Литературный журнал
www.YoungCreat.ru

№ 49 - 2011

Чистов Ярослав
(18 лет, 2 курс, АМК при МГК им.П.Чайковского, г. Москва)

СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ. История моей семьи.

( Размышления на тему )

Человек сотворен, чтобы искать порядок,

чтобы внести ясность в свой малый промежуток времени,

чтобы грядущее строить на прошедшем, —

иначе зачем человеку память, зачем воспоминания?

Иоганн Гердер

 

Пролог

Жизнь умерших продолжается в памяти живых.

Цицерон

 

Как любое существо на Земле, человек не появляется ниоткуда... Всё имеет свою предысторию, свои корни. Скажем, растение. Его корни обычно в земле, а мы видим доступную глазу часть и не знаем, даст ли оно плоды и какие, хотя тип их и известен заранее. Впрочем, в природе существуют видовые изменения, и тогда появляется что-то новое. Конечно, можно создавать новые виды искусственно. Например, в районе, где я живу, есть парк, и в нём небольшая рябиновая аллея, где на деревьях рядом с гроздьями рябины висят груши и яблоки!

Но в природе человека всё значительно сложнее, и потому мы по-прежнему не можем объяснить и предугадать многие вещи. Конечно, генетический код homo sapiens формально расшифрован, но работа самих генов и их потенциал остаются в тайне. Наверняка в ближайшем будущем можно будет определить профессиональные склонности, тонкие черты характера и личности человека уже на начальной стадии эмбриона, а пока удел современных людей – искать ответы на подобные вопросы самостоятельно. Потому что каждого интересует, каково будет потомство, сохранит ли оно качества и дела предков. Ведь в этом – жажда бессмертия живой материи, из поколения в поколение продолжающей себя в новой жизни.

 

Память предков

Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит.

Гёте

 

Итак, люди, общаясь между собой, тоже видят ту самую «обозримую часть», не зная о «корнях». А ведь то, какое будет потомство, напрямую зависит от того, какими были корни, и в каких условиях оно формировалось.

Ведь раньше человека также оценивали и по роду.

А мне кажется, что люди всегда интересовались своими предками, особенно в прошлом. Но XX век оказался разрушительным для множества семей: мировые войны, революции разъединили людей, заставляя их забывать и зачастую предавать своих родных. Сейчас люди вновь обратились к истории своих семей, пытаясь восстановить утраченные нити, это даже стало модным и престижным – найти своих интересных предков. Но память о прошлом вступает в противоречие с современным миром, которому важно здесь и сейчас , и личность невольно на этом строится, а на остальное попросту не остаётся времени. Хотя, любой человек всё равно когда-нибудь останавливается в своём жизненном беге и задаёт вопрос внутри себя: а что там до меня, какие они были, почему я именно такой, и что я должен передать по эстафете дальше?.. Счастливы те семьи, в которых сохраняется традиция и память о предках, и передаётся из поколения в поколение что-то очень важное, внутренняя неповторимость рода и гордость за него... Стержень, на котором держится фамилия.

Бывают семьи, особенно интересные: где люди, соблюдая тот или иной вид профессиональной деятельности, образуют династии . Но это ведь совсем не значит, что остальные менее интересны. Каждому человеку дорога своя семья, которая создаётся усилиями и любовью родителей, дедушек и бабушек, которые передают своим детям всё самое лучшее, утверждая это своим примером, а иногда совершают человеческий или общественный подвиг, часто почти незаметный. Из чего в конечном итоге складывается наша общая история – история целой страны. Вместе с тем, в размеренной смене поколений, на семейном древе вдруг появляется новый «побег», не похожий на своих предшественников, который в будущем прославит свой род выдающимися достижениями. Например, как Ломоносов или Есенин. Или станет основателем совершенно нового рода.

Так, как произошло в нашей семье. Но, подобно и многим другим, пережившим «ослепительное» XX столетие, у неё была интересная история и печальный закат...

Я до недавнего времени вообще мало себе представлял своих далёких предков. Тем более, что у нас осталось очень мало свидетельств. Но моя мама много рассказывала о прошлом семьи, – она считает очень важным сохранить память о предыдущих поколениях, она собирала архив, занималась поиском информации, я тоже заинтересовался и помогал ей. В результате удалось найти некоторых родственников, оставшихся в живых, и узнать много историй славного прошлого и прояснить нашу родословную, но пока не до конца и только с одной стороны – с материнской, точнее со стороны моей бабушки по матери. О её «корнях» я и буду рассказывать, но считаю необязательным называть имена и фамилии героев.

 

Мои корни. История первая

Всегда чти следы прошлого.

Цецилий

 

Никто не вечен в мире, все уйдет,

Но вечно имя доброе живет.

Саади

 

Началось всё, что называется, «с земли»: мои далёкие предки были крестьянами и жили в центральных областях европейской части Российской империи, а встретились на юге... Я хочу поведать две истории. Одна из них начинается так:

Ровно 200 лет назад «...предприимчивый крестьянин из Калужской губернии пешком пришёл на Кавказ, в Ставропольский край. У него была лишь котомка за плечами, да немного денег. Занимался он здесь тем, что покупал скот и перегонял его в Москву». В то время этот бизнес был связан с большим риском и расходами, требовал больших вложений и постоянного напряжения. Работал тот крестьянин не покладая рук, и вскоре был принят в купеческую гильдию, а люди этой профессии зачастую «создавали свой первоначальный капитал потом и кровью». Так был основан наш знаменитый купеческий род, известный вплоть до революции 1917 года, который наряду с другими подобными, способствовал развитию городов и сел края. «Потомки, преумножая дедовский капитал и держась вместе, создали мощную семейную фирму. Всего за сто лет семья вошла в пятерку самых состоятельных в губернии и представляла один из крупнейших торговых домов России. История и дела славных купеческих династий вызывают уважение и у современных бизнесменов».

Многочисленные представители фамилии были очень богатыми. Они торговали железно-скобяными товарами и кожевенными изделиями (за качество последних получили 2 золотые и 1 серебряную медали), мануфактурой и бакалеей, лесом и дёгтем, скотом и шерстью; имели кирпично-черепичные производства, сыроваренный, масло- и рыбозаводы, виноградники, склады, торговые лавки, магазины, гостиничные и доходные дома; скупали недвижимость, были владельцами особняков и строили различные строения с привлечением именитых архитекторов в разных городах губернии. Многие из этих красивых зданий стоят и по сей день.

Это были уважаемые всеми люди, которых ценили за их деловые и человеческие качества, избирали членами учётно-ссудного комитета губернского отделения Госбанка, а один из них был даже «мэром» – городским головой краевого центра – Ставрополя. Они были почетными членами различных обществ, в частности, Российского Императорского Общества защиты животных, организованного под началом императрицы Марии Фёдоровны. Первое в России и уникальное в своём роде, оно имело свой устав, положения которого призывали к охране животных, «к воспитанию в обществе добросердечия и к смягчению жестокости нравов». Это были не пустые разговоры праздных богачей, а конкретная практическая работа: открытие ветеринарной лечебницы, издание брошюр и плакатов, организация выставки, чтение лекций. С 1896 года и вплоть до революционных событий 1917-го существовало это гуманное объединение, относящееся к животным как друзьям и помощникам, опиравшееся в своей работе на финансовую и общественную поддержку тех самых влиятельных купеческих семей.

Мои предки были богобоязненными людьми и сами считали своим долгом заниматься благотворительностью. Они жертвовали деньги на постройку и благоустройство храмов и монастырей, основали при главном ставропольском соборе приют «Убежище для бедных» (содержался он на проценты от огромной по тем временам суммы – 25000 рублей серебром, специально положенной для этого в банк).

Представители этой богатой семьи неравнодушно относились и к искусству и были большими его знатоками и ценителями. В столице губернии они открыли в 1910 году грандиозный зрелищно-торговый центр, назвав его «Пассаж». Здесь же размещался театр «Модерн» на 600 зрительских мест и кинотеатр на 200 мест, один из первых кинозалов города, пользовавшийся у жителей губернской столицы большой популярностью. Во внутреннем дворе с чугунной прогулочной галереей был зимний сад. Подобная схема включения таких заведений в один комплекс – фактически прототип устройства современных торговых центров! «В своем прошении губернскому правлению купцы-коммерсанты указали, что намерены построить два зрительных зала «для биоскопа и других сценических целей». (Под биоскопом они подразумевали, наверное, и кинопроектор, и синематограф.) Этот проект принёс семье большую славу и был известен далеко за пределами губернии. Здесь показывали самые новые и остросюжетные фильмы и ставили спектакли с участием столичных актеров. Особенно хорошо публика принимала театральные постановки русских классиков, а первый сезон открылся сказкой «Снегурочка» А.Н.Островского. Труппа театра постоянно обновляла репертуар и применяла новые сценические приемы. «Пассаж» стал излюбленным центром торговли и отдыха. Купцы-меценаты также способствовали созданию театра на основе местной труппы и в другом большом городе губернии – в Армавире. Этот театр действует до сих пор, и ему недавно исполнилось 100 лет.

Кроме того, они поддерживали образование и музыкальную культуру. Известно, что один из них был директором и попечителем ставропольской гимназии, другой – почётным смотрителем армавирского городского училища, которое давало детям недворянского происхождения повышенное начальное образование и некоторые прикладные знания. Оркестр балалаечников этого училища снискал большую популярность в городе. В одном из роскошных особняков Ставрополя щедрые меценаты открыли музыкальный салон. Концертные выступления приглашённых музыкантов и певцов, среди которых были знаменитые артисты, оплачивали из своих средств. И неслучайно, что в этом здании теперь детская музыкальная школа!

Но герои этой семейной истории были непростыми по характеру людьми, и поэтому они были знамениты не только своими делами, но «были вставлены в комедию», как говорится в «Ревизоре» Гоголя – стали прототипами главных героев знаменитого в то время театрального произведения. Эта сатирическая пьеса И.Д. Сургучева (1881—1956) «Торговый дом», написанная и поставленная в 1912 году, рассказывает о нравах купеческой семьи и бурной жизни театра «Пассаж». Имя этого писателя (кстати, по иронии судьбы его предок крестьянин тоже пришёл из Калужской губернии и основал купеческое дело!) в предреволюционные годы стояло в одном ряду с Буниным, Леонидом Андреевым, Куприным; его пьесы ставились (и до сих пор идут) в столичных и крупных провинциальных театрах. Пьеса «Торговый дом» имела большой успех на сценах Москвы и Петербурга, а потом и Парижа, но по понятным причинам постановка её в самом Ставрополе тогда была невозможной.

И, наконец, есть ещё любопытная, но совсем другая информация об этой семье: в ней увлекались оккультными науками. Множество построенных ими домов имеют интересную архитектурную символику, возможно даже связанную с масонством. Кроме того, у них был свой фамильный герб, расшифровать который до сих пор не удалось. Но очень бы хотелось!..

Да, вот такими разными были мои далёкие ставропольские предки, в их жизни и деятельности ярко проявляются две стороны – материальная и духовная. Как интересно всё могло бы дальше развиваться! Но история семьи оборвалось в годы революции...

Всё началось ещё в 1907 году. Это было время террора и бандитизма, революционной анархии: акты экспроприации, мародёрства, вымогательства, убийства ни в чём не повинных людей происходили повсеместно. (Рэкет и «крышевание» зародились ещё тогда!) Так среди бела дня был убит и один из тех моих знаменитых предков. Позже был полностью разграблен дом моей прапрабабушки, и она осталась одна с детьми, а их было больше 6! А после революции вся семья была разъединена, некоторые эмигрировали, другие погибли, многие были сосланы. Впрочем, подобную участь разделили почти все дворянские и купеческие семьи той эпохи. До недавнего времени о своей богатой родне вообще нельзя было говорить. И поэтому в нашей семье дети и внуки ничего не знали. Но времена меняются...

 

Мои корни. История вторая

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу.

А.С.Пушкин

 

В отличие от первой, эта совсем короткая. Но ценность её – в духовном подвиге...

Другой мой прапрадед был священником-самоучкой, также вышедшим из ничем не примечательного крестьянского рода в тамбовской губернии. Подробности нам неизвестны, информация была засекречена, и в семье об этом не говорили. Но по скудным рассказам родных известно, что он, уже имея семью и детей, как-то вдруг заинтересовался религией, ходил в монастырь, просил взять его на службу, и, судя по всему, хотел уйти от мира материального. А может быть и не вдруг, может быть у него была давно к этому внутренняя потребность? Мы не знаем. Известно также, что он обладал какими-то недюжинными способностями, проповедническими и миссионерскими качествами, и, в конце концов, добился своего: в возрасте 49 лет ушёл в монастырь и получил должность диакона. Примечательно то, что это было уже после революции в 1921 году. Через год епископ рукоположил его в иереи. Потом был первый арест: его обвинили «в контрреволюционной агитации», но спустя несколько месяцев отпустили. Многие после такой «встряски» устрашались и отрекались. Но проповедник не сдался и продолжал своё служение. А ещё через 2 года произошло очень важное событие – в 1924 году он был командирован в Москву к самому Патриарху Тихону, который и рукоположил его в священники.

Скудных обрывков информации, почерпнутых из архивного документа, конечно недостаточно, чтобы восстановить полную картину, но понятно, что это было самое трудное время для верующего русского народа – начало и становление советской власти, начало репрессий и массовых гонений. Служил он недолго – всего 11 лет, приходы закрывались, и ему постоянно приходилось переезжать из города в город. В 1927 священник получил должность «благочинного».

Всё это время он помогал беглым монахам, собирал деньги для помощи ссыльным и репрессированным, прятал у себя людей. И, наконец, в 1933 его арестовали вновь, на этот раз по очень крупному делу, к которому он не имел прямого отношения, обвинили в «контрреволюционной работе, подготовке кулацкого саботажа по срыву хозполиткампании и помощи ссыльному поповско-монашескому элементу». И в апреле того же года расстреляли.

Реабилитирован он был только в 1990г. и позже причислен к новомученикам и исповедникам Русской православной церкви XX века.

События этих двух историй происходили в одном и том же регионе, и участники их – мои прямые предки – жили в одном городе. И случилось так, что сын погибшего священника женился на одной из дочерей той разорённой купеческой семьи, у них родились две девочки, одна потом и стала моей бабушкой.


Семья. Прошлое

Лучшая школа дисциплины есть семья.

С.Смайлс

 

Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным.

А.С.Пушкин

 

Семья... Домашний уголок, средоточие быта или колыбель человека? Каждый по-своему оценивает это удивительное проявление человеческого социума... Для меня лично это означает гармонию. Вот ведь какая универсальная вещь: будучи сама ячейкой общества, она способна реализовать проявления каждого своего члена, как ни одно общество, так как каждый в ней выполняет функцию уникального кирпичика в единой конструкции, и получается, что все члены семьи дополняют, «достраивают» друг друга. Так что если разобраться, иерархическая система семьи идеальна, потому что использует свойства и возможности каждого по максимуму.

Такова идеальная семья. Вне зависимости от рода деятельности каждого её члена, она даёт человеку необходимую гармонию и поддержку. Но в неполных семьях, в той или иной мере пострадавших от социальных коллизий, особые условия: члены её вынуждены дополнять недостающие звенья, беря на себя функции других, и делая всё возможное, чтобы жизнь в семье казалась полной и гармоничной. Но для этого необходим твёрдый стержень, который называется Любовь ради Жизни. На этом стержне всегда держалась наша семья...

... Надо сказать, что почти все дети тех двух родов, о которых я рассказал, а потом их внуки, тянулись к знаниям и получили прекрасное образование, но профессии выбирали гуманитарные и далёкие от торговых и церковных дел: медиков, педагогов, инженеров, музыкантов. Новой стране нужны были новые специалисты.

Я не буду сейчас писать о том, как моя прапрабабушка одна поднимала шестерых детей (между тем, она была, возможно, дворянского сословия!), и, переехав в Москву, помогала растить внучек – детей своей старшей дочери, мужа которой, сына того растрелянного священника арестовали и сослали в годы репрессий; о трудных годах советского строительства; тяжёлых военных годах и послевоенной разрухе. Это всем известно, так жила вся наша страна. Как и во многих других семьях, все тяготы в нашей семье легли на женские плечи. Так уж сложилось в XX веке – мужчины погибали в революциях, войнах, лагерях. Но мои стойкие прабабушки всё это время и до самой смерти проявляли женский героизм, бесконечное терпение и незаурядную силу духа – качества, издавна присущие русской женщине. Это были необыкновенно трудолюбивые, скромные, честные и талантливые люди. Они построили небольшой домик под Москвой, в котором жило одновременно три поколения, и посадили маленький красивый сад. Всё это напоминало им о прежней жизни в большом отеческом доме с огромным садом в далёком южном городе...

Несмотря на трудные бытовые условия и тяжёлую работу, жили они дружно, в доме звучала музыка, бывало много друзей, пеклись пироги; домочадцы любили смотреть советские фильмы, праздничные парады, с упоением читали книги, газеты и журналы, живо интересовались новостями Страны Советов. Женщины, оставшись без мужей, поддерживали друг друга в горе и радости, посвятив свою жизнь воспитанию детей, часто жертвуя собой ради счастья и благополучия другого. В семье была любовь, взаимоуважение и понимание.

Об этом чудесном возрождении семьи мне рассказывала мама, потому что к тому времени, как я родился, все они умерли, и некогда шумный дом опустел. Но осталась память и уникальные вещи. Например, раритетное пианино, привезённое с юга из отеческого дома, редкие книги и ноты, которые покупались для образования детей в том купеческом доме. Моя прабабушка блестяще играла на фортепиано, и ноты для неё были в детстве лучшим подарком, а до ареста мужа они тоже устраивали у себя дома музыкальные салоны, как их предки-меценаты. А ещё она была безусловным знатоком русской и мировой литературы, но всю свою жизнь отдала дому и детям. Её младшая сестра, не имея своей семьи, в течение почти полувека работала в детских садах, она стояла у истоков советского музыкального дошкольного воспитания, и под её началом была половина дошкольных учреждений Московской области. Была творческим человеком, энтузиастом своего дела, к ней приезжали учиться даже из других городов. Кроме того, она очень любила природу и людей, и до конца своих дней не утратила способность узнавать новое и удивляться прекрасному.

Но профессиональным музыкантом-исполнителем стала только моя бабушка. Как дочери репрессированного, ей отказали в поступлении в консерваторию, но она получила отличное среднее образование в музыкальном училище, несколько лет играла на скрипке в известном женском джазовом оркестре, а потом в течение 40 лет преподавала в детской музыкальной школе и была известным в Москве педагогом. У неё были свои практические наработки, о которых она рассказывала в лекциях по методике; много лет была заведующим струнным отделом школы и передавала свой опыт молодым преподавателям; руководила ансамблем скрипачей, с успехом выступавшим на городских концертах и конкурсах. Бабушка была одним из моих первых учителей. Сейчас она на пенсии и уже не преподаёт.

 

Настоящее. Мама

Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости

Э.Золя

 

Самая лучшая мать та, которая может заменить отца,

когда его не станет.

Г.Гёте

 

Многие с сожалением смотрят на свою прошедшую жизнь и хотят, чтобы «в следующий раз получилось лучше». Но где он, следующий раз? Будет ли он?.. Поэтому, не имея однозначного ответа на этот вопрос, мы уповаем на собственное потомство, и родитель воспитывает, взращивает своё чадо с подсознательной, незаметной для себя установкой сделать лучше . Это «лучшее» может проявляться в самых разных вещах. А детям кажется, что родители многое утрируют, придают слишком важное значение мелочам. Ах, если бы они знали, что этот самый инстинкт потом проявится у них самих!

Но далеко не все родители «воспитывают». Сейчас большую моду приобрела тенденция «пускать всё на самотёк», таким образом, взрослые думают, что дети будут свободнее развиваться. Людям свойственен максимализм и перекосы, и во многих семьях подобные «перекосы» лично у меня вызывают неприятие.

Конечно, чтобы комбинировать свободу и воспитание, необходимы природная интуиция и ум. Но эти качества ничто по сравнению с обострённым материнским чувством, суть которого не так-то просто объяснить словами. Именно оно инстинктивно направляет мать на единственно верный путь.

Моя мама – яркий и показательный пример сочетания методов воспитания и свободного контакта с ребёнком, и этот контакт уже с малых моих лет перерос в дружбу и абсолютное взаимопонимание.

В ней также в полной мере воплотилась все творческая сила предыдущих поколений – она профессиональная пианистка, прекрасный педагог со своей уникальной методикой, композитор и музыкальный критик. С раннего детства она была чутким, исключительно одарённым ребёнком и проявляла себя в самых разных областях. Это разносторонняя и глубокая личность. Она также пишет интересные стихи и прозу, увлекается космологией, различными научными и философскими проблемами. Восторженно любит природу, но неутомима в работе. Можно сказать, что в ней соединились лучшие качества обеих «линий» – с одной стороны, тонкая артистическая натура и особое отношение к миру и вере, с другой – прекрасный практический ум, критическое отношение к действительности и огромная ответственность за всё, что она делает. У неё особенное отношение к детям, обострённое чувство справедливости и отзывчивость на чужие беды. Ей также пришлось пожертвовать своей карьерой ради воспитания своих детей. Долгое время она была моим единственным наставником, как в музыке, так и в литературе, поддерживала меня и боролась с моими проблемами здоровья в периоды длительных болезней. Ею написана статья о воспитании творчеством, опубликованная в московских журналах.

Вот так из трёх поколений женщин нашей семьи создалась новая педагогическая династия. И тот стержень любви и ответственности за жизнь , на котором всегда держались семьи моих предков, также передался моей маме по наследству.

 

* * *

 

Не менее интересна и необычна история моего деда, композитора-песенника и поэта, гениального самородка, также первого музыканта в своей семье, который получил похвальную рекомендацию самого Шостаковича; мальчиком он пел в хоре Большого театра и обладал без преувеличения уникальными способностями. Он также много лет преподавал пение детям и взрослым, был музыкальным руководителем театра. Его песни исполнялись знаменитыми певцами советской эстрады.

Но история предков со стороны моего деда – это другая ветвь нашего фамильного древа и, к сожалению, пока недостаточно изучена. Мы надеемся в будущем восполнить этот пробел и составить окончательную родословную.

 

Эпилог

Каждый человек – цитата из всех своих предков

Ральф Эмерсон

 

Узнав много о своих предках и близких, я понимаю тесную связь поколений, лучше понимаю себя и горжусь, что унаследовал от них высокие нравственные принципы и ответственность за всё, что делаешь, внутреннюю культуру, достоинство и чувство правды. А также интерес к религии и ко всему непознанному, способности к разным видам искусства.

Я так же, как и мои родные, занимаюсь музыкой и литературой. А ещё как и мама увлекаюсь космологией и разными научными проблемами. Ведь в мире столько интересного, и кто знает, быть может, в будущем я выберу себе совершенно другую специальность, дам новый «толчок» и стану... космонавтом?!

Такой профессии в моей семье ещё не было!