Литературный журнал
www.YoungCreat.ru

№ 10 (27) Ноябрь 2006

ЛИЦЕЙСКАЯ ГОДОВЩИНА
"ОТЕЧЕСТВО НАМ ЦАРСКОЕ СЕЛО"

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

А.С.Пушкин
"19 октября"

Ежегодно 19 октября эти стихи, с детства знакомые, звучат под сводами Царскосельского Лицея, около памятника А.С. Пушкину как открытие и откровение, соединяя неразрывной нитью Памяти минувшее с настоящим.
Так и в этом году в погожий осенний день, когда сквозь дымку тумана едва пробивалось солнце, к Лицею подъезжали автобусы, подходили группы людей самого разного возраста, чтобы вспомнить День, который вошёл в историю отечественной культуры как символ Дружбы, Братства, Верности.
Среди гостей, радушно принятых хозяевами праздника, были и студенты Художественного училища имени Н.К.Рериха, подарившие Лицею в день рождения Альбом иллюстраций к произведениям А.С.Пушкина -"Маленькие трагедии" и "Повести Белкина", выполненных в старинной технике офорта под руководством художника-графика Ю.Ф.Разинкова.
Возвращаясь домой, один из студентов, делясь впечатлениями, сказал: "Когда мы поднимались по винтовой лестнице, вошли в Парадный зал, классную комнату, заглянули в дортуары, казалось, что вот-вот пробегут мальчики в лицейских мундирах и среди них будет курчавая голова".
Спасибо Лицею за живую Память, способную пробудить чувства добрые".

Перед нами издание гравюр, которое можно считать редким и в определенном смысле оригинальным, в условиях современного компьютерного мира, где Интернет заменяет живое общение с книгой и словом.
Уже одно то, что это иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина, пробуждает у зрителя интерес и любопытство. Работы выполнены молодыми художниками, студентами училища, которые понимают тему соотношения классических традиций и современности. Привлекает и техника исполнения. Офорт в современной гравюре не столь популярен, хотя именно его можно отнести к "классике жанра".
Из всех видов изобразительного искусства гравюра является самой молодой. В Европе она возникла в эпоху Возрождения на рубеже XIV-XV столетий. Этот специфический вид творчества появился благодаря налаженному производству бумаги, делающему гравюру более дешевой по отношению к другим видам искусства, например живописи.
Гравюра предполагает ручной способ обработки деревянных, металлических, каменных поверхностей для печатания оттисков. Её цель - в получении отпечатка с плоской доски на плоский же лист бумаги.
Она "разговаривает" на специфическом языке, создавая определенное пространство, обычно неглубокое, иногда разделенное на несколько планов, располагая органичным изобразительным рядом, гравюра опирается на линию и тональное пятно. Среди её разнообразных видов к самым старым техникам относится офорт, возникший в н. XVI века.
Он наиболее близок по своим выразительным приемам и возможностям к рисунку: линия, штрих, интерес к тональной растяжке и передача световоздушной среды. Для офорта органично обращение к пейзажу, портрету, сюжетной композиции, наброску. Техника офорта заставляет художника процарапывать иглой тонкую пленку лака, то создавая свободную гибкую линию, то нанося отрывистые короткие или текучие длинные штрихи, сквозь которые просвечивает металл доски. Острота, подвижность, легкость офортной линии очень точно попадают в ритмику пушкинского языка.
Рассматривая работы студентов, отрадно сознавать, что молодые художники не только освоили технику офорта, но и почувствовали психологизм, глубину, возвышенность поэзии А.С. Пушкина.
Так через классическую литературу и классическую технику гравюры произошло прикосновение к уникальному наследию прошлого, приобщение к богатству культурных традиций, которые дали современному молодому человеку творческий импульс, открыв путь к оформлению и воспитанию вкуса, формированию элегантного, интеллигентного петербургского стиля. Этот синтез позволил наполнить графические листы современным содержанием, поэтическим вдохновением, проникновенным ощущением времени и эпохи, взволнованным настроением, несущим душевное очищение, особый позитивный заряд и силу.
Хочется поблагодарить руководителя проекта художника-педагога Юрия Федоровича Разинкова за ту мудрость учителя, теплоту, любовь к профессии, мастерство, которое он так бережно передает своим ученикам.
Преподаватель истории искусств
Дымшиц С. И.

....Отечество нам Царское Село.
А.С. Пушкин

Офорт - старинная техника гравировального искусства. Офорт всегда оригинален, так как сохраняет авторский штрих-рельеф на поверхности бумаги, выполненный самим художником.
Обращение к офорту в обучении изобразительному искусству, мне кажется, очень плодотворным. Прежде всего студент должен хорошо владеть рисунком, чтобы тщательно сделать эскиз, так как в окончательном варианте его воспроизведения на цинковую или медную дощечку, исправить уже ничего невозможно. Работа над эскизом требует композиционной завершённости - по мысли, чувству, техническому исполнению. Я не допускаю студентов до работы в материале пока эскиз не готов в полной мере. Нет смысла тиражировать плохие вещи. Если эскиз хороший, то и произведение получается достойным.
Я убедился, что работа над офортом очень дисциплинирует студентов, приучает к серьёзному, вдумчивому отношению, воспитывает терпение, усидчивость, умение достичь желаемого результата.
Сюжеты офортов могут быть самыми разнообразными: от пейзажа до иллюстраций классической литературы.
Конкретные темы, связанные с литературными образами, увлекают побуждают к поиску стиля, деталей времени, эпохи, костюма, психологических характеристик.
Обращение к произведениям Александра Сергеевича Пушкина -"Маленькие трагедии", "Повести Белкина" - обогатили не только кругозор, но и мир чувств молодых художников, выразивших в старинной технике офорта своё восприятие великих творений Поэта.
В преддверии 300-летия Царского Села мы с волнением и радостью дарим Лицею "Альбом иллюстраций произведений А. С. Пушкина", выполненный студентами Художественного училища имени Н. К. Рериха, одного из старейших учебных заведений России.

Руководитель мастерской графики
Ю. Ф. Разинков