Литературный журнал
www.YoungCreat.ru

№ 51 - 2012

Минченкова Екатерина
(Школа № 476)

РОДОСЛОВНАЯ

 

Мои русские корни

 

Меня зовут Минченкова Екатерина. Из рассказов моей бабушки, Никифоровой Зинаиды Ильиничны, я узнала много интересного о своих предках. В ближайших поколениях все мои предки были русскими. Но обо всём поподробнее:

Моя бабушка, по маминой линии, Никифорова (Степанникова) Зинаида Ильинична, и все ее многочисленные родственники, родились в Тамбовской области, в селе Пересыпкино. У бабушки была очень большая семья. У нее 8 братьев и сестер: 5 сестер и три брата. Прабабушка (Матрена) и прадедушка (Илья) часто переезжали, так как их вербовали для работы в разных районах страны. Из-за частой смены обстановки и климата умерли маленькие Екатерина и Иван. Прабабушка и прадедушка были вынуждены много работать, чтобы прокормить детей. Дети помогали родителям по хозяйству, принимали участие в воспитании младших братьев и сестер. После окончания школы моя бабушка и две ее родные сестры Фаина и Анастасия уехали на учебу в Ленинград. После окончания училища они вышли замуж и остались жить в городе на Неве. Еще одна бабушкина сестра Людмила, вышла замуж и уехала жить в поселок Коксовый Ростовской области. Они с мужем занимаются хозяйством, и очень довольны своей жизнью в деревне. И еще одна сестра бабушки, Екатерина осталась жить в Тамбовской области, только переехала в другую деревню. Младший брат бабушки, Владимир, с детства мечтал стать летчиком. И ему удалось осуществить свою мечту, после окончания школы он уехал учиться в Воронеж, и всю свою жизнь проработал летчиком. Для своего племянника Анатолия, он был примером, и молодой человек пошел по его стопам, и также работает летчиком. Еще один брат бабушки Алексей жил в Московской области и занимался сельским хозяйством.

 

Хочу познакомить вас с некоторыми нынешними традициями жителей Тамбовской области:

Сватовство. Обряд сватовства начинается с предложения руки и сердца молодым человеком своей избраннице. И если он получает положительный ответ, правила хорошего тона рекомендуют попросить руки дочери у родителей. Дав согласие, родители девушки символически вкладывают руку дочери в руку будущего супруга. Следующий шаг - это визит будущих молодоженов к родителям жениха. Теперь перед невестой стоит задача произвести благоприятное впечатление. После этого обычно встречаются обе семьи и обсуждают детали проведения и организации предстоящего торжества и дальнейшего совместного проживания молодоженов.

Бракосочетание. Второй этап свадебного обряда – это, собственно, само бракосочетание. Оно тоже состоит из нескольких этапов: выкупа невесты, свадебного кортежа, церемонии регистрации брака, венчания (по желанию брачующихся), прогулки (тоже по их желанию) и самого свадебного торжества. Обряд выкупа - это то немногое, что сохранилось от традиционной русской свадьбы, и потому ему уделяют особое внимание. Основными участниками выкупа являются свидетельница, подруги невесты (в роли продавцов) и жених со свидетелем и со своими друзьями (в роли покупателей), а также родственники со стороны жениха и невесты. Это один из самых зрелищных и веселых элементов свадьбы. В назначенное время жених со своими друзьями и родными едут за невестой, которая обычно находится в доме родителей или своих ближайших родственников. У входа в дом его встречают подруги и родные невесты, которые предупреждают, что без "выкупа" невесты не видать. Роль ведущей берет на себя свидетельница. Выкуп невесты - это самая красивая и волнительная часть свадьбы. Жених должен пройти несколько испытаний, в которых он показывает свои силы и ум. Если что-то не получается, то откупается деньгами, конфетами и спиртным. Результатом его стараний является обладание своей любимой. После успешной «покупки» будущие супруги, их родственники и друзья отправляются на торжественную регистрацию брака. После регистрации брака новобрачные вместе с гостями едут на прогулку, или, как говорят в народе, «кататься». Место времяпровождения зависит от предпочтений и вкусов молодоженов. В Тамбове для прогулки традиционной стала Набережная, многие также выбирают пригородный лес. Великолепная традиция вносить невесту на руках в дом. Почему именно на руках? Да потому что наши предки считали невесту лакомым кусочком для злых духов. И вот, чтобы на нее не навели порчу, жених нес свою любимую на руках. Традиция покрывать голову невесты фатой. В первую очередь фатой покрывают голову и лицо невесты, дабы уберечь ее от сглаза и порчи. А во-вторых, фата - символ непорочности, чистоты и невинности. Сохранилась русская традиция встречать молодых на пороге дома с караваем. Это делают родители, для того чтобы узнать, кто будет главой в молодой семье. Все равно будете ли вы его кусать, или отламывать по куску, или просто ломать по полам, главное - тот, у кого кусок больше, тот и будет главой в семье.

Традиция бросать букет невесты пришла к нам недавно из Европы. В конце свадебного вечера невеста бросает свой букет толпе незамужних девушек. Та, кто поймает этот букет, следующей выйдет замуж. Обычай выпускать голубей тоже новый. На свадебной прогулке или прямо перед зданием, где будет проводиться свадебный пир, жених и невеста выпускают двух голубей, к лапам которых призывают голубую и розовую ленточки. По ним определяют, кто родится первым у молодых: сын или дочь. Наверное, современные свадьбы похожи: они сохранили народные традиции.

Костюм жителей Тамбовской области почти не сохранился, поэтому стоит о нем напомнить.

Южный русский костюм (рязанский, тульский, тамбовский, воронежский, орловский, пензенский) гораздо более разнообразен по своим формам, чем северный. Сказались многократные переселения жителей этих областей из-за набегов кочевников, влияние соседних народов (украинцев, белорусов, народов Поволжья). Эти причины обусловили более частую смену форм одежды и многообразие ее видов. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), а также по возрасту и семейному положению.

Особенностью традиционного народного костюма всегда являлась его комплексность. Каждый компонент имел свое назначение, был обязательной составной частью конкретного целого. Способы носить и соединять составные части одежды, формировать элементы, зависели от времени года, жизненных ситуаций, связанных с трудом, бытом, различными праздниками и обрядами.

Наибольшую этнографическую ценность представляет праздничная одежда. Отношение к ней было особенное. Она богаче украшалась, бережнее хранилась, передавалась из поколения в поколение.

Праздничная одежда имела свою регламентацию. Одну носили в воскресные дни, другую – в большие, «годовые» праздники. Были и разнообразные обрядовые костюмы: просватанной девушки, свадебный, погребальный и т.д. Например, «жатвенная» или «покосная» рубаха. По сути своей она была рабочей, но декорировалась, как праздничная особенно пышно.

Одежда всегда подчеркивала семейные и возрастные отличия. Так в южных областях единственной одеждой девочек были рубаха с поясом. Девушки, кроме того, носили холщовую юбку «подол». В костюме молодых женщин преобладали более яркие цвета, пожилых – более темные. Различались головные уборы девушек и женщин, известны и старушечьи.

Основными тканями, применяемыми для народной одежды, были домотканый холст и шерсть полотняного переплетения. С середины XIX в. вошли в употребление фабричные ткани: шелк, атлас, парча, кумач, ситец, сатин и цветной кашемир.

Основным способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Техника узорного ткачества и вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре. У мастериц Тамбовской губернии была популярна оригинальная техника вышивания крестом, так называемый «тамбовский крест».

Наиболее распространенными элементами были ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, ёлочки, кустики, стилизованные фигуры женщин, птиц, коней. Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми, шерстяными нитями, окрашенными растительными красителями. Многокрасочность решалась чаще всего на основе белого, красного и черного цветов, хотя не исключались синий, желтый и зелёный.

Дедушка по маминой линии, Никифоров Виктор Петрович, родился в Оренбургской области, в деревне Претория. У дедушки две родные сестры и брат. Старшие брат с сестрой, и сестра-близнец. После школы дедушка пошел служить в ракетные войска. Участвовал в военных действиях 1968 года в Чехословакии. После этого приехал жить в Ленинград. Сначала работал каменщиком, потом таксистом. После женитьбы на бабушке стал работать водителем в автопарке и всю жизнь проработал там. За всю жизнь дедушка попал только в одну аварию (не по своей вине). Дедушкин брат Александр, профессиональный военный. Он дослужился до звания подполковника. После окончания службы жил в Москве, работал в школе- преподовал военное дело. Сестра, Валентина живет с мужем в деревне в Оренбургской области. Они всей семьей занимаются разведением нутрий. Сестра-близнец Таисия живет с сыном в Ленинградской области. Д ля Оренбургского края как региона, расположенного между Волгой и Тургаем, между уральской тайгой и арало-каспийскими пустынями, коренными народами являются казахи, башкиры, татары, русские, мордва и чуваши. Формирование этнического состава проходило на протяжении нескольких тысячелетий под влиянием как природных, так и социально-политических факторов. Оренбургский край выполнял в то время роль своеобразных урало-каспийских ворот (между Уральским хребтом и Каспийским морем). Волны народов — савроматы, сарматы, угры, аланы, гунны, печенеги, половцы, ногаи, хазары и др. — ненадолго задерживались здесь, ассимилируя местное население, оставляя следы своего пребывания в археологических памятниках и географических названиях. Находясь в постоянном развитии, на стыке разных, но взаимосвязанных культур, эти народы, сливаясь, давали начало новым народам и вместе противостояли экспансии в степную Евразию романо-германцев с Запада и китайцев с Востока.

Основными природными стихиями, определяющими жизненный уклад народов Оренбургского края, являются степи, леса, горы и реки. После ухода скотоводов-калмыков в XVII—XVIII вв. урало-каспийские степи стали заселять казахи. Степи же — родной ландшафт для уроженцев юга Украины и земледельческих районов средней полосы России (марийцев, удмуртов и др.), которые еще в конце XVIII в. стали переселяться на плодородные земли Заволжья, Зауралья. Леса и холмогорья лесостепной зоны Оренбуржья — родные ландшафты для башкир, русских, татар, мордвы, чувашей и других народов, заселившихся в XVIII в. Реки, наиболее крупные из них Урал, Сакмара, Илек, Самара, — колыбель яицкого и оренбургского казачества. В судьбе и истории народов Оренбургского края река Урал сыграла объединяющую роль. Даже название ее — Даикс, Жаик, Яик — передавалось от ираноязычных савроматов к тюркоязычным казахам, а от последних — русским, пока в 1775 г . по велению императрицы Екатерины II знаменитую реку не переименовали в Урал. По данным последней переписи, доля русских составила 73,9% населения. Второй по численности народ — татары. Основная их часть проживает на северо-западе области и вдоль среднего течения реки Урал. Казахи по численности занимают третье место и заселяют в основном приграничные территории с Казахстаном.. Украинцы — четвертый по численности народ, проживают в основном на востоке области: Новотроицк, Гай, Орск. Немцы на территории области заселяются компактно. Одно из первых упоминаний о немцах Оренбуржья встречается у доктора философии Теодора Базинера, издавшего в 1848 г . книгу "К изучению Российской империи и пограничных стран Азии". "Первые колонисты, — писал он, — переселились сюда около 1777 года из Саратова, теперь их 14 семей, около 60 человек". Колонисты строго придерживались религиозных обрядов. В 1869 г . в крае насчитывалось уже 650 немцев. Массовая эмиграция их в Оренбургскую губернию началась в конце XIX в. Переселенцы из Екатеринославской, Саратовской, Таврической губерний образовали на территории края компактные поселения. Немецкие поселения находятся в Александровском, Красногвардейском, Переволоцком, Соль-Илецком, Беляевском районах.

Дедушка, по папиной линии, Минченков Евгений Николаевич родился в Петербурге, в Пушкинском районе. Дедушкин отец погиб на войне от взрыва бомбы. У прабабушки Матрены была очень тяжелая судьба. Родители погибли когда прабабушка была совсем маленькой и с ней осталась новорожденная сестра Полина. Матрену и Полину взяла к себе совершенно незнакомая семья. Деворочек ростили как родных. После смерти любимого человека прабабушка осталась одна с двумя маленькими детьми. И всю жизнь воспитывала их одна. А еще в своей работе я хочу расскать нашу семейную легенду: у прабабушки по папиной линии рождались дети и умирали в младенчестве. Прабабушка пошла за советом к «бабке». Та посоветовала ей, для защиты детей, называть их женско-мужскими именами. И следущих детей прабабушка назвала : Евгений и Валентина. Несмотря на то что малыши родились очень болезенными и слабенькими (дедушке даже готовили гроб), они выжили. На какое-то время данная легенда забылась. Вспомнили о ней, когда у Валентины умер сын Сергей, у дедушки Евгения умерла дочь Светлана, папа заболел сахарным диабетом, а я росла очень болезненным ребенком. Поэтому мои родители решили больше не искушать судьбу и назвали сына женско-мужским именем- Ярославом.

Бабушка по папиной линии, Минченкова (Матвеева) Татьяна Николаевна , родилась в Новгородской области, в городе Боровичи. Своего отца бабушка никогда не видела. Он погиб на войне, когда бабушка еще не родилась. Моя прабабушка вышла замуж за другого. И родила еще двоих детей дочь Ольгу и сына Владимира. Бабушка с детства была очень самостоятельной и хотела поскорей избавиться от родительской опеки. Бабушка, даже решилась на отчаянный шаг- изменила дату рождения в паспорте и ушла служить в армию. Там она познакомилась с дедушкой. Дедушка служил в оркестре. Впервые они встретились на танцах. Бабушка первая пригласила дедушку на танец. У них закружился головокружительный роман и вскоре они поженились. 4 года дедушка с бабушкой и их детьми прожили в Германии, по службе. Они до сих пор с особой теплотой вспоминают об этой удивительной стране. Дедушка вышел в отставку в звании прапорщика. Папина сестра, Светлана, очень рано умерла, оставив после себя трехлетнюю дочь Марию. Бабушка с дедушкой взялись за ее воспитание, заменив ей родителей. Сейчас бабушка активно помогает моей маме в воспитании моего младшего Ярослава. Младшая сестра бабушки Ольга, также очень активная. Она успевает заниматься воспитанием детей и внуков и делать карьеру. Она закончила Новгородский педагогический институт и стала учителем математики. Но вскоре поняла, что математика не для нее. И начала проводить детские праздники, организовывать мероприятия. Сейчас она работает заведующей Боровичинского клуба.

На Новгородчине сохранились бытовые и календарные обряды. Мне особенно интересны показались погребальный обряд и традиции причитаний, сохранившие древние языческие традиции. Причет продолжает сохранять культурную память. Смерть в русской фольклорной традиции всегда воспринималась как враг. Это сохранилось и в текстах, записанных на рубеже 70-х - 80-х гг. В плачах смерть называется "злодейкой", "душегубицей", которая не делает уступок, не внимает мольбам и просьбам. На Новгородчине сохранились приметы, связанные с приходом смерти в дом или семью. Например, смерть предвещали кукушка, севшая на хозяйственную постройку; птица, стучащая в окно; собака, воющая книзу ("собачий вой - на вечный покой"); лошадь, идущая навстречу людям, которые провожают умершего, и так далее. Чтобы не бояться умершего, который мог каким-либо образом напоминать о себе (например, часто сниться или даже приходить в дом; являться в каком-то ином облике, например - птицы), надо было подержаться за печку, посмотреть в нее или в подвал, а на сороковой день повесить конскую узду на стену. Мертвый спит, оставаясь человеком (покойник - спокойный человек), однако если у умершего были открыты глаза, то их закрывали и клали поверх век медные пятаки. Вполне возможно, что это было связано со своеобразным откупом от смерти, ибо считалось, что покойник высматривает кого-то из оставшихся в доме живых людей или даже животных, желая забрать их с собой. В таких случаях обычно говорили: "Смотрит - кого-нибудь насмотрит". Монеты (пятаки) оставляли потом в гробу. Интересно, что выкуп в данном обряде проявлялся и иначе, так например, если долго не могли найти тело утонувшего человека, то существовал обычай бросать в воду серебряные деньги, чтобы выкупить его у воды. Тело покойного клали на скамейку, ему связывали руки и ноги, так как считали, что "нечистая сила" может их скручивать, принося умершему человеку боль. Через два часа тело мыли (два часа умерший "отдыхал"). Мыть покойника мог любой человек, но предпочтение отдавалось постороннему. К прошлому веку относится представление о том, что совершать этот ритуал должны были старые девы. Сохранился обычай оплачивать обмывание чем-нибудь из вещей покойного. Мыли покойного из горшка, теплой водой с мылом, затем горшок выбрасывали в реку вместе с водой, обычай, в котором, несомненно, просматривается языческое мироощущение. Был и иной вариант, когда оставшуюся после процедуры воду выливали в то место, где никто не ходит, и ничего не сажают, так как эта вода "мертвая" - она могла погубить, умертвить землю. В Старорусском районе считали, что за обмывание покойного отпускаются грехи: " Сорок человек обмоешь - сорок грехов снимешь".Одевал покойника тот же человек, который мыл. Одевали во все новое, чтобы "там" он "выглядел хорошо", ведь умерший отправлялся на житье "вековечное". Смертная одежда не только завещалась, но и готовилась заранее, таким образом, выполнялось последнее желание человека. Шитье одежды - тоже ритуал. Когда ее шили, то узлы не делали и не отрывали их, как и нитки. Шили в один шов, иголкой вперед, швы не выворачивали, пуговицы не нашивали. В гроб клали и те предметы, с которыми покойный не расставался при жизни. Гроб делали из еловых или сосновых досок. Нельзя, например, было делать "домовину" из осины, так как считалось, что осина проклятое дерево, ибо, по легенде, на ней повесился Иуда, и от этого она дрожит. Стружку, оставшуюся от изготовления, клали на дно гроба или в некоторых случаях в подушку, на которой находилась голова умершего. Сжигать щепу и стружку было нельзя, ибо, как считали умершему от этого будет жарко. Гроб - домовину всегда делали в соответствии с ростом умершего. Считалось, что покойник кого-нибудь заберет, если гроб будет больше. Домовину с телом ставили так, чтобы умерший был обращен лицом к иконе, то есть к красному углу. За окно комнаты, в которой находился покойник, вывешивали льняное полотенце или кусок белой ткани. Эта традиция отмечается во всех обследованных деревнях. На лоб умершему клали "венчики" или "прощеные грамоты", в которых содержалась молитва отпущения грехов. В правую руку давали подорожную, а в левую - носовой платок. В Старорусском районе считали, что он нужен для того, чтобы стирать пот во время Страшного Суда, а также для того, чтобы вытирать слезы, если человек, перешедший в мир предков, всплакнет при встрече с близкими на "том свете". Встречи эти происходили, по мнению опрашиваемых, в течение сорока дней. Интересно интерпретировали функцию нательного крестика, которым снабжался усопший. Он служит "пропуском" в ворота иного мира. Похороны происходили на третий день. От дома до дороги разбрасывались еловые ветки, по которым двигалась процессия, чтобы уходящий в мир иной "шел" по "чистой дороге", так как ель считалась на Новгородчине чистым деревом. Когда возвращались с кладбища, ветки убирали, а затем их сжигали, вероятно, уничтожая, таким образом, следы умершего, чтобы он не вернулся и не забрал кого-либо из оставшихся в живых родственников.

Сохранилось довольно много разного рода примет, связанных с отправлением похоронного обряда. Часто эти приметы носили характер оберега. Так, например, копали могилу в день похорон рано утром, и место выбирали получше, так как считали, что если умершему место не понравится, то он в течение сорока дней заберет еще кого-нибудь из родственников. А если еще будет покойник, то "нужно ожидать и третьего". Обвал могильных стен тоже указывал на то, что придется вскоре копать новую яму. В целом сохранился обычай во всем угождать покойнику. Сохранялся в обследуемых районах и обычай не подметать полы до тех пор, пока умерший находился в доме, ибо по примете можно было "вымести" кого-нибудь из живущих родственников. Кроме того, в доме завешивали темной тканью зеркала, чтобы нечистая сила не испортила покойника. Гроб с телом несли до кладбища на полотенцах. Прощались с умершим окончательно на кладбище, при этом целовали в лоб или в иконку, которая лежала у него на груди. Слезы прощающегося не должны были попадать на покойника, так как он тогда будет лежать мокрым и обижаться А все присутствующие желали, чтобы земля была покойному пухом. Прежде, чем опустят гроб в могилу, родственники бросали туда копейку (по всей видимости, серебряную), это означало, что они покупали себе место рядом с усопшим, а все остальные бросали медь, при этом говорили: "Вот тебе доля - не проси боле". Считалось, что деньги нужны были умершему для того, чтобы заплатить за перевоз через реку или озеро на том свете. Известно, что образ реки и переправы - традиционный образ не только для русской, но и для мировой культуры.

Предметы, связанные с похоронами, и вещи умершего тоже имели свою судьбу. После сорокового дня родственники могли раздавать личные вещи покойного любым людям, не обязательно близким родственникам. А те предметы и вещи, которые были задействованы в похоронном обряде (например, полотенца, на которых несли гроб), либо опускали в могилу и засыпали землей, либо сжигали, чтобы избежать дурного влияния умершего на живых людей. Все делалось так, чтобы ничто не обеспокоило душу покойного и каким-либо образом удержало бы ее в мире живых людей. Многое делалось для того, чтобы усопший не вернулся бы за кем-нибудь, не "насмотрел бы кого-нибудь". Как уже было сказано выше, считалось, что открытые глаза покойника, являются знаком того, что они высматривают новую жертву. По традиции, пока проходил обряд на кладбище, в доме умершего готовились к поминкам. Дома обычно оставался кто-нибудь из родственников и готовил поминальную трапезу, мыл пол. Поминки проходили не только сразу после похорон, но и на девятый и сороковой день, затем через год. Умершие родственники поминались и в Родительские субботы - дни, установленные христианской традицией. В поминальные дни люди обязательно посещали могилы родственников, принося с собой еду, вино, чтобы пригласить усопшего на ритуальную трапезу. Таким образом, сохранялся обычай, оставшийся от древнего похоронного обряда, который предусматривал как задабривание душ умерших, так и демонстрацию силы жизни. В современном похоронном обряде просматриваются отголоски старого, еще языческого обряда, однако заметно и то, что магическое содержание обрядового действа во многом стерлось.

 

Мне бы очень хотелось, чтобы и мои дети помнили о своих предках, бережно храня историю нашей семьи.