Литературный журнал
www.YoungCreat.ru

Юные писатели. Библиотека

Дикая Мария
(9 лет, 3 класс, ГОУ ЦО № 734, г. Москва)

КОГДА ЗАПОЮТ СОЛОВЬИ

 

Глава 1.

 

Илюша был обыкновенным мальчиком. Ну, просто самым обыкновенным! И некрасивым. Ему было всего семь лет. И у него были и мама, и папа, и две бабушки, и два дедушки. Он очень сожалел, что он обыкновенный. У него было все побочное, все то, что нужно в последнюю очередь. Вот, например: большой пустой дом, обычная школа, плохие отметки, сестра… о, эта сестра! Камилла имела все. Но кроме «всего» она еще имела чувство гордости и презирала своего младшего брата, Илюшу. Она все время обижала Илюшу. Родители любили ее больше, чем его. Она была талантливой и способной; у нее были самые лучшие оценки. А еще Мила – и это было ужаснее всего – всегда придумывала много разного и изобретала. Это было ужасно. Она, со своим талантом, мастерила всякие страшные штуки, пользуясь тем, что Илюша был маленьким и не таким храбрым, как дети его возраста. Развешивая страшилки по всей квартире, во всех темных углах, она говорила родителям, что это страшилки – ее сувениры, и она хочет, чтобы все их видели. Но на самом деле все было не так! В самых подходящих местах она, пользуясь своим мастерством, делала из любого материала страшилки, и у нее получалось, словно это настоящее, и Илюша пугался и убегал, и позже очень редко заходил в это место. Мила стесняла его в собственной квартире.

 

* * *

 

Илюша доел сосиску и бросился играть в комнату. Но едва переступив порог, он споткнулся и упал, а обернувшись, увидел, что очень низко от пола в стенку вбиты гвоздики и к ним привязана скакалка.

Илюша понял, чьи это проделки, и побежал жаловаться на Милу. Папа пришел в комнату Илюши и Милы, но к изумлению Илюши, скакалка была порвана, а никаких гвоздиков в стене не было. Тут, вдруг, как из-под земли выросла Мила и сказала:

– Я все видела! Мышонок порвал скакалку и стал еще жаловаться на меня!

– Мышонок, мы запрем тебя в ванной после сна! – сказал папа.

«Мышонок, Мышонок»! Это прозвище дала ему Мила, и папа с мамой тоже называли его так. Хотя сам он обижался, когда его так называли. Но мама и папа не придавали этому значения. И Илюше пришлось смириться с этим.

Загрустив, он вышел на балкон посмотреть, как там, на улице. Но вдруг он увидел, что на стене – пчелиный улей! А из него доносилось противное жужжание.

Он сразу понял, что Мила притащила его на балкон в качестве «сувенира». Он потихоньку вышел с балкона и направился в свою с Милой комнату.

Илюше не хватало главного: любви. У него не было никого, кто бы его любил, (не считая бабушку, дедушку и одноклассницу Милы). Но дедушка с бабушкой жили очень далеко и виделись с внуком только пару раз в год. А Юлия, одноклассница Милы, училась с Милой в пятом классе, и виделись они с ней раз в неделю. А остальное место занимали: страх, Мила, учеба, обиды, скука. Сейчас Илюша думал, что, когда его запрут в ванной, он тайком возьмет бумагу и карандаш и будет там рисовать. Он многое нарисует: Юлию, бабушку с дедушкой на даче, деревенского кота Басина, который сидит за углом и хитро мурлычет, что, как только хозяйка выйдет из дома, он быстро слижет все молочко за плитой...

Илюша хотел было что-нибудь нарисовать сейчас, но вспомнил, что под столом живет всеядная гусеница-гигант, и если Илюша уронит свой карандаш или точилку, то она их съест. А Мила пожалуется, что это Илюша сломал их и выбросил и все свалил на нее.

Поэтому Илюша решил рисовать только в ванной. Там ведь еще никто не живет!

 

* * *

 

Дневной сон! Какая гадость! Мила мастерит «сувениры», а он лежит без дела в кровати, словно в тюрьме! И еще лягушка… да, Мила уже давным-давно поселила в кровати Илюши лягушку. Тот все хотел поймать ее, но она все время ускакивала.

После сна Илюша отправился в ванну, взяв с собой бумагу и карандаш. Он затворил за собой дверь, щелкнула щеколда, и вот, он опять в плену. Илюша решил нарисовать портрет Юлии и подарить его ей на ее день рождения. Он уже совсем скоро!

Но он успел только сделать набросок. Свет вдруг погас, и стало почти совсем темно. Но темноту прорезал тонкий белый луч. Откуда он? Илюша с ужасом заметил, что по стене, в свете луча, ползет огромный паук, тарантул… Илюшу охватил страх: ведь укус тарантула смертелен! А тот все полз и полз на него, перебирая тонкими черными лапами. Илюша жался к двери, а паук все приближался. Потом он скрылся в темноте, и луч куда-то пропал. Стало совсем темно. И Илюша понял, что тарантул будет преследовать его каждый раз, когда он будет сидеть в ванной, и каждый раз, когда свет погаснет, останется только белый луч, да и тот скоро померкнет. Илюша сел на корточки и заплакал.

Выйдя из ванной, он рассказал маме, что в ванной сидит тарантул, и чтобы она остерегалась его. За это мама поругала его, ведь тарантул не может приползти из Африки в Россию и поселиться в ванной обычного дома в Калининграде!

А Мила долго смеялась, и повторяла, что «Малыш боится темноты и у Малыша галлюцинации в темноте!». Илюше было так обидно, что он ничего не делал, лишь сел за стол, стараясь не ронять карандаши под него, и почти дорисовал портрет Юлии.

Спать он лег раньше всех и долго не мог заснуть.

 

Глава 2.

 

– Девчонки, а Мышонок темноты боится! У него в темноте – галлюцинации!

Противно слышать такое от сестры. Теперь вся средняя школа будет насмехаться над ним! А что скажет Юлия?

– Слушайте, шестой «Б»! А Мышонок из первого «А» темноты боится! Вчера тарантула придумал! У него в темноте – галлюцинации! А давайте его «научим» темноты не бояться!

Два класса, пятый и шестой, шептались между собой о чем-то. Но их было так много, что было шумно так, будто ты попал в улей, и ничего, как в улье, непонятно. Илюша ушел из класса, в котором училась Юлия, потому, что никак не мог найти ее в толпе.

Десять минут до звонка. Илюша достал незаконченный рисунок и дорисовал его.

На большой перемене для завтрака Илюша едва притронулся к еде. Пятый «А» и шестой «Б» странно смотрели на него, ухмыляясь. Илюша выбежал из столовой и бросился в класс, но не тут-то было. В 5-«А» и в 6-«Б» поднялась ужасная суматоха, все побросали еду и бросились за ним. Илюша бежал со всех ног, понимая, что два сильных класса бегут за ним, и если догонят – им распорядится Мила, а она-то умеет распоряжаться. Спасение для Илюши – кабинет, в котором находится его класс.

Но сильные ребята догнали его и обступили толпой прямо на лестничной площадке. В первых рядах стояла Мила и она командовала:

– Давайте его запрем где-нибудь и выключим свет! И оставим там!

– А давайте запрем его в туалете на первом этаже и оставим там до конца дня! – сказала вдруг, откуда ни возьмись, Юлия. – А учителям скажем, что он сейчас у медсестры, больной!

Как могла предать его Юлия? Его Юлия, после того, как она сидела с ним на прогулке, на скамейке, и они рассказывали друг другу о себе, и она была такой доброй к нему? Теперь это – злая девчонка, которая распоряжается им не хуже – и даже, наверно лучше – Милы.

– Конечно, конечно! – наперебой закричали все. Мила и Юлия схватили его за руки, повалили и потащили в туалет на первом этаже. Потом они заперли его там, на щеколду, снаружи. И ушли.

Илюша сидел и плакал. У него не осталось ни одного друга в школе. Он ненавидел Юлию всем сердцем и гадал, почему же она стала его врагом? Только бабушка и дедушка остались. Но они за городом, и только летом он поедет к ним в деревню. Или не поедет? Или он умрет тут от голода, если Мила или Юлия забудут его выпустить!

Илюша не знал, сколько времени прошло, но вдруг щеколда щелкнула и вошла Юлия.

– Мышонок!

– Что? – пробурчал он.

– Пошли.

– Куда? – он был зол на Юлию. – Я тебя ненавижу! – вдруг зарыдал он. – Ты – предательница! Теперь у меня нет друзей, и никогда не будет! Уходи. Ведь ты пришла издеваться надо мной. Предательница!

Юлия подошла к нему и села на корточки рядом с ним.

– Прости меня, если ты не понял, – сказала она ему. – Но ты должен был понять. Ведь я – твоя подруга, и останусь ей навсегда. Я решила, что, когда классы угомонятся и разойдутся по кабинетам, я смогу освободить тебя. Но для этого нужно предложить подходящее место до того, как они что-нибудь придумали. Поэтому я сделала вид, что предала тебя. Пойдем. Они сказали твоей учительнице, что ты болен, но ты скажешь, что лекарство помогло и ты здоров. Или ты не хочешь держать все в тайне?

– Мила будет клеветать. Лучше я сохраню все в тайне.

В день рождения Юлии Илюша достал ее портрет и пришел к ней в класс. Все посмотрели на него.

– Юлия, поздравляю тебя с днем рождения! – сказал он и протянул ей подарок.

Все в классе обступили Юлию толпой, а потом раздалось дружное «ха-ха-ха». Но Юлия только сказала Илюше «спасибо». И Илюша ушел. Он долго думал потом, почему одноклассники Юлии смеялись.

 

* * *

 

– Мила говорила, что у меня в темноте галлюцинации! – пожаловался Юлии Илюша, когда они сели на скамейку на прогулке. Легкий ветер дул в лицо; они опять стали беседовать.

– А ты никогда не пытался вздуть Милу? – спросила Юлия. – Ведь она всегда донимает тебя… и обманывает. Ведь не мог же тарантул приползти из Африки сам? И как твоя Мила принесла на балкон пчелиный улей? И разве всеядные гусеницы-гиганты существуют? И откуда она взяла лягушку, чтобы положить в твою кровать?

– Я маленький и слабый! – сказал Илюша. – Не могла бы ты вздуть Милу? И, пожалуйста, помоги мне с «сувенирами»! Я даже не знаю, как с ними бороться!

– Я никогда не видела их. Чтобы победить, надо сначала узнать, кого ты будешь побеждать.

– Милая Юлия, ты можешь прийти ко мне в гости? Завтра, после уроков, если родители разрешат!

 

Глава 3.

 

– Как у вас красиво! – сказала Юлия, когда они пришли в Илюшин дом.

– Ничего особенного! – сказал тот. – Пустая квартира, кишащая «сувенирами». Но мы же не сразу займемся ими?

– Ты – хозяин. Тебе решать.

Илюша показал Юлии свою и Милину комнату, балкон, а потом они вместе стали играть. Они достали пластмассовую банку с конструктором и железную банку с деревянными блоками. Илюша построил дом из деревянных блоков, со спальней, садом, кухней и кладовой. За домом стоял гараж с машинкой. В доме жила бархатная белочка.

Юлия взяла машинку и прицеп и построила домик на колесиках, паровоз, как она его назвала. На прицепе из конструктора был выстроен маленький спальный вагон, в нем были дверь и окно. Но Синему Псу, который жил в этом домике, приходилось залезать через крышу, ведь дверь была очень маленькой. Машинка, которая везла прицеп, имела трубу; в багажнике лежали котелок и тарелка, чтобы Синий Пес мог на костре сварить себе вкусную картошку.

– Мышонок, ты не видел кусочек мишуры? Он только что здесь был!

– Нет, давай искать…

– Посмотри, он там, под столом! Я сейчас его достану.

Несколько движений. Порванная леска. Железные концы лески на магните. Вот описание всеядной гусеницы-гииганта.

– У твоей Милы талант! Кто бы смог смастерить такую штуку? Как остроумно! Вот все твои карандаши, – говорила Юлия, разрывая леску. – И как ты не догадался залезть под стол? Хоть все придумано хитро, решение этой задачи ясное, как сегодняшний день.

– Что вы делаете? – вдруг услышали они голос. – Ведь это же мой «сувенир»! – рассерженная Мила стояла над ними.

– Вижу, что «сувенир»! – спокойно сказала Юлия, (и как у нее хватило спокойствия?) – Всеядная гусеница-гигант. Только решение этой задачи ужасно простое, и тебе повезло, что Мышонок не догадался залезть под стол.

– Кто тебе позволил портить нашу квартиру? Мам, Юлька испортила мой «сувенир»! Уходи отсюда! Мышонок, не приглашай ее, она плохая!

Юлия сохраняла спокойствие и хладнокровие. Илюша забился под стол и не смел шелохнуться. Мила ужасно радовалась, что насолила своим врагам.

В комнату неспешно вошла мама Милы и Илюши. Ее взгляд, как всегда, был раздраженный – ведь ее оторвали от любимого сериала и обидели любимицу Милочку!

– Кто позволил тебе портить нашу квартиру? – холодно спросила она Юлию.

– Мне позволил Мышонок. – Так же холодно отвечала Юлия, (и откуда она научилась так разговаривать, милая Юлия?) – Он пожаловался мне, что всеядная гусеница-гигант кушает его карандаши, фломастеры и точилки. Только что она «скушала» кусок мишуры. Я увидела мишуру под столом и полезла доставать. Под столом обнаружила конструкцию, которая как раз и «кушала» все карандаши и точилки. Эта конструкция была той самой гусеницей-гигантом. Я сломала ее, чтобы она больше не тревожила Мышонка. Только автор этого произведения остался недоволен. Но я скажу честно, что эту штуку нужно отправить в музей Хармса, эта гусеница достойна похвалы! Только пусть она не попадает в плохие руки.

– Это правда? – спросила мама у Илюши. Тот кивнул.

– Правда? – спросила мама у Милы. Но той не шло в голову лживое оправдание, и она молчала.

– Как тебе не стыдно? – спросила мама у Милы, а у самой в глазах стояли слезы. – Сегодня ты будешь сидеть в ванной час! Нет, полчаса… час – много…

Мила ушла, и мама с ней.

– А я иногда сижу в ванной по пять часов! – успел шепнуть Илюша Юлии. – Больше ты не сможешь бороться с «сувенирами». Мама тебя выгонит. Она не переносит, когда обижают Милу.

– Нет, я смогу бороться! И хорошенько вздуть Милу. Где там твоя лягушка?

– В кровати, как всегда.

Они залезли в Илюшину кровать и обыскали все.

– Понятно! – сказала Юлия. – Лизун. Белый лизун маскируется под простыню. Смотри, он светится в темноте! Я мечтала о таком!

– Я дарю его тебе.

– Спасибо!

Они выяснили, что паук с помощью лески привязан к стене, а лески, идущие от его лап между дверью и стеной, закреплены вне ванной, около двери. Если дергать за лески, лапы паука будут двигаться. В тусклом свете фонарика не было видно девяти лесок, создавалась иллюзия, что паук бежит по стене.

Улей был ловко сделан Милой из воска, а жужжание создавали старые часы, давно переставшие тикать.

– Завтра приходи ко мне в гости! – сказала на прощанье Илюше Юлия, когда ей надо было уходить. – У меня тоже неплохой дом.

 

Глава 4.

 

Илюша долго шел по улице к дому Юлии. Можно было подъехать на автобусе, но Юлия не сказала, какой номер автобуса ходит до ее дома, ведь она сама ходила пешком.

Перед ним стоял старый дом с облупившейся краской. Это был тот самый дом, в котором жила Юлия. Илюша поднялся на десятый этаж и позвонил в дверь.

Открыла четырехлетняя Соня, сестра Юлии.

– Пливет! – сказала она радостно. – А мы тебя так долго вдем!

Илюша зашел в маленькую квартиру… ведь это такая квартира, о которой он мечтал! Маленькая комната и маленькая кухня, нехитрая обстановка. Добрая трудолюбивая мама, серьезный и веселый папа. И все здесь простое, доброе, уютное! Разве может быть такое место на земле? Никто никого не обижает, все друг друга любят.

– Как у вас уютно! – вырвалось у Илюши. Даже в деревне было не так, как здесь.

Подошла Юлия. Она провела Илюшу в комнату и показала все книги, которые были в этом доме. Несколько книг были собственностью Юлии – пара томов Лидии Чарской, одна книга Астрид Линдгрен, пять книг Аники Тор, и очень много старых, испорченных книг. Игрушек не было.

– Я уже большая, чтобы играть в какие-то игрушки, – сказала Юлия. – Только у Сони есть игрушечный котенок, она его очень любит. Зато у нас очень много настольных игр.

Юлия показала Илюше шахматы, шашки, нарды, «морской бой», домино и несколько Сониных игр с кубиком и фишками. Она научила его играть в шахматы, и они вместе играли.

Мама Юлии и Сони очень понравилась Илюше. Она была доброй и красивой от природы. Она очень гостеприимно приняла Илюшу, и тому было ужасно стыдно за свою мать и сестру. Ведь они так негостеприимно и холодно обращались с Юлией! А его тут любят больше, чем в родной семье.

Придя домой, Илюша долго думал о семье Юлии, о том, как им повезло, что они так крепко друг друга любят.

 

* * *

 

На следующий день позвонил дедушка и сказал, что когда у Илюши начнутся каникулы, тот приедет с сестрой в деревню. Дедушка еще никогда не видел Милу, а Илюшу совсем не помнил, ведь тот последний раз был в деревне в три года.

– Опять деревня! – устало сказала Мила, будто каждый день там бывала. – Я бы лучше поехала в санаторий!

– Хорошо, Милочка, в деревню Мышонок поедет один! – сказал папа.

– Пап, а можно мне взять с собой Юлию? – спросил Илюша с надеждой.

– Ладно. Возьми. – Папа ведь не знал о сломанном «сувенире».

Дедушке с бабушкой Илюша описал Юлию как можно лучше; последней не терпелось поехать в деревню, поиграть с котом Басином, побегать в поле, набрать полные корзины ягод, искупаться в речке. Юлия еще никогда не была там, деревня представлялась ей широким полем, полным счастья. Илюша рассказывал ей про добрых дедушку и бабушку, которые ласкались к нему и называли его «наш нежный внучек». Про темный таинственный лес, про светлую речку. А больше он ничего не помнил – ведь он был в деревне целых пять лет назад.

 

Глава 5.

 

Они приехали в деревню. Их встретили радостные бабушка и дедушка. Юлия пришла в восторг от деревни. Все было привольно, счастливо.

Они разгрузили вещи и убежали гулять.

Прошло два дня. Юлия и Илюша пошли гулять в лес.

– Дальше этого дуба я не заходила, – сказала Юлия, (она уже была в этом лесу), – но сегодня мы зайдем. Пошли, Мышонок!

Они ушли в чащу и шли, пока не устали. Они сели под дерево. И вдруг услышали музыку.

Это пели птицы, вообще их пение нельзя назвать музыкой, но Юлии и Илюше показалось, что это – музыка. Соловьи заливались. Юлия сказала:

– Когда еще раз запоют соловьи?

Илюша запомнил это пение на всю жизнь. Каждый раз, когда он слышал чириканье птиц, он вспоминал этот момент. И ему казалось, что Юлия – его сестра, а Мила какая-то чужая.

Они долго искали тропинку обратно, пока не стемнело. Потом они увидели Басина, который вышел на охоту, и бегали за ним до утра. Басин и привел их домой.

 

Глава 6.

 

Что случилось? Что произошло? Несчастный случай или что-то другое? Почему мужчины из полиции пришли забирать Юлию в интернат? Что они сказали? Что ее родители умерли? Или нет? Или их убили, или они попали под машину? Или что? И что с Соней?

– Они заболели и умерли. Ведь по городу ходит карантин! Не слышали? – сказал один из полицейских.

– Нет. Но вы собираетесь прямо сейчас забрать Юлию? – осведомился Илюша.

– А куда ее девать? У нее нет дальних родственников, значит, ее надо забрать в интернат.

– Подождите до конца каникул! Юлия сейчас гостит у нас все лето.

– Нет. – Полицейский был непреклонен. – Вы просто друзья, вы не родственники. Тема закрыта. До свидания. – Полицейский взял Юлию за руку и ушел.

 

* * *

 

Мила вернулась домой заплаканная.

– Меня исключают из школы! Меня исключают из школы! Мама, папа, меня ИСКЛЮЧАЮТ! Пожалейте меня хоть чуть-чуть!

– Отстань, Мила. – Сказал папа. – Я за работой. Во время работы меня тревожить нельзя, а то я рассержусь и в этот момент не буду тебя любить.

– Мама!

– Она на работе, ты же знаешь. Подожди до вечера. Мы освободимся и пожалеем тебя.

Мила упала на кровать и зарыдала в подушку. Ее никто не утешит. Ее исключают. Как гадко! Как глупо исключить самую способную девочку в классе за глупые слова? Да вся средняя школа ругается, и их не исключают! А ее исключили. Она – отверженная. Она – нелюбимая. Она – плохая. Плохая, плохая! Из-за трех бумажек. Из-за нескольких слов. И из-за лживых строк и обещаний, которые не под силу Миле.

Ей не под силу? Очень даже под силу! Просто она не хочет исполнить своего обещания. Она не терпит, когда ее обижают! И из-за нескольких слов и трех бумажек ее лишают школы и друзей.

– Мила! – шепчет ей кто-то. Она не знает, кто, но он утешает ее сладкими словами, держит ее за руку своей маленькой ручкой. Кто это? Он такой добрый! Мила все рассказывает ему, как в школе над ней стали смеяться старшие классы и она стала ругаться (после того, как написала три объяснительные за плохие слова), и ее отвели к директору. Ему она обещала больше не ругаться, и директор сказал, что если она еще раз станет ругаться, то он исключит ее из школы. Воспользовавшись этим, старшая школа стала опять донимать ее и она не выдержала и стала обзывать старшие классы «мутными», (как их назвал директор), словами. Через неделю, то есть, сегодня, ее исключили.

– Давай будем дружить с тобой, что бы ни случилось. – Сказала Мила.

– Несмотря на то, как я выгляжу, – прошептал тот, кто утешал ее.

Мила обернулась и посмотрела на него, и увидела своего младшего брата.

 

Глава 7.

 

Девятилетний Илюша гулял вместе с бабушкой, дедушкой и Милой по улице и разговаривал с сестрой.

– Как жаль, что умерли папа с мамой! – сказала Мила.

– Я их почти совсем не помню! – сказал Илюша. – Как-то странно, они умерли только полтора года назад.

– Я знаю: они почти не любили тебя, Мышонок, ведь их заботой была я.

– Как хорошо, что тебя исключили из школы! А то мы остались бы врагами на всю жизнь. Теперь ты мой друг, теперь у меня много друзей, ведь ты научила меня чувствовать себя сильным мужчиной. Правда, не совсем, еще меня учила Юлия…

Илюша вспомнил, как пели соловьи, когда они с Юлией сидели под деревом в деревне, и она сказала, что соловьи поют для них последний раз. Как он любит Юлию! Хотя почти совсем ее забыл. Только глаза и голос всплывают в его памяти, и тот момент, когда они с Юлией сидели под деревом и слушали пение соловьев. «Когда еще раз запоют соловьи?» – так сказала Юлия. Теперь Илюша почти забыл, как она выглядит. Где она? Что с ней? Как она себя чувствует?

Илюша чуть ли не в первый раз подумал, что Юлия тоже где-то живет и что-то делает, что-то чувствует, что у нее тоже умерли родители. И ей не так хорошо, как ему – у него небольшая потеря. Он не очень любил своих родителей, и они его. А родители Юлии были такими хорошими и добрыми, что это была огромная утрата для Юлии. И для Сони. А где сейчас Соня? Конечно, не там, где Юлия. А где? Ей очень не хватает сестры, и Юлии тоже. А Илюше не хватает Юлии. Хотя у него есть много друзей, и сестра его любит, хотя он живет вместе с бабушкой и дедушкой, ему не хватает Юлии. Она была его первым и самым лучшим другом.

– Мышонок! – услышал он голос. Но он подумал, что ему послышалось.

– Мышонок!

– Тебя кто-то зовет, – сказала Мила. Илюша увидел перед собой высокий забор интерната, а за забором – девушку.

Она была тощая и бледная, она звала его срывающимся голосом. На лице у нее выступили пятна. Она была одета в старую летнюю одежду, хотя стоял только март, ее голова была побрита наголо. Илюша подошел к забору, и она подошла к нему. Она сказала ему:

– Разве ты меня не узнаешь, Илюша???

– Это ты, Юлия? – неуверенно спросил тот.

– Я; разве я стала такой некрасивой, что ты меня не узнал? – Юлия казалась старше своих лет.

Они, молча, смотрели друг на друга. Они снова встретились.

– Пели соловьи? – спросила после долгой паузы Юлия.

– Они еще запоют.