Литературный журнал
www.YoungCreat.ru

№ 2 (30) Март 2007

Надежда Шаверкова (11 класс, школа № 235)

СКВОЗЬ ГОДЫ...
СЕДЬМАЯ ЗВУЧИТ В МИЛАНЕ.

Кажется, что все, что относится к Петербургу — Ленинграду, тем самым превращается в исключительно значимое событие, тем более 300летие города! Именно в этом году Санкт-Петербург особенно мощно шагнул за свои границы. И во многих европейских странах было развернуто огромное количество выставок: и масштабных, и более камерных, посвященных одному произведению или одному событию.
На севере Италии, в городе Милане, знаменитом необыкновенной красоты сбором и не менее знаменитым театром Ла Скала, почти 60 лет существует Ассоциация итало-российских культурных связей «Италия — Россия. Ломбардия», тесно связанная с Санкт-Петербургом.
300-летие нашего города в Милане отмечали в течение нескольких месяцев (с февраля по ноябрь), была подготовлена особая культурная программа: «Санкт-Петербург — город метаморфоз...» В эти месяцы происходил интенсивный обмен делегациями, выставками, театральными коллективами. Одна из выставок — «Блокада Ленинграда; образ, предметы и звуки трагедии» — была необычной, так как включала в свой формат живое исполнение 7-й симфонии Шостаковича миланским симфоническим оркестром имени Джузеппе Верди.
Организаторы культурной программы обратились в нашу школу с просьбой привезти на эту выставку подлинные экспонаты, связанные с блокадным исполнением 7-й симфонии, которые хранятся в Народном школьном музее «А музы не молчали...»
Когда я узнала, что моя школа устроила такую выставку в Италии, то у меня возникли вопросы: почему миланцы выбрали именно блокадный период истории, а не пушкинский, например? Почему решили исполнять Седьмую симфонию Шостаковича, а не Пятую, Восьмую или «Пиковую даму», написанную Чайковским в Италии? Меня, как музыканта, безусловно интересовало и их отношение к музыке Шостаковича, и к его сложной личности. Какие еще имена петербуржцев звучали в Милане в связи с юбилеем нашего города?
Я попыталась найти ответы на эти вопросы у очевидцев выставки и концерта, у самих организаторов и в прессе. Так получилось своеобразное интервью. Оказалось, что итальянцев волнует многое, связанное с трагическими страницами нашей истории, — в июне в Милане проходила итало-российская конференция, «900 суток героизма или трагедии?», посвященная блокаде Ленинграда, где и были высказаны разные точки зрения, но самым важным оказалось то, что равнодушных к истории нашего города не было.
Профессора Удинского университета Розанну Джакуинта, автора исследования «Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича и ленинградская блокада в итальянском восприятии» интересовало, насколько остро сегодня мы, жители Петербурга, ощущаем трагизм блокадных дней, и «оставила ли советская пропаганда и риторика место для настоящего осмысления этой трагедии?» Об этом она говорила, когда была летом 2003 года в нашем музее: «Я думаю, еще предстоит понять, какую колоссальную роль Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича сыграла в распространении мифа о Петербурге-Ленинграде!» Сама эта симфония уже при своем появлении стала легендой, и эта легенда живет до сих пор, хотя прошло полвека. Почему симфония, созданная как отклик на конкретные военные события, и сегодня волнует слушателей во всем мире?
Идея выставки «Блокада Ленинграда: образ, предметы и звуки трагедии принадлежала профессору Миланского университета Пьеро Пиретто. «Мы решили организовать такую выставку, как доказательство, что все это действительно было. Что это не миф Петербурга-Ленинграда, не просто лишнее напоминание о прошлом, это история, о которой многие забыли, а молодежь вообще не знает, что была блокада Ленинграда, и что во время блокады искусство продолжало жить, и что стало возможным даже такое чудо, как сочинение, в осажденном немецкими войсками городе, 7-й симфонии Д. Шостаковича и исполнение ее 9 августа 1942 года. Нам захотелось показать какие-то символические вещи, скромные, простые подлинные предметы, находившиеся в Ленинграде, когда звучала 7-я симфония. Мы попросили руководителя музея привезти подлинные экспонаты школьного музея, который является живой открытой страницей истории», — сказал профессор Пиретто.
Среди экспонатов выставки были: первая печатная партитура Седьмой симфонии с автографом автора, принадлежавшая дирижеру Карлу Элиасбергу, блокадный репродуктор, ноты, пробитые осколками снарядов, рисунки и открытки, дневники блокадных лет, афиша первого исполнения симфонии в Ленинграде, кларнет В.Н, Козлова.
«Вещи, принадлежавшие Шостаковичу, музыкантам оркестра и первым слушателям, — эти предметы были для нас открытием, — сказал президент общества «Италия — Россия. Ломбарда» профессор Фаусто Малковатти, — и замечательно, что мы могли познакомиться с ними перед исполнением Седьмой симфонии» (в день концерта экспонаты представили в фойе перед входом в концертный зал). И еще несколько дней выставка в зале «Аудиториум» продолжала работать и в посетителях никогда не было недостатка.
Есть музыковеды, которые считают, что Седьмая симфония, может быть, вообще самое знаменитое музыкальное произведение XX столетия, что никогда в истории симфоническое сочинение не занимало такого места в сознании и судьбах человечества. Созданная на три четверти в военном Ленинграде, Седьмая симфония была исполнена впервые 5 марта 1942 года в городе Куйбышеве, затем последовали концерты в Москве, Ташкенте, Новосибирске, Ереване, легендарная ленинградская премьера под управлением Карла Элиасберга — 9 августа 1942. Почти детективным путем перевезенная на Запад (через Иран, Ирак, Египет, через всю Африку и Атлантику) симфония была 29 июня 1942 года исполнена в Лондоне, Ливерпуле и Глазго. Затем на военном корабле партитуру доставили в США, где 19 июля в Нью-Йорке ею дирижировал Тосканини. Концерт транслировали 134 радиостанции США и 99 радиостанций Латинской Америки — произведение одновременно слушали миллионы — это не имело прецедентов. Кажется, нет другой симфонии, о которой бы создавались музеи, картины, поэтические и художественные произведения, пьесы, фильмы. «Седьмая была самым важным музыкальным событием в Италии после нашествия американцев», — рассказывал музыковед Альберто Савинио после первого исполнения Седьмой симфонии в Риме в 1944 году.
Самое фантастическое, что я узнала об исполнении симфонии Шостаковича в Милане, это то, что сама музыка была включена в некое театральное действие: декорациями стали экспонаты школьного музея и два белых экрана над сценой огромного зала «Аудиториум» с меняющимися картинами жизни блокадного города. Уже при входе в фойе висела яркая афиша с изображением знаменитого плаката Серова 1941 года «Защитим город Ленина». Я никогда раньше не видела, чтобы художественное оформление афиши концерта повторялось на обложке программки, и потом оно бы появилось на экранах.
В полной темноте, в огромном замершем концертном зале вдруг застучал метроном, завыли сирены воздушной тревоги, послышался свет летящих бомб и звуки их разрывов, голоса М. Петровой, Л. Маграчева, О.Берггольц — звуки ленинградского радио, такие знакомые для всех, переживших блокаду и войну. А затем раздались звуки Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича, посвященной Ленинграду.
Зал стоя аплодировал музыкантам, вызывая их снова и снова. Многие дамы в роскошных вечерних туалетах, не стесняясь, плакали... Подлинное искусство всегда сопротивляется насилию, и в этом смысле оно интернационально. О чем итальянцам могла рассказать эта симфония? Думаю, не только о блокаде, но и о собственной пережитой Италией военной трагедии. Многие миланцы еще помнят звуки бомбежек и вой сирены. Были разрушены целые кварталы, знаменитый театр Ла Скала, церковь Санта Мария де ла Грация, где находится фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».
На следующий день все миланские газеты написали о необычном концерте и об удивительной выставке. Итальянцы признавались, что им очень важно было побывать на выставке, увидеть предметы блокадной истории и открыть для себя музыку Д. Д. Шостаковича, Седьмую, кстати, очень редко исполняют в Италии. Парадоксально, что, спустя несколько лет после такой славы, Шостакович был забыт и в Америке, и в Англии, и в Италии. Я не знала, что гениальный композитор-классик, каким мы привыкли воспринимать его, музыкантами всего мира воспринимается по-разному. На протяжении всей его жизни, Шостаковича то восхваляют, то строго осуждают и «наказывают». Трагический, неоднозначный композитор предстает на фоне века как глубокая, сложная личность, как тонкий художник, пытающийся сопротивляться любому давлению со стороны. Таким он видится тем, кто глубоко чувствует его музыку и хорошо знает историю.
Именно таким человеком является итальянский дирижер, художественный руководитель Симфонического оркестра Мельбурна Олег Каэтани. Он впервые дирижировал Седьмой симфонией более двадцати лет назад, когда учился в Ленинградской консерватории у дирижера И.А. Мусина, исполнившего Седьмую в Ташкенте 22 июня 1942 года. Каэтани был знаком со многими музыкантами, первыми исполнителями симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде, они научили его понимать и исполнять музыку великого российского композитора. Знаменательно, что в Милане Седьмой симфонией дирижировал именно Олег Каэтани. «Нам был очень важен именно сейчас, когда мы с оркестром имени Джузеппе Верди записываем все симфонии Д.Д. Шостаковича на лазерные диски, контакт с Россией. Мы благодарны школе имени Шостаковича за эту выставку с трогательными вещами: очками Шостаковича, интересными фотографиями и документами. Мы не можем думать о Петербурге, не думая о Ленинграде. В Европе понимают, что мы имеем сегодняшний Петербург, потому что выстоял Ленинград», — сказал Каэтани.
Выставка в Милане была подготовлена людьми, которым хорошо известны трагические события, судьбы, имена. Это — ответственный секретарь Ассоциации «Италия — Россия. Ломбардия» Даниэла Барсокки, пресс-секретарь оркестра имени Джузеппе Верди Сильвио Кавалло, директор концертного зала «Аудиториум» Дулио Кури, университетские профессора и студенты — слависты. Не случайно итальянцы любят и Бродского, и Ахматову, а в Ассоциации «Ломбардия» висят их фотографии и картины Шагала. Прекрасная библиотека и видеотека, курсы русского языка, туристические туры в Россию, встречи с деятелями культуры, интенсивные связи с итальянским сектором Санкт-Петербургской Ассоциации международного сотрудничества, возглавляемым Натальей Марковой, позволяют итальянцам узнавать нашу страну и ее культуру. Процесс открытия культуры всегда обоюдный — это не замкнутое явление, мы являемся свидетелями очень большой интернационализации искусства.
Итальянцы вновь открыли для себя часть нашей культуры, связанную с блокадой. А через эту частицу — огромный пласт нашего искусства, объединяющий времена и страны. Открыли не только Россию, но и Петербург, феномен нашего музея, посвященного культуре и искусству блокадного Ленинграда, собираемого на протяжении многих лет учителями и учениками. Возможно, еще одним открытием для итальянцев стало то, что русская культура остается целостной: ее невозможно искусственно разделить на замкнутую в себе «советскую» и открытую для всего человечества — «русскую». Россия всегда оставалась и остается страной европейской, страной с европейским мышлением.

Консультанты:
руководитель Народного музея «А музы не молчали...»
школы № 235 им. ДД Шостаковича О.Г. Прутт
и преподаватель литературы Л. С. Карачунская.