Литературный журнал
www.YoungCreat.ru

№ 50 - 2012

Войцешко Анастасия
(Школа № 229)

РОДОСЛОВНАЯ

 

Изучение нашей семейной родословной началось давно… Ещё мой троюродный дед начал изучать наши корни.

Как выяснилось, одна из ветвей нашего рода по маминой линии идёт из Польши. Мамина прапрабабушка Анна Гарбовская – польская баронесса. Анна была старшей из трёх сестёр. Во время революции её лишили наследства и сослали в Сибирь. Там она вышла замуж за казака царской армии Гоголева Дмитрия Николаевича. Сохранилась фотография, на которой запечатлена Анна с супругом. Он сидит в мундире с одним эполетом, а она в красивом белом длинном платье, шляпе с большими полями, положила руку в короткой перчатке супругу на плечо. Оказалось, мама и её прапрабабушка очень похожи. Будто мама надела старинное платье. Сейчас эта фотография хранится у родственников в Иркутске.

У Анны с супругом родилось шестеро детей: четыре девочки и два мальчика. От одной из дочерей, Гоголевой Евдокии Дмитриевны, идёт наш дальнейший род. Прабабушка Евдокия была поваром и, по рассказам дедушки, отлично готовила. Своего родного отца дедушка не знает, его воспитал отчим Семён. И теперь отчество дедушки Семёнович. Дедушка с родителями и сводным братом исколесили пол- Сибири, так как прадедушка Семён искал месторождения нефти, а семья везде его сопровождала. Во время Великой Отечественной войны прадедушка воевал, попал в плен. По рассказам дедушки, пленные в концлагере содержались фашистами в нечеловеческих условиях. Их морили голодом. Однажды в концлагере сдохла лошадь. Фашисты бросили её пленным, которые тут же растащили мясо животного. Дедушке досталась часть ноги с копытом. Он так долго грыз её, что лишился переднего зуба.

Мой дедушка Валерий Семёнович женился на Наталье Анатольевне Дурде. У бабушки с дедушкой родилось двое детей: сын Андрей и дочь Елена – моя мама.

Мама тоже занималась нашей родословной. Выяснилось, что по линии ее мамы, Натальи Анатольевны, ветвь родословной уходит корнями на Рязанщину. В деревне Дямушкино и жили наши предки. Они вели хозяйство Были зажиточными крестьянами или кулаками, как потом их называли при советской власти. Мой прапрадед был хорошим хозяином, своих работников он не обижал и платил по заслугам. Прабабушка рассказывала, что батраков брали на работу, если они хорошо ели и от пищи не отказывались. «Как едят, так и работать будут. ” - вспоминала она слова своей мамы Матрены Степановны. Моя прабабушка Евдокия Ермолаевна Досейкина была совсем ребенком, когда в деревню пришли красные. Они раскулачивали богатых. «Пшеницу забирали, коз уводили, лошадей и последнюю корову тоже. Мама плакала, причитая, что корову, мол, надо оставить, потому что детей кормить нечем будет, а нас у нее было пять душ. Но все равно забрали ироды…»- вспоминала она.

Прабабушка вышла замуж за Дурда Анатолия Степановича. Отец моего прадеда был австрийцем, а мама, как тогда говорили, украинская цыганка. Но в семье поговаривают, что таким названием маскировали еврейку. С прадедом бабушка объехала пол-Сибири, так как он тоже исследовал месторождения нефти. Там, в Сибири, в городе Мариинске и родилась моя бабушка.

Когда мама узнавала свою родословную, ей строго- настрого запретили кому – либо рассказывать об этом, так как все эти факты нашей биографии могли послужить поводом для ареста. Очень страшное время было тогда…

Родословную папы, Степана Ярославовича Войцешко, начал изучать его отец Ярослав Стефанович. Дедушка Слава поехал на Западную Украину в Ивано – Франковскую область и привез оттуда целый том нашей родословной. Никогда не думала, что у меня столько братьев и сестер, даже четвероюродных!!!

Оказалось, что папа мой украинец. Его мама, моя бабушка Галина, русская. Но родня, (а на западной Украине непросто относились к русским) ее приняла. Удивительно, но подобная история уже имела место в нашей семье... Моя прапрабабушка Ганна, по дедушкиной линии, польского княжеского рода, полюбила простого украинского крестьянского парня. И пожелала выйти за него замуж. Ее родня была против такого брака, но она все равно настояла на своем. Тогда отец лишил Ганну наследства. Прабабушка пошла на неслыханный по тем временам шаг и уехала в Украину вместе с любимым. Были они греко – католиками. С приходом советской власти постепенно перешли в православие, так как все храмы были разрушены, а ходить в церковь было надо обязательно. Там и сейчас чтут религиозные традиции. Папа рассказывал, что даже в советское время под рождество по дворам ходили ряженые, показывали спектакли на рождественскую тему, носили хоругви.

Бабушка Галина вспоминает, что дедушка Слава привез ее рожать моего папу на свою родину. Ей запрещали говорить на русском языке, чтобы местные не могли навредить ей. Одно из ее воспоминаний запало мне в душу. Когда папа родился, бабушку не тревожили. Она кормила папу и много спала. А прадедушка, чтобы сделать приятное невестке, тихонечко, сняв сапоги, приносил ей ландыши в кепочке.

О своем детстве бабушка Галя помнит немного. Родилась она в Сибири, где и моя бабушка по маминой линии, в городе Мариинске. Детей было одиннадцать, бабушка Галя самая последняя. Время было тяжелое, голодное. И были случаи, когда некоторые семьи вывозили своих детей в лодке и топили в реке, так как прокормить их не могли. Но прабабушка и прадедушка Петр выходили всех. Бабушка и сейчас маленького роста, обувь тридцать второго размера, но характер, как у той казачки!!!! « Потому и выжила…», - говорит она.

Исследовав свою родословную, я была очень удивлена, что у нас всех много общего: польско – сибирские корни в обеих ветвях родословной, похожие профессии прадедов, места рождения бабушек… Все же как интересно было узнать о своих предках, их быте и жизни. Теперь и я чувствую себя увереннее, как веточка могучего красивого дерева, прочно вросшего в землю!