Литературный журнал
www.YoungCreat.ru

Наша летопись

"Творчество Юных".


Литературно-художественный журнал “Творчество юных” - издание Благотворитель-ного фонда “Нить” - выходит в свет третий год. За год издается 6 номеров, то есть один номер выходит раз в два месяца. Журнал толстый - в каждом номере от 185 до 200 полос.
Публикуются в “ТЮ” только авторы действительно юные - до 18 лет включительно.
Поскольку объем журнала немаленький, в нем могут появляться детские и юношеские произведения любого размера - от двустиший до поэм и от юмористи-ческих фраз до романов.
То, что журнал целиком составляется только из детских и юношеских литературных произведений, отличает его от других периодических изданий для детей, создает его оригинальное неповторимое “лицо”.
Ежегодно журнал публикует произведения ста с лишним авторов - как правило, детей школьного возраста, хотя встречаются и авторы-дошколята, но, конечно, гораздо реже. Вокруг журнала за годы работы сплотился читательский, авторский, родительский и педагогический актив, что позволяет говорить о реально существующей, хорошо налаженной “обратной связи” между редакцией и, если можно так сказать, “потребителями” ТЮ.
Сам факт существования такого журнала является, как мы, его сотрудники, убедились, фактором, оптимизирующим мироощущение многих детей, занимающихся литературным творчеством. “Уголки детского творчества”, которые имеются в некоторых изданиях для детей, не могут предоставить возможность опубликоваться заметному числу юных авторов. Даже зная о существовании таких “уголков”, пишущий ребенок не может быть уверен в том, что его творения туда попадут.
Знание же о том, что существует толстый журнал, который специально и исключительно занимается только детским творчеством, придает ребенку обоснован-ную уверенность в том, что его сочинения окажутся в руках профессионалов, которые заинтересованно, неформально к ним отнесутся и оперативно решат очень важный для любого пишущего вопрос - вопрос о публикации. Могу сразу сказать, что у нас так поставлено дело, что не позднее, чем через сутки после поступления в редакцию того или иного творческого материала, мы связываемся по телефону с автором и сообщаем, сможем ли мы напечатать что-то из присланного, называя при этом конкретный номер журнала, в котором будут данные произведения.
Знание о том, что существует ТЮ, повышает статус собственных литературных занятий в глазах ребенка. Повышает в его собственном представлении их весомость, их значимость. Существование ТЮ повышает и общественный статус детского творчества, привлекает к детскому творчеству заинтересованное внимание.
По нашим практическим наблюдениям, некоторые пишущие дети замкнуты, стеснительны, неуверенны в себе. То есть, имеют более или менее выраженный ком-плекс неполноценности. Публикация в журнале буквально на глазах изменяет таких детей, что мы уже неоднократно наблюдали. Получив журнал со своими стихами или прозой, такой ребенок преображается - весь как бы светлеет, во взгляде появляется радость, торжество, уверенность. Именно в такие секунды он впервые ощущает себя настоящим, полноценным человеком, который ничем не хуже других. Именно в такие секунды происходит гармонизация личности, отражающаяся на течении всей дальнейшей жизни.
Правда, иногда мы слышим возражения такого рода - ранние, мол, публикации способствуют появлению новых графоманов - то есть, людей несчастных и озлобленных. Ответить на такие возражения мы можем двумя тезисами.
Первый наш тезис - даже в детском возрасте довольно легко отличить потуги на творчество от пускай беспомощных, неумелых, но проявлений истинно творческих.
И второй наш тезис - на наш взгляд, мнение о том, что все графоманы - несчастные и озлобленные люди - мнение совершенно ошибочное, неверное. Мы, по роду своих редакционных занятий, сталкиваемся не только с пишущей детворой, но также с людьми разных возрастов. И мы видели многих взрослых и совсем пожилых, которые являются несомненными графоманами, но их “писательский зуд” никак не назовешь их бедой, поскольку он помогает им держаться на определенном уровне человечности, не скатываться вниз, не оскотиниваться…
Но мы в своей редакционной практике стараемся придерживаться первого тезиса - то есть, не выпускаем на страницы журнала то, что совершенно беспомощно и не несет в себе даже намека на “божью искру”. Решительно и бесповоротно мы таких детей не отталкиваем, приглашая их раз в месяц или раз в два месяца приходить к нам на литконсультацию, а также советуя им заниматься в каком-нибудь литератур-ном объединении.
В творческих же детях, повторяю, факт публикации в журнале порождает сильный гармонизирующий импульс, что, несомненно, отражается не только на самом ребенке, но и на его положении в семье.
Мы не раз наблюдали негативную настроенность родителей по отношению к творчеству их ребенка. Родители считали детские стихи или прозу “ерундой”, “ба-ловством”, не имеющим значения и смысла. Журнальная же публикация меняла отношение родителей - помогала увидеть в творчестве сына или дочери не балов-ство, а занятие, достойное уважения. После публикации родители зачастую заинте-ресованно включаются в творческие дела своих детей - начинают собирать то, что пишут их дети, присылать или приносить в редакцию, охотно привозят детей на наши постоянные радиопередачи, которые существуют у журнала на нескольких радиостанциях.
Должен сразу оговориться, что не только творчеством обычных, семейных детей мы занимаемся. Немалое место в нашей работе отведено общению с детьми, находящи-мися в социальном угнетении, - с детдомовцами, с заключенными следственных изоляторов, с воспитанниками колоний, специальных учебных заведений.
Собственно говоря, журнал ТЮ и начинался-то с литературного конкурса, проведен-ного нами в местах лишения свободы, в которых содержатся несовершеннолетние, малолетки. Мы получили в результате конкурса много пустого, никуда не годного материала. Но достаточно также нашлось и таких сочинений, которые, после награждения победителей конкурса, жалко было сдавать в архив. Из желания как-то использовать конкурсные произведения, найти им какое-то применение и возникла идея - создать литературный журнал, целиком состоящий из детских стихов и прозы. Первые два номера журнала полностью состояли из материалов этого - первого нашего - конкурса. И вот тут мы впервые столкнулись с фактом сильного воспитующего влияния творчества на неокрепшие души. Поясню это на примере специального технического училища в Колпино, в которое ребята определяются по приговору суда. Мы попросили их подумать о своей жизни и написать о ней. Их рассказики так и напечатали под общим заглавием “Моя жизнь на свободе и в училище”. И после этого, после того, как в их жизни появился журнал и публика-ция в нем, ребята, по выражению завуча Зарецкой Галины Степановны, “словно проснулись”. Они - не все, конечно, но многие, - вдруг ощутили себя людьми пол-ноценными, такими же, как все, чего-то могущими достичь необыденного, интерес-ного. После темы, которую мы предложили им, они захотели попробовать что-то написать сами, они стали чаще задумываться о жизни, чаще беседовать по душе с воспитателями. Журналы со своими публикациями они послали родным. Некоторые сами стали придумывать и предлагать нам темы для следующих конкурсов, и мы кое-какие ребячьи предложения осуществили в дальнейшем.
То есть, здесь также произошло то, о чем я уже говорил выше, - произошла гармонизация личности, произошло преодоление комплекса неполноценности не через агрессию, а через творчество.
Теперь мы с этим спецучилищем, что называется, “дружим семьями”. Мы бываем на многих мероприятиях, проводимых в училище, регулярно предоставляем им очередные номера нашего журнала, проводим историко-патриотические “круглые столы” с воспитанниками. Ребята хорошо нас знают и охотно с нами общаются. Они доверяют нам, и мы рады их доверию. Потому что заслужить доверие подростков, серьезно преступивших закон, - дело достаточно непростое.
Хочу здесь упомянуть также о наших занятиях, проводившихся в следственном изоляторе № 4. Мы, сотрудники редакции, расцениваем занятия в этом СИЗО как нашу неудачу, как пример того, что литературное творчество не может быть уни-версальным регулятором, корректором социально деформированной юной личности.
Когда мы пришли в следственный изолятор, там находилось свыше ста подростков. Свою группу для занятий мы создавали на добровольной основе - обходили камеру за камерой и рассказывали о том, что планируем делать. Из ста с лишним человек захотели участвовать в нашей программе только четырнадцать. Приходя на занятия,
мы подавали контролеру список ребят с указанием фамилии и камеры. Контролер выводил наших подопечных из камер и доставлял их в “помещение 200” - в комна-ту, которую по старинке можно назвать “красным уголком”. Там мы в режиме свободной дискуссии обсуждали заранее намеченные историко-литературные темы. По ходу занятия устраивали по теме блиц-конкурсы с немедленным вручением небольших призов - чистых тетрадей, авторучек, шоколадок и тому подобного. Честно говоря, мы надеялись, что, по ходу дела, наши ребята будут делиться информацией с соседями по камерам и тем самым будут их заинтересовывать, при-влекать, подталкивать их на участие в нашей программе. Но этого не произошло.
Хотя нашим подопечным очень нравились некоторые наши придумки. Например, похвальные листы, которые мы вручали тому или иному подростку с формулировкой “за активное участие в изучении такой-то и такой-то темы”. Ребята передавали похвальные листы своим адвокатам, поскольку некоторые из них находились в изоляторе в ожидании суда, а некоторые - в ожидании этапа.
Но придумки придумками, а притока новых участников, ожидаемого нами, не произошло…
Анализируя причины столь малой заинтересованности малолетних заключенных в наших занятиях, мы пришли к выводу, что, видимо, первой и главной причиной был низкий образовательный уровень подростков. Видимо, творчеством человек может заниматься, и оно может реально на него воздействовать только тогда, когда имеется некий определенный “критический уровень” психической зрелости. Если человек до этого уровня не дотягивает, он не способен ни к занятиям творчеством, ни к восприятию творчества. И еще анализируя причины нашей неудачной деятельности в данном изоляторе, мы подумали о том, что, может быть, мы ошиблись, решив привлекать ребят к нашей программе на добровольной основе. Мы решили, что действовать в данном случае нужно было добровольно-принудительно. Скомплектовать не одну группу, а две или три, буквально вытягивая подростков за уши из камер. Возможно, число желающих заниматься не увеличилось бы и при таком варианте по ходу выполнения программы. Но все-таки занималась бы тогда не одна группа, - а две-три.
Выдвигалась также мысль о том, что ребята - члены нашей группы - воспринимали занятия как некую привилегию, как знак превосходства над другими, как льготу, и потому не стремились привлекать к занятиям других. Но эта мысль нами была отвергнута...
Проведя нашу программу в течение полугода и посчитав ее неудачной из-за малого числа участников, мы ее свернули и решили, что повторять ее не стоит…
Сегодня мы немало сил и внимания отдаем нашим регулярным радиопередачам, которые наш журнал осуществляет на радио “Россия”, на радио “Мария”, на радио “Открытый город”. В наших передачах, проходящих, как правило, в интерактивном режиме, мы обязательно выделяем время на игровое познавательное общение со слушателями, приглашая к такому общению не только детей, но также и всех членов семьи - пап и мам, бабушек и дедушек. Играя с нами всей семьей, выигрывая или не выигрывая наши призы, участники передачи потом могут неоднократно вспоминать о ней и ее обсуждать…
С помощью фонда “Интеграция” наш журнал вовлекает в активную деятельную жизнь юных инвалидов, порой, казалось бы, отгороженных от таковой жизни напрочь. Так, например, крупноформатную прозу для следующего нашего номера (имеются в виду повести) набирали на компьютерах девушки-инвалиды, совершенно обездвиженные, страдающие тяжелыми наследственными заболеваниями. Работать на нас, производить для нас электронный набор, по их собственным словам, им очень интересно, потому что интересны сами художественные тексты, предлагаемые им для набора. Работая на нас, они, опять же по их собственным словам, чувствуют, что не оторваны от других людей, что живут полноценно…
Участвует наш журнал также в программе развития детей с помощью семейного творчества, осуществляемой Центром. В семьях, охваченных данной программой, также имеются дети-инвалиды. Эти дети целенаправленно занимаются творчеством - сочиняют тексты (стихи и прозу), рисуют изобразительные композиции на заданные темы, исполняют декоративно-прикладные работы. Особенность программы в том, что любые творчески задания исполняются совместно с родителями - причем родители не подсказывают ребенку то или иное решение, а участвуют в процессе наравне с ним. Наш журнал выделил специальную рубрику для таких ребят и для таких работ. В основном, конечно, в этой рубрике публикуются и будут публиковаться тексты…
В завершение хочу сказать несколько слов о тех делах, которые - помимо издания журнала - мы считаем главными. Это, во-первых, Открытый кинофестиваль “Нить” - фестиваль детских и юношеских кино- и видеоработ. И во-вторых, Всероссийский музыкальный фестиваль детской и юношеской авторской песни, который мы также, не мудрствуя лукаво, назвали “Нить”. И к тому, и к другому фестивалям допуска-ются только те работы, которые осуществлены по материалам, опубликованным в нашем журнале. А с этого года к этим фестивалям будут допускаться также работы, сделанные по текстам, опубликованным в журнале “Костер”.
На наш кинофестиваль приходят фильмы из двухсот девяносто четырех населенных пунктов России. Это значит, что во всех этих городах и поселках дети, родители и педагоги в течение года готовятся к очередному нашему фестивалю, думают о том, как получше, поинтереснее снять для него фильмы.
Надеемся, что и музыкальный наш фестиваль детской авторской песни привлечет к себе не меньшее внимание…
На этом я и закончу свое сообщение…