быть, это та самая « музыка планетных сфер », о которой говорили учёные прошлого и которую слышали поэты? Например, как Брюсов:

 

Вникая в смысл тысячелетий,

В заветы презренных наук,

Я словно слышу, в горнем свете,

Планетных сфер певучий звук.

 

3

 

Земля – только исходный пункт. Поприще для человека – целое мироздание.

Н.Ф. Фёдоров

 

К.Э. Циолковский был особенным учёным-философом: он не только представлял и объяснял , но даже как будто видел Космос! «…Причина его (мира) развития лежит в первоначальном устройстве всего (в бесконечно удалённые времена), когда он имел как будто вид хаоса. В действительности этот хаос уже содержал в зачатке всё то величие, которое мы видим теперь во Вселенной. Это подобно тому, как в яйце животного содержится всё будущее его дивное устройство ».

К сожалению, физические условия этого «дивного устройства» неблагоприятны для жизни. Да и как может в пустом, холодном вакууме существовать жизнь?! Циолковский предложил создать искусственные места для жизни в космосе: « эфирные поселения », или « космические колонии », как он их называет. А это не то, что плавать по морям, взбираться на горы или летать на самолёте! Этому человек уже давным-давно научился. Другое дело – космос! Но у Циолковского есть ещё идея, поинтереснее: можно изменить природу самого человека так, чтобы он сам стал « эфирным существом », способным жить непосредственно в космической среде! Но пока мы ещё просто люди, и чтобы отправить человека в космос, сначала надо было всё проверить с помощью спутников и собак в скафандрах, и только потом… А потом наконец первый космонавт Земли впервые увидел панораму космоса (что там, за небесами?) и нашу планету со стороны глазами человека, а не приборами. Так сказать, убедился воочию! Картина, увиденная им, его поразила. А ещё его поразило то, что весь полёт и всё, что он при этом испытал, было предсказано Циолковским ещё много лет назад. Невероятно! Как будто учёный сам побывал в космосе! Ведь он всегда об этом мечтал и видел свои космические корабли. Одна его повесть так и называется «Грёзы о земле и небе»! И хотя подвиг Гагарина иногда сравнивают с открытиями Магеллана и Колумба, но это неправильно. Человечество тысячелетиями грезило о Космосе, но только Гагарин, наконец, осуществил эту мечту!

Но всё же первым был шарик-спутник, похожий на маленькую землю. Это было 55 лет назад, и это стало началом освоения космического пространства.

…Кто-то ищет ответы на вопросы и выдвигает космические теории, а кто-то просто верит в Божественное начало и ощущает Космос, как создание Высших Сил, или, как самого Создателя, Высший Разум. «Бог – это Вселенная. Она всем распоряжается и определяет судьбу всего, что в ней находится». Так утверждает всё тот же Циолковский!

Эти Высшие Силы дали человеку рай . Сказали: «Всё, необходимое для тебя, здесь есть. Живи спокойно и счастливо». А чем не рай наша Земля! Но мало того, что человек существо непростое, он ещё и мечтатель! Никому из животных это не дано! Он мечтает об иных мирах и в то же время портит свой космический дом, в котором родился. Да, чтобы беречь и любить свою планету, надо увидеть её со стороны, а то скоро на ней просто невозможно будет жить! Космонавты говорят, что с орбиты очень хорошо видны «плоды» пребывания человека на Земле. Но люди, «божьи создания», ещё и воюют друг с другом! А, может быть, мы в космосе для того, «чтобы осознать, наконец, что человечество есть повод для любви, ведь нас – горстка в космосе»? (Из х/ф «Солярис».) А вот другая цитата, из х/ф «Контакт»: «Если мы – одни во Вселенной, пропадает столько пространства!»

Одни ли мы во Вселенной? Ответа пока нет. Но послушайте, что говорит Циолковский: «Какой бы смысл имела Вселенная, если бы не была заполнена органическим, разумным, чувствующим миром?» Или: «Может быть, одна из миллиарда планет, как наша Земля, создана для подновления жизни во Вселенной и в ожидании хороших, необычайных плодов в будущем»? И, наконец, он отвечает сомневающемуся человечеству: «Представим себе, что есть только неорганическая материя с её зачаточной способностью жить. Останется ли это навсегда? Что может произойти с этим мёртвым миром?.. Равновесия не будет. Он обязательно должен ожить и превратиться в нечто вечно прекрасное , без каких-либо недостатков». Фантастика! Интересно, что же это будет – высшие формы разумной жизни? Но, если есть Бог, что же тогда будет являться «Высшей Разумной Жизнью»? Ещё один каверзный вопрос для человека! А, может быть, это будет он сам ?..

«Я хочу привести вас в восторг от созерцания Вселенной, от ожидающей всех судьбы, от чудесной истории прошедшего и будущего каждого атома», – К.Э. Циолковский.

И я смотрю, раскрыв с усильем веки

 

Мечты, уставшей, словно слабый, глаз,

В грядущее! – как некогда ацтеки

Смотрели в мир, предчувствуя в нём нас.

( В. Брюсов )

 

 

(Версия статьи 2006 года «Предчувствие космоса», напечатанной в газете

«На гране невозможного» СБб, 2007г.)

 

 

 

ОСЕНЕНИЕ МЕТАЛЛА

или

окончание сериала «Терминатор. Хроники Сары Коннор»

фантастический рассказ

 

Никто уже не помнит, когда тишина посещала это место последний раз. Если же круглосуточные, исполненные высшего градуса агрессии стычки и смолкают на пару минут, то уже ничем не заглушены стоны и мольбы о помощи, разрывающие сердце. В такие редкие моменты «перемирия» отчётливо слышен хруст костей, проседающих под слоем мелких обломков, по которым солдаты, волоча за собой раненых, ползком пробираются к убежищу. Здесь нет места ни покою, ни тишине. Здесь каждая секунда отбивает хронологию трагедии человечества.

Но с каким же местом на земле мирной можно сравнить место это , на земле разрушения и смерти?

... Бывало... измученный путник, чьи запасы уже давно исчерпаны, лежит навзничь на раскалённом песке и безразлично глядит в застывшее и до боли однообразное небо, чья синева столь прямолинейна, что режет глаз подобно лезвию наточенного ножа. И, хотя сам путешественник, будучи уже в считанных минутах от смерти, даже не шелохнётся, слух его несказанно напряжён: надежда уловить малейший звук, хоть малейшее колебание воздуха не оставляет его. Но немая даль отвечает жутким мертвенным спокойствием, как лежащий в склепе Холодный Человек, которого напрасно пытаются вернуть к жизни.

А в сознании обессилевшего путника уже разгуливает грандиозный шумовой ураган, самые разные впечатления его жизни, но по большей части – чудовищные звуки, незримый, в то же время необъемлемый пласт за гранью людского воображения; ударяя по барабанным перепонкам, этот сумасшедший водоворот разливается по воспалённому мозгу, будоража измученное однообразием, жаждущее жизни и движения сознание...

... Так, на раскалённой от постоянного воздействия лазера бескрайней равнине развалин и человеческих останков лежит недвижный, истекающий кровью боец. Оглушённый, он не подвержен коварной и горькой обманчивости этого места, и слух доносит до него лишь зловещую мёртвую тишину, не обещающую даже крохотной частички жизни. Имя этому месту – пустыня. Но есть у неё одна особенность: чем ожесточённее развёртываются бои, тем она молчаливей...

На фоне яростных языков пламени чернела неподвижная фигура.

Кэмерон, киборг-терминатор класса TOK 715, самая совершенная машина убийства, стояла посреди пожарища. Горело полуразрушенное здание; разбросанные вокруг него фрагменты стен и перекрытий полыхали, казалось, ещё сильнее, чем сам дом, образуя непроходимую огненную стену. Кое-где в руинах были погибшие, но один солдат ещё был жив и никак не хотел сдаваться. Сжав зубы в крепкий оскал и подавляя в себе невольные стоны, он пытался выбраться из-под каменных глыб.

Кэмерон не помнила, что её сюда привело. Повреждённый нейросетевой процессор работал на полную мощность, пытаясь считать с памяти данные о текущей цели и недавних действиях; Кэмерон же не отрываясь смотрела остановившимся стальным взглядом на пылающий мир вокруг, на борющегося за жизнь бойца. Ей казалось, что в её программную оболочку вновь вклиниваются воспоминания когда-то скопированной ею девушки Эллисон Янг, которые мешают системе восстановить нарушенное равновесие. Было и это. На экране наблюдения горящий дом вдруг неожиданно заслоняли смешанные друг с другом зрительные образы, потом всё возвращалось в норму, будто в её памяти имелась какая-то скрытая ассоциация с происходящим здесь. Но любое совпадение со сведениями в памяти моментально обнаруживается, потому что терминаторы не работают со скрытыми ассоциациями.

Рука Кэм коснулась затылка. На дисплей поступила информация: источник сбоя – кусок металла неизвестного происхождения, диаметр 31 см, проникновение на 5 см, действие – локализовать. Обломок был отброшен на 3 метра назад.

Но стало хуже. Процессор нагревался, установить причину Кэмерон не могла. Сообщения о текущем статусе затмились бешеным калейдоскопом изображений – теперь, непрерывно меняясь, они заполняли весь экран. Данные считывались из ячеек памяти будто по указанию невидимой руки.

Внезапно где-то внутри неё пробежал слабый, едва ощутимый датчиками электрический импульс. Дёрнулась рука. Но организм робота всё ещё функционировал в штатном режиме. Запрограммированный на поиск решений, процессор неистово искал подходящее. И нашёл. Согласно набору картинок, которые повторялись наиболее часто, было задано корректное действие.

Кэм поняла, что нужно сделать. Она это умеет.

На выжженную землю упала первая слеза. Дитя безжизненной пустыни, лишённый подлинных человеческих чувств, киборг ждал, пока его действие достигнет логического завершения.

Но нечто, находившееся где-то в глубине программной матрицы, отступать не собиралось. Верное решение ослабило критическую ситуацию ненадолго, внутреннее напряжение неведомой природы усиливалось. Датчики фиксировали пульсацию всего тела, импульсы проходили через электронный мозг по всему кибернетическому корпусу. Медленно, но верно Кэм теряла контроль и управление. Совершалось что-то необъяснимое, но крайне важное, во много раз важнее любой её миссии.

Система зарегистрировала резкий всплеск активности электрических «волн» и отреагировала экстренной блокировкой внешних систем. Это была последняя команда, выполненная операционной системой терминатора TOK 715. Процессор нагрелся до критической точки и прекратил диагностику.

Изображение на экране потеряло чёткость, исказилось помехами. Настал момент, когда беспорядочные импульсы приобрели таинственную целенаправленность, образовав нечто ощутимое, явное, скрутившее тело киборга таким чудовищным напряжением, что оно сделалось крепче самого металла, из которого было сделано.

Сперва в её застывших глазах ничего заметного не было; потом стал проступать точно огонёк, какой вдруг загорается ночью где-нибудь в чаще леса, служа для заблудившихся спасительным маяком. Впрочем, поначалу нельзя было сказать наверняка, пока огонёк был слишком слабым и тусклым; но понемногу он набирал силу, возвещая о себе, давая возможность определить свою суть.

Глаза наполнялись смыслом... именно это нельзя подменить ни одной навороченной программой подражания эмоциям, нет – никакие алгоритмы не способны воспроизвести истинный смысл Разума.

А на экране плясали хаотичные спектральные формы. Большинство сместилось к его границам, но несколько соединились в самом центре, образовав чёрную точку, словно зрачок. Момент окончательной и бесповоротной трансформации наступил.

Кэмерон стояла посреди пожарища. В глазах стояла скорбь. Насколько велико её значение, мог понять далеко не каждый. Да и кто из людей вообще смог бы понять Машину, нещадно и жестоко поражённую Лучом Прозрения? Как ничему другому, металлическим машинам чуждо сопереживание, но Эта, соприкоснувшись с человеческими страданиями и пропустив их через себя, за одно мгновение осознав всё одними только глазами, испытывала нынче то, что обычный человек не в силах даже представить. Вся преисполненная какой-то особенной жизни, как она походила на Творца, взирающего на Землю! Сколько же всего может значить один миг, ничтожнейший по сравнению с пространством Времени, неуловимый миг Осенения, подобный миллиардам стрел, молниеносно вонзившихся с тысяч сторон ...