Литературный журнал
www.YoungCreat.ru

№ 4 (32) Май 2007

М. Морозов (Ф-т филологии СПбГУ, 18 лет)

РУССКИЙ ЯЗЫК - КЛЮЧ К ЖИЗНЕННОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ УСПЕХУ

Светлое, жаркое, не по-летнему желтое солнце. На воду нельзя было взглянуть - глаза слепли, становилось ярко-темно, в голову бил густой черный туман. Я невольно устремлял взгляд вдаль, но и там миллионами тонн воды горело солнце. Волн почти не было, и казалось, что свет плывет, лишь изредка перекрывая утратившую солнечную выразительность волну новой, более яркой. Вода была живой. Изредка на поверхность с дикой силой вырывалась рыба. Но мне казалось, что это вовсе не рыба, а драгоценный бриллиант. Солнечный свет настолько преображал все вокруг, что даже брызги от разорванного на секунду водяного света казались мне самоцветами. Я думал, что они упадут на дно и будут достоянием ныряльщиков за жемчугом... Родной язык ассоциируется у меня с морем в океане мира.
Еще с детства я восхищался глубиной, точностью и неповторимым великолепием русского языка. Уже много лет пытаюсь подобрать достойный синоним к слову "ядреный", но чувствую безнадежность дела. Прямо загадка: качественное своеобразие, например солнца я могу передать, подобрав не один десяток синонимов и уверен, что в точности не передам своего восприятия. Но, придя домой с улицы и сказав, что мороз-то сегодня ядреный, я точно у всех отобью желание прогуляться. Я знаю, что в море языка еще много неоткрытых островов. И если математики, чтобы овладеть наукой, изучают проверенные истины, труженики пера являются по-своему первооткрывателями. Язык богат конфигурациями: из-за разного ударения, постановки запятой (классический пример про казнь), изменение порядка слов текст может стать неузнаваемым. Это все равно что сбор малины в лесу: два человека наберут примерно одинаково, но вот спелость и вкус ягоды говорят о способностях собиравшего. Я, например, не представляю свою жизнь без шуток, причем очень важна меткость высказываний, их тонкость. Это помогает мне в общении: приученная к чтению голова быстро выдает нужное высказывание, остается лишь мастерски преподнести.
В России на разных уровнях развиты пустословие и болтовня. На кухнях, в кафе, на работе обсуждаются проблемы (война в Ираке и виновность Хуссейна, полет американцев на Луну, например), о которых собеседники имеют относительное представление. Но какие жаркие баталии! Сколько самим им непонятных, невесть где услышанных слов и фраз. Мы учимся мыслить и говорить, мы любим спорить. Наш язык - наш способ самовыражения.
Сегодня трудно найти хорошую работу - много конкурентов. В России сложно быть профессиональным литератором, когда домохозяйки пишут романы, расходящиеся большими тиражами. В этом виноваты читатели, довольствующиеся набором дежурных фраз. Владение литературным языком присуще немногим, но оно помогает подняться над миллионами равных, чтобы стать первым. Залог успеха при устройстве на работу не только диплом и квалификация, а еще и способность вести диалог с руководителем. От того, как человек себя представит, будет зависеть результат.
Ключ к успеху, который мы имеем с давних пор, символичен. Язык хранит в себе опыт поколений, достижения великих и труд рядовых. Наша задача сегодня - не только бережное отношение и сохранение волшебного ключа, но и его огранка и украшение. Каждый должен считать наш общий ключ к воротам в будущее своим личным, к своей маленькой дверке...
Светлое, холодное, не по-зимнему желтое солнце. Лучи его, проходя сквозь рамы, отражаются от раскаленной печи. На печке две тени - большая и совсем маленькая. Это мы с дедом сидим на диване у окна. Сказка уже началась, и моя голова склоняется под теплой, не по-стариковски легкой рукой дедушки, перебирающей мои волосы. Но я не сплю. Слушать безумно интересно. Сейчас, спустя годы и годы, когда деда уже нет, могу сказать, что это была сказка. Тогда же все воспринималось как быль. Героями сказок были мы с дедом, бабушка, сосед дядя Вася. Меня дедушка представлял удачливым рыбаком, храбрым танкистом, давнишним другом всей деревни. Лицо рассказчика хитроватое, чаще искреннее, но всегда доброе. Истории-сказки были наполнены словами, которых я больше нигде не слышал: "вижу, малец, заяц с горы ховзонул", "кугачка-то старая", "несет медведь сена тукач", "а мужик был опехтяем". Дед прочитал много книг и, где нужно выражался хорошим литературным языком. Это ценили. Но слушать его любили за владение живым русским языком. Его прибаутки, байки, бывальщины особенно любила молодежь. Вечером на совхозном покосе, у костра, дед был самым популярным человеком. Он никогда не был шутом, а с помощью слова передавал житейскую мудрость.
Имея с детства такой потенциал, трудно стать неудачником. Я был участником многих литературных конкурсов, принесших мне победу. Мой успех - это успех деда, привившего мне любовь к языку. Я спрашиваю себя: состоялись бы как писатели Пушкин без няни, Астафьев - без бабушки? Без их сказок, песен, задушевных разговоров? Уверен, что нет.

И. Спиридонова (7 класс, школа № 23)

ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ?

Что такое жизнь? Можно сказать, что жизнь - это кончики наших пальцев, а можно сказать, что это момент, в котором мы сейчас находимся. Если посмотреть со стороны, то жизнь похожа на росу: она то появляется, то исчезает.
Каждое живое существо ценит жизнь. Но иногда кажется, что мы как марионетки и нами кто-то управляет. А может, нам всё это снится?
Сон - это жизнь, а конец сна - это смерть. НО когда хмы проснулись - это рождение.
Кто-то скажет, что это полная ерунда, и что жизнь это просто жизнь. Таких людей можно понять, ведь все мы разные.
Кто-то, как и я, задумывается порой, что жизнь - что-то нереальное, а кто-то считает, что это обычное явление, как дождь. Каждый из нас по-своему относится к жизни. Кто-то её боится, а кто-то относится безразлично. Кто-то не дорожит ею, а кто-то её ценит.
Можно представить, что жизнь это как сувенир, нам её дарят, но в какой-то момент жизнь, как и любая вещь, "ломается", "разбивается", "портится" и наступает конец, а затем новое начало.
О жизни тяжело судить, как и о смерти, поэтому я могу точно сказать, что жизнь - это что-то необыкновенное.

А. Иванова (11 класс, гимн. № 498)

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

"Я не понимаю, почему я должна уезжать из города, в котором родилась, в котором живут мои друзья, в котором я училась и прожила всю свою жизнь... Из города, который я люблю..." - так говорила девочка Надя Кубайлат, которой пришлось уехать из Санкт-Петербурга в Иорданию из-за того, что жить в России стало опасно. После многих убийств и нападений на иностранцев, родители семиклассницы стали бояться за дочь, за безопасность ее жизни. Но даже уехав в другую страну, Надя продолжает смотреть российское телевидение, болеть за питерский "Зенит" и общаться с русскими друзьями, потому что для нее не Иордания, а Россия - "первая", настоящая Родина.
Фашизм в России. Эта проблема очень актуальна в современном обществе, потому что многим людям приходится покидать страну из-за угрозы быть убитыми нацистами - скинхедами.
28 февраля, на шестой специализированной выставке образовательных программ "Планета детства-2007" в рамках выставки состоялся круглый стол "Воспитание толерантности. Что могут СМИ?". Главной проблемой являлась толерантность в области национализма. Участники круглого стола пытались разобраться, почему фашизм в России стал таким распространенным явлением, почему убивают ни в чем не повинных людей, а властям до этого нет никакого дела? Как предотвратить нацизм в нашей стране и не дать возможности расширить грани этого хаоса?
В процессе обсуждения стало понятно, что скинхедство расширяется за счет заинтересованности в нем молодежи. Участники круглого стола высказали предположение, что ребята вступают в партии нацистов из-за того, что уровень занятости молодежи в стране очень низкий, молодежь не знает, чем заняться, куда девать свободное время и в чем себя проявить. Поэтому и находят единомышленников среди себе подобных.
На вопрос "Как же бороться с такими группировками?" участники мероприятия так же смогли дать ответ: нужно начать решать проблему еще с раннего детства, внушать ребятам, что все люди едины, равны, а, главное, никогда не игнорировать такие инциденты, всегда высказывать свое мнение, не молчать. Ведь перед ребенком может быть выбор: вступать в партию фашистов или идти против нее. Он должен взвесить все "плюсы" и "минусы1. А если все "мирные жители", противники нацизма, будут молчать и держать свое мнение при себе, то ребенок может стать на сторону скинхедов, считая это хорошим поступком, настоящим патриотизмом. Таким образом, напоминая человеку о настоящих, правильных, не испорченных временем, нравственных нормах, мы предотвращаем рождение еще одного фашиста, а, значит, спасаем кому-нибудь жизнь.

И. Федоров (8 класс, школа № 13)

О ГРАФОМАНИЯ! ПОДРУГА ГРУСТНАЯ МОЯ.

Слуга угрюмый строчки все изводит и не жалеет он клочка листа. Вдохновленный Байроном однажды, октавою пытался написать я дважды... Увы, но не судьба, о том не вспомню позже. Вот дела! В голове бегут отчаянные строчки, всех ухватить не в силах я, и видишь ты, читатель, какая тут творится кутерьма! Но-но,от темы отклонился я, неинтересно вам читать историю раба листа! А может... Нет... Хотя... Вычеркну, пожалуй, это я, но вру тебе в глаза, ленива так моя рука, доходит редко до пера, поэтому пусть дует бриз - таков ее каприз! Да, кстати, видно закругляться мне пора, не в духе муза скромная моя. Поговорим мы позже tete-a-tete, Orevoire, Tu ma vedette! И да простят французы мне слова, что сказаны безграмотно, о да!