Литературный журнал
www.YoungCreat.ru

Архив
Марина Добреля

Произведения:

ИГРУШКА ИЗ КОЖЛИ
(Очерк)

Как и когда появилась игрушка в с. Кожля Курского края, не помнят сегодня даже старожилы, а говорят лишь, что в селе игрушку делали испокон веков и почти в каждом дворе. А вот дворов до революции в Кожле насчитывалось до 3 тысяч и 2 раза в год устраивали ярмарку с каруселями да представлениям, которая приравнивалась к Московской.
Первое письменное упоминание об игрушке из курской провинции можно найти в архивах Курской областной библиотеки в книге агронома Кулыжного «Описание кустарных промыслов» в Льговском уезде Курской губернии, изданной в 1904 г. Глиняные курские (кожлянские) игрушки расходились по многим городам юга России, доходя даже в далекие прошлые годы до Персии и Турции.
Сейчас в с. Кожля около 30 дворов. Единственная мастерица Ковкина Валентина Венедиктовна продолжает хранить и передает секреты мастерства нашей Дронявской школы уже 23 года. Ей уже самой 83, но каждый вторник и четверг она приходит в школу, принося с собой любовь к незатейливой глиняной игрушке-свистульке.
Мир кожлянских игрушек так разнообразен и богат, что каждый может найти среди них свой любимый образ. Здесь и уточка с петушком, и козлик с барашком, и кошка с собачкой, и медведь с лисой, и даже лев с волшебной птицей. В каждой игрушке есть частица души того человека, который ее слепил. Так и кажется, что они сейчас оживут и поведают вам много интересных историй.
По светлому обожженному фону глины нанесен определенный рисунок. В росписи, как и во всем остальном, есть свои особенности. Например, расписывать игрушку можно только красками четырех цветов: красной или розовой, синей или голубой, зеленой и желтой. Краску готовятся на основе натуральных продуктов: яйца, молока и сахара. Каждый рисунок имеет свое назначение и наносится по определенной схеме. Например, прямые полоски – полосы дождя и вспаханной земли. Волнистые линии – реки. Елочки означают растения. Косые клеточки – срез на бивне мамонта. Роспись на игрушках – это древние письмена. Но сейчас, конечно, они утратили свое прежнее значение и имеют больше эстетический смысл, так же, как и цвет игрушки. В языческие времена игрушка была тотемом, а свист имел силу изгонять злых духов. Сейчас игрушка – детская забава, а свист – музыкальный инструмент. Хотя и меняется назначение игрушки, но она остается неизменной, Сохранить ее в первоначальном виде и передать следующим поколениям должны мы.
Наша школа является маленьким хранилищем нашей истории и наследия наших предков. Все учащиеся с 1 по 11 класс занимаются лепкой, у каждого свой почерк, своя фантазия, но нам необходимо сохранить традицию лепки кожлянской игрушки.
Глиняные свистульки, выполненные нашими школьниками, побывали на выставках в разных городах России. В виде сувениров, подарков отправлялись они далеко за пределы страны: США, Монголию, Польшу, Францию, Германию и другие места.
Я горжусь тем, что причастна к сохранению и продолжению народного промысла: с удовольствием леплю игрушки, они у меня получаются веселыми, даже озорными.