Литературный журнал
www.YoungCreat.ru

Юные писатели. Библиотека

Усова Екатерина
(11 лет, 6 класс, Первомайская шк., Омский р-н, Омская обл.)

ДВОЙКА

 

1

- Заезжала тут недавно к родне в деревню, видела там такую сцену. Мальчишка, чуть не плача, рассказывает отцу, что двойку получил, а тому - до лампочки! Стоит – лыбится, на магазин всё посматривает. Так туда и пошёл. Известное дело…

И так мне парнишку жалко стало! В конце концов, устанет он от повального равнодушия; засосёт его болото, а там, глядишь, подрастёт - и сам на магазин посматривать будет. Обидно.

2

- Ой, Вера, а икры нет; Клюеву вчера последнюю продала, полгода банка лежала – никто не брал. Клюев уж и не знал, как выпендриться! И то купит, и это… Я спрашиваю: «Что за праздник?», а он: «Колька первую двойку получил. Отмечать будем!». Хвастает, значит, что сын учится хорошо. А Кольке неудобно за него; встал у двери, смутился. Всё у этих Клюевых не как у людей – корчат из себя, корчат… Проще надо!

3

- Ну, как тут не ругаться?! Послала его поросят купить, а он все деньги в магазине спустил. Добро бы, что путное взял, а то ведь понабрал ерунды всякой: на раз поесть. У меня день был очень плотно расписан – пришлось всё бросить ради их торжества. Дети, конечно, обрадовались. Коля поначалу сильно из-за двойки расстроился; пришёл – сам не свой. Признаться, ни ожидала. Я уж у него и не спрашиваю ничего. Зачем соль на рану сыпать. Петьке то (меньшому) тому хоть двойка, хоть пятёрка, хоть кол – всё едино. Петька у нас без сантиментов. Успокаивал меня: «Не всё, мама, деньгами можно измерить». Яйцо курицу учит. А в целом они правы: отдыхать тоже надо! Хотя бы иногда. Возьмём поросят попозже.

4

- Я ничего не могу понять! Вообще!!! Когда я не выучу уроки, - меня воспитывают, понимаешь. А вот Колька двойку схватил – пир до потолка! Всем хорошо и весело. Это по-каковски?! Нет, я не жалуюсь и не обижаюсь. На что обижаться то? Всё ништяк! Время провели отлично! Особенно мне понравились песни ночью у костра. Спасибо Кольке два раза! За двойку и за гитару (он на гитаре играть большой мастак!).

5

- Бывает, готовишься, готовишься к какому-нибудь празднику или событию, а всё проходит скучно, чуть ли не официально. Даже почти стыдно перед гостями, перед семьёй, перед собой. Но в этот раз как будто сам Бог дул в наши паруса: весело, азартно, заботливо! Удалось абсолютно всё! И скороспелый шашлык, который у меня сроду не получался; и погода, несмотря на хмурые прогнозы синоптиков; и настроение, хотя было чем его испортить; и гости славные зашли, а ведь ещё накануне должны были уехать в город; и даже верхнее фа я взял несколько раз кряду, что мне не удавалось уже лет десять! Только жена иногда сурово хмурила брови, сердясь за растраченные деньги, но это лишь раздувало веселье – все понимали: напускное.

6

- Тридцать лет прошло с тех пор. Уж и отца в живых нет. А тот «Праздник двойки» помнится, как будто он был вчера.

Поначалу, я чувствовал себя неловко, тушевался. Потом махнул на всё рукой, взял гитару, запел, и полетела юная душа! Когда стало ясно, что вечер удался на славу, я даже немножко возгордился: смелая идея принадлежала отцу, но первопричина – я! Глупо, конечно, но то ж было тогда. Уже перед тем, как идти домой, отец произнёс, глядя в звёздное небо: «Жаль, что праздник двойки бывает только раз в жизни! Надо идти спать, а то карета обернётся тыквой…».

В дневники отец не заглядывал. Видел, что старались, а уж какие там оценки – дело десятое. Но всё-таки, догадался он, что я хотел его разыграть, и выдумал двойку или на самом деле поверил? Почему-то мне очень важно знать ответ на этот вопрос.

 

 

 

Королева Шотландии Мария Стюарт, и …закат шифра простой замены

 

Муха отчаянно пыталась вырваться. Рывок. Ещё рывок… Тщетно. Между тем тонкие липкие нити уже донесли пауку, что ловушка сработала. А вот и сам монстр! Он приближался к жертве не спеша, проверяя по пути свои мудрёные сети…

Марии Стюарт думалось: «А вот ни дёргайся муха – чудовище находилось бы в неведении; но тогда у пленницы не было бы ни одного шанса: она просто умерла бы с голоду». Мысли и воспоминания сами по себе лезли в голову королевы, свивая там такую паутину, что любой паук умер бы от зависти!

9 сентября 1543 года, в возрасте девяти месяцев, Мария Стюарт стала королевой Шотландии. В шесть лет её переправляют во Францию. Она получает блестящее образование и становится жемчужиной великого французского двора! 24 апреля 1558 года Мария Стюарт выходит замуж за дофина Франции Франциска, а в июле 1559 года становится королевой Франции. Увы! - на этом судьба исчерпала свои улыбки. Король Франциск II неожиданно умер, и в августе 1561 года королева (теперь уже только Шотландии) вернулась в свою разорённую страну. Дальнейшие шотландские события проносились перед воспалённым взором узницы непрерывной чредой злоключений.… А в 1568 году Мария сделала роковую ошибку - бежала в Англию, надеясь найти убежище, но здесь её ожидало лишь заточение. Дело в том, что Мария Стюарт была претенденткой ещё и на английский престол, чему, понятно, её двоюродная тётка королева Англии Елизавета I вряд ли была рада. После восемнадцатилетнего плена, когда Мария Стюарт потеряла все привилегии, все надежды, а взамен приобрела ревматизм, у неё появился шанс. Некто Гилберт Гиффорд остроумным образом организовал переписку пленницы с внешним миром – все письма прятались в пробке, которой затыкалась бочка с пивом. Этим каналом связи и воспользовались участники заговора, возглавляемого Энтони Бабингтоном. Целью заговора было убийство Елизаветы и освобождение Марии. Помня, что осторожность – лучшая сторона доблести, Бабингтон и Мария зашифровывали свои сообщения. Если письмо перехватят, то прочитать не смогут, и заговор не будет раскрыт. …Но заговор был раскрыт; всех его участников предали ужасной смерти; Мария Стюарт дожидалась суда.

…Она непроизвольно вздрогнула, когда паук коснулся своей жертвы. Муха забилась в агонии, и Мария отвернулась; подошла к двери, уже по привычке толкнула её; тяжёлый засов снаружи самодовольно лязгнул. Как по команде мысли Марии устремились к одной точке: шифр! Теперь вся надежда только на него. Шифр – единственный замок на той рисующейся в её воображении двери, за которой нет ничего, кроме виселицы. Но неужели кто-то непосвящённый сможет подобрать ключ и прочтёт эти замысловатые бессмысленные знаки?!

О, наивность невежества! Утопающая в политических интригах Мария схватилась за догорающую соломинку криптографии.

Мария и Бабингтон пользовались шифром простой замены, в котором каждая буква исходного текста заменяется, в соответствии с ключом, другим символом. Допустим, ш заменяется на а , и на б , ф на в , р – на г ; тогда слово шифр превратится в абвг . То есть создаётся некий шифралфавит. В английском языке 26 букв, значит, первый символ шифралфавита может иметь 26 значений, второй – 25 и так далее. Всего получается 403291461126605635584000000 возможных шифралфавитов. На первый взгляд впечатляет, ведь это больше чем возраст вселенной в секундах! Перебор вариантов тут невозможен. Кроме того, шифр простой замены лёгок в использовании, по-своему надёжен: если небольшая часть символов и «потеряется», остальное всё равно можно будет прочитать, восстановив по контексту недостающую информацию. Именно поэтому шифры замены господствовали в первом тысячелетии. Но уже в X веке арабы научились взламывать подобные шифры за минуты. Они обнаружили, что различные буквы любого языка встречаются в осмысленных текстах не одинаково часто. Так родился частотный анализ – дитя математики и лингвистики.

В отличие от Марии Стюарт, государственный секретарь королевы Елизаветы I сэр Фрэнсис Уолсингем, что называется, держал нос по ветру и взял себе на службу одного из лучших криптоаналитиков Европы Томаса Фелиппеса. Уолсингем набросил паутину шпионов на всю Англию; одним из его агентов был … Гилберт Гиффорд. Естественно, что все письма Марии проходили через Томаса Фелиппеса, который их расшифровывал и копировал для Уолсингема. Бедная Мария! – её шифр не имел ни малейшего шанса противостоять знатоку частотного анализа. После письма, в котором заговорщики предлагали убийство Елизаветы, Уолсингем мог их схватить, но он выжидал, надеясь, что Мария выдаст себя ответом. И дождался таки!

17-го июля 1586 года Мария ответила Бабингтону, подписав тем самым свой смертный приговор. В своём письме Мария особо настаивала, что должна быть освобождена одновременно, или чуть раньше убийства Елизаветы, иначе тюремщики могут успеть лишить её жизни. Это письмо и шифр стали на суде главными доказательствами обвинения. О, вечная irony of fate*! Именно в этот год Виженер опубликовал свой знаменитый «Трактат о шифрах». Если бы заговорщики прочли его…

Елизавета I предлагала Марии Стюарт свободу в обмен на отречение от своих прав на английский престол. Но Мария стала королевой раньше, чем научилась ходить и говорить! Она не могла отказаться от этой роли и играла её до последней своей минуты.

8 февраля 1587 года Мария Стюарт была обезглавлена. Ричард Уингфилд в повествовании о последних днях королевы пишет: «…палач обнаружил маленькую собачку, которая ползала под её одеждами, которую нельзя было отнять от хозяйки кроме как силой и которая потом не могла покинуть её мёртвое тело, а пришла и легла между её головой и телом». Вот таким театральным образом к королеве Шотландии, королеве Франции, претендентке на корону Англии Марии Стюарт пришло всё то, чего ей так не хватало в жизни: искренняя любовь и бескорыстная преданность.

 

* Насмешка судьбы (англ.)

 

 

КЛОУН С ОСЕНЬЮ В СЕРДЦЕ

 

Зритель наш шутами избалован –

Жаждет смеха он, тряхнув мошной,

И кричит: «Да разве это клоун!

Если клоун – должен быть смешной!»

 

Вот и мы... Пока мы вслух ворчали:

«Вышел на арену, так смеши!» –

Он у нас тем временем печали

Вынимал тихонько из души.

. . .

Мы потом смеялись обалдело,

Хлопали, ладони раздробя.

Он смешного ничего не делал –

Горе наше брал он на себя.

 

Из стихотворения Владимира Высоцкого «Енгибарову – от зрителей»

 

 

Небо было чистое, как купол нового цирка. Полной луне негде было спрятаться, и она изучала обстановку моей комнаты, нисколько не смущаясь. Её мощный, но не слепящий прожектор бил в окна чарующим светом. Всё, на что падал этот свет, меняло свой смысл и очертания. Кресла стали каменными великанами; стол, со всем, что на нём лежало, превратился в сказочный замок с башенками, бойницами; в лежащем на полу плюшевом мишке легко угадывался околдованный принц; забытая бабушкой трость стояла в углу многообещающим волшебным посохом… А вот пришла и сама бабушка! Я попросила её оставить посох в моей комнате. Мудрая бабушка, видимо, услышав в моём голосе тоску по сказке, присела на колени каменного великана; но заговорила не сразу, а лишь выдержав театральную паузу, собравшись с мыслями, как музыкант перед исполнением сложного произведения.

– Это неправда, что время волшебников прошло. Настоящие волшебники украшают все времена. Об одном таком волшебнике я и хочу рассказать. У него не было диковинного имени, например: Хоттабыч, Гудвин, Гендальф; он не вылезал из бутылки и не прилетал из других галактик. Нет-нет! У этого волшебника был паспорт, была своя любимая работа, и он платил налоги, как все остальные граждане. Звали волшебника Леонид Енгибаров . В его трудовой книжке имелась запись: «цирковой клоун». Увы! казённый язык чрезвычайно беден на эпитеты! Следовало написать: «Гениальный клоун-мим» – не меньше! Или: «Самый грустный клоун на планете». Или: «Клоун с осенью в сердце» – как называли его журналисты. Енгибаров виртуозно владел языком тела, жестов, мимики. Каждая его реприза – сказка, каждый выход на сцену – волшебство! О своём искусстве он писал:

«Мир пантомимы полон звуков и красок. Гремит и грохочет, смеётся и аплодирует, шумит вокзалами и поёт с эстрады, и тихо шепчет слова любви. Огромный Мир, и миму ничего не стоит перенести нас из конца в конец, рассказать о большом и маленьком, трагическом и смешном».

Волшебство – тяжёлый труд. Поначалу публика, ждущая лёгких развлечений, не приняла Енгибарова. Но клоун с огромными печальными глазами не отступил, а использовал всю силу своей магии и потряс душу зрителя до самых недр, заставив его переживать и задумываться, грустить и радоваться, смеяться и плакать.

Передать словами искусство Енгибарова невозможно! Но… мне всё-таки хочется описать несколько реприз, так как я их почувствовала, запомнила, пережила.

 

 

Жажда

 

Человек изнывает от жажды. На высоком постаменте он замечает кувшин с водой. Человек карабкается, падает, снова карабкается, снова падает… Кажется, его тщетным попыткам не будет конца, но вот, наконец, ему удалось достать кувшин. Он бережно берёт его в руки, боясь пролить хоть каплю драгоценной влаги. Человек уже предвкушает первый глоток! Но тут к нему подходит маленькая девочка и просит отдать кувшин ей. И человек отдаёт кувшин! Девочка несёт кувшин к своим песочным куличикам и поливает их водой, чтобы они лучше лепились. Человек смотрит и, забывая о муках жажды… начинает улыбаться!

Растроганные зрители тоже улыбались.

Вот так незаметно Енгибаров делал людей тоньше, добрее. Лиризм его сказочных пьес доставал до самого сердца!

 

 

Скакалка

 

Клоун прыгал через скакалку. Шталмейстер отбирал её. Тогда клоун доставал из кармана другую – покороче, и снова прыгал. Шталмейстер отбирал и эту. Клоун доставал ещё и ещё, всё короче и короче. Последняя скакалка была длиною сантиметров сорок, и прыгал он через неё лежа на спине.

В этой притче удивительным образом соединяются прозрачность Моцарта и глубина Бетховена. Не жди благоприятных условий. Действуй!

 

 

Скрипка

 

О!.. Это моя любимая сказка! Енгибаров очень тонко чувствовал внутреннюю сущность вещей, их душу. Предметы в его руках делались говорящими, многоликими. Они были его чуткими, отзывчивыми партнёрами.

Енгибаров выбегает со скрипкой в руках. Всем всё понятно: клоун хочет сыграть на скрипке. Но где же смычок?.. Тут? Тут? Или тут? Ага, нашёлся! Начинается потешная возня с нотным листом, скрипкой и смычком – никак не получается приладить всё к месту... ну, наконец-то! Всё на своих местах, и можно бы играть. Чего же клоун медлит? На его лице смущение и растерянность... Неловким движением клоун касается струн и… ломает инструмент. Мим потрясён... он не хочет верить своим глазам – не хочет верить в гибель скрипки. Для него сломанная скрипка – это действительно горе, безвозвратная гибель чего-то прекрасного. И ещё – чувство вины. Плача, он прижимает к груди сломанную скрипку и... уносит её как больного ребёнка. В микрофон на весь зал стучит его сердце, и щемящая мелодия звучит как заключительный аккорд этой печальной, но удивительно светлой сказки.

Какой хрупкий, хрустальный номер! Какая абсолютная гармония музыки, сюжета, настроения! Зритель застигнут врасплох, взят за самое сокровенное. Каждого кольнуло в сердце своё Несбывшееся. И каждый ощутил, что вот он, клоун, взял на себя частичку этой боли. В зале – абсолютная тишина. Оно и понятно – не каждый день встречаешься с настоящим чудом.

 

 

Случай в Ереване

 

В 1972 году Енгибаров решил ненадолго съездить в город, где началась его карьера, – в Ереван. Конечно же, он пошёл в родной для него цирк. В тот момент там уже шло представление, и, чтобы не мешать, Енгибаров тихонечко прошёл в директорскую ложу и сел в углу. Но это не укрылось от зрителей; весь зал в едином порыве поднялся со своих мест и разразился оглушительными аплодисментами. Енгибарову пришлось встать и выйти из тёмного угла на свет. Аплодисменты никак не стихали. И тогда, в благодарность за зрительскую любовь, он на ходу придумал пантомиму: раскрыв двумя руками свою грудную клетку, достал оттуда сердце, разрезал его на мириады маленьких кусочков и бросил зрителям.

Тогда никто не мог предположить, что прекрасная импровизация окажется символическим прощанием великого мима. Его сердце не выдержало.

«Он застыл – не где-то, не за морем –

Возле нас, как бы прилёг, устав, –

Первый клоун захлебнулся горем,

Просто сил своих не рассчитав».

 

Бабушка замолчала. В её растроганном голосе чувствовалась усталость. Посмотрев на луну, как глядят на солнце, пытаясь определить время, она спохватилась:

– Поздно уже! Тебе давно спать пора! – и, пожелав мне приятных снов, бабушка пошла в свою комнату.

Педагогика чертовски удобная штука – когда взрослым надо отделаться от детей!

В окно было видно, как шальное облако наползало на луну. По углам заиграли едва различимые тени. Подчиняясь капризам ассоциаций, в памяти промелькнул гордец Ларра, чтобы тут же уступить место смельчаку Данко, «который сжёг для людей своё сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».

Так и живут в моей душе по соседству: молодой красавец Данко и добрый волшебник Леонид Енгибаров, изучающий на нас своим грустным взглядом. Долгим-долгим…

 

БАБУШКА, ТЕЛЕВИЗОР И СТАЯ ТОВАРИЩЕЙ

В телевизор убегает
Наша бабушка с утра,
Там по моде одевают,
Там хлопочут доктора,
Там готовят очень смачно,
В доме сделают уют,
Замуж выдадут удачно
И удачно разведут.
Чью-то душу сериалы
Там подхватят унося,
Там артисты, генералы…
Там живёт элита вся!
Там любой провинциалке
Покоряется Париж;
Там и розы, и фиалки;
Там карьера, и престиж!
...
Вот готов семейный ужин.
Бабушку зовём за стол.
Но и ужин ей не нужен -
Ей сейчас бы валидол...
Посадили сердце страсти
Мексиканского кино.
И куда же смотрят власти!
Или власти заодно?

Мы, в конце концов, дождались:
К чаю бабушка пришла!
Ни одна: с ней увязались
Пугачёва и «Ялла»,
Абрамович и Астахов,
Макаревич и Собчак,
Жириновский и Малахов,
Якубович весельчак…
Мне их всех не перечислить
Имя оным - легион!
Сами можете домыслить
Сколько было VIP персон.
Вперебой они кричали,
Голос бабушкин украв,
О конце и о начале,
О вреде и пользе трав,
О промышленных отходах,
О гнусавых голосах,
О нетрудовых доходах,
О трусах и небесах…

Из-за этого «вокзала»,
Что пришёл чайку попить,
Невозможно для нас стало
С бабушкой поговорить.