Литературный журнал
www.YoungCreat.ru

№ 49 - 2011

Королихина Диана
(8 класс, гимназиЯ № 586, г. Санкт-Петербург)

«ИСКАТЕЛИ СВОИХ КОРНЕЙ»

 

Составлением генеалогического древа сейчас увлекаются многие и интерес к поиску своих корней постоянно растёт. Узнав о том, что журнал «Творчество юных» проводит конкурс «Искатели своих корней», я решила побольше узнать о своих предках, прикоснуться к истории своей семьи.

Многие могут сказать: «Зачем это нужно? Зачем копаться в прошлом? Живи настоящим!». «А как же голос крови? Зов предков?» - отвечу я им. Для меня очень важно было узнать, почему я такая, откуда я родом, ведь будущее невозможно без прошлого.

Итак, невероятно увлечённая этим проектом я начала поиски. Что-то смогли вспомнить мои родители, что-то вспомнили дедушки и бабушки из рассказов своих родителей, а вскоре в этот процесс была вовлечена вся наша большая семья.

И вот, что мне удалось узнать. Мой прапрадедушка (по отцовской линии моего дедушки) был потомственным сибиряком. Он родился в селе Тяжинское, которое входило в состав Мариинского уезда Томской губернии. Село Тяжинское, ныне Старый Тяжин, одно из старейших поселений Южной Сибири. Через территорию района проходил Московско-Сибирский тракт. Мой прапрадед жил со своей семьёй в Тяжинском в конце 19-го – начале 20-го веков. В ту пору притрактовые сёла процветали.

На территории Тяжинского района веками простирались непроходимые таёжные дебри. В глухой тайге стучали топоры русских крестьян-переселенцев, из вековых стволов лиственниц были срублены добротные избы. На отвоёванных у леса участках возделывали пшеницу, рожь, ячмень.

Вот и мой предок был из крестьян-переселенцев. Он трудился в артели старателей, добывал золото, был десятником. Десятники выбирались из опытных рабочих, отличающихся знанием дела, хорошим поведением и сметливостью. Следовательно мой прапрадед обладал всеми этими качествами.

Не имея никакого образования он сумел стать зажиточным крестьянином, построил избу пятистенок, имел тройку лошадей. Изба состояла из двух половин, соединённых сенями и была срублена из стволов лиственниц. В неласковых условиях Сибири изба была вырублена в «угол» или «в обло», «в чашу», то есть концы брёвен выступали за стены сруба. При такой рубке углы не промерзали даже в самые сильные морозы.

Одна половина жителей села Тяжинское носили фамилию Кокряцкие, а вторая половина – Воронины. Моего прапрадеда звали Сидор Кокряцкий. Русское простонародное имя Сидор происходит от роскошного греческого имени Изидор, означающего «Дар Изиды», то есть дар богини плодородия. Семья у Сидора была большая: жена Евдокия и одиннадцать детей. Прапрабабушка Евдокия была женщиной доброй и работящей, умело справлялась с большим хозяйством и детьми, но суровые условия жизни отняли у неё девятерых детей. Сыновья Иван, Фёдор, Константин, Александр и дочери умерли. Остались только мой прадед Николай Сидорович 1917 года рождения и его старший брат – Георгий Сидорович 1912 года рождения.

В 1924 году Сидор Кокряцкий подхватил на работе воспаление лёгких и умер, а его жена Евдокия умерла в 1946 году. Он всю жизнь говорил своим детям, что жалеет о том, что малограмотен, ведь умей он лучше считать и писать, смог бы сделать в жизни намного больше. Он был хорошим отцом семейства с властным и твёрдым характером, мужественным и сильным духом человеком…

Его сыновья, помня наставления отца, смогли выучиться. Мой прадед Николай прошёл всю войну, был командиром мотострелковой роты, награждён орденами и медалями, стал директором крупной заготовительной организации. Его старший брат Георгий тоже многого сумел достичь в жизни…

Моя прапрабабушка (по материнской линии моего дедушки) родилась в 1889 году. Жила в деревне Чурино, которая находилась в Мордовии, в Ельниковском районе, на реке Уркат. Её национальность – татарка. По "Списку населенных мест Пензенской губернии" (1869 г.) Чурино - казенная деревня Краснослободского уезда из 30 дворов. Служилые татары на Темниковской засечной черте юго-восточной границы Российского государства Чурины были владельца­ми населенного пункта. В актовом документе 1597 года сообщается: "Отошла большая земля в татарскую землю Тогая Чурина с товарыщи".

Сотни татарских сел и деревень были разбросаны по всей Мордовии. Татары Мордовии являются мишарями, так как мишари - народность, сложившаяся независимо от казанских татар в 11-15 вв. в Темниковской Мещёре. По мнению многих ученых, предки мишарей - тюркоязычные печенеги, половцы, буртасы, маджары, а также финно-угроязычные древние мадьяры, начали заселять эти земли не позже седьмого века.

У моей прапрабабушки было красивое арабское имя Айша, что означает жизнь или живущая (так звали одну из жен пророка Мухаммеда), а её отчество – Ильясовна. Она вышла замуж за Кутуева Калимуллу 1870 года рождения. У них родилось пятеро детей. Мальчиков звали Зурати, Ариф и Кярим, а девочек Няхруся (1919 г.рождения) и Сария (1922 г.рождения).

Окрестности их деревни были заняты сельскохозяйственными земля­ми, на которых и трудились всей семьей Кутуевы. Хозяйство прапрабабушки было большим и достаточно зажиточным. У них была собственная молотилка, маслобойка и косилка. После прихода большевиков их раскулачили и прапрабабушка с семьёй перебралась в Петроград. В Петрограде Калимулла занялся торговлей, а Айша воспитывала детей.

Калимулла до войны не дожил, а во время войны Айша потеряла и старшего сына Кярима. Ариф и Зурати ушли на фронт, а Айша с дочерьми осталась в блокадном Ленинграде. Так как мусульманам нельзя есть свинину, чтобы не умереть от голода они меняли сало на столярный клей и варили из него кисель, добавляя опилки. Только весной 1942 года их вывезли по Дороге жизни из города. Во время пути их грузовик начал проваливаться в воронку из-под бомбы и шофёр попросил всех выйти из машины, но Няхруся и Сария были настолько истощены, что не могли даже пошевелиться. Если бы шофёр чудом не вытащил машину из воронки все бы погибли. Во время блокады моя прабабушка Няхруся потеряла дочь, которая умерла от водянки зимой 1942 года. Сама же Айша Ильясовна дожила до 88 лет и умерла 21 сентября 1973 года.

Потом Няхруся Калимулловна Кутуева устроилась на работу в офицерскую столовую, где встретила и полюбила моего прадедушку Кокряцкого Николая Сидоровича.

Вот теперь я могу уверенно сказать: «Я не Иван, родства не помнящий. Я помню! Я знаю! Я горжусь!». И я предам это знание следующим поколениям нашей семьи, чтобы мои дети никогда не забывали, откуда они родом.

 

Кондрашова Александра
(6 класс, гимназиЯ № 586, г. Санкт-Петербург)

* * *

 

Мой папа каждое утро уходит на работу в семь утра. Ведь ему нужно осмотреть пациентов, поступивших за ночь. Мама в девять уже должна быть на работе. Ей надо ставить диагнозы больным. И вообще, большинство моих родственников: родители, бабушки, дедушки, тетя – врачи. Они спасают жизнь людям уже на протяжении восьмидесяти лет. А началось все очень давно.

Первой, в 1930 году, окончила медицинский институт моя прапрабабушка и прабабушка моей мамы, Евдокия Фадеевна. Евдокия Фадеевна вышла замуж за военного. У них родился сын Владимир, мой прадедушка, который стал военным инженером. Он участвовал в войне с Японией. Его жена, моя прабабушка, после войны окончила Педиатрический институт в Ленинграде и до 78 лет работала детским врачом.

Второй мой прадедушка (дедушка мамы) был военным врачом во время Великой Отечественной войны. После войны преподавал в медицинском институте. С 1953 по 1957 год прадед работал в Монголии, помогал развивать медицину. Отец мамы– хирург, ездил в Анголу во время войны, оперировал раненых, преподавал хирургию.

Почти все родственники по линии моего папы тоже врачи. Мой прапрадедушка Петр Иванов проживал в начале 20 века в Санкт-Петербурге, где служил офицером охраны Зимнего дворца. В 1917 году участвовал в защите Зимнего от революционеров. После революции уехал в собственное поместье в Смоленской губернии. Свой дом отдал под сельскую больницу, которую сам и обустроил. Проживал он в бывшем домике своего садовника и учительствовал, обучая крестьянских детей грамоте. Мой прапрадед прожил долгую жизнь и умер в 104 года. Его дочь Мария вышла замуж за местного учителя Петра Кондрашова. Прадедушка Петр прошел всю Великую Отечественную войну и закончил ее в звании капитана 2 ранга. Его сын – мой дедушка Толя, окончив Смоленский медицинский институт, женился на однокурснице (моей бабушке Ларисе), вернулся в Ленинград, где до сих пор работает главным врачом одной из больниц. Его сын Игорь (мой папа) и мой старший брат стали врачами и работают в детской больнице. Моя мама тоже врач, и, может быть, я смогу продолжить династию врачей.

 

Сиверцева Элиза
(11 класс, гимназиЯ № 586, г. Санкт-Петербург)

РАССКАЗ О МОИХ ПРЕДКАХ

 

История происхождения нашей семьи интересовала меня с раннего детства: я выспрашивала у родителей о предках, многократно пыталась рисовать генеалогическое древо, но дальше прадедов обычно дело не шло. Став старше, я вспомнила детское увлечение и решила продолжить поиски своих корней – проводила много времени в библиотеках, искала информацию в Интернете, и вскоре мне удалось узнать кое-что интересное, о чем я и хочу поведать в данной работе.

В основном, меня интересовали родственники по маминой линии – папина сторона «древа» обычно пустовала – там редко встречалось более двух разветвлений. Единственный факт, известный мне о папином роде, так это то, что он происходит от северных народов – финнов и вепсов. Что касается маминой родни, так там обычно не хватало бумаги – моя прабабушка имела аж десять детей! Род этот очень древний, еще сам Иван Грозный награждал князя Тенишева – моего далекого предка – почетной грамотой, но об этом речь пойдет позже.

Начать стоит с происхождения Тенишевых. Это дворянский род татарских князей, с 16 века служивших на засечных чертах Пензенского края (помню, еще с детства мама говорила мне, что мы – «пензенские»), берущих свое начало от золотоордынского князя Тыныша, захватившего в 1370-ых годах Астрахань. В 15 веке Юсуповы и Тенишевы были награждены Иваном Грозным грамотой, даровавшей право на княжеский титул.

Владения князей Тенишевых были обширны и простирались по всему Мещерскому краю – например, д. Тенишево по реке Шустрой и д. Тенишево Касимовского уезда.

В 19 веке жена одного из Тенишевых – Хабибджамал Патеева – построила мечеть в низовой части Пензы, а при мечети – усадьбу, в которой и жили Тенишевы.

Думаю, стоит отдельно упомянуть об этой усадьбе. Итак, она расположена на пересечении улиц Бакунина и Урицкого. Участок включает в себя деревянный дом, хозяйственные постройки и три флигеля, один из которых, каменный, и был превращен в соборную мечеть. Усадьба играла существенную роль в культурно-просветительской работе среди татарского населения в послереволюционное время.

Несмотря на то, что Тенишевы – мусульманский род, в некоторых источниках упоминаются видные представители православных ветвей этого рода. Часть Тенишевых приняли крещение во второй половине 17 века, после чего они были пожалованы в стольники и получили право официально пользоваться княжеским титулом.

Но, несмотря на высокое положение в обществе, судьба Тенишевых не всегда была такой легкой.

Моя прабабушка Ханифя была арестована большевиками за принадлежность к княжескому роду и сослана в Сибирь, где вскоре и родила мою бабушку, а также ее многочисленных братьев и сестер. Дети были «лишенцами», но, несмотря на все невзгоды и тяготы, очень любили свою родину.

Моя бабушка, Арифя Ханафеевна, вернулась в Ленинград, с отличием окончила торговый техникум и стала заведующей трикотажным отделом Гаванского универмага. Она была очень общительной, яркой, независимой и умной женщиной с сильным характером. Арифя была награждена медалью «За доблестный труд». Во время блокады она, совсем еще юной девушкой, возглавляла сельсовет и полностью содержала своих братьев и сестер, а так же стремилась помочь соседним деревням.

Ее старший брат, Николай Тенишев, был капитаном первого ранга в управление Балтфлотом. Позже она возглавил банно-прачечное хозяйство управления Ленгорисполкома.

Еще один брат, Абидюла Тенишев, – летчик истребитель, погиб при выполнении заданий в 1941 году.

Род Тенишевых всегда принимал активное участие в жизни нашей страны. Мой дядя, Абидюла Тенишев, названый в честь погибшего дяди-летчика, долгие годы занимает руководящие посты в Жилищно-коммунальном хозяйстве нашего города.

Другой мой дядя, Ильдар Тенишев, является собственником ряда торгово-развлекательных комплексов СПб.

И, естественно, я не могу не написать о своей маме, Шахматовой Галие Константиновне, ведь она по-праву заслуживает уважения. Имея два высших образования, она уже тридцать лет работает школьным учителем, несколько лет работала за границей, а последний два года совмещает основную работу с преподаванием в вузе. В 2008 году она была награждена медалью «Почетный работник образования Российской Федерации».

Но больше всего я ценю в своей маме то, что она старается воспитывать нас, троих детей, в традициях нашего рода. Будучи коренной петербурженкой, я, тем не менее, знаю родной язык, чту обычаи и хожу в мечеть. В дальнейшем я планирую профессионально заниматься историй и филологией, и, возможно, однажды я открою для себя еще больше интересных фактов о своих предках. Но уже сейчас я с гордостью могу сказать, что мои прадеды не были холопами и крестьянами – они были аристократами не только по происхождению, но и по духу, служившими на благо своей страны.

 

Софина Дарья
(10 класс, гимназиЯ № 586, г. Санкт-Петербург)

* * *

Вступление

 

Как известно, у каждого существует генеалогическое древо со своими неповторимыми участниками, повлиявшими на жизнь этого человека. Составляя это древо вместе со своими родителями, родственниками, мы накапливаем знания о нашей личной истории – истории нашего происхождения. Человек без знания своей истории – это человек, лишенный лица и тех духовных богатств, которые накапливаются предками. Что значит незнание своих корней? Прежде всего, это неуважение к своему роду, к себе самому, что может погубить человеческую натуру. Необычайно важно знать свои корни, не забывать тех, кто взрастил нас, дал свои знания, поделился опытом. Родителей, которые определяли вместе с нами наши ориентиры, бабушек и дедушек, которые определяли с нашими родителями их ориентиры и далее в историю. Нестрашно не знать всю родословную от самого ее зарождения, ибо в большинстве случаев это сделать невозможно в связи с различными историческими происшествиями, потрясавшими нашу родину не раз и, разумеется, по другим жизненным обстоятельствам. Страшно само нежелание знать своих предков, их деяния, их мысли, знать что-либо об их прошедшей жизни. Даже не углубляясь в историю, можно найти среди своих родственников факты из жизни, которые захочется исследовать, а потом, возможно, передать эти знания своим детям, и те передадут их своим, и так будет длиться, покуда захотят знать нас.

Я решила написать о двух женщинах, моих бабушках, чьи судьбы схожи со многими женскими судьбами их времени. Не взирая на то, что жизненные пути их были слишком различны, это были две замечательнейшие и ярчайшие представительницы народа своего времени, объединявшие в себе чувство героизма, твердости духа и решительности . Разный образ жизни, разное количество прожитых лет, разный язык, проживание вдали друг от друга – казалось бы все должно определить их слишком различную жизнь. Все правда, но независимо от этого, я смогла отыскать в них сходства по духу, по принятию жизни в целом.

 

Белашёва Татьяна Тимофеевна

 

Татьяна Тимофеевна являлась моей родной бабушкой по отцовской линии. Родилась она на современной территории государства Украины, в селе Шалыгино, где и провела всю свою жизнь. Несмотря на рождение в Украине, бабушка была по национальности русской. Я решила выделить именно эту женщину среди остальных родственников по отцовской линии, так как она принимала активное участие в Великой отечественной войне 1941-1945г.

Белашёвой Татьяне было 25 лет, когда началась агрессия со стороны Гитлеровской Германии. Во время образования Шалыгинского отряда партизанского соединения им. Ковпака, который формировался под Путивлем в Спадщанском лесу, Татьяна была зачислена в ряды связных по собственному желанию. В отряде числились также простые местные жители окрестных деревень, военные, отставшие от войск Красной армии. Ей исполнилось 26 лет, когда в ее родное село прибыли немецкие войска в союзе с румынскими. По словам бабушки, в это время в самом селе не наблюдалось особенного гонения жителей. Солдаты попросили освободить хаты для расположения там своих войск, а жителям было велено занять подвалы, сараи и любые другие, менее удобные места. Жителям села были отданы галеты и остальные консервы с условием того, что они будут готовить супы и горячее для войск. Жизнь селян во время первого нашествия немцев была довольно приемлемой, если сравнивать с выживанием людей в селах Беларуси. В целом немецкие войска провели в селе Шалыгино полгода, постоянно принимая подкрепление. Плацдарм оставался на месте перед великой битвой на Курской дуге.

Как уже было отмечено мною ранее, регулярно проводилось подтягивание немецких сил, в числе которых оказались и элитные войска Гитлера – дивизия СС (к лету 1943 года). С приходом дивизии жизнь в селе кардинально изменилась. И так измученные жители неудобством проживания и нехваткой питания подверглись жесткому обращению со стороны немцев. Начался жесточайший террор: царили убийство и насилие над мирным населением. Все это время партизанское движение воевало в тылу врага, не смотря на открытую угрозу со стороны немецкой армии, и Татьяна выполняла одну из важных ролей в жизнедеятельности отряда. Проводя время непосредственно с немцами, Татьяна в числе еще нескольких связных передавала партизанам информацию, полученную ею в селе. Селяне на этот период забыли, что значит спокойная, мирная жизнь с домашними хлопотами. Все объединялись пред лицом врага и действовали, сообщаясь друг с другом. Женщины и дети работали почти наравне, старались быть осторожными и не выказывать страха пред врагом, что сыграло немаловажную роль в победе над Германией.

Есть еще то, о чем бабушка не раз рассказывала. После того ,как приходили одни немецкие части ,затем уходили, за ними приходили новые и так проходило множество немецких войск - все это сопутствовалось отбиранием еды у жителей, но партизаны, приходившие в село, забирали намного больше , чем те же немцы. В простонародье это звучало как: «Немцы пришли, хоть что-то оставили, пришли же партизаны – не осталось ничего».

В это же время на данной территории брат мужа Татьяны - Алексей (муж числился на тот момент в рядах вооруженных сил Советского союза) принимал также активное участие в работе партизанского отряда. Под видом полицейского (в простонародье называемый полицаем) он проникал во вражеский лагерь и собирал информацию для отряда. Позже этот участник партизанского движения будет награжден орденом заслуженного разведчика и умрет лишь в 1966 году в связи с тяжелой болезнью.

Сестра бабушки была вынуждена работать в тяжелых условиях в лесу с другими жителями деревни, где они рубили деревья. Жили в основном в землянках, питались тем, что приносил домашний скот (сохраненный жителями)

Сама бабушка, Татьяна Белашёва, во время войны прошла через множество трудностей вместе со своими родственниками и односельчанами. Когда пришли немцы, у Татьяны уже был один ребенок – дочка Нина. После изгнания немцев Советской армией с данной территории Татьяне было 26 лет. Ее муж, мой дедушка, вернулся с войны после того, как дошел до Берлина со многими другими солдатами. После войны у них родилось еще 5 детей, самым младшим из которых был мой папа. Умерла Татьяна Тимофеевна в глубокой старости, увидев своих детей и внуков счастливыми, здоровыми и свободными людьми.

 

Симонова Лидия Гавриловна

 

Лидия Гавриловна являлась моей родной бабушкой по материнской линии. Всю свою жизнь бабушка прожила в Предуралье, в Пермской области. Война 1941-1945 годов не затронула непосредственно жителей Предуралья, но определила на какой-то момент их образ жизни.

Бабушка родилась в 1929 году. Война с Германией началась в то время, когда Лидии еще исполнилось только 16 лет. Летом 1941 года началась мобилизация жителей деревни, где жила бабушка, после чего на данной местности остались в основном лишь женщины, дети и старики. В этом же году от государства получили указ о повышенных нормах посева ржи (сажали рожь, так как с нее приходилось в 3-4 раза больше урожая, чем с пшеницы, она более устойчива в данных климатических условиях). Людям приходилось больше и усерднее работать в полях весной, летом и осенью, а также осенью на лесозаготовках. Помимо работы в полях и лесах, жители окрестности работали на эвакуированных заводах с запада, где не было практически никаких условий для нормальной работы. Лидия Гавриловна в 16 лет вместе со всеми взрослыми и остальными подростками шла работать в лес сучкорубом (тяжелая и грубая работа). Людям не приходилось даже задумываться нужно ли им это, могут ли они что-либо делать, они просто шли и работали, что свидетельствует о тяжелой участи народа не только на фронтах, но и в тылу. Порой люди, жившие и работавшие в тылу, переживали такие же страдания, лишения, что и солдаты на фронтах, а иногда положение их было еще хуже. Многие из них также болели, умирали, но не позволяли себе расслабляться в тяжелую для родины минуту. Сегодня широко известно, что победа в Великой отечественной войне во многом была определена неимоверными усилиями мирного населения, упорной работой в тылу, беспримерным поведением всего советского народа. Бабушка не выделялась никакими лидерскими качествами среди остальных, она лишь была одной из всех составных этой общей массы людей, которая назвалась великим народом, без которого мы не знали бы победы.

 

Заключение

В заключение хочу сказать, что совершенно неважно были ли наши предки великими деятелями русской истории или же они простые выходцы из народа. Это наши предки, наши корни, наша история, которую невозможно просто оставить забытой. Мы – это они, они – это мы. Стоит заглянуть вглубь семейной истории и найти множество ответов на вопросы, которые мучают все человечество. История вершится не только царями, лидерами, вождями, но и народом, процессы развития которого необычайно интересно прослеживать и изучать.

На примере двух своих бабушек я показала часть жизни совершенно обычных людей, не изменивших лично ход общей истории, но, сколько еще таких же обычных людей можно сложить вместе и получить великий русский народ. Каждому ребенку, подростку, взрослому есть чем гордиться в своих корнях, есть то, что можно перенять у своих предков и передать это своим детям. Лишь чувствуя себя звеном беспрерывного человеческого рода, чувствуя ответственность за это, мы не забудем наши корни, не дадим нашим предкам уйти в прошлое забытыми.