Литературный журнал
www.YoungCreat.ru

№ 1 (18) Январь - Февраль 2006

Галина Карнаухова

ГОЛОСА ГОРОДА

В клубе "Репортер", который вот уже двенадцатый год живет под крышей гимназии, занимается около пятидесяти школьников. Возраст - с пятого но одиннадцатый классы.
Мы пытаемся научиться образному мышлению, образному взгляду, как в театре, "снимаем привычку" (по Станиславскому!) и учимся смотреть на мир незамутненным, незаторопленным взглядом.
Как мы это делаем? Ну, тут целая наука и методика... А если просто в нескольких словах, то: внимательно глядим вокруг и замечаем, к примеру, не грязные помойки, а прекрасные балконы и арки домов модерн на Каменоос-тровском проспекте, или лепных пеликанов на фризах. Так рождаются очерки "Как поживаете, балконы?", Пересеченье улиц не бесстрастно", "Здравствуйте, пеликаны", "Загадка бронзового сфинкса", "С днем рождения, Шид-цзы", - все это заголовки наших эссе-наблюдений. Есть у нас целая подборка очерков: "В окне Петербург", они звучали по Российскому радио этим летом, как и многие наши работы, в программе "Детский Остров".
А сегодня нам хотелось познакомить читателей с несколькими эссе-впечатлениями о том, как мы слушали наш любимый город... Слушали?! Что это значит, может быть удивитесь вы?.. Сейчас попробуем Вам рассказать.
Все мы любим наш город Петербург. Когда что-то или кого-то любишь, хочется узнать этого человека или явление получше. Вот и мы, репорте-ровцы, всегда ищем такой угол зрения, который показал бы наш город в новых красках. Недавно мы посмотрели на город из своих окон и увидели очень много интересного, непривычного, ведь в каждом нашем окне, где бы мы ни жили - как в раме картина - Петербург!
А на этот раз я предложила такое задание: давайте послушаем ГОЛОСА ГОРОДА. Вы удивитесь? Как это, голоса города?
А вы послушайте, ведь город звучит, и звучит по-разному в зависимости от своего городского настроения, в зависимости от времени года, от того, что с ним происходит. Бывают звуки вечные: Петербург - северный город, а значит, в нем звучат голоса сосулек, как фейерверк, или колокольчиков перезвон, "сыплются" сосульки по трубам водосточным и крышам; Петербург стоит на Неве, и, когда лед тает, льдины сталкиваются и мы слышим, как они ломаются, наскакивая друг на друга; может даже показаться, что это выстрелы. О том, как звонко тает лед в Неве, написал замечательно выразительно поэт Николай Гумилев: - "Взойди на мост, склони свой взгляд, там льдины прыгают на льдины, зеленые, как медный яд, с ужасным шелестом змеиным!". Вот, таким страшным показался поэту наш ледоход. А поэт Георгий Иванов услышал все по-другому: "Веселый ветер" гонит лед, а ночь весенняя бледна, всю ночь стоять бы напролет у озарённого окна, глядеть на волны и гранит и слушать этот смутный гром". Совсем другое настроение. Значит, у города было другое настроение, у льда было другое настроение, и его почувствовал поэт!
Я попросила своих юных репортеровцев выйти на балконы или открыть форточку - послушать, как звучит город. А потом пойти по улицам и сосредоточиться на том, что они услышат. А еще послушать и подумать, если у нас в Петербурге какие-то фирменные "эксклюзивные" звуки, нет в другом городе, а у нас есть? Ведь город бывает и тревожный и радостный и трагический. Помню, как в года войны были страшные "военно-боевые" звуки, и налет, и бомбежка, но...потом, когда наступила тишина, из приемников, а они были повсюду на улице, черные "трубы-уши" - так из них звучало "ТИК-ТУК, ТИК-ТУК", как сердце города метроном. Он словно говорил: "Я жив, мы живы и мы не сдадимся фашистам!" И пока метроном на улицах звучал, люди знали - все будет хорошо!
А иные звуки ушли навсегда в прошлое, в девятнадцатый век: по улицам и булыжным мостовым цокали копыта лошадей, громко перекатывались колеса пролеток; потом по рельсам громыхала и звенела конка, а на сапогах офицеров лихо и победно звенели шпоры... Это - ушедшие, улетевшие звуки города...
Наш Петербург очень меняется летом в Белые ночи, они рождают свои "белоночные звуки". Об этом удивительно написал наш Ленинградский-Петербургский поэт Глеб Семенов: "То ли город, то ли вздох, каменеет над Невой дальний голос поездов - только эхо от него; торопливый чей-то шаг, каблучков усталый звук, он минуту жил в ушах, оборвался на мосту".
А теперь слово моим ученикам - семиклассникам. Но и вы, наши читатели, - ПОСЛУШАЙТЕ СВОЙ ГОРОД, район, улицу и посылайте нам свои впечатления, наблюдения, ждем!

Александра Максютова (6 класс)

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ ТЫСЯЧИ ЗВУКОВ...

В Санкт-Петербурге - тысячи звуков:
Осенью ливня тихие стуки,
Зимой услышишь, как снег хрустит,
Весной радостно птичка свистит,
В летнее время шепот травы,
Плеск волн великой Невы.
Каждый день в двенадцать часов
Питерской пушки я слышу зов.
Никольского звон колоколов,
Скрежет механизмов разводных мостов,
Этих дивных звуков никто не замечает,
Но питерских шумов порой нам не хватает.

Саша Мухин (6 класс)

ЛЮБИМЫЕ ЗВУКИ ИЗ ФОРТОЧКИ

Я родился в большом городе и поэтому тишина всегда вызывает во мне тревогу! Город почти никогда не замолкает. А те короткие тихие передышки, которые он нам дарит, я провожу во сне. Мое утро начинается с дребезжащего оконного стекла - это по моей улице зашустрил тяжелый грузовой транспорт. Я уже и без будильника знаю, что где-то пять часов утра. Проваливаюсь в сон. Вот заревел несчастный малыш - его волокут в садик заспанные родители. Тик-так - семь тридцать. У меня только пятнадцать минут на досматривание последней серии снов. Хлоп-скрип - это мама по мою душу! Открываю глаза и тут понеслось! Шуршат по школьной улице шины автомобилей, хлопают двери, электричка прогромыхала в Сестро-рецк. Я пытаюсь зафиксировать все звуки, но они все сливаются и высматриваются в такой привычный и родной шум, который я узнаю из тысячи других. Сейчас мы можем купить любой звук на компакт диске, их предлагают слушать, чтобы расслабиться и успокоиться, но меня вряд ли успокоит искусственный звук моря и искусственный гул города!
А еще есть плеск невской волны, так не шумит не одно море в мире! И троллейбус дребезжит как-то по-питерски особенно. Когда любишь свой город, то даже звук с которым забивают сваи, станет родным и приятным после месячного пребывания в деревне. Хотя, конечно, деревня - это классно, но мне не хватает одного месяца, чтобы соскучиться и мечтать попасть обратно к выхлопной трубе (так называют деревенские нашу городскую жизнь).
Мы очень любим бродить летними вечерами по пляжу Петропавловки. Просто так, без всякой цели. И вдруг раздались потрясающие звуки. Показалось, что заиграл необычный оркестр. На следующий день, мы в это же самое время сидели напротив собора Петра и Павла, и слушали эту диковинную музыку. 51 колокол, связанный с клавиатурой тоненькими стальными нитями - такой подарок сделала нашему городу бельгийская Фландрия! Когда-то наш вездесущий Петр I был покорен волшебными звуками корильона, и заказал такой же для Петропавловского собора. Но, к сожалению, прежний корильон не уберегли. В начале этого века он был восстановлен. Я слушал его и думал, что может быть когда-нибудь эти звуки станут визитной карточкой нашего города, как кораблик на шпиле Адмиралтейства. А может быть, выпустят компакт диск, и все питерские будут слушать его, скучая на Багамах, Таити и прочих Канарах!

Ксения Танакова (5 класс)

"ПРИСЛУШАЙТЕСЬ!"

Звуки города... В разное время года, днем и ночью - они разные. Зимой на Сенатской площади завывает ветер, тихо падают снежинки, и слышится, как конь Петра Великого заржал и пытается спрыгнуть с постамента. Но, к сожалению, это всего лишь навеянная северным ветром фантазия -конь не оживает. Иногда раздается сильный грохот - на Неве случилась "ледяная" авария. Маленькие аварии, сопровождающиеся возмущснными криками пешеходов, происходят на набережных - несущиеся автомобили обдают прохожих брызгами из многочисленных луж. Слышно, как аппетитно хрустит снег под ногами, воет вьюга, и метель заметает все вокруг. Иногда зимней порой свиристели перекликаются серебряными голосками.
Ранней весной в парках можно слышать веселое щебетание и всхлипывание сосулек, теряющих свою нежную красоту.
Главный звук лета - это мерный гул величавой Невы. В садах слышно, как озабоченный дятел долбит дерево, каркает ворона, чирикает воробей, жужжит шмель, перелетая с цветка на цветок. Всюду слышится переливчатый шорох листьев, будто бы беседующих с ветром.
Осенние мелодии - шуршание листьев под ногами, первый школьный звонок, веселый смех первоклассников и странный, немного раздражающий монотонный звук дождя.
По воскресным дням город оглашается благовестным звоном колоколов. Басом гудят колокола Казанского собора. Серебряными и золотыми голосами перекликаются колокола Никольского, Спасо-Преображенского и Князь-Владимирского соборов.
Ночь - царство тишины. Изредка тишину нарушают машины, несущиеся по ночным проспектам.
В калейдоскопе питерских звуков слышится множество голосов - явных и тайных. Прислушайтесь к ним...

Иван Титков (5 класс)

КРАСИВО ЗВУЧИТ ПЕТЕРБУРГ!

У нас в городе так много звуков: громкие, тихие, звуки речи и звуки музыки.
Выхожу на улицу и слышу: как поют прилетающие с юга птицы, или, ругаясь, пытается завести машину какой-то нервный водитель. Или, может быть, у кого-то зазвонил сотовый телефон? Тогда человек поспешно достает его из кармана или сумки.
А наши многочисленные театры и концертные залы просто наполнены звуками. Во время представлений там звучат и голоса артистов, и музыка, и песни, и бурные овации благодарных зрителей.
Но больше всего звуков в центре города. Например, иду в 12 часов утра мимо Петропавловской крепости, и, вдруг, слышу, как внезапно выстрелила пушка! Или гуляю по Дворцовой площади и слышу стук лошадиных копыт - это катают в старинных каретах любопытных туристов. А если гулять по центру города светлой летней ночью, то можно услышать скрип разводящихся мостов.
У нас в городе триллионы различных звуков и мы слушаем их каждый день. Жаль, что мы часто не обращаем внимания, как красиво звучит Петербург!

Гуляков Даня (5 класс)

СТОИТ ТОЛЬКО ПРИСЛУШАТЬСЯ

Наверное, каждый из нас слышал выстрел пушки на Петропавловке ровно в 12 часов. В это время Вы сверите часы, и они будут показывать точное время.
В Санкт-Петербурге много рек, и мы слушаем их течение, особенно Невы. Мне очень нравится, когда ее волны бьются о гранитные набережные. Пение птиц в парках, стук трамвайных колес, гудки машин. Часто можно слышать футбольные "кричалки", шум болельщиков на "Петровском" стадионе. В нашем городе много звуков, стоит только прислушаться.

Александра Дзанагова (5 класс)

ПРОСТО ПОДОЙДИ К ОКНУ

Сейчас я сижу на кухне, открываю окно и слушаю, что происходит в городе. Кто-то выбрасывает мусор - вот почему звякнули бутылки. Напротив моего дома детский садик. Послышался хохот, начали скрипеть качели - значит там прогулка. Вдруг возник странный звук - это соседские мальчишки играют в футбол и разбили окно. С грохотом промчалась какая-то машина, у другой сработала сигнализация. Под окном рычат и лают собаки - дерутся. Вдалеке простучал по рельсам трамвай. На дереве с карканьем столпились вороны - у них праздник - родились маленькие воронята. Сколько интересного я узнала, подойдя к окну.

Ася Долгополова (9 класс)

ПЕСНИ ГОРОДА

Живое существо - это то существо, которое растет, движется, изменяется. Наш город не только живет, но и поет песни. Сотни звуков сливаются в странную музыку, будто разные музыкальные инструменты играют единую симфонию. Эта мелодия беспрерывна, ведь если сам город замолчит, это будет значить, что в нем нет жизни.
В дни Ленинградской блокады на улицах стояла мертвая тишина, холод. Многим казалось, вот-вот застынет воздух. Метроном тикал, как будильник, как механическое сердце города. Стук городского сердца можно услышать и сейчас. За многие километры от Санкт-Петербурга, в Комарово, или Солнечном, слышится глухой шум, будто море бьется о камни.
А сейчас, откройте окно, город принесет Вам звуки, сметенные со всех улиц, отскрёбанные от асфальта, смытые весенними ручейками.

Наталия Михайлова (10 класс)

КАК БУДТО БЫ ОНИ БЫЛИ АДРЕСОВАНЫ МНЕ...

Несмотря на то, что последние бои Второй Мировой войны отгремели уже больше шестидесяти лет назад, мне кажется для многих из нас война еще как будто бы не кончилась. Конечно, это утверждение можно оспорить, ведь сейчас никого не призывают на фронт, никому не приходится по ночам дежурить на крышах, и наш спокойный сон не нарушают больше ночные бомбежки. Но все равно многие привыкли смотреть и оценивать войну глазами сидящего в окопе солдата, боясь заглянуть в тыл бывшего противника.
Мне кажется, после просмотра спектакля "Рождество 1942 или письма о Волге" в Петербургском ТЮЗе война для меня наконец-то кончилась. Ведь что такое настоящий конец войны? Это не просто сложенное оружие, это способность сочувствовать бывшему врагу, готовность самому встать под прицел своего же автомата и почувствовать, что это, как это. Тюзовский спектакль необычен тем, что в основе его - письма немецких солдат. И сознание того, что та любовь, то сожаление, те подозрения, предостережения, тревоги, которыми дышит каждая строчка, каждое письмо - все это подлинное, настоящее, заставляло меня, то и дело, вздрагивать, будоражило мое воображение. Но я представляла себя не на месте немецких девушек, ожидающих письма с фронта, а на месте русских людей, на чью долю выпало испытание войной.
Думали ли они, знали ли, что по другую сторону фронта, по вражескую сторону, так же, со слезами на глазах пишут письма, празднуют Рождество и стремятся не к тому, чтобы убить как можно больше русских, а к тому только, чтобы руки отучились скорее стрелять, чтобы можно было отложить навсегда оружие, забыть безвозвратно слово "война"? Думали ли?
Я не знаю ответа на этот вопрос, но мне кажется, что заставить современных людей думать об этом, осознать это - вот какую цель поставил перед собой режиссер спектакля Иван Латышев. И все на сцене служит этой цели: декорации (всего лишь несколько стульев, стол, похожий на гроб, музыкальные инструменты и футляры для них, тоже напоминающие гробы), контрастное сочетание белого и черного, костюмов героев и листов бумаги, отсутствие диалогов, а не только монологи, что подчеркивает одиночество каждого человека на войне.
Спектакль не поражает нас блестящими спецэффектами, мы не слышим грохота взрывающихся снарядов, артиллерийских канонад, пулеметных выстрелов, но все равно у зрителя остается ощущение того, что он пережил несколько боев, сам воевал, и неважно, на чьей стороне. Мне кажется причиной всему - превосходная игра актеров, которым не потребовалось винтовки, чтобы изобразить солдата, да и не изображают они их вовсе. Может быть, актеры А. Борисов, А. Иванов, Б. Ивушин, В. Салтыков, А. Титков, В. Чернышев, вживаясь в образ, осознали каждый для себя так же, как и я после спектакля, что война наконец - то кончилась.
Кончилась тогда, когда русская девушка взяла в руки письмо немецкого солдата. Так, символично, представлял себе это режиссер спектакля, и увидели мы - зрители. И когда зажегся свет в зале, у меня было ощущение того, что я прочитала целый ворох чужих писем, и сделала это без всякого зазрения совести, будто бы они были адресованы мне...