Литературный журнал
www.YoungCreat.ru

№ 53 - 2013

Ирина Марамзина
(11-й класс, школа № 13, г. Санкт-Петербург)

СОВРЕМЕННЫЙ ПЕТЕРБУРГ: ЧТО ОСТАВИМ НАШИМ ДЕТЯМ?

 

Много лет подряд в нашей газете существовала рубрика “Твой город”, в которой мы рассказывали об историко-культурных объектах нашего города. Многие нам говорили, что это довольно банально и не столь интересно, несмотря на публикуемые в ней проблемные материалы о таких спорных архитектурных новшествах, как знаменитый «Охта-центр» и нововведениях в генеральный план развития Петербурга “Каким мы хотим видеть наш город”. По-видимому, мы совершили ошибку, закрыв её. События последних нескольких месяцев говорят о том, что идёт уничтожение самой памяти о старом городе. Один за другим сносятся, перестраиваются здания VIII - XIX веков в центральных районах под любым благовидным предлогом. Теперь эта беда дошла и до Невского проспекта.

 

Старый Петербург… Столько воспоминаний и ассоциаций, столько эмоций и мыслей только благодаря этому словосочетанию. Старый Петербург – это добрая половина моей жизни, моей сущности, он воспитал меня своими тихими, спокойными и загадочными улочками; Малая Садовая, Моховая, Гороховая, Шпалерная… Эта лепнина на фасадах, большие окна, резные двери, кованые решетки. Одним словом – это маленькое волшебство, которое постепенно пропадает.

Дома сносятся. На смену им приходят огромные, блестящие, однотипные гиганты. Высокие, гордые и…холодные. Город перестраивается сжигая за собой мосты. Куда же будут приходить художники и поэты, модельеры и архитекторы за вдохновением? Чем будут восхищаться туристы, мечтавшие увидеть Петербург, если шапки небоскребов нарушают гармонию и красоту самого красивого города на земле? Это особенно заметно, если смотреть с Адмиралтейской набережной в сторону Невского, самого оживленного проспекта города.

Нет, я совсем не против, чтобы город застраивался и развивался. Это, безусловно, нам необходимо. Но зачем трогать центр? Возьмем в пример хотя бы, не безызвестную нам МЕГУ. Ну, кто о ней не слышал? Это современные торгово-развлекательные комплексы за чертой города, которые успешно развиваются и у которых, несомненно, есть будущее. И овцы целы, и волки сыты. Как говорится.

Оставьте же центр в покое!!!

А что же будет с нашими детьми? С тем нашим будущим, когда они будут гулять по стеклянным лабиринтам, свято веря, что Петр Великий когда-то пригласил сюда плотников и архитекторов, чтобы они воздвигли вот ЭТО?

Мы же культурная столица! И где наше прошлое? Утекает, как песок сквозь пальцы, и теряется, и забывается. А без прошлого, как известно, нет будущего!

 

 

СОВРЕМЕННЫЙ ПЕТЕРБУРГ: ПЕТЕРБУРГ ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА

 

Парадный город, красивый и величественный Петербург с Дворцовой площадью и Казанским собором будут всегда. Эти места все любят и знают. Они в безопасности. О них не забудут никогда. А как же маленькие, старые тихие дворики – колодцы на “Ваське” и “Петрогдадке”? Такие родные и знакомые нам с детства. Они росли в одно время с нашими достопримечательностями, но почему-то ими не стали. А ведь для кого-то – это самое ценное воспоминание о городе своего детства.

 

Замечательная выставка акварели Ирины Краснер-Шумары как нельзя лучше передает дух того Петербурга, где соседи собирались во дворах–колодцах с граммофонами и пластинками, где ребятишки знали все лазейки и закутки, бегая со двора во двор. Где обитал тот особый, ни на что не похожий, дух спокойствия и безопасности. Где время останавливалось, и только грустные серые облака по голубоватому небу-потолку.

Ирина Краснер-Шумара человек, которому есть что сказать. Она очень внимательна ко всему, мимо чего каждый день проходит человек, попросту не замечая. И это нельзя не оценить.

Все работы выполнены самым непослушным, на мой взгляд, средством выражать эмоций – акварелью. Но эта акварель смогла сохранить лучшие традиции Петербурга. В каждом мазке кисти художницы, в каждом полутоне картин мы можем ощутить, прочувствовать влюбленность в город, каким бы многогранным, неожиданным, загадочным и непонятным он для нас не был. Ведь любая работа должна не только впечатлять, но и убеждать.

Ко всему вышесказанному хочется добавить, что Ирина Краснер-Шумара не только замечательный художник, но и удивительный поэт, имеющий свое тонкое видение мира вокруг нас. Талантливый человек, талантлив во всем – как говориться.

 

 

СОВРЕМЕННЫЙ ПЕТЕРБУРГ: ГОРОД, КОТОРЫЙ МЕНЯ ВДОХНОВЛЯЕТ

 

О чём-то размышляешь, где-то даже философствуешь. О мире, о вечности. А дальше бумаги мысли мои все равно не продвигаются. Кто-то прочел, подумал, оценил, отвернулся и забыл. А буквы стоят ровными рядами, не двигаются. И грустно им, и одиноко. Никто о них не вспоминает и перечитать не приходит. Буквы плачут, мысли теряются и не хотят выходить из-под бамбукового пера. Сидят, трясутся, где-то внутри стержня. Но куда больше они будут боятся, если смысл будет чересчур высоким и непонятным. Вот и мы люди такие же. Бредовые и странные. И не понять нас, не предсказать.

 

Я никогда не была а Петербургских двориках, никогда не посвящала себя полностью городу. Не проводила дни и ночи в его замечательном центре, в его закутках. Но я знаю о нем, я его чувствую. Мне кажется, что если я посвящу себя городу, отдамся ему вся, то я попросту разочаруюсь, перестану мечтать.

Перестать мечтать – значит, уже начать взрослеть.

Мечтание и яркие цветные сны – это вся я, это мое. Не отрывайте у меня самое ценное. Что со мной будет, ежели я перестану мечтать? Многие вещи, то что я не могу увидеть очень четко вживую, яркими картинками дарит мне воображение. Так или иначе оно не идеально. Я знаю людей, которые намного интереснее, на много оригинальнее меня. Я цепляюсь за то. что есть, берегу, дарю тепло и боюсь, чтобы это не пропало. И тогда я рисую.

Легкий мазок сиреневой гуашью или смелый росчерк углем. Руки в карандашной крошке и краски, разлитые по всему полу, прилипают к домашним тапочкам… одним словом… я рисую. Каждая картина – это отдельная история, маленькая или большая, но всегда, разная как палитра. Столько оттенков и отголосков. Да же мысли приходят разные. Как калейдоскоп вьются, переплетаются, и все стремятся куда-то. Запах белил, акварели каждый раз встречает меня, только я зайду в студию. Не замечая ничего, подхожу к мольберту, разминаю кисточки, борясь с желанием попробовать их на вкус.

А дальше ты уже ничего не помнишь. Краски, мольберт, холст, палитра, кисточки, краски. И заново, заново по кругу. Ты танцуешь вокруг своего труда, то отходя, то снова приближаясь. Щуришь глаз, что-то меняешь. А когда на минутку выходишь из этого состояния, замечаешь, что за окном опускается ночь. Пора идти домой. И самое великолепное, когда выходя из студии, ты глубоко вдыхаешь чистый свежий воздух и начинаешь воображать, как придешь сюда завтра.

 

 

СОВРЕМЕННЫЙ ПЕТЕРБУРГ: ВЕСЕННИЙ ПЕТЕРБУРГ

 

Кто-то больше всего любит зиму: белый кристаллический снег и терпкий морозец, пробирающийся в рукава и кусающий щеки. Другие мечтают об осени, о золотистом ковре из медленно танцующих красных и бордовых листьев. Многие хотят всю жизнь прожить в лете, нежась под ласковым солнцем, где-нибудь у лесного озера, и, наблюдая, как изумрудные и бирюзовые стрекозы кружат над кувшинками, а юркие быстрые ящерицы на мгновение замерли, чтобы погреться на тёплом камне.

А я… Я люблю весну. Всем сердцем люблю! Сильно-сильно! Иногда мне кажется, что я живу только в это время года. Весна – это юная зеленая трава и ранние цветы, только-только выглянувшие из-под снега, они доверчиво подставляют свои листочки нерешительному солнцу. Весна – это дети, пускающие белые бумажные кораблики по воде, вниз по тротуарам. Весна – это приветственное щебетание птиц по утрам.

Вы видели, как наш город красив в эту пору?! Прохожие… добрее что ли? Идут, улыбаются, щуря глаза от ярких солнечных лучей. Даже Невский проспект утихает и, затаив дыхание, провожает оранжевый апельсин солнца, медленно перекатывающийся по небу.

А еще весна – то время любить.…Но это уже другая история.

 

 

СОВРЕМЕННЫЙ ПЕТЕРБУРГ: ВСЕГДА ВМЕСТЕ, ВСЕГДА РЯДОМ

 

Стоило мне на минуту оторваться от домашней рутины, как в моём буйном воображении родилась новая идея… Хочу быть Петербургом! «Что за странное желание?» – скажите вы. Как вы не можете понять, это же так просто!

Одни подростки мечтают прожить жизнь известных топ моделей или актрис, другие – примерить на себя лавры успешных футболистов или спортивных комментаторов, а мне хотя бы на пару минут хочется ощутить себя Северной столицей. Городом белых ночей, золотых грифонов и всех влюбленных. Городом, который все любят, которым восхищаются, к которому стремятся со всего света, чтобы только взглянуть на него. Чтобы прогуляться по его гранитным улочкам, шумным, людным и тупиковым, увидеть его дворцы, пышные и богатые, Неву, раскроившую город стальным шёлком на части.

«Зачем тебе это нужно?» – удивитесь вы. Чтобы каждый день встречаться с вами с глазу на глаз: баловать вас ярким лучом солнца, вырвавшимся из свинцовых осенних туч, чтобы будить вас ранним весенним утром весёлой трелью трамвайных звонков, чтобы кружить Вас по паутине улиц и мостов туманной летней ночью, чтобы морозными узорами покрывать окна ваших домов в новогоднюю ночь, чтобы вы не могли жить без меня, а я – без вас.

Чтобы парить над этим городом и с высоты птичьего полёта видеть всё и вся, а когда устану, опуститься на одну из крыш и, свесив с её карниза ноги, сидеть и наблюдать за тем, что происходит внизу, а потом вновь взлететь и играть с голубями в воздушную чехарду, до тех пор, пока мама не распахнёт наши окна на девятом этаже и не крикнет, с нетерпением и беспокойством, как в детстве:

«Ира! Пора домой! Ужин стынет!»

* * *

 

 

ИЗ ДНЕВНИКА СТАРШЕКЛАССНИЦЫ

 

День первый

Замечали ли вы когда-нибудь, что чем больше жаждешь запомнить какой-нибудь день, чем больше деталей ты пытаешься отпечатать в своей памяти, тем меньше у тебя это получается. А вот липкие, неприятные мелочи и казусы прямо врезаются тебе в мозг. Я стала задумываться об этом намного чаще, чём мне хотелось бы. А что поделаешь? Такова моя беспокойная персона.

Последнее время я стала жить “одним днем”, ни о чём не жалея и ничего не боясь. Дышать полной грудью. А это здорово, скажу я вам! Мой неизбалованный счетчик восторженности уже начинает дымится от перезагрузок. Калейдоскоп ярких событий каждый день меняет для меня цвета и форму. Сидеть на месте и скучать перед телевизором. Нет, это не для меня! Там нет живых ощущений, чувств, эмоций. Нет прикосновений и взглядов. Там нет жизни, там нет ничего.

Сегодня у меня был один из самых удивительных дней в моей жизни, (да, я не побоюсь так сказать). Новые знакомства, места, интересы, разговоры. Даже город я увидела абсолютно по-новому, ясно понимая, что раньше я о нем ничего не знала, а если и знала, то это было на столько мало и незначительно, что упоминать об этом нет смысла. Казалось бы, город. Твой. Для тебя. Родной и близкий, но такой многоликий и неудержимый. Так познай его. Раскрой все его карты. Разоблачи.

 

День второй

Было время, когда у меня была сильная пропасть в моей жизни. И с учебой, и с ребятами, и даже, с писательской деятельностью, были жесткие проблемы. Обстоятельства буквально клали меня на лопатки. Приходилось, если не бежать, то ползти дальше. Поддержка родных и самых близких людей просто не давали мне останавливаться. Ни на минуту, ни на секундочку.

“Вперед, только вперед” – твердили они мне. “Упал, ушибся, встал и пошел дальше. Больно? Еще бы! А что ты думал? Своего счастья нужно добиваться!” Вот и я шла до последнего, спотыкалась, но шла. Своей отдельной дорогой. Терновой и раскаленной. Сколько слез было пролито на мостовую моей дороги, сколько разочарований оставались на ее обочине, какая только щебенка не попадалась. А я все шла. Без оглядки ,без сожаления. Неся лишь надежду в своем сердце.

Сегодня я пришла в светлый маленький, но уютный храм успокоения и наслаждения. Здесь пробую на вкус свою победу. Пускай мелкую, но мою, заслуженную. И я продолжу свой путь, не остановлюсь на достигнутом и не сверну со своей дороги. Ни ливень клеветы, ни туман предательства не собьют меня. Потому что близкие рядом. Близкие любят. Теперь мне кажется смешным мой поступок бросить писать. Отказаться от самого любимого занятия в моей жизни! Я бы так и осталась лежать на дороге, даже не добравшись до первого храма. А впереди их ещё больше. Один краше и светлее другого. Неужели я позволю себе пропустить это? Да ни за что!

 

День третий

Что за странное чувство? Тебе не нужно, чтобы он везде и всегда был с тобой. Лишь достаточно знать, что он есть и что у него все хорошо. Достаточно просто сидеть рядом на одной из Питерских крыш, улыбаться, ловить на себе его взгляды. Быть может, это значит, что ты ему нужна. И все. Больше ничего, ничего не нужно. Что это? Если любовь, то я сдаюсь, просто выхожу из игры, а вот если нет? Если я нашла что-то новое, еще ни кем неопознанное чувство? Наверное, нужно просто время. Самый честный судья. Ничего не спрячет, никогда не соврет.

 

День четвертый

Порой, когда у кого-нибудь что-то не получается, когда жизнь людей меняется в ту или иную сторону ,они просто говорят: “Так надо. Это произошло, значит так надо”. И они плывут дальше по течению, так и не поняв, а кому надо? Кому надо сбрасывать их с карьерной лестницы и отнимать что-то ценное у них? Кому? Тут только две версии. Либо человек пытается утешить и обнадежить этой фразой. Настроить себя на лучшее будущее, либо там, наверху, Кто-то строит, играет и разрушает наши судьбы, и Ему действительно так надо...

 

День пятый

Я пишу, что чувствую и как считаю нужным. Мне говорили, что так лучше получается. А меня вот часто посещает вопрос ,что не всем это нравиться! Не каждому интересно разбирать и задумываться над моими прозрачными, порой даже смешными и детскими мыслями. Иногда мне кажется, что я пишу одно и то же. Из листа в лист, из письма в письмо. Как бы банальны не были бы мои статьи, как бы они не утомляли Вас, я все равно буду писать. Снова и снова брать бамбуковое перо и выдавать новую порцию идей и мыслей. Даже если они у меня ну совершенно не получаются.

 

День шестой

Страхи имеют свой срок годности. Звучит немного странно, но это действительно так. Раньше мы боялись бабаек под кроватью и темноты, когда закрывались в ванной. Мы выросли. Страхи тоже немного подросли. Были смешными и глупыми, а на смену им пришли более серьёзные и взрослые, и опять нас пугающие.

На днях меня посетила одна очень забавная мысль. Страхи можно воспитать и приручить. Найти с ними общий язык, договориться и перешагнуть, пережить их. Да, звучит немного глупо, но именно этим я занималась в последнее время. Каждый раз делала то, чего боюсь до дрожи в коленях, до потери голоса. Не скажу, что они совсем ушли, нет! Но стали меньше и послушнее. Вдобавок у меня появилось море друзей и знакомых, а в книге истории жизни – десяток удивительных историй!

 

День седьмой

Любовь – это не мой конек. И писать о ней я не люблю, потому что это банально. Изъедено. Всё, что можно было написать об этом чувстве давно написано, напето и нарисовано. А люди по кругу повторяют это, но как-то по-разному. Если писать о любви, то только о взаимной, безудержной, незабываемой. Нужно самому прожить с ней. Просыпаться и засыпать со словами о любви на устах. А пока я не встретилась с ней лицом к лицу, я постою на обочине, поразмышляю о чем-нибудь другом, более близком мне.

 

* * * 

Если составить список самых трудновыполнимых решений, то прощение и хорошее отношение к твоему заклятому недругу, несомненно, займут первые строчки. Это очень сложно – искренне ему улыбнуться и попробовать оправдать его в своих глазах. Да это вообще, если задуматься, из части “миссия невыполнима”. Но это стоит попробовать. Сделать ему что-то хорошее и приятное. Сделать искренне и честно, чтобы это не было похоже на одолжение. И все равно, если люди подумают, что ты показываешь свою слабость или банально пресмыкаешься перед ними. Главное, что ты знаешь, что это не так, знаешь правду. Ты и самые родные тебе люди. Вот и все! Контролировать мысли всех людей мы не сможем, да и нужно ли нам это? В общем, возлюби врага своего, ибо это дает безмерное счастье и душевное равновесие!

 

 

 

РУКОВОДСТВО ПО ВЫЖИВАНИЮ

 

Чтобы что-то понять, до чего-то додуматься, нужно это просто пережить. До каких-то вещей человек должен додуматься сам, пропустить их через себя, прочувствовать. Только так мы сможем четче и правильней понимать этот мир. Нужно больше путешествовать, и не обязательно ехать на острова и в дальние страны. Много удивительных мест находятся рядом с нами. Правда, мы не всегда желаем узреть родную, близкую красоту. Нас влечет что-то таинственное, далекое и непостижимое. В этом-то и все мы. Нужно больше общаться с разными людьми. Их мировоззрение как книги: толстые информационные томики или маленькие цветные сборники сказок, исторические романы или новые бестселлеры. И ты совершенно не знаешь, куда повернет сюжет, как поведет себя человек. Это безумно интересно! И от этого ни в коем случае нельзя отказываться. Живите только сегодня и только на полную мощь!

 

* * *

Твои движения замедляются, тормозят. И ты понимаешь, что все! Ты ничегошеньки не собираешься делать, потому что просто нет сил. Ни в коем случае нельзя останавливаться. Остановиться, значит сдаться. А это, как я понимаю, совершенно не входит в твои планы. Пусть дела будут делаться мега-медленно и без энтузиазма, но процесс безоговорочно будет идти. А переступить через себя и идти дальше – это одна из лучших побед.

 

* * *

Почему, мы, люди, такие нетерпеливые и раздражённые? Почему, часто выходим из себя, из-за какой-то несерьезной мелочи? Как только на нашей гладенькой дорожке появляется малюсенькая неровность, мы сразу же нервничаем и падаем духом. Безнадежно! Как же так? Наше внутреннее равновесие настолько уязвимо и раскачено, что нас, подобно детскому пластилину, можно мять в любую сторону, придавая форму, непосредственно удобную для окружающих. Говоря проще, нас подминают под себя все кому не лень, и все у кого более или менее существует порядок в душе. Сила наша обитает не в мускулах и прессе, а в душе нашей. В поставленных нами целях, в отношении к другим и к себе. И воспитывать ее нужно ежедневно, ежесекундно, безо всяких выходных и каникул.

 

* * *

Вот так «гениальные идеи» теряются в людской суете и простых буднях. И забывают о них! Не из – за стихийного бедствия – цунами или землетрясения, не из-за отвлекающих маневров любимого человека, а просто потому, что на шоколадной обертке, единственной оказавшийся рядом бумажки, нет больше места или единственная пишущая ручка закатилась под диван, а дальнейшие попытки ее освобождения только отбивают желание писать… Вот так и пропадают нынче таланты…

 

* * *

Люди странные…Приходят, уходят, оставляют след в нашей жизни. Легче всего “оторвать от себя” человека, который лишь мельком дал о себе знать. Приветливый прохожий, с которым ты разговорился на светофоре, продавец или просто сосед снизу. Куда труднее отпустить друга, лучшего друга, который отстранился лишь потому, что он встретил более интересных, хоть и мимолетных людей. Те люди рано или поздно пропадут, исчезнут, затеряются. Друг вернется к тебе, но осадок все же останется. Судьба смеется над нами, испытывает. Самый лучший выход – быть ко всем мимолетным людям одинаково приветливым, оберегая при этом старых, верных друзей.

 

* * *

«Человек умирает только тогда, когда утрачивает способность удивляться и радоваться простым вещам. Всякая другая смерть смертью не считается».

Дмитрий Емец

 

Присмотритесь к маленьким детям! Они всегда улыбаются, постоянно чему-то удивлены, чем-то заинтересованы, всегда в движении. У них еще все впереди, они только начинают жить, знакомятся с этим миром. Они всегда говорят правду, их эмоции ярки и искренни. А самое главное, они умеют удивляться, а точнее они всегда найдут для этого повод. Будь то ледяные горки, сладкая вата или просто радуга после дождя! Они готовы подарить всю свою радость нам, взрослым, всю до последнего. Так проводите больше времени с малышами, разделяйте их эмоции, живите наполную, и Вы всегда будете молоды духом!

 

* * *

Как иногда любовь бывает губительна. Сразу для двоих. Когда между ними тысячи и тысячи километров. Когда у обоих за окном разные города, разные люди, разное время суток. Когда живешь в постоянном ожидании чуда: “А вдруг еще встретимся? А вдруг все не так уж плохо?”. И оба понимают, что это лишь пустые отговорки. Обоих, в их городах, держит работа, родители, друзья. А может быть вот она, отговорка? Нежелание что-то менять, уходить с насиженного места, жертвовать чем-то ради светлого, возвышенного чувства. Ведь, вернувшись к началу, любовь не может быть губительна, не может убивать человека изнутри. Значит, мы снова ошибаемся!?

 

* * *

Сначала было слово, … а если человек утратил способность слышать и слушать, и не потому, что внезапно оглох, а просто потому, что потерял границы между дозволенным и недопустимым. Раньше люди уделили большое значение словам, фразам, письмам. Сегодня же это для многих “пустые звуки”, в буквальном смысле этого слова. Назойливая мелодия. Почему же мы сегодня судим по поступкам, деяниям друг друга? Почему потеряли веру в слова? Потому что они постоянно расходятся с делом! Люди стали больше лгать и пустословить. Нет должного уважения к самому “слову”. И с этим нужно что-то делать!!!

 

* * *

Врать нехорошо… более того, это дико не удобно. Ведь надо же помнить “что, кому, когда” сказал. Надо быть постоянно начеку. А можно и так завраться, дорогие мои, что сами себе свято верить будете!!!

 

* * *

Каждый человек пока живёт, «пишет» свою книгу. Набирается опыта, делает ошибки. Никто и никогда не научит нас жить, кроме нас самих.

 

* * *

Самое большое разочарование в жизни – это осознание того, что тебе скучно … Скучно двигаться, дышать, чувствовать, одним словом, скучно жить. Мир вокруг становится неинтересным. Сливается в одну липкую тягучую, мешающую двигаться массу. Ты не устал – нет! Ведь даже уставать тебе становится неинтересно! Эй, Друг, обернись вокруг! Смотри как здорово! Встряхнись! Улыбнись! Давай жить!

 

* * *

Облака, облака, Вы мои собеседники, Вы мои советники, Вы мои безмолвные друзья! Облака, облака! Я хочу к вам, хочу взлететь выше людей, выше домов. Хочу быть выше всех на свете, хочу быть с Вами!

Ах, как же повезло птицам, они к Вам так близко. Они парят над всем подобно Вам, они подобно Вам свободны! Они на воле!

Ветер, свежесть, красота полета! СВОБОДА! Возьмите меня с собой! Но нет, облака меня не слышат, они не хотят останавливаться, не желают обращать внимания на людскую суету, там…внизу. У них нет печали и забот, их не тяготят бытовые проблемы серых будней. Им не до этого.

Теплые лучи осеннего солнца окрашивают небесную вату в нежно-золотистый цвет. Ветер – мастер мнет ее, придавая необычную, порой причудливую форму дракончиков и слоников. Они великолепны и недосягаемы.

– Возьмите, возьмите меня с собой – кричу я, стоя на крыше высотки – Заберите меня, я тоже хочу летать, хочу быть свободной.

Ан нет…слоники не возьмут меня, они уже очень далеко, и там, к сожалению, нет места для таких как я!

 

* * *

У каждого человека в жизни есть такая ночь, которая горит как звезда.

Абхазия… страна души, как любят говорить дружелюбные, всегда приветливые жители этой теплой, цветущей республики. Маленькой, но свободной.

Она встретила нас жгучим солнцем и соленой прохладой моря. Буйного, властного, иногда робкого. Всегда разного. Особенно море красиво в вечернее время. Нет пляжных лежебок и визжащих, бегающих по воде детей. Нет пестрых зонтиков и разбросанных детских лопаток. Есть только ты, море и уходящее за песчаную косу солнце. Немного уставшее от прошедшего дня, но все еще горящее желанием вернуться сюда завтра. Становится чуть прохладно, но песок еще отдает тебе свое угасающее тепло.

Подходят друзья, чуть притихшие и, подобно мне, очарованные вечером. Забирают тебя, уводят дальше вдоль побережья. Там все уже ждут. Дрова, подстилка, маленький пикник. Все продумано. Пока ребята разжигают капризный огонь, пока раскладывают трапезу, ты наблюдаешь, как ночь, настоящая южная ночь, вступает в свои владения. Как меняется, темнеет, успокаивается и затихает Черное море. Цикады откладывают на время свои трещотки. Выступают первые звезды. Нерешительные, редкие. Вскоре можно различить Большую и Малую медведицу, найти Полярную звезду. Еще пару минут – и из–за облаков величаво, гордо показывается молочного цвета луна. Большая и такая близкая, что, кажется, можно разбежаться по лунной дорожке по морю, подпрыгнуть и схватить ее словно яблочко. Стоит только захотеть. А вдруг получится?

Гитарные струны на мгновение отвлекают тебя. Любимая музыка заполняет не только опустевший пляж, прибрежные скалы, но и тебя. Всего, полностью. Проникает в каждую клеточку твоей души, будоражит её, будит…

Голоса любимых и близких тебе людей, плач гитары, ночной южный костер еще долго будут вспоминаться тебе в зимние, холодные вечера. Как яркий бумажный фонарик, задумчиво плывущий над сонным, почерневшем морем…

 

 

 

АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ

 

Высоко-высоко над суетой городов и тишиной лесов, выше пролетающих птиц и плывущих по небу облаков, где-то в среди звёзд обитают наши ангелы-хранители. Они не знают покоя, день и ночь они присматривают за нами, подмечая всё, хорошее и плохое, грустное и весёлое, праздничное и обыденное, всё то, из чего состоит наша жизнь. Никому не известно, о чём они думают в этот момент, о чём беспокоятся, а что им даёт наслаждение.

Говорят, что раз в год они спускаются с небес к каждому из нас. Ангелы подлетают к нам тихо и незаметно, накрывают своими большими белоснежными крылами и целуют. В этот момент мы становимся на год старше. Каждому из нас в этот день ангелы оставляют свои дары, и, мы даже о них не подозреваем. Для кого-то – мудрость, терпение, трудолюбие, а кому-то – радость, успех, удачу.

Только не забудьте поблагодарить своего ангела-хранителя. Доброе слово и ангелу приятно. А всё что ни делается – всё к лучшему!

 

 

 

ПРИЧУДЫ ЭВОЛЮЦИИ

 

А почему причуды? Кто знает, что у эволюции причуды, а что нет? И вообще, существует ли она? Ведь у динозавров она тоже была! И где теперь мы, а где они? Кто может определить прогрессивную и тупиковую ветвь развития мира? Может ли эволюция управляться человеком или мы бессильны перед ней?

У меня нет ответов на эти и многие другие вопросы, но одно я могу сказать точно. Все человечество втянуто в особую эволюцию, в эволюцию человеческой души!!! И к таким выводам прийти довольно просто, достаточно сравнить день вчерашний и день сегодняшний.

Раньше, несколько столетий назад, люди умели жить по-другому. Жить по-настоящему. Они не боялись влюбляться и признаваться в этом, не боялись заступиться за более слабых, не боялись бороться и побеждать. Они постоянно рисковали, отправляясь в походы, принимали дуэли. А самое главное – люди, живущие в том замечательном временном отрезке “до нас”, не боялись поддаваться своим эмоциям, ошибаться и проигрывать. Они видели в этом “баланс” в их кипящей событиями жизни. А что же мы? Мы, люди двадцать первого века, века технологий и открытий, века абсолютной вседозволенности., старательно избавляемся от этого «баланса». Совершенствуем нашу жизнь, идеализируем. Происходит сращивание человека с компьютером. Обездушивание какое-то получается! Мы прячемся от природы, забиваемся в «идеальные щели», перестаем думать, размышлять, чувствовать. Люди начинают забывать, а что такое счастье от утреннего солнца, что такое волнение от первого снега, первого поцелуя, что такое гордость, самопожертвование, милость, сочувствие, трепет, любовь в конце в концов!!! В их идеальном, распланированном и безумно скучном мире просто нет для этого места! А зачем? Ведь вся система рухнет, потеряет смысл, и они окажутся беззащитными на виду у всех! Эти идеальные мирки такие жалкие и ничтожные, что тебе невольно становится стыдно! И если все пустить на самотек, если закрыть глаза и отвернуться, забыть и отойти, то в будущем не будет эмоций, будут лишь правильные решения или просто deadline.

 

 

 

МОИ МАЛЕНЬКИЕ ОТКРЫТИЯ

 

Маленький человек (ребёнок) делает для себя открытия каждый день. Зелёная гусеничка на траве или запущенный в воду кораблик… Это неважно – что! Главное, что дети умеют удивляться! Не от того ли это, что у них ещё целая жизнь впереди, и любая “мелочь” для них в новинку? Но с каждым днём маленький человечек становится старше и удивить его становится всё труднее и труднее.

А жизнь наша такова, что её любимое хобби – устраивать нам сюрпризы, которые она старательно прячет среди обыденных повседневных дел. Так случилось и со мной!

Впервые в жизни я решила отправить посылку другу по почте. Написала письмо, упаковала подарок. Всё как надо, всё по правилам. Прихожу на почту и… И понимаю, что я не знаю, что мне дальше делать! “Не то поколение!” – скажете вы. Да нет, всё то! Просто раньше на этом моя миссия заканчивалась, остальные этапы отправки корреспонденции выполняли родители. И вот я стою со своей бандеролькой посредине почтового отделения, как бедный родственник, а вокруг столько окошечек и люди так быстро решают около них свои проблемы. Набравшись смелости, я решилась подойти к одному из таких окон, моё сбивчивое объяснение там внимательно выслушали и, лукаво улыбаясь, выдали мне бланк. Усевшись поудобнее за столиком я принялась со всей ответственностью его заполнять. Как назло в сумке не оказалось никакой другой ручки, кроме как с красными чернилами, и я легкомысленно подумала, что в этом нет ничего страшного. Наивная! Я так старательно выводила все буковки и циферки ярко-алым цветом, представляя, как будет удивлён получатель, получив такое яркое извещение. Но удивился не он, а работница почты, которая чуть не схватилась за сердце, увидев моё творение. Вокруг воцарилась неловкая тишина, стоящие в очереди с любопытством разглядывали меня. Наконец-то “за стеклом” очнулись и выдали мне новый бланк вместе с синей ручкой. Пришлось всё делать заново. Желание расстаться с бандеролью усиливалось с каждым мгновением.

Подойдя к окошечку в третий раз, я была уверена, что этот долгожданный миг настал, но напрасно. Требовался паспорт! Да я его в принципе не ношу с собой! Я была готова уже собственноручно доставить мою посылку в Екатеринбург, только бы прекратить эту пытку! В конце концов моя бандероль была благополучно отправлена.

Вот, казалось бы, обычное дело, с которым люди сталкиваются каждый день, но для меня оно стало целым приключением, своего рода маленьким открытием.

Зачем нам искать Америку за тридевять земель? Оглянитесь! Она рядом с вами!

 

 

 

ЗВЕНИ, КОЛОКОЛЬЧИК, ЗВЕНИ!

 

Здравствуйте, вас приветствует ваш персональный, новоиспеченный гид по интересным местам нашей удивительной планеты. И сегодня мы с Вами отправимся в небольшое путешествие в маленький, уютный городок, расположенный в том самом месте, где могучая Волга сливается с Которослью, в сердце Золотого кольца, город церковных куполов и медведя – Ярославль! Но речь пойдёт не о его истории, а о маленьком частном музее у речного вокзала. О музее «Музыки и Времени».

Каждый турист, приехав в новый город, стремится увидеть всё самое-самое, порой не замечая таких, как этот. Расположен он на Волжской набережной, в частном особняке энтузиаста музейного дела Джона Григорьевича Мостославского. Здесь можно познакомиться с коллекцией музыкальных инструментов. В экспозиции музея всевозможные граммофоны, патефоны, музыкальные шкатулки, шарманки, есть даже механическое пианино, а также грампластинки, часы, колокола и колокольчики практически всех видов (поддужных, настольных, дверных, рыбацких, церковных). Обязательно познакомьтесь с коллекцией утюгов (их более 350-ти), золотофонных икон конца XIX – начала XX веков и фарфоровых статуэток. И каждый найдет то, что ему по душе.

Более всего меня заинтересовали колокольчики. В народе считалось, что если есть колокольчик в доме, то в нем будет добро и благополучие. Колокольчик охранял дом от пожара, изгонял злых духов, болезни. Самое интересное, что форма колокольчиков зависит от их назначения. Например, «юбочка» у пожарного колокольчика расширяется к низу, а у гостевого корпус вытянут и «язычок» длиннее, чем у остальных. Первые колокольчики из своей коллекции Джон Мостославский срезал у овец, у коз, у коров в родном Благовещенске. «Все дети как дети – металлолом собирали, а я – колокольцы! Директор школы назвал меня пережитком капитализма, а я ничего не понимал и плакал»,– вспоминает Джон.

В настоящее время колоколов в коллекции Д. Мостославского уже более тысячи, по ним можно изучать поддужно-колокольный промысел в России. В экспозиции – знаменитые валдайские, касимовские, павловские, пурехские колокольчики и бубенцы, многие с именами мастеров, их отливавших, и с датами отливок. Колокольчики так подобраны по звучанию, что ударяя в них палочкой в определенной последовательности, можно сыграть любую мелодию. Экскурсовод обычно исполняет для взрослых посетителей «Подмосковные вечера», а для ребятишек – любимые мелодии из мультфильмов.

Следует отметить, что Ярославль являлся одним из центров литья колоколов в России, была целая династия ярославских купцов Оловянишниковых, которые исключительно занимались литьем колоколов в Ярославле. Для любого храма считалось престижным, когда в нем звучал колокол, отлитый в Ярославле на заводе Оловянишниковых. Высочайшие особы, прибывая в Ярославль, всегда посещали завод Оловянишникова. И неслучайно последний царь Николай Второй заказал отлить ему в Ярославле сто колоколов с серебром, по случаю 300-летия дома Романовых. Один колокол из той юбилейной сотни хранится в коллекции музея Мостославского, на нём выгравировано: «От Рюрика до Романова. От Михаила до Николая. Сий колокол отлит по заказу Николая II».

Вот такая она – российская провинция и живущие в ней люди!

 

 

 

ЛАППЕЕНРАНТА – ГОРОД СЧАСТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ

 

Мой первый выезд за границу произошёл весьма спонтанно и неожиданно. Наша дача расположена на расстоянии примерно пятидесяти километров от Финляндии. Поэтому, недолго думая, мы собрались и поехали навстречу приключениям. А приключения, скажу вам, были, а как же без этого? И начались они ещё в России, когда мы проходили пограничный контроль.

Улыбающийся молодой таможенник известил нас, что у финнов в этот день был праздник, и после обеда они не работают! Ну кто, кто знал, что они вообще не работали с самого утра? Первые часы мы гуляли по уютной, дружелюбной, но совершенно безлюдной Лаппеенранте. Огромные зелёные парки, двух-трёхэтажные домики, обвитые плющом (высоких зданий там не было!), притихший Финский залив и раскачивающиеся на лёгких волнах судна у пристани. И ни одного человека, ни одной живой души! Мы бродили по тихим опустевшим улицам... было интересно и немного боязно. Я даже ощущала себя персонажем произведения А. Носова «Шёл по городу волшебник», когда из города исчезли все-все люди, а герой бродил по пустынной Москве. Может быть именно из-за этой пустынности Лаппеенранты я и запомнила каждую её улочку, памятник, интересный домик. Город без людей... он другой, он продолжает жить, но как-то по-своему, словно в замедленной съёмке.

К концу дня жители Лаппеенранты всё-таки решили оживить её улицы своим присутствием, стали выходить из домов, собираться в компании. Как же хорошо, что я мало-мальски знаю английский язык! Очень забавно было слушать повествование прохожего об интересующем меня местном монументе на английском языке с сильным финским акцентом. Печально правда, что они совершенно не знают историю своего города. Абсолютно! Всё, что он мне рассказал, не имело никакого отношения к тому месту, как мне позже удалось выяснить. Но несмотря на это, дружелюбность, открытость и готовность помочь финнов покорила меня. Они, на мой взгляд, именно тот счастливый тип людей, которые знают, как нужно жить и как наслаждаться жизнью! Они умеют это делать для себя и своих близких. Можно смело назвать Финляндию – страной счастливого человека, и это будет сущей правдой.

Ближе к вечеру, когда было нужно уже возвращаться обратно, мы, туристы из России, набрели на парк отдыха. На огромной территории нашему взору открылась выставка песчаных фигур. Слоны, гимнастки, мартышки, небольшой балаган с актёрами и сцены из библейских сюжетов предстали перед нами во всей красе. Их сотворили умелые руки финских мастеров ко дню города. Но больше песчаных фигур, и даже больше наивкуснейшего финского мороженого, меня поразил небольшой детский городок с кукольными домиками, размером немногим выше взрослого человека. И почти в каждом из них сидели счастливые финские карапузы, прижимавшие к груди кто куклу, а кто мягкую игрушку.

Ещё одной деталью, с которой у меня будут ассоциироваться воспоминания о Финляндии и Лаппеенранте – это огромное количество ретро-машин, заботливо отреставрированных, тщательно перекрашенных и блестящих на солнце хромированными бамперами.

Если собрать все мои впечатления от Лаппеенранты воедино, то создаётся образ волшебного нереального места. И это замечательно! Человек живёт, пока удивляется, интересуется, размышляет, мечтает, творит. Следуя этому, жители и гости Лаппеенранты будут жить всегда.

 

 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

 

Петербуржцы – удивительно счастливые люди, хотя многие, к сожалению, этого не осознают. Мы живём в городе, где сосредоточено бесчисленное количество шедевров мировой культуры и свидетельств великих научных открытий, но имя одного гениального человека, чьи живописные работы хранятся в коллекции Эрмитажа, хотелось бы выделить особо.

 

В тёплой солнечной Италии в маленьком домике, в середине XV века родился поистине Великий Человек. Он создавал невероятные, неповторимые вещи, которые дошли до наших дней, поражая воображение людей. С загадкой его гениальности мы, поколение XXI века, не можем справиться и по сей день. Это был удивительный, разносторонний человек, первооткрыватель, изобретатель, художник, искусствовед, музыкант, учёный, скульптор и архитектор – Леонардо ди сер Пьеро да Винчи.

Если на минуту задуматься и обернуться назад, сколько людей было до нас, великих, гениальных? Как они повернули ход истории? Какой оставили след? Об этом ни на миг нельзя забывать. Но время проходит. Люди нередко становятся известными только после смерти, через века, десятилетия. А для нас безумно важно знать, чем люди жили раньше, что думали, какие у них были ценности. Ответы на эти и многие другие вопросы мы находим в их личных записях, своего рода дневниках. (Если, конечно, посчастливится их найти). Сокровенные мысли, изложенные на бумаге, зарисовки... Да это целое богатство! Именно благодаря им мы сегодня можем увидеть изобретения Леонардо да Винчи. Ученые нашего времени, внимательно изучили его рукописи (что было нелегко, так как да Винчи был левша и в своих дневниках писал с нижнего правого угла в зеркальном отображении, для непросвещенных людей эти письмена представляют из себя всего лишь неразборчивые каракули) и принялись за создание уникальной в своем роде выставки. В ней собраны различные механизмы, сделанные по чертежам и описаниям Леонардо, а также репродукции наиболее известных картин мастера периода Ренессанса, включая “Мона Лизу”, “Мадонну в скалах”, “Благовещение”, “Даму с горностаем”, анатомические зарисовки, наброски к “Битве при Ангьяр” и трёхмерное интерактивное исполнение “Тайной вечери”, которая даёт возможность совсем по-иному воспринять эту знаменитую работу.

На создание выставки было затрачено более 10 лет. Она прошла по всему миру: страну за страной, город за городом, пользуясь огромным успехом. Самой яркой её частью, на мой взгляд, является та, что относится к воздухоплаванию. Используя принцип полёта птиц (строение крыльев, пропорции), да Винчи хотел создать летательный аппарат, “крылья для человека”. Придя к выводу, что человеку не хватит мускульной силы поднять своё тело и аппарат в воздух, да Винчи стал работать над более объёмными и глобальными проектами.

Его идеи, воплощённые в виде чертежей и набросков, во многом предвосхитили появление современных дельтаплана, самолёта, вертолёта и парашюта.

Сегодня нам известно, что да Винчи не успел “поднять человека в воздух”, но до конца дней своих он был убеждён – полёт человека возможен.

А Вы о каких-то Америках говорите! Вот оно – Открытие!

 

 

 

МЫ ТОЖЕ НЕ ЛЫКОМ ШИТЫ

 

Безусловно, мы все преклоняемся перед гением Леонардо, однако и русская земля имеет своих самородков. Имя одного из них знают даже маленькие дети. Правда, часто люди помнят лишь расхожую байку о том, как Михайло Ломоносов “босой пешком пришёл в Москву учиться”, кто-то, может быть, вспомнит, что он был студентом в Германии… Но разве это главное?! Так почему же стоит снять шляпу при упоминании его имени?

 

В мире много выдающихся людей, но уникальных – единицы. Михаил Васильевич Ломоносов – один из уникумов. Начав изучать его работы в разных областях, трудно поверить, что их создатель – такой же человек, как мы с Вами: две руки, две ноги, голова. Этот человек не просто развернул ход истории, но с лёгкостью прикрепил ей на спину моторчик для ускорения скорости.

Михаил Васильевич родился 8 ноября 1711 года в деревне Мишаненской у Белого моря. Это плодородный и спокойный край, сюда не дошли ни гнёт ига, ни рабство, ни барщина, ни другие обстоятельства, способные потревожить жизнь поморов. Всё своё время Михаил Ломоносов любил проводить с отцом в море. Чистый морской воздух и пытливый ум юноши сделали своё дело. К четырнадцати годам Михаил выучился грамоте, был знаком с арифметикой, интересовался естественными науками. Вообще Михаил был любознательным ребёнком, что несомненно сыграло большую роль в его дальнейших достижениях. Судя по направлениям его работы, он придерживался принципа “увидеть – узнать”.

Ломоносов быстро взрослеет и решается на серьёзный поступок, переломивший его жизнь. Всем нам известен его побег-путешествие из Мишаненского в Петербург. План побега был тщательно спланирован и через три недели молодой, амбициозный, но пока ещё никому не известный и никого не знающий в первопрестольной, прибывает в Москву. А что же дальше спросите Вы? Дальше– кропотливая работа, величайшие достижения и слава. Всё понеслось со стремительной скоростью.

В свои 15 он сочинял стихи на латыни. Знал греческий, переводил притчи и изучал летописи. Позже взялся за освоение французского и немецкого языков. Новый этап жизни начался в Петербурге, куда Ломоносов перевёлся для обучения в Академии.

Дело в том, что Ломоносов жил именно в то время, когда Российская Империя нуждалась в учёных, в нововведениях, в развитии. Всем известно, какие попытки предпринимал Пётр Великий для привлечения в Северную Пальмиру выдающихся деятелей искусства и учёных. Это время расцвета всех сфер жизни Санкт-Петербурга, расцвета с помощью иностранцев. Оттого-то и называет Д.С.Лихачёв наш город – городом многоликим, многонациональным. Ломоносов был один из немногих “отечественных умов” того времени. Невозможно вот так, разом перечислить все его заслуги. Он первый ввёл в употребление такие термины как транскрипция, транслитерация, периферия, эклектика, атмосфера. Огромнейший вклад был и в литературе. Ведь именно с его помощью мы знакомы с русским четырёхстопным ямбом, созданным по немецкому образцу. Нельзя сказать, что до прихода Ломоносова в науку люди не знали, что такое риторика, конечно, знали, другое дело, какой оборот приняло это направление при этом замечательном человеке.

Заслуги в приборостроении, метеорологии, астрономии, истории, географии и навигации заслуживают наивысшей хвалы, но гораздо более мы обязаны ему за русскую словесность. Чистую и грамотную, ту, с которой познакомил нас Человек с большой буквы, Михаил Васильевич Ломоносов!